Независимый бостонский альманах

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ТОВАРИЩА СТАЛИНА

08-03-1997

Считается, что Сталин умер 5-го марта 1953 года. Годовщина не круглая, но все равно отметить надо.

Сталин периодически ликвидировал свое ближайшее окружение. Этим он достигал многих целей: объяснял народу, почему не так все хорошо, с продуктами, одеждой, жильем, транспортом. Вообще-то отлично, но не так хорошо, как обещали. Оказывается, все дело во врагах, которые засели везде и даже добрались до самого верха. Затем, снятие верхушки мотивировало массовые репрессии внизу: если уж враги сумели пробраться в само Политбюро, то что говорить о нашей конторе?! Наконец, психологически примиряло людей с превратностями судьбы: глянь, если уж наркома забрали, так уж что плакать о нашем Ване. Как писал в "Предвоенной балладе" Александр Межиров:

Замнаркома нету дома,
Нету дома, как всегда.
Слишком поздно для субботы
Не вернулся он с работы,-
Не вернется никогда.

Воля вождя определяет ход истории
Сталин оригинально справился с "Завещанием" Ленина, в котором тот предложил снять Сталина за грубость с поста генсека. На всякий случай Сталин пустил слух о сифилисе у Ленина, который, де, разрушил мозг вождя. Что же можно ожидать от мыслей человека, который с трудом диктует "Завещание"? Ведь это "завещание" просто бред старого сифилитика и нечего на него обращать внимание. Так бы сказал Сталин, если бы не удалось локализовать действие "Завещания". Но ему это удалось! "Завещание" было зачитано не на XIII съезде, а лишь на секционных заседаниях делегатов. Притом, с них взяли подписку о неразглашении ("Завещание" было объявлено строжайшей партийной тайной). И - никаких дискуссий! А чуть позже на узком заседании высших партийных бонз Сталин демонстративно предложил уйти в отставку, сказав, что если он и груб, то только с врагами. Но Зиновьев и Каменев, панически боясь усиления Троцкого, всячески поддержали Сталина, посетовав, что он еще и недостаточно груб. А что касается грубости по отношению к своим соратникам, то, как выразился и сам Ленин в завещании, это недостаток, вполне терпимый в общении между коммунистами. А еще позже Сталин расстрелял почти всех, слышавших "Завещание". Это было, конечно же, весьма грубо с его стороны, но - сами напросились.
Существуют такие структуры, которые заменяют историю и социологию на психику вождя. Между прочим, западным аналитикам описанная особенность советской системы (примат психики вождя перед историей) была хорошо известна и потому для того, чтобы понять, что происходило в России, нужно знать, например, психику Сталина. Только зная психику Сталина можно вообще объяснить многие события истории СССР. Например, в 1935 г. ввели закон о применении смертной казни начиная с 12-летнего возраста. Почему с 12-ти лет? Молочные зубы уже потеряны, а паспорт еще не получен. Откуда взялся именно такой возраст? Дело в том, что у "врагов народа" высокого ранга, от которых Сталин хотел добиться определенных показаний, были дети примерно этого возраста. И угрожая расстрелом детей, он получал нужные признания. Вот так и появился этот закон. И другого объяснения нет.
И, наконец, еще одна причина, которой до сих пор не уделялось достаточно внимания. Эта причина чисто психологическая: у Сталина выработалась почти наркотическое пристрастие к выявлению, изобличению, выслушиванию покаяний ("покаявшийся вождь - это политический труп", - любил говаривать Сталин) и, наконец, казни "врагов". Очень смеялся Сталин, смотря, как начальник его личной охраны Паукер (бывший парикмахер) лицедействует, изображая мольбы Зиновьева, целующего сапоги палачей-чекистов, которые вели его по коридорам Лубянки на расстрел (информация в книге Орлова "Тайная история сталинских преступлений". Рыбаков использовал эти сведения в одном эпизоде в своем романе "Дети Арбата"). Сталин уже не мог обходиться без кровавых жертвоприношений, как древний римлянин без гладиаторских игр или французский феодал без восточных приправ и специй к еде. Последнее аутодафе проходило в 1949-1950 годах ("ленинградское дело"), когда казнили 200 высших номенклатурных чинов, включая секретарей ленинградского обкома Попкова и Кузнецова ( Кузнецова недавно направили в ЦК, в Москву, поэтому его официально обвинили в недостаточной любви к Сталину), а также давно не имевшего никакого отношения к Ленинграду председателя Госплана и члена политбюро Вознесенского.
