КУДА ИДЕТ РОССИЯ, ИЛИ КУДА ОНА УЖЕ ПРИШЛА

12-10-1997

Прием России в Парижский и Лондонский клубы, отсрочка по займам МВФ, признание Ельцина одним из ведущих деятелей мира американским журналом "Vanity Fair" (стоит на 14 месте, опережая короля Испании, королеву Англии и даже папу Римского) многих аналитиков не убеждает, что там все идет хорошо. Незабвенный Кандид после многочисленных избиений, ограблений и покушений осознал, что формула "все хорошо" глубоко порочна. Надо говорить не "все хорошо", но "все идет к лучшему". Таков был вывод Кандида, да и то он в нем стал сомневаться. В России дела не идут к лучшему.

Цифры, сообщенные на днях Чубайсом и Черномырдиным в Думе, были хороши. Рост ВВП на 1,5 процента, а рост реальных доходов на 2,7 - тоже.

Вместе с тем были сообщены следующие цифры и сказаны такие слова: "за прошедшие девять месяцев не произошло снижение ВВП месяцев не произошло снижение ВВП. Итак, рост на 1,5 и утешение - "за прошедшие девять месяцев не произошло снижение ВВП". Казалось бы, если есть рост, то что говорить о том, что не произошло снижение? Но ларчик открывается просто: при всем великолепном росте Дума признала работу правительства неудовлетворительной, а вопрос об отставке правительства (что грозит роспуском Думы) не отменен, а только отложен дней на 10. Причем, на этом настаивают не коммунисты или жириновцы, а яблочники. То есть, самая интеллектуальная фракция Думы, где кишмя кишат кандидаты и доктора экономики. И понятно, почему. Экономисты знают, что самая точная методика расчета ВВП имеет точность 1,6 -1,8 процента. Да и то у ней есть свои противники, которые утверждают, что точности лучше, чем 2% добиться не возможно. А тут, видите, рост на 1,5 процента. Но это - выходит за пределы точности измерения! Как если бы у вас были только метровые отметки, а вы бы измеряли в миллиметрах. С тем же успехом можно утверждать, что произошло падение ВВП на 1,5 процента - ни то, ни другое проверить невозможно. Столь явное надувательство возбудило "Яблоко" и лично Явлинского, который, как обманутая девушка, негодовал больше всех.

Но далее. Чубайс сказал, что за девять месяцев бюджетные доходы собраны только на 2/3. При этом налоговые поступления составили 52% от плана, сбор таможенных платежей составил 114%, а неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и использования госсобственности -- 150%- (эта цифра радует только Чубайса, ибо процентов много, но денег мало - этой госсобственности, занимающейся внешнеэкономической деятельностью - кот наплакал. И далее - бюджетные расходы профинансированы на 70%- объем просроченной задолженности предприятий — 700 трлн руб. Вот тебе бабушка... Откуда же рост реальных доходов на 2,7 процента? Заводы должны, налоги собираются наполовину - и вдруг - рост доходов ! Такое возможно, если тратить инвестиционные деньги (а они, по Чубайсу, выросли в три раза) на проедание. Это вряд ли. Много охотников на заокеанские миллиарды и помимо беззубых старушек.

Второй способ - кражи и умыкания. Способ народный и проверенный. Тянут со страшной силой. Как было точным присловье "Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость", так и осталось.

Я только что был в Москве. И до того регулярно там бывал с зазором 6-9 месяцев. Конечно, судить о процветании столицы, глазея по сторонам, трудно. Но можно.

С каждым разом я вижу увеличивающееся количество нищих. Пусть часть из них давно стала профессионалами, которых на людные места сажают "братки". Особенно - афганских или чеченских калек, и спастись от "братков" нет никакой возможности.
Очень легко глаз видит старушек, робко жмущихся по стеночкам, которые даже руку лодочкой бояться выставить. Авось кто-то и так догадается.

В прошлом году Лужков издал грозный приказ - убрать. из дворов "ракушки" - разномастные металлические гаражи. За время моего отсутствия их число возросло вдвое. Они уже на газонах, среди деревьев, выходят на проезжую часть. Возросло благосостояние? У какой-то части москвичей - да. Но резко снизилось уважение к закону. А без этого уважения нечего и думать создать правовое, сравнительно безопасное государство с благоприятным инвестиционным климатом.

