ПТИЦА-ФЕНИКС СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

22-02-1997

(Вместо некролога Дэн Сяопина) 
Незадолго до кончины патриарха послемаоистского Китая различные пресс-агентства уже вычисляли - вот-вот это случится. Они и раньше Дэн Сяопина хоронили, но как-то Бог миловал. Однако сейчас дело назревало круто. Об этом можно судить по некоторым косвенным данным, поскольку официальных заявлений на эту тему Китай традиционно не делает. Как всегда, по тонким намекам, по иносказаниям восстанавливалась картина недомогания. Тайны Пекинского двора по-прежнему оберегаются очень строго. После 1994 года, когда Дэн Сяопин перестал появляться на публике, стало ясно, что маленький китайский мудрец сдает. Ему исполнилось 90 лет - возраст, что и говорить, почтенный. А накануне ухода старого архитектора нового Китая в вечность агентство Reuter распространило со ссылкой на анонимные источники в коммунистической партии Китая сообщение о том, что глава партии и президент страны Цзян Цзэминь, а также другие крупные политические деятели и правительственные чиновники вынуждены были в срочном порядке прервать свои поездки по стране и вернуться в Пекин. Цзян Цзэминь вернулся из поездки в Гуанчжоу. Премьер-министр Ли Пэн возвратился из провинции Гуандун. Оба руководителя нанесли визит Дэн Сяопину, проживающему в хорошо охраняемом районе рядом с "Тайным городом" императоров Китая. И этот визит следует расценивать не просто как долг вежливости, но как возможное прощание с патриархом. А раз прощание - стало быть, дело плохо. Коме того, центральная газета "Женьминьжибао" стала усиленно призывать "всемерно учиться у Дэн Сяопина" - а это плохой знак. Вот по таким косвенным признакам и судили.
Дэн Сяопин - фигура легендарная. Его физически хоронили не менее трех раз. И столько же - политически. Политически он оказался бессмертен, но физически, увы, угас как раз 19 февраля, когда появились тонкие наблюдения о том, что, возможно, дни или даже часы отца китайских реформ сочтены. Это, без всякого сомнения, был один из величайших политиков уходящего века, великий преобразователь Китая. Его восхождение на вершины власти после трех (!) низвержений беспрецедентно. То есть, ничего подобного история, по-моему, не знает.
Бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт давно охарактеризовал его как "самого удачливого политического деятеля". Верно, но с поправкой - Дэн Сяопин выдающийся и удачливейший политик с китайской спецификой. "Если писать биографию, то в нее следовало бы обязательно включить ошибки, поэтому самое лучшее - ее не писать", - так говорил в одном из интервью Дэн Сяопин. Сам он не любил рассказывать о себе и, кажется, не оставил мемуаров. Но о нем много писали другие. Вот что известно об этом китайском Ликурге.
Дэн Сяопин (Дэн Сисянь) родился 22 августа 1904 года в семье сельского чиновника. Сейчас на доме, в котором прошли детские годы Дэна, висят таблички, на одной из них написано: "Здесь родился человек, который спас страну в годину бедствий и всеми силами возрождает ее. За это люди отдают ему поклон". Его отец был членом тайного общества "Добрая воля" и имел в нем чин "знаменосца". Семья была достаточно состоятельна, чтобы Дэн мог учиться в школе и даже изучать французский язык..
В 16 лет Дэн отправляется в первое большое путешествие - он едет во Францию продолжать учебу. Китайский юноша учится и, одновременно, работает рабочим на заводе "Рено" (по другим сведениям - на машиностроительном заводе) в Париже, затем кочегаром на паровозе, служит официантом и довольно быстро осваивает язык. В Париже в то время обитало много китайцев, занимавших нижние ступени социальной лестницы. Повращавшись в кругах китайских низов и насытившись отвращением к капитализму, Дэн Сяопин в 1922 году вступает в Социалистический союз молодежи Китая, двумя годами позже - в европейское отделение Компартии Китая. Это и определило всю его дальнейшую судьбу. В Париже он жил вместе с Чжоу Эньлаем, вместе работал в китайском отделении "родной коммунистической партии". Тогда же зародилась прочная дружба этих (будущих) китайских лидеров.
Под шутливым псевдонимом Доктор Мимеограф (множительное устройство, нечто вроде гектографа) Дэн Сяопин начал изготавливать и распространять листовки среди рабочих китайского квартала. Он быстро зарекомендовал себя хорошим организатором-подпольщиком. В 1925 г. французская полиция обращает на молодого революционера внимание, заводит на него досье, и Дэна партия направляет в СССР. В то время Сталин делал ставку на развитие мирового революционного процесса в Китае (и вообще на Востоке) и под эту идеологию молодого человека принимают в Коммунистический университет трудящихся Востока, а затем он переходит в более специализированный Университет им. Сунь Ятсена.