В 1952 году, когда прошло два года после Ленинградского дела, Сталину уже стало скучновато и он задумал новое свершение - окончательное решение еврейского вопроса. Начал он его исподволь еще раньше под видом борьбы с космополитизмом, затем разоблачили как главный американо-сионистский центр "Антифашистский еврейский комитет" и отправили на тот свет выдающихся деятелей культуры. А затем наступила очередь "убийц в белых халатах".
Сталин хочет разнообразить старую схему ликвидации сподвижников и напоследок решает поиграть с ними в кошки-мышки. Вот здесь-то и пригодилась его любовь к кино.
Как раз тогда товарищ Сталин решил выступить в качестве режиссера. Последняя гениальная идея корифея всех наук заключалась в том, что поскольку в правящей верхушке Соединенных Штатов, в экономике и политике этой вражеской страны много евреев, постольку все еврейское население Советского Союза по определению является пятой колонной, потенциальными шпионами и вредителями. Как всегда, исподволь он начал готовить очередную великую чистку. Сначала борьбу с безродным космополитизмом, потом ликвидировал руководство антифашистского еврейского комитета (погибли многие ведущие деятели культуры и науки), выдавая его за мифический "антисоветский еврейский центр". Оставалось нанести последний штрих в режиссерский замысел -"дело врачей".
В январе 1953 года дело врачей уже успешно продвигалось и Сталин прикидывал, в каких точках Красной площади следует установить кинокамеры для съемок первой грандиозной публичной казни, намеченной на весну 1953 года. Там должны были висеть не только убийцы в белых халатах - известные академики и профессора Вовси, Виноградов, братья Коганы, Раппопорт и другие, но и вся старая гвардия из Политбюро, начиная с "главного еврея СССР" Кагановича, как его на допросах уже именовали следователи, а Молотов - даже со своей женой Полиной Жемчужиной (Сталин, наверное, хохотал, называя эту сцену "навеки вместе"). Логика была простая: врачи-убийцы лишь выполняли приказы изменников из Политбюро. Но те, в свою очередь, получали приказы на уничтожение вождей от международной сионистской организации "Джойнт".
Для Сталина изготовили модель Красной площади в виде складывающейся доски, наподобие шахматной, внутри которой хранились модельки виселиц с телами. Он расставлял их так и этак, то концентрическими кругами, то в каре и прикидывал, как это смотрится с разных точек площади. Как всякий профессиональный режиссер, Сталин в сценарии отмечал ракурсы и планы съемки, и определял места, где будут установлены кинокамеры. Выбрав ракурс, Сталин предавался мечтам о том, как замечательно он проведет весну 1953 года. После публичной казни, снятый о ней фильм пройдет по всей Руси великой, народ зайдется в праведном гневе и тогда Сталин, спасая еврейское население от справедливого возмездия, вышлет его на север (таково было готовящееся объяснение для Запада), в уже строящиеся бараки на неминуемое уничтожение. Так достойно гений завершит великое дело решения национального вопроса, давним специалистом по которому он слыл в партии.
