ТЕРРОРИСТЫ - БАНДИТЫ ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ

01-11-1997

Уважаемый г-н Беркович!

 

Я очень рад, что моя статья Вас задела. Дело в том, что писал я ее по ряду причин и пытался ее опубликованием достигнуть нескольких целей. В том числе мне хотелось заставить людей - причем не первых встречных, а умных и квалифицированных - взглянуть на, казалось бы, ясную проблему с неожиданной стороны. А достичь этого, не задев читателей за живое, очень трудно.

Petr Ilinskiy Я очень рад, что моя статья Вас задела. Дело в том, что писал я ее по ряду причин и пытался ее опубликованием достигнуть нескольких целей. В том числе мне хотелось заставить людей - причем не первых встречных, а умных и квалифицированных - взглянуть на, казалось бы, ясную проблему с неожиданной стороны. А достичь этого, не задев читателей за живое, очень трудно.

Не собираюсь ни оправдываться, ни объяснять, что именно я хотел сказать - для этого Вам нужно только прочитать мою статью еще раз, желательно внимательно и до конца. Более того, я понимаю, что когда человеку наносят удар по некоторым устоявшимся представлениям, то это не может быть приятно. Это просто-таки болезненно и вызывает вполне объяснимое раздражение. Но плодотворно ли раздражение?

Вот посмотрите. Мало того, что Вы меня успели кооптировать в ЦК Компартий СССР и Украины, обвинили во лжи (впрочем, "правдоподобной") и в незнании "исторических деталей". Вы еще умудрились полностью вывернуть мои слова, причем несколько раз. Приведу только один пример. У меня написано: "Европа шла к великой бойне через столетия антисемитизма, и евреи отнюдь не случайно были первыми поставлены в очередь на уничтожение в колыбели западной цивилизации". А Вы делаете из этого следующее: "И вот уже появляется фраза, под которой с удовольст- вием подписались бы многие "братья-славяне": "...Евреи отнюдь не случайно были первыми поставлены в очередь на уничтожение..." - после чего клеймите меня за антисемитизм. По-моему, здесь попахивает самым обыкновенным передергиванием, не говоря уже о том, что совершенно непонятно, что за "братья-славяне" Вам так досадили? Сербы, например, евреев прятали и попросту воевали с ними бок о бок в партизанских отрядах. А поляки, как известно - нет. Хоть и те, и другие, как мне кажется, покуда еще относятся к славянам.

Вообще, читая Ваше письмо, я прямо ужасался гнусности неизвестного мне г-на Ильинского, и очень сочувствовал Вам в Вашем негодовании. Ибо Вы успешно сделали из меня весьма мерзопакостное создание. Вспоминаю в этой связи, как однажды, двадцать лет назад, будучи подростком, я почти так же негодовал, читая газету "Правда". А там на последней странице некий народный деятель искусств (дирижер Большого театра Жюрайтис) протестовал против антихудожественной постановки "Пиковой дамы", автор которой надругался и над Пушкиным, и над Чайковским, чему приводились очень убедительные примеры. Только в конце текста случилась незадача. А было там написано, что ставит означенную "Пиковую даму" ни кто иной, как Юрий Любимов. Я же к тому времени успел один раз побывать в театре на Таганке и ужасно его полюбил. И стало мне мне сразу же ясно, что вся вышеуказанная статья - полное и безусловное вранье. Но память о том, как меня чуть было не убедили в это вранье поверить - осталась. А сколько людей, никогда не бывавших в театре на Таганке, поверили? Мне, впрочем, не грозит участь Любимова (да я себя с ним и не равняю), ибо любой желающий, прочтя Ваше письмо, может с легкостью достать из архива "Лебедя" (N37) мою статью и проверить, совпадает ли написанное с Вашим изложением.

