МЫ НЕ СТОИМ В ПОЗЕ "ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ"

07-09-1997

В августе на втором симпозиуме по инвестициям в Россию, проходившим в Лос Анджелесе (первый проходил в январе в Бостоне и освещался в первом номере "Лебедя") побывал мэр Москвы Юрий Лужков. Наши коллеги из "Панорамы", базирующейся в Лос Анджелесе, взяли у него интервью, которое мы ниже помещаем. - В.Л. "Панорама": - Юрий Михайлович, как могло случиться, что Москва, идущая, казалось бы, в общегосударственной упряжке, при равных возможностях вдруг стремительно вырвалась вперед, оставив далеко позади грохочущую российскую колымагу? Какими секретами вы располагаете? И каковы положительные плоды этого отрыва? (Справка: Москва вносит в общий бюджет половину того, что дают остальные 88 регионов. В Москве нет безработицы: на 35 тысяч потерявших работу 60 тысяч предложений. Регулярно платятся зарплаты и пенсии, льготы ветеранам, бесплатный транспорт для пенсионеров, домовое и дорожное строительство и пр.) Юрий Лужков: - Кадры решают все - единственный из постулатов Сталина, с которым не могу не согласиться. Кадры действительно решают все. И поэтому мне не нравится, когда их меняют по сезону, как перчатки, что и происходит в России. Мы семь раз отмерим, но если приняли в свою команду, которая формируется не на приятельских началах, а на принципах высокого профессионализма и преданности делу, - то впрягайся в сбрую, бери свою поклажу и - вперед. Не как в центральных органах власти: не успел человек присмотреться, как к нему уже "присмотрелись" и - с вещами на выход. Легкомыслие в подборе приводит к кадровой чехарде, с моралью басни дедушки Крылова: "Когда в товарищах согласия нет...". Бойцовский характер членов нашей команды, их спортивность в прямом и, переносном смысле, выучка, согласованность в действиях, творческая раскованность создают слаженный управленческий оркестр.

И второе, что хотелось бы особо отметить. Де юре регионы вроде бы - экономически и политически независимые ячейки государства. К тому же большинство руководителей демократически избрано местным электоратом. Но де-факто это далеко не так. Из 89 субъектов Федерации только 8 обходятся без дотаций. Экономическая зависимость в наших условиях всегда выступает в паре с политическим диктатом. Сиди, смирно жди субвенций и не возникай. А будешь шебуршить, экспериментировать - считай, нет тебя, губернатора. Бедность регионов не всегда объясняется слабостью местного руководства, отсутствием резерва для броска вперед. Беда все та же: отсутствие законов или их слабость, особенно в области таможенного права и налогов, - и это по рукам и связывают местную инициативу. Иное дело Москва. Мы не стоим к центру в позе "чего изволите"?". Мы не опасаемся окриков. Наш высший судия избравший нас народ. Мы служим ему, потрафляем ему, делаем все, чтобы облегчить его нелегкую участь. Благ своему народу-избирателю мы даем неизмеримо больше, чем российские власти.

И с этим приходится считаться. Мы отвоевали свое право не заглядывать в барский рот центральной власти, право самостоятельно думать и решать, что нам позволило обрести независимость. Не секрет, что москвичи живут значительно лучше остальной части населения. . Не случайно на руках у них - более 8 миллиардов долларов. Их благополучие обеспечивается всевозможными дотациями, которые выделяет город. Мы производим доплату пенсионерам, которые, как и некоторые другие категории граждан, пользуются бесплатным проездом на всех видах городского транспорта, датируем квартиросъемщиков. Город выделяет также субсидии для многодетных семей и матерей-одиночек. Каждый третий житель столицы получает те или иные дотации. Врачи, учителя и другие работники бюджетной сферы оплачиваются на 40 процентов выше, нежели их коллеги в других регионах.

Малый бизнес, о котором так много говорят в России, в Москве стал реальностью. И ощутимой. Он измеряется цифрой в 240 тысяч предприятий. Его взнос в городскую казну составляет половину всего нашего бюджета, плюс он помогает решать проблему безработицы и создания того самого среднего класса - основы развития нового общества, о котором в остальной России пока что идут только разговоры.