Разработав выдающийся режиссерский план, Сталин решил отдохнуть. Когда он только его задумал, в начале 1953 года к нему на ближнюю кунцевскую дачу привезли из киноархива в Белых Столбах очередную трофейную ленту, голивудский фильм, который примерно можно перевести как "Возмездие". Сюжет его таков. ХYIII век, пиратская шхуна. На ней не терпящий никакого прекословия капитан, жесткая дисциплина, беспощадность по отношению к захваченным в плен членам команд. Но капитан постепенно сходит с ума, хотя этого еще никто не знает. Сумасшествие его протекает оригинально: он подозревает то одного, то другого члена своей шхуны в предательстве, в намерении сдать пиратский корабль властям. Кого именно, он вычисляет так. У него в каюте есть шахматы, фигурки которых сделаны с портретным сходством членов команды. Он играет сам с собой в шахматы и когда берет фигуру "противника", то выходит и объявляет команде об изменнике, который является прототипом взятой шахматной фигурки. (Очевидно, разработку режиссуры казни на Красной площади с помощью модели Красной площади в виде шахматной доски Сталин заимствовал из этого фильма). После разоблачения команда с улюлюканьем казнит "изменника". На доске 16 фигур противника, в фильме 16 казней, одна изобретательней другой. Когда остается последняя, 16-я фигура "противника" - король (это помощник капитана), капитан сбивает ее с доски щелчком, выходит на палубу, ловит помощника, ловко его протыкает, а затем с безумным хохотом направляет корабль на скалы.
Создав в своем параноидальном стареющем мозгу новую массовую кровавую композицию (дело врачей-убийц - дело очередных врагов из Президиума ЦК, агентов "Джойнт" - высылка всех евреев на север) с помощью которой Сталин собирался решить одновременно так много актуальных вопросов, он вызвал в последних числах февраля 1953 года на ближнюю Кунцевскую дачу весь приближенный ареопаг, предназначенный к ликвидации. Наступила сладостная минута игры кошки с мышками. После обильного как всегда застолья, на котором соратникам полагалось напиваться ( старый прием диктатора: он ставил к каждому выпившему соглядатая на случай, вдруг соратник с пьяных глаз сболтнет лишнее), Сталин предложил им посмотреть очень полезный новый фильм. Фильм начался часов в 12 ночи и шел более 2 часов. К концу фильма все зрители давно поняли, к чему клонит отец и учитель, протрезвели и, по завершении просмотра, дрожащими голосами попросили вождя разрешить им разъехаться по домам. "Зачем так рано по домам?", - удивился вождь. Еще нет и трех ночи. Этот фильм очень поучителен. Давайте мы посмотрим его еще раз". Рано по утру, после второго просмотра, вождь решил, что уже не так рано и милостиво отпустил соратников домой.
Столь неприкрытая демонстрация своего всемогущества, фактически, откровенное "Иду на вы", одновременно и устрашила и сделала соратников бесстрашными. Ведь ясно, что после такого киносеанса Сталин оставит им не более нескольких дней свободы.
Но прежде, чем сказать о последующих событиях, отвечу на естественный вопрос, откуда известны эти факты, где документы? Документов на эту тему нет и быть не может. Вообще, все что касается криминальных акций Сталина не может быть документально подтверждено. Я имею ввиду - самое начало акции, те слова, которые говорил Сталин наркому внутренних дел с глазу на глаз. Последующие события, типа протоколов допросов арестованных, или стенограмм судебных процессов есть не более, чем фарс, прикрывающий истинную причину трагедии. Это очень хорошо заметно по убийству Кирова, всю механику которого можно раскрыть только аналитически и этот анализ неопровержимо показывает прямую инициативу Сталина в устранении потенциального соперника. Но в данном случае с подготовкой ликвидации соратников есть очень важные свидетельство присутствующего на ночном сеансе человека. Это Михаил Чиаурели, придворный кинематографист и шут Сталина, снявшего такие "шедевры" тоталитарного кино как "Клятва" и "Падение Берлина" и такие псевдоисторические фильмы как "Георгий Саакадзе" или "Арсен". Именно от него историю с киносеансом узнал режиссер Михаил Калатозов, ("Чкалов", "Летят журавли" и др.) поделившегося ею с чуть более широкой кинообщественностью (фрагменты воспоминаний Калатозова попали в "Московские новости"). А уж когда мы проводили организационно-деятельностные игры и сиживали после них в сауне, то много пикантных деталей услышали от секретаря союза кинематографистов Армена Медведева и сценариста Рустама Ибрагимбекова (помните, "Белое солнце пустыни"?).