И несколько замечаний более общего толка. Быть антифашистом или антикоммунистом ныне не так сложно (по крайней мере, в Америке). Гораздо труднее бороться против несправедливости, где бы она не совершалась. Скажите пожалуйста, г-н Беркович, кто вызывает у Вас большее негодование - журналист из какой-нибудь тоталитарной страны, лгущий по приказу политической полиции, или какой-нибудь западный газетчик, пишущий только то, что ему удастся выгодно продать? Мне они оба несимпатичны, но в особенности - представитель свободной страны (естественно, отнюдь не все западные журналисты таковы, но Вы, наверное, понимаете, какой тип я имею в виду). Потому, что у него это не вопрос жизни и смерти, и за правду его не отведут в застенок. У него гораздо больше степеней свободы, и если он делает недостойный выбор, то заслуживает не сочуствия, а презрения.

Люди вырастают на стереотипах, а мы, жившие в России, этому особенно подвержены. И самое легкое - поменять одни стереотипы на другие. Это делают очень многие, не зря центральную русскоязычную газету Америки часто называли: "Газета "Правда" наоборот". А разрушать стереотипы, отказываться от сроднившихся с тобой точек зрения - действительно, и тяжело, и болезненно. Но к этому, наверно, все-таки стоит стремиться.

Понимате, г-н Беркович, меня ведь вовсе не надо убеждать, что Холокост был, что более шести миллионов евреев было убито, что их убивали именно за то, что они были евреями, и что все это вместе взятое было невыразимо ужасно. Но меня все-таки еще немного интересует будущее, и, как следствие, настоящее. И например, мне печально от того, что в Вашингтоне есть Музей Холокоста, но нет Музея Второй Мировой войны (да и был бы - что толку? - ибо экспозиция его рассказывала бы в подробностях о том, как Америка победила Японию и Германию).

Не имел пока возможности побывать в комплексе на Поклонной Горе - не знаю, может, тамошний музей мне тоже не понравится (например, если там не будет сказано о Холокосте). Ибо, на мой взгляд, честный музей Второй Мировой войны должен отвести Холокосту зал (или два, или - пять), ибо Холокост - часть Второй Мировой войны, а не наоборот, и совершенно так же: Холокост - часть всемирной истории геноцидов, а не наоборот.

Важная, неотъемлемая, не должная быть забытой, но - часть. Придерживаться противоположной точки зрения по незнанию - простительно, а вот умалчивать и подправлять прошлое - позорно. Я, например, написал, что просто не верю в искренность скорби о еврейских жертвах тех же самых журналистов и политических деятелей, которые делают вид, что армянского геноцида не было в природе. А Вы верите?

Попытаюсь еще раз объяснить свою позицию с помощью одного примера. Когда еврей-поселенец надевает желтую звезду, берет автомат и расстреливает тридцать безоружных людей в Пещере Патриархов, то он - не притесняемый бедняжечка, не спаситель евреев от нового Холокоста, а бандит и убийца. Когда террористы взрывают людей на Иерусалимских улицах, то они - не борцы за свободу, не защитники исламской культуры от поругания, а бандиты и убийцы. И первый имеет такое же отношение к узникам концлагерей, как вторые - к великим арабским поэтам и философам. И как первого не оправдывают многовековые гонения на евреев, так и вторых тоже не оправдывают такие же многовековые унижения, которые арабы испытывали от турок и европейцев. Ибо вышеупомянутые бандиты - одного поля ягоды, и ни оправдания, ни прощения никому из них быть не может. И ни один из них не лучше другого.

Вам не нравится, что я стою "на вселенской точке зрения"? Признаюсь, да, меня немного волнует судьба человечества, а оно состоит не только из евреев. Хотя без евреев, оно, человечество, было бы, конечно, неполным и обедневшим. Поэтому, с моей точки зрения, история евреев в Европе, и то, что произошло с ними там в ХХ веке - часть всемирной истории. Естественно, что у евреев эта рана - на сердце. Да и европейцы уделяют ей немало внимания. Но если урок, извлеченный миром из произошедшего, будет звучать примерно так: "Евреев не надо обижать, а не то из этого получится большая гадость", - то не маловато ли выйдет? Где тогда, с кем и в каком веке случится следующий геноцид? Не завтра ли?

Комментарии

Добавить изображение