ПОЧЕМУ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ НЕТ НИ ОДНОГО ВОЕННОГО БУНТА ?

26-07-1997

Как известно, генерал Лев Рохлин, председатель думского комитета по обороне, около месяца назад в своем "Обращении" к президенту обвинил президента и главнокомандующего в предательском развале армии и призвал армейских офицеров к сопротивлению. После этого 9 июля в Москве состоялось собрание организационного комитета по созданию "Всероссийского движения поддержки армии, военной науки и оборонной промышленности". Теперь это движение создано, к нему примкнуло множество оппозиционных сил и представителей сильных мира сего - бывший министр обороны Игорь Родионов, ГКЧПисты Владимир Крючков и Валентин Варенников, председатель Всероссийского движения "Сталин" Омар Бегов, лидер ЛКСМ Игорь Маляров, председатель Союза офицеров Станислав Терехов, ветеран обоих путчей Владислав Ачалов, бывший начальник Первого главного управления КГБ СССР Леонид Шебаршин. Родионов не просто присоединился к движению, но сделал резкое заявление (даже более того - он назвал свое обращение "Воззванием" к офицерскому составу), в котором имеются такие строки: "Тяжелейшие проблемы военной организации России свидетельствуют о недееспособности политического руководства страны. Армия - сколок общества. Кризис армии - составляющая системного кризиса общества. Усугубляющиеся негативные процессы в Вооруженных Силах - прямое свидетельство провалов в экономической политике, безответственного экспериментирования над народно-хозяйственным комплексом страны" ("Независимое военное обозрение" от 19 июля).

Напомню, что на заседании оргкомитета "Движения поддержки армии..." его инициатор Лев Рохлин заявил, что если офицеры "восстанут и пойдут на Москву", то он будет в их рядах. Кое-какие офицеры под водительством Терехова хотя и не восстали, но на Москву пошли. Хотели они (вместе с анпиловцами) дойти до Васильевского спуска (фактически- Красная площадь), но им и близко не дали этого сделать. И вообще всего-то набралось бунтовщических офицеров около 400 человек.

Ельцин при виде невиданного отступничества в своих рядах (Лев Рохлин был третьим человеком в правительственном движении "Наш дом - Россия"), отвлекся от снятия огромных рыбин, насаживаемых группой аквалангистов на крючки царственного президента в Шуйской Чупе, где тот отдыхал, пребывая в своем внеочередном отпуске (за рыб - особая президентская награда главному карельскому рыбнику) и сказал такие слова: ""Рохлиных мы сметем с их антиконструктивными действиями. Таких помощников нам не надо". И одновременно обещал прекратить размножение армейских генералов, из которых выводятся такие гниды, как этот Рохлин, доведя их количество до 2300 штук (сейчас их 2865, из них армейских - 1925- информация "Коммерсантъ-Дейли от 22 июля). Надо сказать, что армейских генералов Ельцин давно недолюбливает и сокращает их поголовье (с 3092 человек в 1992 году до 1925 в конце 1996), но в то же время увеличивает количество генералов у других силовиков - особенно в ФСБ, где за пять лет стало на 169 генералов больше. К генералам и службе ФСБ мы чуть ниже вернемся.

А пока продолжим о положении в армии. Ниже идут слова не бывшего опального министра обороны Родионова, а нынешнего - Игоря Сергеева, который (в отличие от бывшего) имеет прямой доступ к Ельцину и ходит к нему на доклады. Опустим его общие суждения о трудностях и сложностях. Вот некоторые детали:
"На сегодняшний день мы имеем 2,5 тысячи офицеров,- начал разминку министр, - которых не можем более года уволить по-человечески, в соответствии с принятыми законами".

Сергеев сообщил далее, что без квартир ныне мыкается 97 тысяч офицеров (!) и что реформа предусматривает постройку около 100 тысяч квартир. Именно этих офицеров и собираются уволить в порядке реформирования, (то есть сокращения) армии. Президент же сообщил, что "по ходу реформы" 50 тысяч квартир для увольняемых офицеров будет построено силами Минобороны ( то есть из средств бюджета), а еще 50 тысяч президент обещал выбить из губернаторов.

Впрочем, кто его знает, как там получится, ибо одновременно Сергеев сказал о квартирах так: "Здесь возможны два варианта: строить самим или покупать. Выделять деньги офицеру на специальный счет в банке, и когда придет срок получать квартиру, он приносит договор с фирмой, которая обязалась ее продать, тогда ей и начинают поступать деньги. Нет договора, пусть они полежат". Итак, все ясно, вот только есть разные варианты и нет в реальности денег, которым предстоит полежать в банке...