События, развернувшиеся после знакомства с голивудским фильмом реконструированы в аналитической работе Авторханова "Загадка смерти Сталина", в которой он тоже пользуется различными устными сообщениями высокопоставленных большевиков, по тайным каналам предоставивших ему уникальную информацию. Так как эта книга хорошо известна, то напомню в двух словах о свершившемся.
Сеанс проходил в последние дни февраля 1953 года, а в самый последний день, накануне 1-го марта, Сталин вновь приглашает узкую группу соратников на попойку на Кунцевскую дачу. Берия берет с собой свою близкую сотрудницу, которая должна познакомить вождя с очередной порцией допросов по делу врачей, в которых следователи все ближе подбираются к изменникам из Президиума ЦК. Эта дама (ее имени Авторханов не приводит) подает папку Сталину, а далее, по разным версиям, то ли делает ему при этом незаметный укол, то ли сами листы дела были пропитаны каким-то сильнодействующим отравляющим веществом, которое приводит не к быстрой смерти (это было бы слишком подозрительным), а провоцирует инсульт, который удобен тем, что человек какое-то время жив, а сказать ничего не может. После этого соратники быстро покидают дачу. В ночь на 1-е марта Сталина постигает апоплексический удар, как в старину называли инсульт. Обездвиженное тело охрана обнаружила только днем и уж тут Берия постарался сделать все, чтобы Сталин с его "железной" волей и психикой вурдалака более не ожил, чем хоть в какой-то мере уменьшил свои чудовищные грехи.
Угасла извращенная психика вождя и по законам социума, в котором она заменяла историю, сразу же изменилась история. Тут же прекратили дело врачей, естественно, отменили высылку евреев, стали массами выпускать узников лагерей. А потом - разоблачение культа и первая перестройка Хрущева. И пошло, поехало...
Авторханов сразу же после смерти Сталина написал замечательный некролог, опубликованный в издаваемом им журнале "Свободный Кавказ". Приведу начало и конец этого некролога. "Перестало биться волчье сердце и работать дьявольский ум. Холодная жестокость профессионального палача и звериный инстинкт самосохранения роднили его больше со звериным племенем, чем с родом человеческим.
... Осиновый кол ему в могилу! Вечное проклятие его памяти!!
Истребительная война его наследству!!! Таков приговор наших народов. Таков он будет и у будущих поколений".
Так завершил вурдалак свою жизнь или нет - точно не будет известно никогда. Но зато точно известно, что слова из некролога Авторханова оказались пророческими.
Смерть тирана, весьма для него неожиданная, сорвала последний режиссерский замысел корифея всех наук. Была ли то смерть естественная от инсульта, или этот инсульт устроила ему "стая товарищей", предназначенных к ликвидации (Хрущев, Берия, Молотов и др.), как об этом пишет Авторханов в "Загадке смерти Сталина", не столь важно для нашей темы. А важно для нее следующее: как только Сталин усоп, так сразу же прекратилось и дело врачей и подготовка к высылке евреев и, само собой, разыгрывание сцен казни изменников из Президиума ЦК на чем-то похожем на шахматную доску, на которой Сталин расставлял модельки виселиц и выбирал ракурсы для съемок будущей казни. И своей жизнью, и своей смертью Сталин еще раз доказал, что есть такие социальные системы, где именно желания, воля и даже сумасбродства одного человека определяют ход истории. И поскольку это столь важно, нам есть смысл на некоторых случаях из нашей недавней истории посмотреть, как и в чем именно проявлялась психика вождя. Я буду брать, разумеется, не весь возможный спектр случаев, а только носящих как бы юмористическую окраску. Как говаривал классик, с прошлым надо расставаться весело.

ЮМОР ВЕШАТЕЛЯ

Есть понятие "юмор висельника". Черный юмор человека, который обречен, ему уже нечего терять. Швейк рассказывал историю об одном таком бедолаге, которого вели на эшафот за какое-то преступление, которое тот не совершал. На суде бедняге не поверили, что ничего приписываемого ему не было. И тогда он придумал формулу, которую повторял, идя на виселицу :"Пусть было как было, ведь как-нибудь да было. Никогда так не было, чтобы никак не было".