Теперь по поводу того, что часть москвичей живет сравнительно ничего (процентов 20). Тайна простая: в Москве сосредоточено 80 процентов финансов всей страны. Все посольства, представительства предприятий, офисы иностранных фирм. И получается следующая пирамида: скажем, новый русский имеет 5-10 любовниц.. Вот они уже и пристроены. Да еще старушку маму подкармливают (папа давно умер). Затем, у него шофер, телохранители, садовники, повара, домработницы... Хоромы ему строила бригада. Все при деле - и получают. С этой вершины денежный поток стекает вниз и орошает сирых.

Затем: две семьи съезжаются и за счет резкого ухудшения качества жизни (вплоть до смертоубийства) живут за счет сдачи освободившейся для любовницы нового русского квартиры. Бритоголовые качки служат охранниками, груши околачивают при входе в фирмы, банки, офисы, обменные пункты и магазины. Увеличивают нагрузку на почву.

Способов выжить в столице - масса. Частный извоз, у кого есть машина. Продажа места в очередях (очередей по-прежнему, много - в собесах, паспортных столах, ГАИ...) Уход за немощными, но при деньгах (или завещание квартиры за пожизненный уход, что частенько не позволяет бедолаге долго мучится). Те, кто из интеллигенции, бегают по 3-5 местам работы. Читают лекции в платных университетах, ляпают нечто ученое по грантам. Я представляю себе качество. Да и не просто представляю, а знаю. Кроме того, опять все идет за счет качества жизни. Где обещанный 8-часовой рабочий день, за что боролись?

Но что делать провинции? Ведь там-то всего этого нет! А провинции остается ненавидеть Москву, что уже давно стало традицией. Раньше - за снабжение продуктами, теперь за снабжение деньгами. Здесь - крест на Лужкове как президенте, сколько бы он не пел с Кобзоном, не плавал среди льда и не играл в футбол.

И наконец, откуда берут новые русские и самой разной свежести иностранцы те деньги, которые с вершин их пирамиды изливаются на страждущие московские тела?

Приведу несколько цитат, и вопрос сразу прояснится.

Бывший министр внешних экономических связей, советник Лебедя (теперь уже нет) Сергей Юрьевич Глазьев в статье МЫ И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК (НГ - сценарии от 09 октября 1997 г.) спрашивает: "Что нужно делать, чтобы не стать колониальной страной?" и далее рубит (извлекаю самое интересное):
"УЖЕ 6 ЛЕТ, как Россия не имеет национального правительства, проводит радикальные преобразования под руководством международных финансовых организаций и под опекой руководителей стран "семерки". Роль официального правительства страны сведена к функциям исполнения составляемых МВФ планов по либерализации экономики и поддержания заданных параметров предложения денежной массы. Реальное правительство, представляющее выросшую за эти годы на почве присвоения государственного имущества и финансов олигархию, занято упрочением ее положения и увеличением ее доходов, стремится хотя бы на третьих ролях войти в мировую элиту. Ради этого демонтированы национальные границы, расчленена страна, разрушены основные институты государственной власти, внутренний рынок отдан на откуп иностранному капиталу.

Идеологическим обоснованием этого нового мирового порядка стала теория "золотого миллиарда", согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда граждан наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным уготована жалкая участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Важной функцией этой в сущности расистской теории является согласование интересов мировой олигархии и национальных интересов наиболее развитых стран базирования транснационального капитала. Эта доктрина носит отнюдь не умозрительный характер - она уже применяется в практических действиях по урегулированию международных отношений.

Нынешняя российская политика не есть отечественное изобретение. Она представляет собой разновидность разработанной МВФ для слаборазвитых стран третьего мира концепции так называемого "Вашингтонского консенсуса".

Последняя отличается крайней примитивизацией экономической политики и сведением ее к трем постулатам: либерализации, приватизации и стабилизации через жесткое формальное планирование денежной базы. Эта концепция предусматривает свертывание роли государства как активного субъекта экономического влияния и ограничение его функций контролем за динамикой денежной массы.

Изначально принципы "Вашингтонского консенсуса" разрабатывались для установления мониторинга над экономической политикой слаборазвитых государств с целью контроля за возвратом предоставляемых им кредитов. Этим объясняется и ее удивительный примитивизм, сведение всех вопросов макроэкономической политики к либерализации и формальному планированию прироста денежной массы на основе простых регрессионных зависимостей. Такая политика, хотя и не приводила к экономическому росту, но обеспечивала контролируемость, прозрачность и предсказуемость, что важно для международного финансового и торгового капитала, заинтересованного в установлении контроля над рынками соответствующих стран.

