КРУГОВРАЩЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ ГОЛОВЫ

20-09-1997

Письмо мое, конечно, далеко от совершенства в плане журналистики и, может быть, излишне эмоционально, но, как мне кажется, не лишено смысла. По крайней мере смысла в нем не меньше, чем в той невнятице уважаемого мной А.Гельмана, которая вышла уже в последнем номере МН(N37) (см. его статью выше), где автор начинает с отповеди тем, кто кусает власть, а кончает отповедью тем, кто выражает верноподданнические настроения. Самому себе, то есть. Потрясает своей "новизной" мысль о роли народа в истории. А вот еще глубоко философская фраза: "Мы привыкли ждать плохое от плохого, но плохое может вылупиться и из хорошего". Следовательно, продолжая упражняться в афористике (или диалектике), можно сказать, что, в свою очередь, из плохого может вылупиться хорошее, из белого черное, из черного белое, из курицы яйцо, из яйца курица и так до бесконечности, беспрерывно отрицая свое отрицание и борясь со своей же противоположностью. Правилами русского языка, да и диалектикой это не запрещено. Жаль только, что из А. Гельмана вылупился певец и защитник существующей власти.

 

Старый лесной анекдот.

Собрались однажды Медведь, Волк, Лиса и Заяц в картишки сыграть. Перед началом игры Медведь предупреждает: "Если кто-нибудь будет мухлевать, то будем бить по его хитрой рыжей морде.

 

Несколько слов по поводу статьи А.Гельмана "Три года, которые надо спасти" ("МН" N34)

Начало статьи прямо завораживает.

Кто-то хочет съесть у нас время, как тот крокодил из известной сказки - солнце. И кто же? Несколько здоровых мужиков, которым бы землю пахать, а они надели галстуки и собираются, выдвигаясь заодно в президенты, сожрать наше с вами время. Три целых полновесных года. Причем, на лукуллов этот пир приглашены и жены их, и партии, и вся челядь...

Метафора - великая вещь, как бы, возможно, сказал Ю. Олеша.

И в этом смысле сравнение среднего времени жизни российского индивидуума со временем предвыборной гонки, несомненно, неплохая находка. Но...

Перепутана причина со следствием: не потому нам надо ценить время, что мы меньше японцев живем, а потому японцы живут долго, что научились ценить время - и то в котором они живут, и то в котором жили их предки, и то, в котором потомки их будут жить.

Рискну предложить анекдот собственного сочинения.


Один людоед говорит другому:
- Не люблю я интеллигентов.

- ??

- Гнилые они все.

 

Рискну указать время, когда интеллигенты начинают гнить - они начинают гнить аккурат с того момента, когда они начинают защищать любую, сколь угодно паскудную, власть. Когда тщедушное, гнилозубое, кривоногое естественно-научно-гуманитарное псевдосущество начинает защищать твердолобую, камнезадую, пышнотелую объективную реальность, которая сама, без нашего желания, ведома и воли залезла не только в наше сознание, но и во все остальное, что мы так или иначе пытаемся назвать своим.

Если во время выборов останавливается вся финансово-экономическая жизнь страны, то виноваты не выборы и вовсе не претенденты во власть, а виновата реально существующая власть, которая, вместо того, чтобы продолжать спокойно работать, выполняя свои прямые обязанности, начинает ерзать, суетиться и в конце-концов, побросав все, бежит делать ставки, причем лихорадочно пытаясь поставить и на того, и на другого, и на третьего.

И почему это, уважаемый драматург А.Гельман, с одной стороны мы говорим о четырех мужиках с костюмами, а с другой стороны - пугаем только лишь коммунистической чумой? Почему бы вам не добавить и яблочной заразы, и генеральской кирзы и первопрестольно-православной саранчи? Почему это вся оппозиция власти скопом должна радоваться невыплате пенсий, отключению света и прочим безобразиям в стране? Лично я не считаю себя приверженцем существующей власти, но отнюдь не радуюсь, когда она убивает невинных людей - и прямо, на грязных войнах, и косвенно, на социально-экономических экспериментах. Так пусть защищаемые вами буквы "Ч" включат везде свет, выплатят зарплату, выдадут пенсии, уберут срачь в стране - слабо? А буква "Ч", я вам скажу - это сплошная чрезвычайщина, когда ничто жизнеутверждающее в стране не делается день за днем, раз за разом, поколение за поколением. Когда каждая весна для крестьянина - неожиданность, когда каждые выборы для гражданина -- потрясение. Теперь гражданин будет нервно дергатся при включении света и падать в обморок при получении зарплаты - настолько это будет сильный удар по психике человека, переставшего ждать.