У товарища Сталина, естественно, совсем другой юмор, юмор вешателя. В анекдотах Сталин никогда не предстает в виде третируемого начала, как это произошло с Хрущевым, Брежневым и Горбачевым. О Брежневе был такой анекдот: "Вчера в Кремле Леонид Ильич принял английского посла. За немецкого". Или ему приписывали такую речь: "Уважаемые товарищи! Я бы хотел обратить ваше внимание на плохую дисциплину членов Политбюро. Вот вчера мы хоронили Пельше... Кстати, почему его нет сейчас с нами? Так вот, когда заиграла музыка, только я один догадался пригласить Фурцеву на танец. А после танцев иду, встречаю Пельше, говорю, "здравствуй, товарищ Пельше"! А он отвечает: "А я, Леонид Ильич, не Пельше". Видите, до чего дело дошло, что члены Политбюро уже не узнают меня, своего генерального секретаря".
О товарище Сталине таких анекдотов никогда не рассказывали. Он в анекдотах не третируемое начало, а третирующее. Шутка о послах звучала бы так: "Товарищ Сталин, Вас просит принять английский посол". "Харашо. Принять за немецкого". Такого анекдота не было, и ибо в нем чего-то не хватает. Не хватает, так сказать, правды характера, не хватает некоторой глубинной типажности ситуации. Более типичен был бы такой эпизод. "Товарищ Сталин, что делать с человеком, у которого головокружение от успехов?" - "Открутите ему голову в обратную сторону!" Дело не только в анекдотах, дело в реальных случаях, в которых Сталин предстает как зловещий источник судьбы любого человека. Вот что сообщает Константин Симонов в своих мемуарах "Глазами человека моего поколения".
Для того, чтобы изложенное им ниже стало понятно, напомню, что после войны в стране выходило на экраны всего 10-12 фильмов в год. Эта цифра определялась Сталиным. Он был охоч до искусства, даже сам читал книги, предназначенные для премий, и выносил вердикт, кому какую премию своего имени дать. И был киноманом, смотрел все фильмы перед их выходом на экран. Но поскольку он больше любил голивудские фильмы, чем был похож на простого советского человека, то на советские фильмы у товарища Сталина оставалось мало времени, не больше 10 в год. Вот столько и выходило. Тогдашняя установка была такова, что мол, все равно больше 10 шедевров в год создать не удастся. Отсюда тонко следовало, что все фильмы, выходящие в СССР на экран - шедевры. При таком подходе запрещался выпуск на экран фильмов без личного разрешения Сталина. А во многих случаях, когда речь шла об идеологии, как это было с фильмом Эйзенштейна "Иван Грозный", даже запуск их в производство без предварительного прочтения и одобрения Сталиным сценария.
В 1947 году страна готовилась отметить 100 лет со дня рождения русского аэродинамика и, некоторым образом, теоретического отца русской авиации Николая Жуковского. По этому случаю был снят "биографический" фильм "Жуковский". Я пишу "биографический" в кавычках, потому что в те годы в основном только и снимались биографические фильмы вроде "Попов", "Мичурин", "Нахимов" и прочие, в которых было очень мало от биографии героев и очень много от идеологии. Фильм был готов, наступала юбилейная дата, в которую должна была состояться премьера фильма, смонтированного только накануне за несколько часов до премьеры. Сталин фильма не видел, ибо в это время находился на одной из своих дач на Черноморском побережье. Прислать ему фильм для высочайшего разрешения уже не было времени. Члены политбюро фильм просмотрели и ничего идеологически вредного не усмотрели. Даже наоборот. Но никто из них не принял на себя смелость разрешить его к показу. Возложили всю ответственность на председателя госкомитета по кино (как бы министр кинематографии) Большакова. Тот оказался в цугцванге: если не разрешит, то его можно обвинить в срыве празднования юбилея; если разрешит - в грубом нарушении прерогативы Сталина. И то и другое могло кончиться для него очень печально. Большаков, заручившись поддержкой Молотова, разрешил. Премьера состоялась. А через несколько дней вернулся Сталин. Собрал Политбюро, вызвал на него Большакова. "Кто без меня разрешил показать фильм?!" Большаков с мольбой смотрит на Молотова. Тот делает вид, что записывает что-то в блокнот. Все остальные тоже уткнулись в бумаги. Мрачная пауза затягивается. Дрожащий Большаков встает и шелестит: "Мы тут посовещались, товарищ Сталин, и решили...". Сталин пыхнул трубкой, начал ходить вдоль стола. "Так. Вы посовещались, и решили. Вы сначала посовещались, а потом решили. А может быть, вы сначала решили, а потом посовещались?". Повторяя на разные лады это "посовещались-решили" - "решили - посовещались", Сталин вышел из комнаты. Настала зловещая тишина. Большаков стоял на ватных ногах весь в холодном поту. Никто не двигался. Минут через пять дверь приоткрылась, в ней показался Сталин, который с доброй улыбкой в усах громко произнес: "И - правильно решили".
