АЛАН ДЕРШОВИЦ ХОЧЕТ СПАСТИ АМЕРИКАНСКИХ ЕВРЕЕВ

04-10-1997

Блистательный юрист, профессор Гарварда Алан Дершовиц - человек, которым одни люди восхищаются, другие же не могут слышать его имя без гримасы брезгливости и негодования. Достаточно вспомнить его защиту О-Джея Симпсона и решающую роль в оправдании последнего. Не менее скандальную окраску носили и некоторые предыдущие случаи его адвокатской практики, например успешная защита, подозреваемых в совершении тяжких преступлений Леоны Хелмсли и Клауса фон Бюлова. Скандальным было то, что при помощи юридического крючкотворства, блестящий оратор и полемист, непревзойденный мастер постановки зрелищных спектаклей в зале суда, адвокат Алан Дершовиц умудрялся добиться оправдания лиц, которые в глазах общественного мнения были заведомо виновны, настолько все говорило против них. Бывшие советские евреи помнят лидирующую роль Дершовица в организации кампании в поддержку Натана Щаранского. Журнал «Бостон» поместил его на 24 места в списке наиболее ярких и влиятельных личностей в Бостоне.
Нынче он пробует себя в новом амплуа и желает спасти американское еврейство от исчезновения. Можно сказать, выступает в профетической или даже мессианской роли. Казалось бы, ситуация ныне для евреев в США и в целом в мире достаточно благоприятная, может быть лучше чем когда либо в человеческой истории. Однако Дершовиц бьет тревогу. Как раз процветание евреев и их высокая степень интеграции в современное общество, прежде всего в американское, грозят утратой религиозной и национальной идентичности евреев. Этой проблеме посвящена его новая книга « Исчезновение американского еврея. В поисках еврейской идентичности в следующем веке», опубликованная в издательстве «Литтл браун». Алан Дершовиц спланировал на ближайшее время множество выступлений перед еврейской общественностью США, желая привлечь ее внимание к этой проблеме. Популяризируя свою книгу и продвигая ее в читательские массы, Алан Дершовиц колесит по стране и выступает перед потенциальными читателями. На одном из выступлений профессора Дершовица в Бостонской публичной библиотеке я недавно побывал.
Рецензент из «Нью-Йорк таймс» Джонотан Розен, правда намекнул, что побудительным мотивом к написанию книги было стремление Дершовица самооправдаться за брак своего сына с ирландской католичкой. Так это или не так, остается лишь только гадать.
Алан Дершовиц отмечает, что от следов былой дискриминации евреев не осталось и следа, лишь на уровне бытовых предрассудков. Ненависть антисемитов, объединяющая евреев прежде, существенно пошла на убыль и не представляет более сколь-нибудь значительной опасности. В этой связи Дершовиц вспоминает, что 1812 году, во время нашествия Наполеона на Россию, один из основателей любавичской ветви хасидизма раввин Шнеур Залман в первый день Рош Гашаны обращаясь к евреям в синагоге, сказал, что будет молиться за победу России и царя Александра.
Большинство слушающих ожидало противоположного; евреям казалось, что раввин будет молиться за победу Наполеона, ведь Бонапарт обещал евреям равные права, свободу передвижения и т.д. Однако это отдалило бы, по мнению раввина, еврейский народ от бога. Страдание являлось цементом, скрепляющим воедино евреев как народ. Подобного же мнения придерживался и основатель политического сионизма Теодор Герцль. Не будучи евреем, этот взгляд разделял Жан-Поль Сартр, утверждая «антисемит этот тот, кто делает еврея евреем». «Элементом национальной самоидентификации евреев с течением времени все более и более становилась коллективная самозащита.» - пишет Алан Дершовиц в своей книге «Исчезновение американского еврея». Крестоносцы и инквизиторы, Мартен Лютер и погромщики преследовали евреев, не желающих обращаться в христианство. Гитлер трансформировал религиозные гонения в расово-этническую ненависть, завершившуюся Холокостом.
Подобную избранность и судьбу для еврейства и подобный механизм для сохранения еврейского духа профессор Дершовиц отвергает. Однако эмансипация еврейства грозит завершится, перефразируя Маркса, «эмансипацией от еврейства.»
Уже нет давно не существует былых барьеров, препятствовавших прежде евреям занимать высокие политические посты, преподавать в престижных университетах, заниматься любым бизнесом.