Теперь встает вопрос: почему нам распеленали руки, позволив идти своим путем? Потому что у московской власти хватило ума не резать курицу, несущую золотые яйца. Ничем не обременяя государство, мы вносим в бюджет до 40 процентов, то есть чуть меньше половины того, что остальные 88 регионов. Можете себе представить, где была бы сейчас вся страна, пойди она по московскому пути? И где были бы мы сами? Кстати, Москва могла бы пойти еще дальше. Но если организм в целом болен, то и здоровый орган тоже начинает страдать, ибо он неотъемлемая часть организма...

"П" - Юрий Михайлович, в чем же ошибка вашего "старшего брата"- государства Российского в проведении реформ, и каким путем пошла Москва? Ю.Л. - Начальный период приватизации и ваучеризации - грабительский процесс. С элементами подкупа и продажности. Одни достигали политической цели, другие - элементарно корыстной. Поясню на примере. Продается, скажем, такой гигант, как "ЗИЛ". У власти интерес - как можно быстрее сбыть его с рук и избавиться от головной боли. У администрации - быстрее продать, так как она получает от этой сделки 5 процентов в собственный карман. И загремел "ЗИЛ" за 4 миллиона долларов.

Разве это не преступление? Город, правда, выкупил предприятие у "Микродина", чтобы предотвратить безработицу. И не только. Мы возродим завод, поставим его на ноги и продадим за реальные деньги, но уже как мощное предприятие. Это и есть приватизация с мозгами, хозяйский подход к делу. Что мешало России сделать то же самое? Подумайте! У коммунистов в 1917 году одна из основных идей - пренебрежение к собственности, а дальше - национализация, отказ от свободы личности, от экономической свободы. Все это - глубинные ошибки. Потому-то коммунизм остался, увы, утопией. Политиканство перенеслось и в наши дни. Экономика была подменена политическими целями.

Работа направлялась не на обеспечение благосостояния людей, а на имперские цели. Что же мы имеем сейчас? Экономическая задача в постановке своей правильная - приватизация. Отказ от госсобственности за деньги. Только нужно было продумать, что оставить, а от чего отказаться. Но политические интерес победил. Была поставлена задача - за полтора года полностью осуществить приватизацию. И она начала проваливаться. У тех, кто положил глаза ту или иную собственность, - не было денег. Что делает государство? Под реализацию политической задачи объекты идут с молотка за бесценок. Ловкачи, которые брали у государства деньги по низкий процент, покупали предприятия и возвращали - или не возвращали - долг за счет прибыли. Государство, обладатель огромных ценностей, фактически осталось при нулях. Если бы все это было продано за peальные деньги - явился бы Хозяин. Выстрелы, которые сейчас гремят и в Москве, последние аргументы в с споре о собственности этого избежать.

Переход на новые условия хозяйствования не должен быть обвальным. К новому состоянию следовало идти не хаотичным, а жестко регулируемым путем, с переходным периодом. Цены отпускаются, но не все. Топливная энергетика задержалась. Получился перекос. Потом и она повышает цены. Ей лучше. Потом и ей стало плохо - потому что всем плохо. Процесс разрегулирован.

Меня часто спрашивают, в чем я расхожусь с Чубайсом? А я с ним ни в чем не схожусь. Считаю, что провал с приватизацией и ваучеризацией на его совести. Сейчас, почти пятилетку спустя, центральные власти, кажется, выходят на старт, заданный Москвой. Жаль, поздновато одумались. Поезд, как говорят, ушел. И далеко ушел.

Мы взывали к ним: определитесь - что надо продавать, а что не надо. Я, например, водно-канализационное хозяйство, как самолетостроение, металлургию, - ни за что не продам. Москва выжила за счет того, что отвоевала право проводить приватизацию по своему разумению, как оказалось, более эффективному. Мы не профукиваем собственность, мы зарабатываем. Ежегодно это выливается в круглую сумму -6-7 триллионов рублей, то есть больше миллиарда долларов. За четыре года это почти столько, сколько выпросила Россия у Международного валютного фонда. Это существенное дополнение к нашим возможностям. Часть средств расходуем на инвестиции, часть - на поддержку москвичей. Потому-то у нас нет такого социального напряжения, как в целом по стране. Мы умудряемся в этих условиях строить, заселять людей, пополнять казну. Жаль, что этого не смогли понять те, кто осуществляет верховную власть в стране. 6 том и состоит неудовлетворительная деятельность правительства, его ошибочная политика. Вошедшие во власть предлагают обществу не те целевые задачи. Они не могут правильно сориентировать массы и получить множество союзников. Да и командная чехарда - не в малой степени объяснение всех просчетов.