Этот эпизод можно подавать как шутливый розыгрыш товарища Сталина, как проявление его чувства юмора. Можно, если забыть, чем частенько заканчивался такой юмор для соратников, учеников, а также совершенно далеких от Сталина людей. В начале 1937 года у уже затравленного Бухарина вырывается почти истерический крик: "Нужно еще проверить, что происходит в НКВД". Сталин с ухмылкой отвечает: "А вот мы тебя туда направим, там сам и проверишь". Бухарин через пару дней арестовывается прямо на февральско-мартовском пленуме ЦК. Как известно, проверка дала достоверный результат: в НКВД занимаются тем самым, на что намекал Бухарин. Точно также закончилась шутка Сталина по поводу причитаний Крупской, что арестовывают старых большевиков, верных ленинцев, ее и Владимира Ильича личных друзей. Сталин сказал личному секретарю Поскребышеву: "Передайте этой дуре, что если она не угомонится, то мы можем подобрать другую вдову товарищу Ленину. Например, Стасову". Через неделю, накануне открытия XYIII съезда, на котором она грозилась (перед парой еще не арестованных старых ленинцев) выступить с какими-то разоблачениями Сталина, Крупская вдруг умирает. Есть самые разные версии ее смерти, но большинство из них склоняются к убийству (см. подробную монографию на эту тему: В.А. Куманев, И.С.Куликова "Противостояние" М.,"Наука"). А до того Сталин покритиковал первого секретаря комсомола Косарева за его слабое разоблачение врагов в своем окружении. Тот уже начал прощаться с женой. Вдруг Сталин приглашает Косарева к себе на обед в Кремль. Там поднимает тост за него как лидера замечательной советской молодежи. Выпив бокал, обнимает Косарева за плечи и шепчет с улыбкой: "Изменишь - убью". И, наверное, добавил: "Не изменишь - все равно убью". И выполнил обещание. Прощание с женой оказалось очень кстати.
