ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ ИМПЕРИИ

03-08-1997

Алексей ШВЕДОВ знает об обитателях "Рублево- Успенского региона" не понаслышке. Живет он здесь. И зимой , и летом в элитном поселке на Николиной горе. В прошлом он яркий представитель советской "золотой" молодежи, сын министра медицинской промышленности. Сейчас - продюсер в нескольких западных телекомпаниях, между делом чинит автомобили своих многочисленных приятелей и в совсем уж свободное от всех занятий время согласился быть нашим собственным корреспондентом в Барвихе и прочих заповедных местах, куда не ступала нога простого человека.

Здесь ели, пили, спали, а потом умерли Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Молотов, Микоян и все их друзья.

Здесь едят, пьют, спят Горбачев, Ельцин, Черномырдин, Явлинский, Яковлев, Козырев, Грачев и большинство их друзей. А также врагов - Руцкой, Дунаев.

Это "здесь" начинается прямо от ворот Кремля и заканчивается ровно в получасе езды на правительственной машине в западном направлении от Москвы. Это "здесь" включает в себя Красногорское и Боровское шоссе , 1-е и 2-е Успенское шоссе, бесчисленные безымянные дорожки и называется одним словом "Рублевка". Рублевку не перепутаешь ни с одной дорогой России. Это настоящая магистраль в светлое будущее. На ней не было ни одного светофора, только сравнительно недавно появился первый, да и тот на перекрестке дорог, ведущих к президентскому дому и ЦКБ.
Если бы товарищ Сталин смог проехать по нынешнему маршруту, он был бы неприятно удивлен "недемократичностью" трассы. В его времена кортеж петлял по московским переулкам, выбирался в Кунцево, по узкой извилистой дороге проезжал Фили и оттуда двигался по полутораполосному шоссе в сторону дачи Зубалово-2 (дальняя дача). Старики шоферы не могут припомнить случая, чтобы суматошные гаишники бегали, 1 *
перекрывая трассу для "отца народов". Не включая сирен и мигалок, правительственный кортеж обгонял все машины.

Конечно, машин вообще в те времена на дороге было мало. Водители старались без крайней нужды не сворачивать на дорогу с "жутковатой репутацией": знали, что гаишники там - звери. Даже в брежневские времена проехать Рублевку и не попасться к ним в лапы было нереально. Но все же генсеки на фоне нынешних президентов - настоящие демократы. Аборигены любят вспоминать, как наблюдали из окон своих автомобилей мирно гуляющих по Зубаловскому оврагу Молотова, Кагановича, Микояна,
Ворошилова. За каждым на расстоянии полутора-двух метров шел "прикрепленный". Сам я неоднократно наблюдал Никиту Сергеевича Хрущева, стоящего в кабриолете и радостно указывающего пальцем на гигантскую кукурузу, заросли которой начинались прямо около его дачи. Будь у меня хорошая рогатка, я, наверное, мог бы изменить ход истории. За исключением членов Политбюро, все остальные вожди ездили без охраны, тихо и незаметно.

Революционные перемены на дороге начались с приходом Леонида Ильича Брежнева. Построили Калининский проспект, расширили Кутузовский, где надо прорыли тоннели и подземные переходы, вдоль всей дороги поставили фонари.
Единственный светофор, реально регулирующий движение, сохранился в районе нынешнего кардиологического центра. Брежнев умер, не успев решить эту проблему.

Именно с устранения злополучного светофора начал свои демократические преобразования Михаил Сергеевич Горбачев. В считанные дни после его прихода к власти была построена эстакада стоимостью несколько миллионов долларов с одной-единственной целью - убрать ненавистный светофор. Были начаты работы по спрямлению поворотов на Рублево-Успенском шоссе. Но вдруг их приостановили. Почему - понять можно, только если знаешь ВСЕ правила игры на Рублевке. Отнюдь не о гражданах думали подручные генсека, когда исполняли команду "полный назад". Интересы Генерального секретаря вошли в противоречие с интересами людей не менее могущественных.

Сейчас шоссе больше всего похоже на машину времени, на которой мы можем попасть в "годы застоя". За полчаса до появления президентского кортежа сотрудники 7-го отделения ГАИ начинают сгонять досужих дачников на боковые
дороги. Минуты томительного ожидания, и вот по пустой дороге, как призрак минувшего, проносится на скорости свыше 150 километров в час кавалькада правительственных лимузинов.

Кое-какая разница есть. Если прежние патриоты , до Горбачева включительно, использовали отечественные "ЗИЛы", то нынешние предпочитают вороные "мерседесы-пульман" и "мерседесы-джип". Есть и сходство. В конце колонны всегда несутся утыканная антеннами машина спецсвязи и реанимобиль.

Кстати, мой знакомый гаишник из группы сопровождения президентской колонны каждый раз перед бешеной гонкой мысленно прощается с жизнью. Особенно жутко вписываться в два практически 90-градусных поворота на Рублевке и на одном из "трамплинов" Кутузовского проспекта. Там его милицейские "форд" пролетает по воздуху метра два-три.