Быстро усвоив основы марксизма и революционной тактики, он в 1927 году возвращается в Китай. И сразу начинает жизнь профессионального революционера. Дэн становится политработником, военным, дипломатом, принимает участие в Великом походе Красной Армии (в 1934-35гг.), в антияпонской освободительной войне. После образования КНР Дэн назначается сразу на пост министра финансов, затем зам. премьера Госсовета, а на VIII съезде КПК в 1956 году был избран генсеком ЦК КПК. Китайский генсек - это не совсем советский пост. Лидером партии был не генсек, а Председатель КПК Мао Цзедун, но и генсек - один из высших иерархов в новом Китае. Под влиянием ХХ съезда КПСС, на котором впервые был разоблачен культ личности Сталина, Дэн тоже на китайском съезде выступил с докладом об изменениях в уставе партии и с критикой культа личности. Но вскоре и Мао, а следом и Дэн стали обругивать доклад Хрущева с его разоблачением культа культа личности Сталина.
Наступило время китайского "большого скачка" ( 1958 г). "Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья" - таков был главный лозунг. По всей стране строили дворовые домны для быстрого обгона Англии (для начала), а потом и остальных стран по выплавке чугуна и стали. Правда, не на душу населения страны - при огромном населении это было явно недостижимо. Извели и испортили огромное количество руды. Потом изводили воробьев, объедащих великий китайский народ, потом стали изводить сам народ. Появился новый лозунг: "Превратим желудок каждого китайца в маленький заводик по выработке удобрений". Однако, в связи с малой поставкой сырья для заводиков-желудков, их производительность была явно ниже партийных предписаний. Волюнтаристские эксперименты нравились Дэн Сяопину все меньше. Он, хотя и был революционером, но всегда оставался прагматиком. У Дэн Сяопина усиливается критическое отношение к "руководящим указаниям" вождя. Хотя для окружающих отношения Мао и Дэна были очень хорошими. Мао Цзедун не раз говорил, что Дэн внешне вежлив, но старается садиться подальше от него. Член Политбюро ЦК КПК Чэнь Бода выразился так: "Дэн Сяопин - это такой человек, который выставлял свой ум и так подавал себя, как будто бы он - небом рожденная энциклопедия... Обсуждать вопросы с Дэном было труднее, чем взбираться на гору".
К началу 1959 г. становится очевиден провал "большого скачка". Мао как бы уходит немного в тень, отказываясь от поста Председателя КНР, им становится Лю Шаоци. А Мао - председатель КПК, что, конечно важнее. Нужно было срочно выправлять последствия "Большого скачка вперед" и несколько осадить назад. Делать это стал Дэн Сяопин. Именно тогда, в начале 1960-х годов он произнес слова, теперь известные всему миру: "Неважно, какого цвета кошка - белая или черная. Лишь бы она хорошо ловила мышей". Сказал он это в ответ на обвинения в стремлении идти по капиталистическому пути и на то, что сам он скрытый каппутист (этот термин - несколько более позднего происхождения времен "культурной революции", означающий "идущий по капиталистическому пути", но по сути такие обвинения появились в Китае раньше). Летом 1962 года Дэн сказал, что крестьяне потеряли веру в коллективное хозяйство, поэтому можно позволить деревне мелкотоварное производство. Дэн и его окружение по проведению "политики урегулирования" предложили поделить землю между крестьянскими дворами, сдать ее в аренду, разрешить крестьянам продавать свою продукцию на рынке и свободно заниматься сельскохозяйственной деятельностью - торговлей, перевозками, открыть свободный рынок.
Сидящий в тени Мао с затаенной злобой наблюдал за этими эволюциями, вырывающими из его рук знамя великого революционера. К 1966 году Мао созрел и изобрел новый лозунг "Огонь по штабам" (то есть, по Дэну, Лю Шаоци и другим "каппутистам") Началась "культурная революция". Началась она, между прочим, с обнародования меню в столовой преподавателей Шанхайского университета, в которое входило мясо. Ах вот как! Эти каппутисты и ревизионисты едят мясо, а мы, вечно голодные студенты даже не знаем, что это такое?! Вот кто, оказывается, объедает народ - не воробьи, а профессора! Бей профессоров, они гадюки! Отряды хунвейбинов заполнили улицы городов. Любопытно, что сначала слово "хунвейбины" переводили в советской прессе как "красногвардейцы" (что правильно), за это редакторам всыпали и появился новый перевод "красные охранники". Но это не точно и потому потом стали ограничиваться именно китайским словом "хунвейбины" , что звучит по-русски достаточно грубо, но выразительно. В своих дацзыбао (еще одно слово, вошедшее в русский лексикон - стенная газета) хунвэйбины призывали разбить "собачьи головы" проклятых каппутистов. И не просто призывали, но и разбивали. Председатель КНР Лю Шаоци таинственно исчез и до сих пор не совсем точно известно, когда и как он погиб. Его молодую (5-ю по счету) жену хунвейбины изнасиловали и выбросили в окно. Дацзыбао сообщали о попытки ее якобы самоубийства так: "каппутистка Мэй сломала две свои собачьи ноги" (эти слова использовал в песне Высоцкий).
Дэн Сяопину повезло много больше - в окно с третьего этажа выбросили только его сына Дэн Пуфана. Остальных детей (четверых) сослали в лагеря по перевоспитанию, а самого Дэна с женой, младшей дочерью и парализованным сыном (он при падении с третьего этажа сломал позвоночник) препроводили в глухой уезд провинции Цзянси. Оттуда он с женой ездили на тракторный завод, где трудились простыми рабочими - Дэну было в это время 65 лет - пенсионный возраст даже для американцев. Дома он выращивал капусту, дыни, зелень, рубил дрова, заготавливал уголь, а его жена (третья - первая умерла, вторая бросила его во время опалы) стирала и убирала. По вечерам он читал парализованному сыну книги по китайской истории и китайскую классическую литературу.