То есть , план реформы готов (его изложение имется в Коммерсантъ-Дейли от 25 июля -"Реформа в армии"), подписан президентом. Выполнено, как выразился Сергеев, главное : "Определено, что делать". Ну, если это главное... Определено, например, "выделять деньги офицеру на специальный счет в банке", а вдруг выяснится, что денег этих нет. Весьма правдоподобное предположение.

Опять же что важно - все улучшения, как то давно было принято в стране советов, переносятся на будущее. Там, в лучезарном небосводе, лежит чудесная страна...
А здесь вот что: " Жить в нечеловеческих условиях, - сказал Сергеев, - и сохранять дух патриотизма -- это противоестественно. Мне бы хотелось переломить ситуацию. Я буду встречаться с президентом и просить его обратиться к офицерам, выступить гарантом реформы. Мне трудно обещать сейчас, когда денег нет, но в соответствии с данными нам макроэкономическими показателями до 2001 года мы планируем повысить в два раза зарплату офицеров, к 2005 году -- примерно в 2,5 раза".

И закончил так: " По имеющимся оценкам угроз безопасности России, завтра
ситуация будет меняться не в лучшую сторону, послезавтра -- в худшую. Поэтому я полон решимости использовать этот момент. Я глубоко убежден: чтобы
сохранить ВС России, их нужно немедленно глубоко реформировать. Не смогу -- что поделаешь, уйду".

Все хорошо, да вот опять - к 2001 году, к 2005 году...

Что это за "нечеловеческие условия", о которых обмолвился новый министр? А просто - офицеру, скажем, в северном гарнизоне не платят жалованье по полгода. Квартиры у него нет, снимает. Подработать извозчиком или грузчиком, тем более охранником он не может, ибо гарнизон на отшибе, рядом - маленький городок. Огорода нет, да ведь и Север. Хозяева выселяют его с семьей за неуплату. Семью кормить нечем. Жена с ребенком уходит, плача, к родственникам. Никаких перспектив. Что делать? Последнее преимущество офицера - табельный "Макаров", пуля в висок. Почетная смерть солдата. И похороны по третьему разряду за казенный счет. Да вот еще привилегия - бесплатный оружейный салют над могилой.

В этом году покончило жизнь самоубийством более 500 офицеров! Больше, чем погибло в Чечне или в Афганистане (за 10 лет!). Вопрос: неужели среди этих 500 смертников, которым уже и терять нечего, не нашлось ни одного, готового на отчаянный шаг - на теракт против главных (как они должны считать) виновников этого армейского развала? Скажем, против, президента? Или хотя бы какого-нибудь министра обороны? Хотя бы и против бывшего лучшего министра всех времен (по определению Ельцина) Грачева? Нет, никто не слышал о подобном. Не было попыток. Это совершенно поразительно. Ведь у русских, кои так приверженны к жизни (и смерти) "за идею", в истории полно терактов. И вовсе не из соображения личного бедствования. Разве же Перовская или Желябов бедствовали? Или там Сазонов с Каляевым? Ничуть не бывало. Народ им было жалко. Убивали царя, великих князей, министров и несчетное число губернаторов и жандармских офицеров исключительно ради идеи справедливости (разумеется, так, как они ее понимали).

А здесь, на глазах у этих самых офицеров, которые в массе своей исповедуют государственническую идеологию ( судьба такая), развалилась страна, идет ежегодное ухудшение общего состояния экономики и, стало быть, уровня жизни, появились беспризорные, мор от сивухи, русских обижают в странах Балтии (только в Литве с этим сравнительно неплохо), в Казахстане, в Средней Азии (а ведь у многих офицеров там родственники), да что там - в ранее такой братской Украине, и ни один офицер не стукнул по столу, не выстрелил, не взорвал, не спикировал на самолете?

Пусть социологи объясняют, что таков ход истории, что страна развалилась сама собой и тройка беловежских пущистов только констатировала смерть, пусть рассказывают, что оборонка должна угаснуть, равно как и все прочие нерентабельные области производства. Дескать, уважаемые граждане, все закономерно, никто не виноват, точно так же, как никто не виноват в землетрясении, развалившем Спитак. Да-да, никто не виноват.

