Я ПАМЯТНИК ТЕБЕ ВОЗДВИГ

01-01-1997

Еженедельник "Панорама" издается в Лос-Анджелесе. Газета выходит на 52 полосах 17-й год и многие считают (я - в том числе) ее лучшим изданием в США на русском языке (редактор и издатель - Александр Половец). Сотрудничая с газетой 5-й год и довольно неплохо зная ее материалы, с удовольствием представляю постоянного автора "Панорамы" Игоря Бриза. Когда редактировал, смеялся. - Валерий Лебедев

 

Вместо предисловия

Владимир Ильич, если не ошибаюсь, учился не в Рязани, а все больше в Казани. Но почему-то именно в Рязани, а не в Казани, недавним решением горсовета Ленин возвращен на место. На место - в смысле на центральную площадь города, где он красовался в позе регулировщика с 1957 года. В Рязань, как и подобает провинции, все веянья пришли с опозданием. По всей стране уже давно был собран урожай Ильичей, все бывшие республики давно рапортовали о выполнении плана, а в Рязани только в 1993-м взялись за вождя всерьез. т.е. демонтировали и увезли. Глазами местных членов партии, должно быть, все выглядело иначе: Ленина подхватили и унесли вихри враждебные. В роли вихрей выступил тогдашний мэр, склонный к перегибам на местах. В историю партийного движения вошла местная коммунистка Яшина, вставшая грудью на защиту каменного Ильича. Женщина Яшина совершила подвиг: она кидалась на рабочих и пыталась заламывать им руки, всячески мешая демонтировать святыню. Яшина старалась даже, на манер неизвестной солдатки, остановить Ильича уже, так сказать, на скаку. Однако контрреволюционные рабочие в конце концов одолели эту глубоко партийную женщину и... опустела городская площадь. Не стало Ленина. Но плохо вы знаете большевиков, господа! Во-первых, вскоре они пришли к власти в городе. Взяли красные Рязань! Во-вторых, подали в суд на контру. В-третьих, нарсуд Советского района (сердце кровью обливается от ностальгических этих обозначений) признал решение о деленинизации города незаконным. И тем самым пыл коммунистов удовлетворил. В-четвертых, большевистский горсовет издал историческое решение: "О восстановлении памятника В.И. Ленину". И чтоб до апреля сего года! Супротив партии в Рязани никто не пойдет. И Ленин вернулся - его водворили обратно. Местные мультипликаторы, работают, говорят, над обновленной версией "Карлсона": Малыш будет стоять окна и ожидать возвращения любимого Ленина - привидения с мотором, разносящего газету "Искра". Называться будет мультфильм узнаваемо: "Ленин, который живет на крыше". С того обстоятельства, что у города оная поехала, и для полного счастья городу только коммунизма не хватает. Но рязанский синдром - далеко не единственный на нашей необъятной Родине. В одном из городов Средней Азии, например, Ленина с площади тоже снесли, но не полностью. На постаменте остались гранитные башмаки. А может, чувяки. Таким образом, видимо, восточная мудрость потрафила всем сразу. Говорят, к чувякам по инерции ходят новобрачные на обряд. Интересно, что в этом же городе лет двадцать назад, на праздновании очередного летия Советской власти мимо трибуны с первым секретарем республики ехал грузовик, на котором стоял... живой Ленин. С совсем уж, правда, восточными чертами лица, так как то был местный народный артист. Когда грузовик поравнялся с трибуной, Ленин не выдержал и, дико нарушая субординацию, поклонился в пояс первому секретарю. Партийные нормы были порушены, но восточные расцвели. В нынешней Москве с памятниками тоже какая-то свистопляска. С одной стороны, отчасти реализована идея Комара и Меламида, и создан парк юрского периода из поверженных партийных динозавров. С другой, почти восстановлен Храм Христа Спасителя что на месте бывшего бассейна для народа на месте бывшего народного Храма. Кстати, если уж следовать модной теории сохранения всех исторических памятников, то почему бы не восстановить внутри храма маленький бассейн - копию снесенного? И с Зурабом Церетели, любимым скульптором Лужкова, тоже не все понятно. Недавно провели опрос в провинциях страны на тему этого творца. Вопрос звучал так: "Что вы знаете о Зурабе Церетели?" Мало кто был в курсе истинной ценности работ и еще меньше кто подозревал о существовании самих работ. Часть опрошенных заявила, что "Церетели - это меньшевик, враг Ленина", другие выразили уверенность, что -"Церетели - это грузинская шахматистка" третьи поделились знанием, что "это итальянский зодчий, которого Петр пригласил строить Петербург". И только совсем немногие ответили почти правильно, что "Церетели - это марка грузинского вина". Видимо, примерно так же к скульптору относятся и москвичи: то ему заказывают памятник, и памятник вызывает кучу восторгов, то вдруг композиция начинает раздражать народ, и памятник исчезает. Недавно, к примеру, было модно нападать на монумент Петра. А ведь еще вчера он вызывал столько неподдельного восхищения. Сейчас, вроде, снова начинает нравиться. Как заметил в недавней "Панораме" ученый Б.Паперный, в России сейчас ностальгия по всему. Судя по телерепортажам, там тоскуют по крепостному праву, революции, царизму, НЭПу, насильственной коллективизации, ансамблю "Самоцветы" с их (а может, не их) яростным строем гитар, по Америке - по "догнать ее и перегнать", по Союзу нерушимому... и, может, даже по очередям. Судя по всему, в голове у народа все смешалось - и не мудрено: эпохи перепутались. Видимо, для того, чтобы картина мира вновь обрела целостность и законченность, нужен новый художественный метод - метод капиталистического реализма. Только этот метод позволит правдиво отразить окружающую жизнь и воплотить ее идеалы, с одной стороны, и придать этому воплощению грандиозный, истинно капиталистический, т.е. показушно-рекламный размах - с другой. Иными словами, настала пора новых архитектурных проектов, которые отвечали бы менталитету дня. Народу нужны не исторические, а сугубо современные произведения в камне. Нужны образы современников, нужны новые герои. Но кто может сгодиться на роль всенародного любимца? Понятно, что в Домах правительства таких кандидатов на окаменение нет. Нет их и в оппозиции. Искать новых героев нужно на улице и на сцене. Я хотел бы предложить несколько серьезных по затратам проектов, которые смогли бы нести в себе не только сейсмическую устойчивость, но и символическую - имперскую нагрузку.