Парализующий взгляд желтых сталинских глаз объясняется вовсе не "стальной волей товарища Сталина" и не инфернальным излучением его гипноза, а исключительно системой чудовищных репрессий, которую волею частично случая, а частично благодаря своим абсолютно аморальным качествам, возглавил Сталин. Каким-то шестым чувством Корней Чуковский предвосхитил паралич окружающих, проистекающий от Сталина в своем "Тараканище", написанном еще в 1923 году. Ведь, казалось бы, как же не могли его свергнуть такие честолюбцы, как Тухачевский, метящий в советские бонапарты? А очень просто. Плотная система слежки и подслушивания позволяла Сталину узнавать о настроениях даже в частных разговорах на кухне. И из них заранее было известно, что Тухачевский отзывается о Сталине не только без должного почтения, а даже и с насмешкой и, более того, с разговорами, что не худо было бы его "того"...А у Сталина давно был отработанный аппарат ликвидации. Сначала - перевод с поста замнаркома обороны на второстепенный военный округ и сразу же - арест. И его и всего его окружения. И смехотворное обвинение (почище всякого анекдота) в сговоре Тухачевского с германским командованием для реставрации в СССР капитализма и его расчленения. До сих идут споры, подбросила ли Сталину фальшивые документы служба безопасности Гейдриха, а Сталин этим воспользовался для ликвидации, или даже он и был заказчиком "компромата" и изготовления фальшивки. Начальник внешней разведки этой службы Шелленберг в своих воспоминаниях "Лабиринт" пишет, что эмигрант Скоблин, передавший сведения о сотрудничестве Тухачевского с генштабом мог быть двойным агентом, он же признает, что в изъятых у генштаба документах (путем тайного взлома сейфов, а при таком изъятии ничего нельзя сказать о достоверности изъятого) было сделано достаточное количество сфабрикованных дополнений. На самом процессе эти "документы" даже и не понадобились - достаточным оказалось собственного признания Тухачевского и других в подготовке заговора против Сталина. А что- и готовили. То есть выпивая да закусывая на кухне говорили, что не худо бы сместить...Ворошилова. А то, чем черт не шутит, и самого. Поразительна беспомощность советского командования и, тем более, партийного руководства перед собственным закланием. А впрочем... Ведь тот же бывший поручик царской армии Тухачевский сделал ставку на большевиков. Он жестоко подавлял крестьянские восстания на Тамбовщине, уничтожил восставших кронштадских матросов, пытался взять (безуспешно) Варшаву. Он полностью связал себя с режимом. А режим потом стал возглавлять Сталин. Как же можно его "того"? Конечно, поговорить об этом на кухне еще можно, но насчет реальности - это уж увольте. Вот именно за эти разговоры на кухне о том, что Сталина надо "того" и поплатился Тухачевский. Разговоры о ликвидации (скорее - смещении) Сталина были поданы как государственный заговор, в котором и сам Тухачевский, и все проходящие по делу с ним признались, так что гестаповская фальшивка не пригодилась, и она не фигурировала на трибунале.
Так что для советских деятелей, особенно партийных, оставалось только полное подчинение и обожание товарища Сталина. И никаких обид. Удивительным образом все как один соратники, каялись ли они, или еще нет, превозносили линию партии и утверждали, что именно Сталин является ее выразителем и символом. Будучи в Париже в 1936 году Бухарин, (за полгода до ареста) весьма точно предчувствуя свой конец, в разговоре с известным меньшевиком Николаевским говорил об этом, а на процессе 1938 года сказал, что без партии он все равно не смог бы жить. Накануне расстрела, 2 февраля 1940 года Эйхе написал: "Я умру, веря в правильность политики партии". Хрущев в своих мемуарах тоже удостоверяет, что Сталин был олицетворением правильности линии партии и они ему свято верили. Раз партия и Сталин всегда были и есть правы, то почему же они могут ошибаться в данном конкретном случае? А то со всеми остальными правильно, а со мной лично, видите ли, произошла трагическая ошибка.
А так что ж, Сталин был не прочь и пошутить. Привезли ему из тюрьмы Рокоссовского, немцы уже под Москвой, вот и приказал он выпустить нескольких еще не расстрелянных генералов, чтобы укрепить фронт. Спрашивает: "Вы знакомы с новейшим вооружением вермахта?" - "Нет, товарищ Сталин". "А с новейшими доктринами германского генштаба?" - "Не знаком, товарищ Сталин". -"Почему?" -"Так я ведь сидел, только что из тюрьмы". -"Слушайте, товарищ Рокоссовский! Здесь такие дела разворачиваются, а вы нашли время отсиживаться!" Рокоссовский лишь поблагодарил за оказанное доверие, никаких претензий.
Даже самый невинный юмор Сталина носил характер унижения своих соратников. Светлана Аллилуева в своей второй книге "Только один год" рассказывает, что на пьяных застольях Сталина на ближней Кунцевской даче неукоснительно соблюдался ритуал: когда все вставали с первым тостом за товарища Сталина, им на стулья подкладывались помидоры. Садясь, соратники каждый раз радостно смеялись "неожиданному" сюрпризу, который свидетельствовал о добродушном шутливом настроении хозяина.