Секуляризация американского еврейства, включение евреев во все сферы экономической и социальной жизни привели к тому, что некоторые авторы в США стали говорить о неправомерности рассматривать более евреев как дискриминируемую часть населения. Евреи заняли во многом лидирующие позиции в различных областях науки, образования, бизнеса. Значительная часть Голивуда, творческой элиты – это представители американского еврейства. Cocтавляя всего два процента населения 262 миллионного населения США (примерно пять с половиной миллионов человек) американские евреи оказывают столь мощное влияние на все аспекты жизни страны, что многие американцы верят в то, что евреев не менее 20 процентов, пишет Алан Дершовиц.
Если согласиться с логикой Герцля, Эйнштейна и Сартра, то с устранением грубого давления, преследований, пещерного антисемитизма должен исчезнуть и иудаизм вместе с еврейством.
Собственно, по мнению Дершовица это и происходит. Ассимиляция, смешанные межнациональные браки и низкая рождаемость приведут к исчезновению евреев в следующем веке, если они не выработают срочный рецепт спасения. Светские, секулярные евреи исчезнут, останутся лишь ортодоксы и хасиды, поддерживающие образ жизни «добровольного гетто».
Дершовиц пишет и говорит об этом страстно и со знанием дела, хотя, конечно, иногда кажется, что столь острая полемическая постановка вопроса оправдана лишь в целях привлечения внимания читателей.
Он ценит еврейскую культуру, считая Бога порождением человеческого разума. «Я верю в Бога, как в создание человека»- заявил Дершовиц. «Я каждый день читаю Талмуд, ценю все зерна истины заложенные в нем, все противоречивые аргументы и это помогает мне в моей повседневной юридической практике, в частности и потому я не желаю исчезновения культуры американского еврейства.» - говорит знаменитый юрист.
Алан Дершовиц перебирает возможные варианты сохранения еврейства. «Я убежденный сионист и если бы мне довелось жить несколько жизней, одну из них я желал бы прожить израильтянином. Но я –американец, верящий в Америку и в ее будущее.» - пишет он. По этой причине массовая алия евреев кажется ему невозможной. Как один из вариантов поддержания еврейской идентичности им упоминается добровольное обращение в ортодоксальный иудаизм. Но и этот вариант представляется ему в значительной степени тупиковым, главным образом из-за его неприемлемости для огромного числа секулярных американских евреев. Дершовиц отмечает, что бывшие советские евреи в Америке становятся более религиозными, однако и они привнесли новые черты в формирование еврейской идентичности, ощущая себя как национальную, а не религиозную группу. Еврейское религиозное образование, традиции благотворительности, распространение исторических знаний о судьбе еврейства, поддержка Израиля- все это по мнению Дершовица - хорошо, полезно, но недостаточно. Во всяком случае перед лицом вызова, который бросает евреям новый, ХХ1 век. Перебрав разное количество вариантов решения «еврейской проблемы», Дершовиц не останавливается ни на одном из них, признавая за каждым право на существование, но не считая его окончательным. Многие его тезисы полны противоречий. Опасаясь, скажем, разрушаюшего воздействия на еврейскую культуру межнациональных браков, он как человек современный и достаточно либеральный не может не признавать права евреев на свободный выбор брачного партнера, в том числе и из иной национальной или религиозной группы. В смешанной семье, никуда не денешься от этого, все будет зависеть от согласия между родителями, в каком духе они будут воспитывать ребенка, смогут ли найти компромисс.
Впрочем, Алан Дершовиц и не считает, что возможно найти какую-то панацею. Каждый из путей культивирования еврейской идентичности хорош по своему и в то же время недостаточен. Автору важно лишь протрубить сигнал тревоги и сформулировать проблему. Искать ее решение предстоит всем обеспокоенным евреям. Дершовиц призывает к открытому поиску путей самовыражения для современных секулярных евреев, желая преодолеть стереотипы «племенного» сознания и «комплекса преследования», свойственные, по его мнению, традиционной еврейской ментальности. В общем и целом его книгу пронизывает мысль о необходимости сохранять, поддерживать и развивать всеми доступными методами уже сформировавшуюся в США светскую культуру американских евреев.

Комментарии

Добавить изображение