Я бы мог привести еще массу метафор, связанных не только со временем, но и с пространством, да экономлю и то и другое.

 

Добавление к предыдущему письму.

Читающему, возможно, может показаться, что я выступаю в защиту "коммунистической чумы", которой так эффектно нас подрядились пугать наши "интеллигенты". Во-первых, невозможно быть приверженцем зюганистов и одновременно любить МН, газету, "ангажированную западным империализмом". Во-вторых, меня тошнит от одного упоминания имен, а паче того от лицезрения сытых и лукавых морд этих нео-коммуняк. Вы слышите? Даже великий и могучий содрогнулся от содеянного этими нелюдями и вместо относительно благозвучного слова " коммунисты" в коих числились миллионы добропорядочных граждан, родил новое, омерзительное, - "коммуняки", созвучное с другим, обозначающим испражнения.

Но кто такие те, кто противопоставляется коммунякам и кого заботливо защищает от них А.Гельман? Посмотрите на них внимательно! Проследите за их биографией. В конце концов, посмотрите на их повадки, на их дела. Это же самые что ни есть коммуняки, которые ни в грош не ставили человеческую жизнь якобы ради идей, а на самом деле ради мерзопакостных собственношкурных интересов раньше, не ставят и теперь. Какая разница простому человеку, под какой фразой его гноят власти - в лагерях за светлое будущее всего человечества или у себя дома - за светлое будущее рыночных реформ?

Когда читаю слова А.Гельмана о том, что чем хуже будет в стране, тем больше радости будет в стане оппозиции, меня одолевают смутные подозреняя, что тут как раз таки и началась предвыборная гонка власти, которая заявляет: "Хуже в стране только потому, что эта мерзкая оппозиция радуется нашим бедам. Вот если бы она тоже плакала вместе с нами..." Не беспокойтесь. Как возмут власть, так сразу и заплачут: президент - обо всем сразу, а премьер, вице-премьеры и остальные тараканьи полчища чиновников - каждый о своем. Да и отплакали свое некоторые из них, например, Рыжков теперь спокойно, с чувством выполненного долга может ходить по думским коридорам - мы помним, как в чан слез властей предержащих плюхнулась в свое время со звоном его горючая слеза.

И почему это А. Гельман так невзлюбил "Яблоко"? Или, скажем, Лебедя? Настолько, что готов полюбить коммунистов - лишь бы они были, лишь бы они застилали глаза А.Гельману и напуганному им населению, лишь бы за этой завесой черного (если хотите - красного) дыма люди не увидели никого, кроме горе-пожарных - нынешнюю власть.

Потому что он очень полюбил эту власть. Но почему?

Тут мне хотелось бы добавить еще несколько строк о губернаторской роли интеллигенции во время революций, которую так великолепно в свое время обозначил Виктор Шкловский. Губернатором называют жеребца, которого используют для "разогрева" породистой кобылы. Как только кобыла доходит до нужной кондиции, губернатора оттаскивают от нее и тут же к ней запускают породистого жеребца. И выражение "положение хуже губернаторского" - отсюда. В дополнение к Шкловскому скажу, что положение у интеллигенции воистину хуже губернаторского, ибо лихой революционный конь поимел и ее вместе с кобылой . И не один раз.

За что интеллигенция обиделась на Лебедя? За то, что он отверг их услуги и сказал: "Я сам". Очень сексуальный мужчина!

Азарт игры в революцию у российской интеллигенции затмил разум.

Старый кавказский печальный стих.


Сидит вaрон на суку,
Он клюет своя нога.

- Вай, зачем клюет нога?

- У него судьба такой.