Нетрудно видеть, что российская экономика быстро и успешно загоняется во все названные ловушки, втягиваясь в механизмы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, и глубокую внешнюю долговую зависимость. Без каких-либо причин объективного характера Россия в течение пяти лет радикальных преобразований почти удвоила доставшийся в наследство от СССР внешний долг, ставший самым большим в мире, нарастила внутренний долг объемом в сотню миллиардов долларов, втянувшись при этом в неуправляемую пирамиду краткосрочных обязательств, затраты на обслуживание которых уже превышают налоговые поступления в федеральный бюджет. Закрепляется ориентация российской экономики на экспорт энергоносителей и сырья. Две трети капиталовложений приходится на соответствующие отрасли производства, при одновременном свертывании обрабатывающей промышленности.

К очевидному ослаблению российской государственности и национального суверенитета привели многие международные обязательства, принятые новоявленными российскими вождями под давлением своих зарубежных боссов: беловежские соглашения о расчленении страны- меморандум о принятии Россией и другими странами СНГ солидарной ответственности за обслуживание долга бывшего СССР- отказ от компенсации России стоимости оставляемого после вывода войск имущества в Германии и других странах Варшавского договора.

В этом же ряду находятся такие акции, как подписание Россией Энергетической хартии, обязующей ее отказаться от национального суверенитета в использовании своих энергетических ресурсов- отказ от защиты своего внутреннего рынка и проведения самостоятельной финансовой политики, фиксируемый в заявлениях российского правительства и Центрального банка в адрес международных финансовых организаций, и многие другие решения, навязанные российскому президенту и правительству.

В рамках нового мирового порядка нашей стране отводится роль сырьевой колонии, назначение которой - смягчить последствия сырьевого и экологического кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран. В рамках этой концепции России навязывается стратегия деиндустриализации, свертывания наукоемких технологий, сырьевой специализации, которая предусматривает приведение российского законодательства в соответствие с интересами транснационального капитала и имеет своим следствием "расчистку" российской территории не только от отечественных товаров, но и от "лишних" людей. В разных сценариях дальнейшего демонтажа российской государственности, разрабатываемых идеологами нового мирового порядка и специалистами соответствующих иностранных спецслужб, Россию рассматривают как зависимую территорию, используемую как источник промышленного сырья, частично - как слабозаселенный природный парк, частично - как место свалки различных отходов.

Наша товаропроводящая сеть уже переориентирована на импорт, обеспечивая последовательное замещение отечественных товаров иностранными, доля которых в торговле устойчиво превышает половину.

Основные итоги первых шести лет колонизации России ужасают: обесценение частных сбережений (в государственном Сбербанке в 1992 и в финансовых пирамидах в 1994 годах) на сотни миллиардов долларов, двукратный обвал производства и бюджетный кризис, уполовинившие текущие доходы подавляющего большинства граждан, взрывной рост безработицы, преступности, социально обусловленных болезней, свертывание социальных гарантий. По основным показателям социально-экономического состояния Россия опустилась намного ниже критического уровня, стремительно приближаясь к наименее развитым странам.

За несколько лет самое равное в мире общество превратилось в одно из самых дифференцированных: на долю относительно "благополучных" 20% населения приходится сегодня почти половина совокупного объема доходов- самые богатые 10% получают треть совокупных доходов, которые в 12,4 раза выше, чем доходы самых бедных 10% населения- при этом львиная доля этих доходов присваивается сформировавшейся за последние годы крайне малочисленной (от 50 до 200 семей) группой господствующей олигархии.