Может быть, скоро на дороге появятся и новые кремлевские чудаки. А из старых, например, товарищ Суслов терпеть не мог ездить со скоростью больше 40 километров в час. Каждый его выезд доставлял огромное удовольствие владельцам стареньких "Москвичей" и "Побед". До самого центра Москвы со скоростью 40 километров
в час полз правительственный "ЗИЛ", за ним, трепеща от одной мысли об обгоне, ползла многокилометровая колонна автомобилей, которую нарочно не мог бы сформировать какой-нибудь художник-авангардист. За "ЗИЛом" ехала пара "Запорожцев", затем член ЦК., робеющий нарушить субординацию, старенькая "Победа", зажатая между двумя
кагэбэшными "Волгами". С невольными свидетелями светлейшего выезда не церемонились. Так, например, охрана Брежнева прямо из машины профессионально била жезлами по крышам автомобилей, водители которых не знали с том, что следует не только съехать на обочину, но и остановиться.

Русские, как известно, любители быстрой езды. Тем более "новые русские" Как в славные брежневские времена, автомобили, увешанные разноцветными огнями, несутся по шоссе, нарушая все мыслимые и немыслимые правила. Гаишники реагируют на появление нарушителя адекватно - отдают честь.

Примерно раз в десять лет кому-то голову приходит гениальная идея - расширить извилистую Рублевку до четырех полос, а то и до шести. И сейчас как раз обсуждается идея строительства новой дороги за счет сноса Усовской железнодорожной ветки. Знает ли Ельцин, что воплотить эту идею не удалось ни одному генсеку, включай товарища Сталина? Все мог товарищ Сталин почти на половине земного шара, а вот Рублево-Успенское шоссе расширить не смог. И как мы помним, Горбачев был вынужден отступить и спешно свернуть работы.

ДОЛЛАРОПРОВОД

Не знаю, задавался ли кто-нибудь мыслью, почему все вышеупомянутые и достойные люди поселились на Рублевке? Чем окрестности эти отличаются от любого другого района Подмосковья?

А вот чем: на десятки километров - ни одной заводской трубы. Сосновые боры все еще шумят над Москвой-рекой. По берегу до самого Звенигорода нет не то что ни одного заводика, а даже коровника или свинарника. По сю пору в реке можно купаться и даже пить из нее воду. Благостность Рублевки пошла быть в середине прошлого века со строительства московского водопровода, или, как его называют, "Рублевского водопровода". Уже в те былинные времена любое промышленное строительство здесь было запрещено. Категорически запрещены законом сначала царским, а потом и советским какие бы то ни было вырубки леса. Не знаю, сознавала ли прежняя номенклатура, что она делает, но факт, что именно благодаря ей сохранился чудный кусочек Подмосковья. И на страже этого богатства стоял и стоит Мосводоканал.

Только при Брежневе Политбюро трижды ставило вопрос о расширении дороги и трижды получало заключение экспертов, суть которого сводилась к простой идее: "Ребята, не рубите сук, на котором сидите".

Правда, то, что было не под силу Политбюро, смогли сегодня сделать деньги. Один мой приятель, торгующий землей на Рублево-Успенском шоссе, как-то разъяснил мне механику покупки большого участка: "Узнаешь, что кому-то из Кремля, правительства, политиков нужна земля. Денег у них нет, зато под их имя можно получить землю на Рублевке. Договариваешься. И дальше уже дело техники. Все ставки в районе, области, в правительстве, Мосводоканале известны. В результате из трех пробитых гектаров земли один отдается "громким именам", второй уходит на оплату сделки и третий остается твоей фирме. Чистая выручка как минимум миллион долларов".

Если кто-то считает, что приватизация началась с Чубайса, то он плохо думает о наших руководителях. Еще в 1953 году создалась некоторая юридическая сумятица в Рублевском заповеднике. Те немногие, кому во времена репрессий удалось выжить, предъявили права на потерянное имущество. На некоторые дачи. Например, на ту, что внимал в расстрельные годы Андрей Януарьевич Вышинский, объявились целых три претендента. Именно так снова оказался на Рублевке бывший министр здравоохранения и бессменный врач всех послесталинских лидеров Андрей Иванович Воробьев, отец которого так и не вернулся из лагеря. А вот академик Чазов купил дачу в Барвихе, и ему весьма недалеко было ездить к своим сановным пациентам.

Еще при жизни Леонида Ильича его ближайшие сподвижники поняли, что госдача хорошо, а частная собственность намного лучше. По бросовым ценам приобрел дом помощник Брежнева Александров. Многочисленная брежневская родня расселилась по частным домам в 'районе Барвихи, и дети членов Политбюро, и академик Гвишиани, женатый на дочке Косыгина, и многие, многие другие.

Уже в первый год победившей демократии начались маленькие хитрости приватизации. Помню, как поразил меня оригинальный трюк с ликвидацией линии электропередачи в районе Моженки, недалеко от горбачевской дачи. Идея была восхитительно проста. Под линией ЛЭП практически за бесценок покупалась земля под луга и пастбища, так как любые постройки здесь, естественно, запрещены. Затем кусок земли во вновь созданном товариществе бесплатно предоставлялся руководителям соответствующих служб, отвечающих за эту ЛЭП. После чего быстро выяснялось, что здесь просто необходимо либо заменить "воздушку" на кабель (естественно, за государственный счет), либо просто снести мешающие "огородникам" вышки.
Расцвет "рублевской приватизации" пришелся на 1993 - 1994 годы. Работа шла в двух направлениях. Управление делами президента - крупнейший собственник земли - бодро передали в аренду большую часть принадлежащих ему государственных дач на закрытых территориях. Золотые деньки. Желающих снять или купить было намного больше, чем самих домов.

"Совершенно секретно" N7

Комментарии

Добавить изображение