 

Гази Алиев, Берлин

Я (В.Л.) попросил Гази Алиева поведать о себе - все таки неординарно - кавказец, а живет в Берлине, коммунистов не любит, интеллигента Гельмана, который тоже их не любит, критикует. Помещаем его краткий рассказ, который значительно выходит за рамки личной биографии и отличается (как все у него) изяществом стиля.

Гази прислал следующее письмо:  

С детства любил похвалу и именно она, а не наказание служила мне стимулом в жизни. То есть, хотел быть хорошим для окружающих людей. И в этом качестве был хорош и для себя. Как Вы заметили, я уже начал рассказ о себе.

Родом я из Дагестана, из самой ее центральной части, даргинец. Интеллигент в четвертом поколении, если прабабушку, великолепно владевшую арабским языком, письменностью и медицинскими познаниями можно назвать интеллигенткой - понятие ведь чисто русское. От дедушки остались написанные по-даргински арабской вязью треугольные письмена, сам же он сгинул в пекле войны в самом ее начале (возможно, и до начала: служил он на литовской границе). Мои с мамой поиски его следов не увенчались успехом. Родители мои - учителя (хотел сказать "простые сельские учителя", но они не простые учителя, а очень хорошие, хоть и сельские).

Селение наше расположено где-то на высоте 1700 метров над уровнем Балтийского моря. Если считать от Каспийского, будет чуть повыше. Места чрезвычайно красивые. Красота не такая строгая и суровая, как, например, в Осетии или Приэльбрусье, а нежная.

И горы, горы, горы, одни только горы. Так и переводится слово Дагестан - страна гор. Правда, не с даргинского языка, а с лезгинского. Но и мой язык меня когда-то потряс - это когда я обнаружил созвучие со словом Кавказ слова "кавка", что означает крутой склон. Есть даже селение, расположенное на весьма крутом склоне, которое так и называется: Кавка. Мне подумалось, что такое совпадение - не случайное.

Каждое селение в Дагестане имеет свой диалект. Совершенно отличных же друг от друга языков в Дагестане около тридцати. Почти в каждом из этих языков есть диалекты, которые с трудом друг друга понимают. То есть, всего лишь диалекты отличаются друг от друга больше, чем русский от украинского. А разные же языки - больше, чем французский от английского. И все это - следствие отсутствия коммуникации между селениями. Язык - великий наблюдатель и фиксатор - отметил сей факт. Например. буквальный перевод слова "иностранец" с даргинского означает "иноселянин". Кстати, родовая принадлежность предметов в даргинскои языке определяется в точности по таким же принципам, что и в английском. Все мужчины - мужского рода, все женщины - женского, а все остальное - среднего. А в пяти километрах от нас живут лакцы, у которых в определении рода примерно такая же путаница, как и у немцев. Например, если в английском и даргинском осел - "что", то в лакском и немецком - "кто". И почему-то в немецком женщина (Frau) женского рода, а девушка (Fraulein) - среднего, а в лакском девушка и женщина - женского, а старуха - среднего рода. А вот почему - неведомо никому.

Есть еще необычайно интересный момент в моем языке, отражающий тот факт, что он (язык) родился и развивался в горной местности. Целый ряд слов, аналоги которых в русском языке имеют только "горизонтальные" пары (тот-этот, оттуда-отсюда и др.) в даргинском языке имеют еще по две "вертикальные"(!) формы. То есть, употребив местоимение, я одновременно указываю, где в пространстве по отношению ко мне находится объект: выше, ниже, там или здесь. Причем, аналоги слов "верх", "низ" и их производных существуют сами по себе. Приведу для примера, как звучат формы местоимения "тот" (совпадает с местоимением "он" для всех родов) в одном и том же родительном падеже: "ит" - то, что (тот, кто) находится там, по горизонтали (соответствует по звучанию и смыслу английскому it), "их" - внизу, "ик'" - наверху, "иш" - здесь, рядом. Даже такие слова как "есть" и "нет" (в значении наличия и отсутствия) имеют по четыре пространственных формы. Такие же формы имеют и некоторые глаголы, один из которых - глагол "нести" (в русском языке находим только два направления: принести-отнести), В горах, ведь, вовсе не безразлично, откуда надо приволочь камень для постройки дома - сверху, снизу, или со стороны. Интересно, каким словом обзывает свой валун печально известный нам Сизиф? Как бы то ни было, будь на то моя воля, я бы назначил постоянными наблюдателями за работой Сизифа наших российских чиновников, обозначив наблюдательный пункт в точности на месте падения скалы. Глядишь, труд сизифов и вышел бы со временем в разряд полезных.

