БОРЬБА С МАТОМ ПОСРЕДСТВОМ ДЕМОГРАФИИ

04-10-1997

В России недавно произошло событие, которое, казалось бы, должно было занять первые страницы всех без исключения газет и первым сюжетом пройти по любым программам теленовостей. Поскольку событие действительно беспрецедентное. А именно - традиционный Пироговский съезд врачей России принял постановление и обратился к руководству страны с письмом, полным тревоги. В постановлении и письме говорится о том, что система медицинского обслуживания применительно к представителям бедного и среднего классов населения в стране полностью разрушена, и народ России буквально вымирает - ежегодное уменьшение населения страны составляет более миллиона человек и практически во всех регионах смертность превысила рождаемость. Подобного явления в мирное время не знала ни одна цивилизованная страна, да и в странах третьего мира население увеличивается, а не уменьшается.
Казалось бы, должна последовать самая серьезная реакция, ибо кому, как не врачам представлять себе реальное положение вещей и судить о медицинских результатах происходящих в стране процессов. Ну и что - занервничали президент и правительство? Запереживали о малых сих? Напринимали кучу постановлений, призванных улучшить, усилить, укрепить и поднять на должную высоту? Как же! Ноль внимания и коротенькие заметочки во всех проправительственных газетах насчет того, что врачи указывают на недостатки в системе медицинской помощи в стране (то есть, вроде бы, как сами себя ругают на пример унтер-офицерской жены). И можно не сомневаться: такая, мягко говоря, сдержанная реакция имеет место именно потому, что заявление последовало от врачей.
Если бы кто другой такое говорил, а особенно если оппозиция, то тут же можно было бы (и такое уже было и не раз) заявить, что все это грязная антиправительственная пропаганда, спекуляция на временных трудностях, национал-шовинизм и вообще глупости и неправда. По поводу постановления Пироговского съезда такого не скажешь именно потому, что приняли его не политики, а специалисты. Или придется признать, что все врачебное сословие России заражено коммунистической пропагандой. А это вряд ли. Просто врачи знают, что говорят. От них политическими декларациями не отделаешься. Поэтому и делается вид, что ничего не произошло и никто ничего не говорил и уж, тем более, не слышал.
Врачи в свободной стране имеют права принимать любые постановления и писать письма хоть Господу Богу, а начальство имеет право все это в упор не замечать, чтобы не портить такую радостную картину дружного продвижения по пути благотворных реформ. А что покойникам каким бы то ни было благом пользоваться довольно затруднительно, так это дело десятое. Очень напоминает председателя Мао, который как-то заметил, что готов потерять восемьдесят процентов населения в атомной войне с империализмом, чтобы оставшиеся двадцать (в победе он тоже не сомневался) пользовались всеми радостями победившего коммунизма.
Так что же там российские врачи говорят? Без малого двадцать лет проработав в системе Академии меднаук, контакты и связи я там сохранил самые дружеские и надежные, так что сообщаю из первых рук. Справедливости ради, следует заметить, что большинство сведений в том или ином виде на страницах и экранах мелькало, но врачи собрали все вместе и освятили своим авторитетом. И собранное потрясает.
Говорить о резком сокращении продолжительности жизни в России за время ельцинского руководства стало общим местом, поэтому просто напомню: средняя продолжительность жизни уменьшилась примерно на 5 лет и не дотягивает сейчас даже до 68 лет (особенно сильно это уменьшение заметно у мужчин, которые живут сейчас, в среднем, по разным - но близким! - всего лишь порядка 58 лет). В унисон со статистиками и демографами, которым те, кто этого не хотел, просто отказывались верить, врачи эту тенденцию и эти цифры полностью и категорически подтвердили. Они также назвали основные причины наблюдаемых и быстро прогрессирующих изменений: во-первых, это повальное пьянство, в значительной мере усиленное состоянием неуверенности в прочности своего положения в жизни; во-вторых, это полный развал системы бесплатной медицинской помощи (деньги должны платить даже терминальные больные за, например, онкологические операции доноров крови, если платить нечем, положено приводить с собой уход за лежачими больными, в силу дороговизны больничных услуг, полностью лег на членов семьи, которые по неумению или по занятости не могут его предоставить в нужном объеме цена хороших лекарств взлетела до заоблачных высот, а фармацевтический рынок наводнен малоэффективными подделками подешевле и все такое прочее, о чем можно писать без конца) и столь же полная недоступность платной медицинской помощи для представителей даже еле заметного среднего класса, не говоря уж о бедняках и маргиналах страх потерять работу и отсутствие какой бы то ни было социальной защиты на рабочих местах, что приводит к бесчисленным попыткам "переходить" недомогание на ногах лишь бы не дать заметить свою "неполноценность" и поход к врачу только тогда, когда болезнь уже достигла финальной стадии и лечить ее трудно, а порой уже и невозможно. Сильнейшие стрессы, спровоцированные бесконечными ухудшающими благосостояние правительственными постановлениями и (особенно у мужчин в возрасте от 40 до 60 лет) неспособностью мгновенно перестроиться и приспособиться к новой экономической реальности при практически полном отсутствии системы психологической поддержки и помощи, сделали инфаркты столь же обычными, как и грипп, а число самоубийств стабильно увеличивают чуть не на треть ежегодно.