НАША МАША

(Отечественная статуя Свободы)   Этот, уже ходящий в самиздате проект, принадлежит русскому американскому писателю-архитектору Жоржу Бананову. По моей просьбе автор доработал и удорожил проект. Высотная статуя певицы Маши Распутиной ваяется в центре Москвы. Материалы: фанера, известка, цемент, арматура, цветные металлы, тряпки, трубы газопровода, помада, щебень, золото, деревянные опилки, платина, солома. Рост монумента примерно вдвое выше Останкинской телебашни. Вес превосходит суммарную массу айсберга, о который ударился "Титаник", а также зданий ГУМа, Мавзолея, Торгового Центра в Нью-Йорке, бывшего Елисеевского и подводной лодки 'Комсомолец", включая подсобные помещения. Каждая грудь превосходит размером и блеском купол храма Св. Петра в Риме. Несмотря на то, что левая нога Маши стоит на одном берегу Москва-реки, а правая на другом, - это не помешает движению судов: в образовавшемся проеме без труда уместятся три собора Нотр-Дам. Поэтому проплыть там сможет даже современный авианосец, не говоря об атомном ледоколе "Ленин" (при проплыве вверх не смотреть!). Причем акустика статуи такова, что даже при слабом ветре она будет... петь, т.е. исторгать сиплый инфразвук чудовищной красоты, который будет слышен не только в Москве и Московской области, но и в ближайших европейских странах. Во время дождя статуя будет скидывать железную юбку (это явление самые чуткие москвичи и гости столицы распознают по небольшому землетрясению - 8-10 баллов по шкале Рихтера), а в солнечную погоду - с лирическим музыкальным скрежетом падать на Красную площадь, погребая под собой недалекий Макдональдс (легкое смещение земной орбиты), и затем периодически менять позу для равномерного загара. Во время праздников специальный маховик позволит статуе прыгать, садиться на Кремль и крутиться. Особое внимание следует уделить работе над самым крупным, сложным и ответственным - задним участком композиции. И только затем приступать к отделочным работам, а именно: к раскрашиванию статуи и облитию ее духами с пролетающих бомбардировщиков. Для этой цели в Шереметьево-2 следует подвезти 200 вагонов с 400 тысячами тонн самой яркой известки и 282 цистерны с самой пахучей парфюмерией. Из них, согласно проектным затратам, должно быть украдено, соответственно, 34 вагона и 47 цистерн. Меньше украсть никак невозможно, и не просите. Поющая и танцующая статуя Свободной Маши Распутиной станет новым символом рыночной России, взамен устаревших памятников Гоголю, Пушкину и др.