Из религий мой народ под ненавязчивым влиянием арабов предпочел ислам. Но религиозные обычаи живут фифти-фифти с адатами - обычаями, корни которых уходят к известному же антисемиту Навуходоносору. Что говорил по этому повoду Заратустра - никто не помнит. Но когда идет непрекращающийся дождь, или же такая же долгая засуха - народ сходит с ума совсем не по-мусульмански и начинает то совершать крестные ходы без крестов к мощам святого местного значения, то шить лягушке шаровары, то волочь по руслу иссохшей горной речки деревянную соху. В соху впрячься должны женщины, причем существуют какие-то условия в подборе кандидаток. Народ делает это с молитвами, юмором и весельем. Но не до веселья стало однажды, когда после всяких таких процедур зарядил дождь - и чуть ли не на все оставшееся лето. Пипл начал роптать, говорить, что борозду по реке провели чересчур глубоко и надо бы заставить тех молодиц протащить соху в обратном направлении. Но, слава Аллаху, обошлось, и к уборке картофеля - основной культуры на селе - выглянуло солнце.

По понятным причинам никто у нас не носит паранджу. С одной стороны, женщины ежедневно ходят за водой к источнику, расположенному довольно далеко от дома и не всегда на одном уровне с домом по горизонтали. И ходят зачастую тропою довольно узкою. С другой стороны, женщины не сидят дома, а работают: весной, летом и осенью - на своих каменистых огородах в буквальном смысле борясь за урожай, зимой - на току, помогая молотилке молоть зерновые - свои, родственников и соседей. Вы можете представить женщину с вилами и паранджой? Я - нет. Скорее всего паранджу можно было бы надеть на мужиков, чтобы они не видели, с каким тяжким трудом женщина растит их детей. Либо для того, чтобы они могли, не стесняясь ни Бога, ни людей, попивать вино, закусывая свининой. Но паранджа на троих - это нонсенс.

Другое дело, если ты любишь нюхать клей - самое место под покровом. Но тем не менее во времена сухих законов одеколон никто не пил и бензин никто не нюхал. На свадьбах коньяк наливался из заварочных чайников, вино - из обычных чайников, а водка разливалась из графинов для воды (тем, кто чай не пьет).

А еще (это уже из другой оперы) меня потрясает гибкость русского языка в переименовании ближнезарубежных географических названий (Алма-Ата - Алматы, Ашхабад - Ашгабат, Белоруссия - Беларусь, Таллин - Таллинн(!) и т.д.), тогда как, например, Германию, которую можно было бы назвать Дойчланд или Фатерланд, наконец, никто и не собирается переименовывать. Как видно, русский язык не только могуч и велик, но и зело удивителен.

 

С уважением,

 

Ваш Гази Алиев. Берлин, 16.09.97

P.S. На самом деле меня зовут Газимагомед Алиев. Я получил от одного дедушки имя, от другого - фамилию. Гази по-арабски означает борец за веру (отсюда и газават). Но я - атеист, отрицающий существование бога, но верующий в него, отсутствующего.

Дойти мне до Берлина в биографии сегодня не удалось, но тем не менее посылаю набранное. Если данный темп Вас устроит, буду продолжать в том же духе, если нет - ускорю прибытие. Кстати, здесь я с марта этого года и всего на два года. Но попытаюсь получить стипендию - тогда останусь и на третий. Приехал же я из Питера - жена и маленький ребенок все еще там. Разумеется, скучаю по ним. Оставаться в Германии навсегда - не думаю, возвращаться сразу в Россию - тоже не шибко прельщает. Хорошо, что на свете есть еще и другие страны, где развивается физика. Будем посмотреть, как говорят аварцы.

Мне 36 лет. Как Вы понимаете, самое время отрастить бакенбарды, написать несколько поэм, немного стихов, парочку другую повестей и застрелиться на дуэли. 

Комментарии

Добавить изображение