В землетрясении, действительно, никто. А вот в том, что дома сыпались, как карточные, виноваты были люди. Те, которые крали цемент при постройке. Кто вместо десяти болтов ставил два. Кто умыкал помощь, отправленную жертвам бедствия. Не случайно на фоне всех развалин в Спитаке уцелел только лозунг на бетонной основе и в стальной раме: "Вперед, к победе коммунизма" (дело происходило в декабре 1988г., этот снимок обошел все газеты мира - кроме СССР) - там, небось, никто цемент и болты не крал. Нет, что ни говори, виновные есть. И если их даже нет, то народное сознание все равно считает, что есть.

Общие соображения (распад страны, армии и т.д.), взывающие к патриотизму, должны стократно усиливаться собственным горестным опытом. И эта гремучая смесь должна была бы уже многократно ахнуть и грохнуть. Но - тишина. И только мертвые с косами стоят. Загадка.

Свет на темное дело беспробудного молчания отчаянных и отчаявшихся офицеров пролило интервью генерал-полковника Алексея Молякова (заместителя начальника ФСБ Николая Ковалева) "Независимой газете" от 19 июля "ВОЕННАЯ КОНТРРАЗВЕДКА НЕ ДОПУСТИТ ВООРУЖЕННОГО МЯТЕЖА".

Корреспондент НГ Игорь Коротченко так подначивает генерала: "Несмотря на многочисленные разговоры о военной реформе и реформе Вооруженных сил и даже ряд конкретных решений на сей счет, нет никакой уверенности, что армейские массы, измотанные безденежьем, "чеченским синдромом", бесконечными авариями, трагедиями, несанкционированным применением оружия, находятся под должным контролем как политического, так и военного руководства страны. Тем более что ширится политический союз группы бывших военных, предлагающих - другое дело, насколько убедительно - альтернативу нынешнему курсу на военную реформу".

Генерал отвечает: "Ситуация в Вооруженных силах Российской Федерации находится под нашим постоянным и неослабным контролем. В последнее время различные общественные и политические организации активно стремятся к проникновению в армию для того, чтобы в дальнейшем попытаться использовать ее в своих целях. Потому органы военной контрразведки, работающие в войсках, имеют четкие указания своевременно вскрывать и заблаговременно предотвращать экстремистские и другие опасные устремления. Это необходимо для того, чтобы в случае возможного обострения политической ситуации в стране не допустить утраты управляемости ВС РФ со стороны Верховного главнокомандующего - президента страны и нейтрализовать любые попытки втянуть армию в политическое противоборство".

Итак, ситуация в армии полностью контролируется Лубянкой. Допустим.
И как же именно конкретно это делается? Здесь генерал говорит много общих слов, и мне придется несколько расшифровывать его намеки.

"В каждом виде и роде ВС, военном округе (флоте), армии, корпусе и дивизии есть наши управления и отделы. Представители УВКР (Управления военной контрразведки ФСБ России) работают и в отдельных воинских частях - до полка и батальона включительно. Всего этот аппарат, - говорит генерал ФСБ,- насчитывает 6000 человек".

Предположим, что армия ныне состоит из 1700 000 человек, то есть, 170 дивизий. В каждой дивизии по 4 полка - всего 680 полков. В каждом полку 4 батальона - итого 2720. Если на каждый батальон положить по одному сотруднику, то это меньше половины от всего состава. Так что есть еще и большой резерв. Эти сотрудники за вознаграждение приобретают тайных осведомителей среди офицеров - и все, тайная сеть "информаторов" готова. Прежде, чем организовать некую ячейку или вступить в какую-то группу, офицер много раз выразится, а когда выпьет, изольет душу в кругу однополчан. Вот он уже и на заметке. Профилактическая беседа. Посулы и угрозы. Если согласится сотрудничать - пообещают какие-то льготы, да и просто в бедственном положении деньжат подкинут. Нет - из армии долой без всяких компенсаций, а то под трибунал пойдет - в зависимости от степени прегрешения.

Любопытно, что если на Гитлера было подготовлено 7 покушений (а одно с грохотом реализовали), то на Сталина не было ни одного покушения. Брали на стадии умысла. Нынешняя ФСБ - наследница славных традиций. Тоже работают на стадии умысла. То есть - настроений и разговоров.

Но этого мало. Есть сорви головы среди летчиков. А ну, как один патриот вылетит да спикирует на Кремль с бомбами? Нет, шалишь, братец. На этот предмет разработана сложная система доставки боеприпасов на самолет. В любом случае, летчик не имеет к ним доступа и не может своей волей загрузить бомбовой люк. Кроме того, самолеты не имеют запаса керосина на более-менее приличную дистанцию. Если же самолеты базируются близко от столицы (скажем - в Кубинке), то и тут есть защита от несанкционированного пролета над Кремлем (допустим, летчик в самоубийственном порыве, с песней Высоцкого "Чую с гибельным экстазом - пропадаю, пропадаю!", решит пойти на таран какого-то здания в Кремле) : Кремль имеет собственную систему ПВО, и такой самолет будет сбит еще на подходе к резиденции.

