Полный текст радиообращения президента России 27 июня 1997 года

04-10-1997

Дорогие россияне!

Среди тех, кто меня сегодня слушает, наверняка много пожилых людей. И, думаю, им обидно, что президент так часто обращается не к ним, а к молодежи.
И другие руководители государства больше предпочитают говорить о молодых. Как будто забыли: тех, кому за 60, в России почти 25 миллионов!
Особое внимание к молодому поколению объяснимо. Страна сегодня очень нуждается в молодых, энергичных, предприимчивых людях. Они спешат, тянутся к новому, охотно принимают перемены.
А пожилые люди не так расторопны и энергичны. И обычно крепко держатся за свои привычки. С этим надо считаться.
Многое из того, что окружало пожилых людей еще каких-нибудь 10 лет назад, теперь стало совсем другим. Поменялись названия улиц и городов. Марки стиральных порошков и бытовой техники. Новые, незнакомые слова звучат с экранов телевизоров.
Со всем этим нелегко справиться пожилому человеку. Если даже фотографию на комоде он не переставлял уже лет 20!
Понимаю, морально и психологически -- труднее всего пожилым. Многие из вас обижены на власть. Может быть, не понимают смысла происходящих перемен. Потому что эти перемены сейчас не приносят благополучия и радости. Реформы больнее всего ударили по старшему поколению. Не могу не признать в этом и своей вины.
Но ведь пожилые люди вовсе не противники перемен. Наоборот -- больше всего хотят достойной и обеспеченной жизни.
Старость -- это особая пора для человека. Посложнее, чем юность и зрелость. И потому государство обязано помогать пожилым людям. А уж тем более выполнять все свои обязательства перед ними.
Прежде всего имею в виду своевременную выплату пенсий. В прошлом декабре я потребовал ликвидировать все задолженности по пенсиям к 30 июня. Ведь не вовремя платить пенсии -- значит брать в долг у пенсионеров.
Правительство с долгами рассчиталось. С февраля в Пенсионный фонд перечислено свыше 17 триллионов рублей. Последние три триллиона должны в минувшую среду.
Но надо, чтобы деньги дошли до пенсионеров без задержки. Наверняка у руководителей в регионах появится искушение решать свои региональные проблемы с помощью пенсионных денег. Но от таких искушений советую воздержаться. Наказывать за них буду безжалостно.
Усилия правительства по ликвидации долгов пенсионерам впору назвать титаническими. Но тут не место ни умилению, ни восторгу. Если требуются чрезвычайные меры, значит, что-то не в порядке. Что-то не отлажено. Где-то идут сбои.
Наша задача -- распрощаться с этой чрезвычайщиной. Добиться того, чтобы своевременная выплата пенсий стала будничным, естественным делом.
Вот почему правительство внесло в Думу пакет законов. Их смысл в том, чтобы на пенсии всегда было достаточно средств. Чтобы больше не залезать в долги перед пожилыми людьми.
Рассчитывал, что Дума этот пакет законов примет. Тогда положение с выплатой пенсий вошло бы в нормальную колею. К сожалению, депутаты не поддержали необходимые решения. Побоялись взять на себя ответственность за болезненные, но жизненно важные меры.
Что же, пенсионерам снова придется бедствовать? Нет, не придется. Все необходимые для этого решения мы примем на себя.
Есть и еще одна задача. Пенсий, которые мы сегодня можем платить, для нормальной жизни явно не хватает. Потому и готовим пенсионную реформу. При слове "реформы" многие хватаются за сердце. Но никаких резких перемен тут не будет. Пенсионная реформа пойдет плавно, медленно и растянется на несколько десятилетий.
Суть ее в том, что пенсии станут выше и будут напрямую зависеть от заработков. Не так, как сейчас,-- когда у всех мало, но поровну.
Но одной государственной заботы, конечно, недостаточно. Пожилым никак не обойтись без заботы родных и близких, без простого человеческого участия.
С горечью замечаю, как черствеет наше общество. Молодые порой недопустимо равнодушны, жестокосердны к тем, кто их родил, вынянчил, воспитал.
Нашим детям и внукам не стоит забывать старую истину -- молодость проходит быстро. А остается самое надежное -- семья и друзья, их любовь и поддержка. Нам, людям старшего поколения, необходимо постоянно напоминать молодым об этом.
Пенсионеры не должны чувствовать себя забытыми и обделенными. На их долю столько всего выпало! Не надо пожилых людей снова испытывать на прочность. Давайте их побережем. Они заслужили это.
Благодарю за внимание.

Комментарий "Коммерсантъ - Дейли"
Он говорит: "халва, халва..."
Михаил Новиков

У всякого литературно завершенного текста есть свойство свидетельствовать о личности автора. В этом смысле президентские радиообращения, риторичные и расплывчатые по мысли, дают недурную почву для психологических наблюдений. По сути их сквозным сюжетом является мировоззрение главного обитателя Кремля, его характер в становлении и развитии. Источники его знаний о жизни, наконец.
В самом деле, из прошлого послания, обращенного к подросткам, мы узнали о таинственном ларьке с пепси, выбранным молодым поколением. На этот раз метафорой вселенских перемен оказались новые названия стиральных порошков, символом же стабильности -- какой-то странный комод, на котором стоит фотография. Если вспомнить недавнюю идею с начисто лишенным рекламы "культурным" телеканалом, становится ясно: президент -- прилежный телезритель.
И находится, по крайней мере душою, вместе со своим народом -- в частности, с той его частью, к которой обратился на этот раз. Его раздражает реклама. Ему нравится "Старая квартира" -- а где еще мог появиться комод?
Это все понятно. Это человечно. Увы, как только доходит не то чтоб до житейской, а просто до логической конкретики -- случается беда. С одной стороны, реформа ударила -- с другой, нужна реформа еще больше. И нужна немедленно, но не пугайтесь -- она растянется на десятилетия. То есть плоды ее достанутся тем самым жестокосердным и торопливым молодым. Следует из этой (предлинной -- см. в тексте) спирали рассуждений только одно: "решения мы примем на себя".
Ну, в этом-то никто не сомневался. Стоило ли лишний раз уверять в этом почтеннейшую публику? Затеяв вежливые поклоны в сторону каждой отдельно взятой группы общества, президент рискует увязнуть в бесконечной череде риторических словесных жестов. К молодежи. К старикам. К женщинам. К мужчинам. К худым. К толстым. К владельцам домашних животных. К свободной стихии. Обо всем и ни о чем. И образ царствующего, но не правящего Телезрителя No. 1, незабвенного пятизвездного генсека, оживает в сердцах дорогих россиян.

Комментарии

Добавить изображение