ПАМЯТНИК НОВОМУ РУСCКОМУ

(Отечественный Кинг-Конг)   Рядом со зданием МГУ наваять огромный бриллиантовый "Мерседес" с открытой дверцей. Из "Мерседеса" как бы вышел и стоит, держась за шпиль МГУ (выступающий в роли шампура), на котором нанизан кусок мяса, гигантский мужчина. Кусок мяса - это клетка с представителями интеллигенции: безработной профессурой, нищими поэтами, уволенными физиками- атомщиками и т.д. Пиджак Нового Русского покрашен в малиновый цвет, зубы позолочены червонным золотом, отскобленным от церквей. На шее златая цепь, на которой плавает кит ученый, на левой руке - золотые "роллексы" сделанные из циферблата Кремлевских курантов, в правой - спутниковый сотовый телефон (радиостанция "Маяк" в натуральную величину). Ровно в 12 часов ночи Новый Русский отрывает шпиль, подносит его ко рту и снимает зубами кусок мяса. Интеллигенция тихонько перебегает к нему в рот, и запускается новая смена. Как мы видим, статуя не только выражает народный идеал грядущего тысячелетия, но и обеспечивает работой неимущие слои.

ПАМЯТНИК КИЛЛЕРАМ

(Последнее чудо света)   Над городом возводятся две огромные и надежные крыши. На крышах стоят исполинские темные фигуры Киллеров. Сквозь мутную крышу фигуры их плохо различимы, видно только, что они в черных очках, татуировках и в чулках на головах. Два громадных заведенных БМВ ждут их на краю крыш. Шум моторов БМВ создает для рядовых крошечных жителей Москвы полную иллюзию грома. Защищая граждан, Киллеры их отстреливают в случайном порядке. Приблизительно раз в неделю крыши наезжают друг на друга, что вызывает молнию (в народе это явление природы называется "стрелка"). После молнии один из Киллеров падает вместе со своей крышей на город, придавливая раненых и уцелевших. Затем фигура поднимается и цикл повторяется. Высота Киллеров такова, что периодически, в момент смещения статуей Маши-Свободы земной оси, в зоне обстрела появляется верхушка американской статуи Свободы и ближайший к ней Киллер начинает стрельбу из царь-пушки с обеих рук по-македонски. Где-то неподалеку, на той же крыше стоит и броневичок, в котором живет Ленин с мотором, без него люди тоже не мыслят себе сегодняшнего дня.

Вместо послесловия

Считаю, что мы, бывшие граждане Страны Советов, имеем право делиться своими советами и посильно участвовать в ковке светлого Совка. Если у читателя возникнут альтернативные проекты художественного обустройства России - присылайте.

Комментарии

Добавить изображение