Культурная революция нанесла страшный удар по китайской экономике, науке и образованию. Нужно было спасать страну. Мао сослал не менее 10 миллионов хунвейбинов в лагеря для перевоспитания, а Дэна "простил" и в 1973 году пригласил его в правительство спасать положение. Дэн стал одним из 12 заместителей премьера Чжоу Эньлая. Но тот был уже болен и всей текущей работой правительства в основном руководил Дэн Сяопин. Нужно было вытаскивать из пропасти "культурной революции буквально все - просвещение, науку, армию, народное хозяйство, культуру, искусство. В январе 1976 года умер Чжоу Эньлай. В апреле на площади Тяньаньмынь в Пекине состоялись поминки по покойному премьеру. Он умер от рака легких, отказавшись от всякого лечения, ибо Мао в завуалированной форме стал его "критиковать". Что такое "критика" по-китайски, Чжоу Эньлай отлично знал, сказав, что самая опасная его болезнь - политическая, а рак - это пустяки. На митинге раздавались здравицы в честь покойного премьера и все еще живого реального главы правительства Дэн Сяопина. И не раздавались в честь Мао. Явный контрреволюционный заговор был налицо и во главе его оказался, естественно, Дэн Сяопин. Опять нападки в прессе, его лишают всех партийных и иных постов. На митинге в Пекине Дэна клеймят и грозят "бросить на низовку", на что Дэн насмешливо отвечает "Если меня только что отстранили, неужели я буду бояться вторичного отстранения"? На усилившиеся вопли отвечает: "Я стар и, как говорит Мао, глух к требованиям масс. Поэтому я не слышу вас". Тем не менее Дэн Сяопин вынужден бежать, но у него очень мощные союзники - среди них министр обороны , маршал Е Цзяньинь и командующий Гуандунским военным округом Сюй Ший, которые вывозят Дэна на курорт около Гуанчжоу, где он и пережидает под охраной военных очередной припадок революционности великого кормчего. В стране развернуто движение за "критику Дэна и отпор правоуклонистскому вихрю пересмотра правильных оргвыводов". Вообще Дэн был осторожен и родился в рубашке - он уцелел. Ведь из членов "первобытного" ЦК было казнено великим кормчим более 80 процентов "старых борцов".
Наконец, 9 сентября 1976 года, не успев дать должного отпора "вихрю пересмотра правильных оргвыводов ", сам великий председатель "отправляется на свидание с Марксом" (слова самого Мао Цзедуна). И снова Дэн в Пекине, и снова спасает страну. Третий раз его снимает с должности "банда четырех" во главе с главной бандиткой - вдовой Мао Цзянь Цинь, бывшей актриской китайского кино (помните песню Высоцкого: "Мао Цзедун большой шалун, он до сих пор не прочь кого-нибудь потискать, почуяв слабину, бросает враз жену и вот недавно докатился до артистки"?). Банду четырех свергают, вдову приговаривают к смертной казни с заменой на пожизненное заключение. Таким образом, оставшись живой, вдова съэкономила семье семь юаней - именно столько стоили два патрона для расстрела (хотя использовали обычно один), которые, по китайским правилам, оплачивались семьей казнимого.
Дэн Сяопин снова в Пекине, снова у руля, хотя формально тогда возглавлял страну Хуа Гофэн. Но кто теперь помнит Хуа Гофэна? В 1978 году Дэн начинает свои знаменитые реформы - распускает коммуны (китайские колхозы) вводит аренду на землю - сначала на 30, потом на 50 лет, разрешает свободу торговли, открывает "особые экономические зоны", в которых действуют капиталистические порядки. Власть по-прежнему в руках китайской компартии - но какие разительные перемены! Всего через два года производство сельхозпродукции вырастает вдвое, рост внутреннего национального продукта - 10 и более (до 14) процентов в год. Такого не знает не одна страна мира. Китайские товары заполняют прилавки магазинов во всех странах - в том числе в США. По выплавке стали Китай все-таки обогнал всех и вышел в прошлом году на первое место в мире. Зато когда в мае 1989 года студенты стали требовать многопартийности и вышли с демонстрацией на площадь Тяньаньмынь, то Дэн Сяопин, встревоженный распадными процессами в СССР, приказал силой очистить площадь. Правда не сразу- студентов уговаривали в течении недели! Но потом очистили очень грубо, тела застреляных и раздавленных сгребали бульдозерами. Дэн снял виновных в излишнем усердии с постов, но сказал, что многопартийность для Китая смерти подобна - как и для СССР.
Лозунг Дэн Сяопина "Одна страна - две политические системы" принимается Гонконгом, который скоро станет частью Китая, но Дэн не увидит воплощение своей мечты. Китай имеет шансы стать ведущей страной мира в недалеком будущем - в ХХI веке. Когда-нибудь все это назовут "китайским чудом". Его творец известен - это маленький человек (рост 150 см.) по имени Дэн Сяопин. Китай в белом цвете траура. Прощай, старый китайский мудрец.