Вообще, когда сталинские шутки не заканчивались смертью того, над кем подшутили, мы сейчас склонны рассматривать как неплохой юмор. Вот еще два подлинных случая. После одного правительственного концерта Сталин пригласил к себе тенора Козловского, сказал, что ему понравилось пение и предложил высказать просьбу. Козловский сказал, что его никак не выпускают за границу. "Почему?" - спросил вождь. - "Наверное, опасаются, что я не вернусь".- "А вы что, действительно можете не вернуться?" - "Да что вы, товарищ Сталин! Да для меня моя родная деревня в сто раз дороже любой заграницы". "Правильно" - похвалил вождь, - вот и поезжайте в свою деревню". В другой раз киноман Сталин пригласил к себе знаменитую тогда актрису Любовь Орлову с мужем, кинорежиссером Григорием Александровым, фильмы которого ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга и др.) Сталин любил смотреть. Говоря о том, о сем, Сталин вдруг спросил у Орловой: " А что, ваш муж часто вас обижает?" Орлова, поддерживая шутливый тон ответила: "Да нет, редко". Сталин, без тени улыбки сказал: "Скажите ему (а он сидит рядом), что мы его повесим. Тоже редко. Только один раз". Тут Орлова уже несколько испуганно: "За что, товарищ Сталин?" "За шею" - ответил вождь.
Существует много анекдотов, в которых образ Сталина подан, возможно, более точно, чем в монографиях. Эти анекдоты (наряду с подлинными случаями) собирали многие исследователи (Борев, Раскин, Барский). Много их содержится также в мемуарах и воспоминаниях людей, живших в то время и не раз встречавшихся со Сталиным. Для начала приведу один, которого нет в этих коллекциях. Товарищ Сталин чиркнул спичкой, закуривая трубку, но головка только зашипела, отлетев. "Визовите ко мне министра деревообрабатывающей промышленности" - приказал он. Тот срочно приезжает. "Скажите,- спрашивает вождь,- с чего начинается производство спичек?" -"На специальной машине, товарищ Сталин, сера наносится на палочку...". -" Нет, скажите, что этому предшествует?" "Чурки дробят на лучинки, потом..." "Нет, скажите, что делают еще до этого?" "До этого, товарищ Сталин, в Сибири валят лес". "Вот ви и начнете работу над улучшением качества спичек с самого начала". Другой анекдот. Ленин спрашивает у Сталина: "Могли бы вы для пользы геволюции гасстгелять тысячу человек?" "Канэшно". "А, батенька, миллион?" "Канэшно". "Так-так. Агхиважно. Вот-вот. Паки и паки. А как насчет ста миллионов?" "Канэшно". "Э нет, батенька, вот тут мы вас и попгавим".
Или вот еще, точно воспроизводящий психику вождя. Секретарь Сталина Поскребышев докладывает: "Товарищ Сталин, обнаружили вашего двойника. Что прикажете делать?" - "Расстрелять". "А может быть, Есь Сарионыч, усы сбрить?" - "Хорошая идея. Усы сбрить - и расстрелять". Еще один, столь же точный. Сталин спрашивает у Ежова:
-Таварищ Ежов, сколько врагов народа ви ликвидировали за последний месяц?
- Сто двадцать пять тысяч, товарищ Сталин.
-"Харашо. А по каким статьям?"
-"Мы, товарищ Сталин, пока еще не получили от Вышинского материалы дел, так что сами не знаем".
- "Очень плохо, товарищ Вышинский. У вас опять теория отстает от практики".
И как апофеоз, в заключение. В аду страшные преступники кто варится в смоле, кто жарится на сковородах. Вдруг смотрят, Берия стоит по колено в крови. "Почему так мелко, Лаврентий Павлович? - "А я стою на плечах товарища Сталина". Этот анекдот не требует комментариев и достойно завершает всю сталиниаду.

Комментарии
  • rpol - 06.03.2016 в 12:45:
    Всего комментариев: 5
    Иосиф Джугашвили (1879-1953) как индивид - это одно, а как символ исторической эпохи - нечто другое. Было бы неплохо (уже другому автору) дополнить критическое Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?