ПОЧЕМУ ВСЕ-ТАКИ ЛЮДИ ГЕЙТСА ЕГО ЛЮБЯТ?

01-01-1997

Не сомневаюсь в личной скромности Гейтса. Пять не самых дорогих машин при его возможностях - это, безусловно, очень впечатляет. Особенно на фоне Хассанала Болки, султана Брунея, который имеет коллекцию из почти 2000 автомашин самых дорогих марок, в том числе - несколько Мерседесов-600 с золотым кузовом. Приходилось читать и о том, что Гейтс обычно летает не бизнес-, а эконом классом - чего выбрасывать деньги на ветер. Бывали случаи, когда он, приглашая невесту Мелинду в "Макдональдс", не имел чем расплатиться за "Бигмак", и невеста его выручала.
Но... В одном из своих писем вы сообщили, что ваш друг Илья Биллиг (представитель Microsoft в Восточной Европе) подтвердил вам слова, сказанные им в интервью журналу "Планета Интернет". Сказал же он, что, конечно же, Microsoft , как и всякая компания, желающая успеха, стремится к монополизму. Стремление к монополизму естественно для компаний, - сказал Биллиг. Согласимся с этим. А вот для общества столь ж естественно ограничивать это стремление.
Еще раз засвидетельствую свое уважение к Биллу Гейтсу и всем его сотрудникам. Если не обращать внимание на почти естественные мелочи типа недоработок по отдельным программным продуктам, то Microsoft произвел революцию в компьютерном деле. Не случайно все PC любых фирм, в соответствии с контрактами (насколько мне известно) заряжаются его продукцией.
И тем не менее, проблема остается: должны или нет ограничиваться личные состояния? Вы пишите о поддержке Гейтса всеми его сотрудниками. И показываете причину: "Главный инструмент его для этого - это его гениальное "изобретение": stock option. И далее поясняете, что каждый постоянный работник Microsoft при поступлении на работу получает право купить по фиксированной цене акции Microsoft. А затем ему просто нужно спокойно жить и ждать, когда поднимется курс акций. Курс акций растет все время и очень быстро. Таким образом условный Джон уже через год-два становится владельцем состояния, значительно превышающим сто тысяч доллров ( это не считая его зарплаты, в вашей фирме тоже очень приличной).
Ну, и как после этого не видеть в Гейтсе мессию? Гейтс умный человек. В прошлом году вышла его книга "The road ahead" ("Дорога, которая лежит впереди" или, в более вольном, но точном переводе: "Дорога в будущее"), он ведет постоянную рубрику в New York Times (она воспроизводится в журнале Computerweek), в которой отвечает на множество задаваемых вопросов. Отвечает толково, часто с историческими и философскими экскурсами, иногда - с иронией. Все это выдает в нем личность в высшей степени незаурядную (одну такую колонку мы помещаем в этом номере). Не окончив Гарварда (ушел со 2-го курса), Гейтс столь много приобрел самообразованием, что ему вполне можно писать вторую книгу "Мои университеты"..
Гейтс не раз говорил, что экономика - это игра с ненулевой суммой. Очень точно. Прошу простить знатоков, очень кратко поясню, что это значит. Допустим, вы имеете в кармане 100 долларов, на улице к вам подходит грабитель и отнимает их. Это - игра с нулевой суммой. Он приобрел (плюс сто), а вы - потеряли (минус сто), в сумме - ноль. В экономике прибыль фирмы (или доход отдельного человека) вовсе не означает, что другая фирма столько же потеряла. В экономике доход есть результат (как правило) материализации идей ( а не получение прибавочой стоимости за счет недоплаты за рабочую силу, как то полагал Маркс). Это было показано рядом выдающхся экономистов - догадались еще в прошлом веке Сисмонди и Сэ, а во времена , ближе к нам, уже точно обосновал Шумпетер. Все так. Но в условиях жесткой конкуренции игра с ненулевой сумой начинает все более и более напоминать как раз игру с нулевой. Когда рынок уже поделен, то вырваться вперед и увеличить ценность своих акций в два раза за год можно только вырывая куски из рта чуть зазевавшихся конкурентов. Конечно, к Microsoft это относится с большими оговорками. Новые продукты в Microsoft разрабатываются и успешно продвигаются на рынок, где вытесняют не только чужие, но и свои собственные более ранних выпусков. Хотя... Вы, наверное, подтвердите, что новые программные продукты бывают у вас не лучше прежних. Например, с моей точки зрения пользователя, операционная система Windows 95 не лучше Windows 3.11. Но вся последующая продукция уже делается под Windows 95. И пользователь вынужден покупать ее, чтобы поставить более совершенный редактор Word 7, более совершенную программу для сканера и пр.
И все же - факт остается фактом: все фирмы, выпускающие свое software, резко потеряли клиентуру. Последний удар был нанесен по Apple. Создатель Apple Стив Джобс не раз уходил и приходил в свою фирму. Я не в курсе внутренних раздоров, разрывающих это "Яблоко раздора". Однако могу точно сказать, что условный Джон, получивший на пакете акций Microsoft сто тысяч долларов за год, получил их во многом за счет того, что условный Джек из Apple их потерял.
Вы пишете, что многие бывшие противники Гейтса позже отдавали ему должное и одобряли его деятельность. Сложная психологическая дилемма. Как победителя, его вполне можно поздравить. Так и побитый боксер (если это не Тайсон) может поздравить чемпиона. Я мог бы привести пример, совершенно не имеющий отношения к Гейтсу. Буквально все политические противники, побежденные Сталиным, воздавали ему не просто должное, а пели осанну. В том числе - на "открытых процессах". Даже перед расстрелом Эйхе, например, успел крикнуть "Да здравствует товарищ Сталин". Гейтс заслуживает восхищения без всяких там терзаний своих конкурентов. Хотя рядовой Джек, разорившийся в играх "с ненулевой суммой", наверное, не так доволен, как ныне Стив Джобс. Не слишком ныне доволен и создатель Netscape, (ставший года три назад за одну ночь миллионером) Андрессен (Andreessen).
В одном из своих писем вы напомнили о судьбе телефонной компании Bell. Очень вовремя. Именно, именно. Эта компания стала монополистом, и государственным решением, опираясь на антимонопольное законодательство, государство разделило ее. Сейчас мы имеем ряд компаний вроде AT&T, MCI, Sprint и других. В результате чего, как вы, наверное, заметили, цены на международные разговоры резко снизились.
Я продолжаю думать, что общество должно контролировать и ограничивать безудержный рост состояний. Да оно это и делает - в том числе, в Америке. Здесь это выглядит именно как антимонопольное законодательство (правда, его, как мы видим, можно обходить). Ибо если возникнет национальная, а потом и транснациональная монополия, то она сможет навязать всему миру свой порядок. И этот порядок вполне может стать "новым порядком".

Комментарии

Добавить изображение