Приложение: мировые лидеры о Дэн Сяопине

Президент США Билл Клинтон: "Выдающаяся фигура на мировой сцене двух последних десятилетий. Меня опечалило известие о смерти Дэн Сяопина. В течении последних двух десятилетий Дэн являл собой поразительную фигуру на мировой арене и был той движущей силой, которая стояла за решением Китая нормализовать отношения с США. Китай сегодня играет важную роль в международных делах во многом благодаря решению Дэна открыть свою страну для внешнего мира".

Президент Индонезии Сухарто: "Экономические реформы, проведенные Дэном, принесли пользу Китаю и 1,2 млрд его жителей".

Президент Южной Кореи Ким Ен Сам: "Выдающийся политический лидер, открывший новую главу в мировой истории".

Президент Франции Жак Ширак: "Дэн Сяопин войдет в историю как главный архитектор трансформаций, которые Китай прошел за последние 20 лет и которые я имел возможность оценить лично во время визитов 1978 и 1991 годов. Франция принимала Дэн Сяопина на своей земле в начале 1920-х годов вместе с другими будущими руководителями Китая и полвека спустя, уже в официальном качестве, когда он отважно готовил решающие преобразования. В нашем столетии найдется немного людей, которые смогли бы так, как он, поднять огромное человеческое сообщество на столь глубокие и определяющие преобразования".

"Международная амнистия": "Смерть Дэна не поколебала хорошо смазанную машину репрессий".

Бывший премьер-министр России Егор Гайдар:"То, что Дэн Сяопин сумел понять неотвратимые процессы, происходящие в мировой экономике, обеспечило Китаю плавный выход из социализма".

Экс-президент СССР Михаил Горбачев: "Судьба этого человека очень близка мне. И драма, которую он пережил, -- это драма большого человека, который перенес и маоцзэдунизм, и все, что с ним связано, и культурную революцию, но вместе с тем сохранил свои взгляды и смог их реализовать, после того как жизнь предоставила ему такой шанс".

Премьер-министр Канады Жан Кретьен: "Вопрос прав человека -- всегда проблема, когда мы имеем дело с КНР. Но надо признать, что Дэн открыл своей стране новую дорогу -- к западному миру, дорогу превращения в более торгующую нацию".

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: "Память об этом руководителе, как о вдохновителе и архитекторе преобразований в Китае, также как и стремительного экономического развития страны, будет сохранена не только на его родине, но и всем международным сообществом".

Бывший президент США Джимми Картер. "Дэн благородно вел переговоры, всегда поступал мужественно, но отличался терпением и при этом в его сердце всегда превыше всего стояли интересы его народа".

Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер: "Это был человек с идеалами, прирожденный руководитель, который коренным образом изменил жизнь китайского народа и при том в лучшую сторону".

Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор: "Он сыграл ключевую роль в том процессе, который привел к подписанию в 1984 году Совместной Декларации по Гонконгу, в которой нашло выражение его основополагающая концепция "одна страна, две системы".

Комментарии

Добавить изображение