Врачи также сообщили, что смертность от воспаления легких в стране превышает даже "доантибиотиковые" показатели, а туберкулез и сифилис достигли характера -эпидемии. И - напоминаю - это все говорилось не каким-то одним оппозиционно настроенным или склонным к паникерству медиком, а Пировоговским съездом в целом, то есть всеми врачами России!
Подобные тенденции привели к тому, что в наши дни у мужчин, которым сейчас 16 и более лет, только 54 процента имеют шанс дожить до 60, тогда как даже ровно сто лет назад, на пороге ХХ века, эта вероятность была выше и достигала 56 процентов! Да, к тому же, "старая" вероятность рассчитывалась для все Российской Империи, и удручающе плохие показатели для среднеазиатских регионов значительно снижали среднюю цифру (то есть, для собственно России эта цифра была где-то на уровне 60-62 процентов!). Еще немного, и властям придется начать сравнивать нынешние цифры с цифрами, скажем, за 1942 или 1943 год, чтобы создать иллюзию процветания.
Еще один, ставший уже не только врачам понятный механизм создания иллюзии процветания или, хотя бы, улучшения жизни - это направление взоров исключительно в сторону Москвы, в которой все заметно по другому, чем в остальной России. По мнению врачей, если столичные власти еще хоть в какой-то мере пытаются дотировать московскую медицину и поддерживать инфраструктуру медицинской помощи населению, то в других регионах, особенно, в отдаленных от центра, дотировать и поддерживать уже практически нечего. Расходы на здравоохранение утверждаются в местных бюджетах (вслед за бюджетом центральным) на уровне примерно половины от потребного, а действительно выделяется едва ли и четверть утвержденных средств.
Все эти - морозом по коже! - сведения с Пироговского съезда сошлись для меня в прочитанной в одном из последних номеров парижской "Русской мысли" статьей (письмом) Ростислава Горчакова из города Игарки. Он как раз и пишет о том, насколько реальная жизнь провинции беднее и страшнее жизни московской и как это отражается на здоровье и выживании тамошних российских жителях. Не могу не привести несколько выдержек. Вот, пожалуйста: "...северяне криво ухмылялись, слыша пламенные призывы старейшин столичной демократии: "Вы что, забыли об очередях?! Вам что, нравятся карточки?!". Ухмылялись северяне потому, что забыть о карточках им не давали те талоны, которыми в Игарке выдавались и довыборные, и выборные, и нынешние зарплаты. ...Одна из самых грустных страниц моего дневника посвящена тому искреннему изумлению, с каким рассматривали этой зимой мои московские приятели привезенные мной талонные "сувениры" из Игарки, Туруханска, Дудинки и прочих сибирских городов - для москвичей это было нечто вроде марсианских артефактов. И уж вовсе большие глаза делались на мои пояснения, что за талоны можно купить товары только в "прикрепленных магазинах" (как в блокадном Ленинграде), да еще по куда более дорогой цене, нежели за наличные деньги."
Все сказанное в полной мере распространяется и на продовольственные товары, ибо одной из существеннейших причин резкого ухудшения здоровья подавляющей части населения врачи назвали стремительное изменение (разумеется, в худшую сторону) режима питания и замену "здоровой" пищи (фруктов, овощей, рыбы, птицы) на ту, которую люди могут себе еще позволить. А позволить они себе могут только самые дешевые безвитаминные мучные изделия (вермишель, макароны, отчасти хлеб). И именно так питается подавляющее большинство российского населения. И совершенно независимо от делегатов Пироговского съезда это подтверждает и Горчаков: "В год прихода Ельцина к президентской власти на свой часовой заработок представитель весьма повсюду распространенной шоферской профессии мог приобрести в Игарке 1,26 кг сахара, а в год перевыборов - 260 г. Или масла - соответственно 490 и 55 г. Яиц - 12 и 2. Хлеба - 6 и 0.6 буханки. Итоги такого рода <роста благосостояния> исчерпывающе подводятся соотношением рождаемости со смертностью: если в 1991 году первая жизнерадостно доминировала в Игарке над второй (14.6 к 6.9 на тысячу), то перед президентскими выборами 1996 года ситуация полярно изменилась: смертность уверенно возобладала над рождаемостью (11.4 : 9.7). Город стал активно вымирать... По сравнению с 1995 годом заболеваемость коклюшем возросла в Игарке в 4 раза, ветряной оспой - в 7 раз, скарлатиной - в 11 раз, туберкулезом - в 2 раза, вирусным гепатитом - в 5 раз".
Вот такие сведения, от которых выть хочется. Руководство, однако, не воет, а совсем наоборот. Резвится во всю. Ельцин в Санкт-Петербурге призывает поддерживать культуру и повсеместно бороться с матерными выражениями. Что ж, учитывая, что мало кто на просторах родины чудесной хоть изредка не сдабривает свою речь крепким словцом, нынешнюю медицинскую ситуацию вполне можно рассматривать как один из компонентов нового этапа насаждения пуризма. Так сказать, нет человека - нет и проблемы. Не будет населения, глядишь, и мата станет поменьше слышно. За что, собственно, культурные господа из начальства и воюют...

Комментарии

Добавить изображение