Ни в одной из отраслей экономики производственной сферы за эти годы не было достигнуто экономического роста, а разбухание спекулятивного сектора происходило за счет перераспределения в его пользу сбережений граждан и капитала предприятий (интенсивность этого перераспределения только в пользу банковского сектора достигала, по имеющимся оценкам, до 6% ВВП в год, а в целом составила от 10 до 20% ВВП). Очевидно, что социальная дифференциация произошла главным образом за счет перераспределения национального дохода и накопленного обществом богатства, а не в результате создания преуспевающими слоями общества новой стоимости. В конечном счете источником повышения доходов новоявленных нуворишей стало сокращение доходов и богатства остальных. Экономическая реформа была сведена к банальному присвоению государственной собственности и денежных потоков, либерализация экономики обернулась свободой манипулирования монополией на власть для извлечения сверхдоходов. Социальный баланс произведенного в России радикального переворота не оставляет сомнений в отношении содержания двигавших его интересов: 10% населения лишилось всех прав на доходы, имущество, социальные гарантии, превратилось в изгоев общества- более 20% населения живут в нищете, имея доходы ниже прожиточного минимума, в том числе 40% семей с двумя и более детей. В совокупности почти 2/3 населения живет в бедности, не имея возможностей даже для устойчивого полноценного питания.

На вершине этой социальной пирамиды - 20% населения с достаточными для полноценной жизни доходами, из которых 10% существенно улучшили свое положение по сравнению с дореформенным уровнем, а около 2% стали настоящими богачами. Потребление последних возросло в десятки и сотни раз, в то время как в целом по стране оно сократилось почти вдвое, в том числе по основным продовольственным товарам - более чем на треть. В среднем дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%, калорийность питания снизилась до 2200 Ккал/сутки (при необходимой норме 3500-2500 Ккал/сутки), а обеспеченность витаминами сократилась до 50% от нормы. Возникла угроза массового недоедания и даже голода.

Хочу напомнить, что Глазьев - не коммунист, а из демократов. Один из активистов реформы (на начальном этапе). И опубликована его огромная статья (15 стр) не в "Завтра", а в приложении к демократической "Независимой газете".

В том же номере трое аналитиков: Валерий Николаевич Дикевич, Алексей Юрьевич Тупицын, Андрей Викторович Фетисов - эксперты Центра управленческого проектирования (ЦУП) в огромной статье В ПОИСКАХ "СУБЪЕКТА РАЗВИТИЯ" с подзаголовком "Кто остановит сползание России в "третий мир"? продолжают нагнетать:
Сегодня ресурсы и привилегии, которые находились и до сих пор частично находятся в распоряжении "сырьевиков", - очередная ставка в игре, затеянной правительством Чубайса - Немцова. Последнее рассчитывает в ходе этой игры "подкормить" за счет ресурсов сырьевых монополий региональные элиты (кроме "паразитической" московской во главе с Ю.Лужковым, которая, наоборот, должна быть подвергнута безжалостной "экспроприации") и тем самым заручиться их лояльностью или даже поддержкой на следующем этапе "модернизации" страны. Удастся ли федеральному правительству осуществить этот маневр и насколько сильным будет сопротивление "сырьевиков" (у которых - в отличие от оппонентов - нет полноценных собственных СМИ), неизвестно, но очевидно другое: блок "сырьевиков" и финансистов, который фактически правил Россией с 1992 по 1997 г., распался - "Боливар не вынесет двоих".:
"Страна, таким образом, живет за счет остатков тех ресурсов, которые были накоплены в предыдущую эпоху (в течение 100-150 лет), а власть выступает одновременно и в качестве режиссера, и в качестве основного действующего лица очередной российской исторической драмы - "пира во время чумы", или, говоря более "научно", гедонистического прожигания жизни власть имущими на фоне инерционного сползания страны в "третий мир".

По меткому определению политолога М.В. Ильина, сегодня в Кремле сидит даже не император, а атаман войска завоевателей или предводитель новой опричнины, демопопулистской и номенклатурной по происхождению и либерально-модернизаторской по установкам. То есть мы получили власть не только не имеющую органической, взращенной на отечественной почве мировоззренческой основы, но и узурпаторскую по своему характеру.

Неудивительно, что функцию "доступа к телу" предводителя новой опричнины выполняют в структуре правящей финансово-бюрократической корпорации совершенно случайные в политике люди: то главный охранник, то пользующаяся особым доверием дочь".

На этом я заканчиваю цитирование. Даже из этих небольших подборок многое ясно.

В это посещение Москвы довольно много ранее заинтересованных в судьбе России интеллигентов говорили: "Какая разница, есть у России Кавказ , Якутия или Дальний Восток? И какая разница, называется ли это место Россией? Главное - чтобы люди жили. Спокойно. В достатке. Воспитывали детей". Полная потеря государственного инстинкта. Объяснять, что без государства, именуемого Россией, не будет ни довольной, ни спокойной жизни, было бесполезно.

Апатия.

Комментарии

Добавить изображение