С танками совсем просто - и горючего в них мало, и боезапас хранится отдельно. Танковые заводы имеют топливо в выпускаемых танках в мизерном количестве - только добраться до ближайшей железнодорожной платформы. А связи между танковыми заводами и заводами по производству снарядов для них вообще разорваны и строго контролируются.

Как видите, как бы ни пылал офицер из-за своего поруганного патриотизма, как бы он не хотел громко выкрикнуть проклятье своим мучителям, голоса у него для этого нет. Вот и разгадка не только отсутствия в армии не то что бунтов, а и просто безумных акций потерянных одиночек. Когда этих одиночек много (допустим - те самые 500 недавних самоубийц), то наступает статистика, которая говорит: должны быть яркие инциденты. И если их нет, то статистика утверждает, что имеется разветвленная система слежения, которая гасит их на корню.

Теперь понятно, почему генералов в Федеральной Службе безопасности стало (и становится) больше, чем прежде, почему всему офицерскому составу ФСБ, не в пример армейскому, платят исправно весьма приличное "денежное довольствие". Создана и успешно действует преторианская гвардия охранников.

Но так дело обстоит с обычными вооружениями - от пистолета до бомбардировщика с неядерными бомбами. А вот как быть с ракетами с ядерными зарядами и вообще с ядерным оружием? Их ведь не надо доставлять поближе к сердцу Москвы. Достаточно взорвать хотя бы и в Арзамасе. Эффект был бы знатный. На этот предмет предусмотрено нечто совсем уж хитрое.

Только что в Москве гостил министр энергетики США Федерико Пенья. Он обсуждал проблемы безопасности в одном пакете с коммерческими проблемами и убеждал российское правительство и Думу как можно скорее открыть энергетические рынки России.

Никакой секретности для высокого гостя не существовало. Не до секретов тут. И не только для министра, но и для сотен американских экспертов. 22 июля Федерико Пенья побывал в Курчатовском институте. Здесь сотрудничество бывших соперников в области ядерной безопасности, сообщает "Коммерсант-Дейли от 24 июля, превосходит все ожидания. Недавно установленные американские камеры слежения охраняют ядерную установку и передают изображение в американский центр ядерных исследований в Лос-Аламосе. Операцией по задержанию ядерных похитителей в случае чего будут руководить из американского далека. Однако нарисовать даже условный сценарий того, как их будут ловить, Пенья отказался: "Не стоит посвящать в него террористов".

Американские видеосторожа охраняют более 40 ядерных объектов гражданского и военного назначения в России. Федерико Пенья и его российский коллега министр энергетики Виктор Михайлов договорились об охране еще одного отечественного предприятия -- НИИ приборов в Лыткарино. И подписали об этом совместное заявление.

А теперь внимание: "Американский министр пообещал как можно быстрее
распространить такой контроль на все ядерные объекты в России. Четыре года назад конгресс не пожалел на эту программу $2 млрд. И в ближайшие несколько лет он намерен ее поддерживать, как и программу переподготовки российских ученых-атомщиков (особенно в бывших "закрытых" городах). По словам Пеньи, российские ученые будут обеспечены работой, в том числе в филиалах американских компаний в России".

Забота о безопасности объяснялась министром Пенья как необходимое условие совместных работ в области рынка энергетики. Само собой. Но очень уж легко просматривается и совсем другая задача - полный контроль и пресечение любых поползновений "народных мстителей".

Все, как видите, схвачено. Все ядерные объекты - это и есть все. Включая ядерные боеголовки ракет. Контроль за ними также будет вестись то ли из Лос-Аламоса, то ли прямо Пентагона или Лэнгли. С большого расстояния, хоть с помощью установленных видеокамер видно все отлично, трудно определить, кто хочет похитить заряд или запустить ракету - офицер, решивший стать террористом, или террорист, переодевшийся офицером.

С таким неусыпным оком спать можно довольно спокойно. Гораздо спокойнее, чем спит, скажем, вздорный диктатор Саддам Хусейн, поругавшийся с Америкой, не имеющий славных традиций ФСБ и потому вынужденный периодически отстреливать своих офицеров, генералов и прямых родственников.

Комментарии

Добавить изображение