"П". - Юрии Михайлович, как вы оцениваете реформы, которые проводят молодые зубры от власти и, в частности, жилищную реформу? Ю.Л. - Жилищно-коммунальная реформа - дело хорошее. Такая задача действительно правомерна. Но другой вопрос - является ли сегодня эта задача приоритетной? Нет!

Главное - восстановить работу предприятий, оживить производство, поднять с колен сельское хозяйство, восстановить кооперацию. Недостающие бюджету 119 триллионов рублей не возьмешь у народа - у него их нет. К тому же эта реформа будет уводить общество от главных задач, так как это проблема, так сказать, второго эшелона. Только добившись главной цели восстановления промышленного и сельскохозяйственного потенциала, подняв уровень благосостояния людей, можно переходить к жилищно-коммунальной реформе. Иначе получится по бессмертной фразе Виктора Черномырдина: "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда" (эта фраза будет неплохо смотреться в качестве эпитафии на могиле -В.Л.).

"П". - Россия пытается выйти на путь капиталистического строительства, демонтировав колесные пары социализма. По какому из уже проложенных путей пойдет страна или она, как всегда, предпочтет свой, но провальный путь, вторично слетев с рельсов цивилизации? Хоть в пропасть, как это уже было, но только по-своему? Ю.Л. - Нам симпатичны успехи, которых добилась Америка в процессе "капиталистического строительства". Привлекательных образцов для этого немало и в странах Европы. Но мы действительно, как я полагаю, пойдем своим путем. И это, простите, не из-за российского выпендрежа. Просто нельзя не считаться с ментальностью нашей страны. И не потому, что "умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Надо учитывать нашу историю, географию, обычаи, быт и даже климат. На мой взгляд, работать мы будем по капиталистическим установкам, а распределять - по социалистическому принципу. Броде бы я говорю взаимоисключающие вещи. Но Россия с ее вековым укладом не может одним махом преодолеть разрыв. Нужен более гуманный способ распределения. Ведь веками культивировался на Руси общинный характер жизни и производства, народ привык к коллективным объединениям, к коллективным видам труда. Потому-то и говорят у нас - "На миру и смерть красна". Нельзя сбрасывать со счетов и многие другие наши особенности. И то, что нас всех постоянно усредняли. А пока капитализм у нас - дикий, в чем-то сродни американскому на заре его становления.

"П" - Юрий Михайлович, проясните, пожалуйста, вашу "севастопольскую" позицию. Ю.Л. - Я считаю, что Севастополь - город истинно нашенский. Возник с приложением ума и рук матушки Екатерины 11. Он должен государством и властью быть защищен, как город, принадлежащий России. Даже когда передавали, а попросту - предавали, по чисто российской показушной глупости Крым, Севастополь оставался советским. Народ никогда не согласится с этим решением. И я, прошу не путать меня с почтенной Ниной Андреевой, я не смогу поступиться принципами. Меня никто не убедит в правомерности платить за свою землю арендную плату. Потеря Савастополя для России - это потеря Черного моря и Кавказа.

"П". - Так что - война? Ю.Л. - Нет, не война, а аргументированные доводы и - международный суд, третейское судейство, любые мирные средства для разрешения проблемы. Правда - за нами, значит и Севастополь должен быть наш.

"П". - Я как россиянин, как москвич солидарен с вашей позицией. Но в Калифорнии много выходцев из Украины и других стран СНГ. Их нелегко сагитировать в вашу веру...

Завершая интервью, разрешите пожелать Москве и москвичам достойно встретить свой праздник и укрепиться на позициях лидера российских реформ. Ю.Л. - Спасибо. Примите от меня всяческие добрые пожелания.

 

Вел интервью Ефим Вишневский. 

Комментарии

Добавить изображение