НЕ СЧЕСТЬ ЛЮБИМЦЕВ ПЛАМЕННЫХ

22-03-1997

(К перестановкам в правительстве - читая российскую прессу)

Еще накануне новых перетрясок в правительстве в ходу была формула 1+7, то есть один первый вице-премьер и семь просто вице-премьеров. А в результате назначены двое первых и переменное число остальных. Так что формула теперь выглядит 2+n (где n - пока 8). Одно объяснение, даваемое российской прессой, простое: нельзя давать слишком много власти в одни руки. Чубайса следует уравновесить другим, лучше всего - бывшим физиком, кандидатом физико-математических наук Борисом Немцовым. Почему именно им? Да потому, что он, когда пригласил Явлинского в свою Нижегородскую губернию, то проводил там приватизацию не по модели Чубайса. Более того - по модели, противоположной чубайсовской. Понятно, что такие два антагониста в экономике не позволят сосредоточить друг у друга слишком много полномочий. Да и Ельцина они будут информировать вовремя о неверных шагах "соратника-соперника". Старинный принцип насчет разделяй здесь срабатывает прекрасно, но где обещанная команда единомышленников? Ведь каждый из первых вице будет подбирать команду под себя, так что, как минимум, руководить реформами начнут две команды, придерживающихся несовместимых взглядов. Более того, в прессе поговаривают уже и о трех командах - нельзя сбрасывать команду старого зубра Черномырдина. В команде Виктора Черномырдина помимо Анатолия Куликова играют Владимир Булгак и Валерий Серов. Вопреки давлению реформаторского крыла он отстоял Петра Родионова во главе Минтопэнерго. Остался на своем месте и мастер аппаратных игр Владимир Бабичев.
Однако кроме этой простой арифметики и достаточно ясно читаемых "хитрых задумок" президента, есть в формировании нового правительства и более сложная социология. Вот что кажется любопытным: Ельцин произнес свое послание Федеральному собранию, в котором он сообщил о радикальных изменениях в правительстве, 6 марта. А сами назначения произошли 17 марта, то есть через 11 дней. Отчего такой зазор? Мне кажется, ответ прост: на весну назначены крупные демонстрации и забастовки с протестами по поводу хронических невыплат и дальнейшего ухудшения уровня жизни.
Перетряска должна как бы сказать " весеннему наступлению трудящихся": президент все знает, президент принял меры. Нерасторопные министры и вице-премьеры как бы наказаны и отстранены. А новые молодые назначены. Я сказал "как бы наказаны" не случайно: президент и премьер всем отставленным тут же выразил благодарность за отличную работу по проведению реформы. Видите как? Для населения они вроде бы наказаны, а для них самих - их поблагодарили и поздравили. И уж никто из них не обижен дальнейшими постами. Александр Лившиц, к примеру, возвращается в Кремль, в президентскую администрацию в должности первого заместителя, на начальственный пост. Так что вариант "за ворота", как выразился сам Лившиц, где вольная воля и абсолютно чистое поле, ему не грозит. Бывший первый вице Потанин - в президенты своего ОНЭКСИМ-Банка, должность которого все это время для него сохранялась. Так и кажется, что нынешние и бывшие вице-премьеры и министры подмигивают друг другу, как бы говоря: "Ну мы же (как бы) свои люди, все понимаем. А народу нужен маленький балаганчик - как бы представление и своего рода анестезия". Сплошное "как бы".
Что касается молодых назначенцев, то к ним-то, уважаемые рабочие и пенсионеры, а также офицеры и ученые, какие претензии? Зачем ваши весенние выпады и марши с демаршами? Дайте время. Полгода- годик. Годик-два. А там и спрашивайте.
Теперь насчет "годик-два", после чего настанет явное улучшение. Вот подборка, которую сделала "Общая газета" под ироническим названием "Президент послал народу то, что народ уже трижды получил". Итак, что говорил президент в разные годы в своих посланиях:
О заработной плате
"Люди месяцами не получают зарплату. Не спадает социальное напряжение". (Послание... 1994 г.)
"Нетерпима массовая практика несвоевременной выплаты работникам заработной платы, грубо нарушающая неотъемлемые права граждан". (Послание... 1995 г.)
"Практика несвоевременной выплаты заработной платы и пенсий, грубо нарушающая неотъемлемые права граждан и признанная в прошлогоднем Послании нетерпимой, продолжается в массовых масштабах". (Послание... 1996 г.)
"Тем более нетерпима ситуация, когда большинство пенсионеров, учителей, врачей, военнослужащих не могут в течение нескольких месяцев получить свой, и так небольшой, законный доход". (Послание... 1997 г.)
О социальной защите
"Обеспечение должного уровня социальной защиты станет непреложным требованием, предъявляемым к экономической политике Правительства". (Послание... 1994 г.)
"В 1995 году должен начаться реальный поворот к социальной ориентации экономической реформы". (Послание... 1995 г.)
"Существенно усилить гарантии социальных и экономических прав граждан - такова одна из важнейших задач 1996 года". (Послание... 1996 г.)
"В условиях крайней ограниченности бюджетных средств единственный способ сделать социальную помощь действенной - это оказывать ее именно тем, кто в ней по-настоящему нуждается". (Послание... 1997 г.)
О преступности
"Преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности России". (Послание... 1994 г.)
"Серьезную опасность для российской экономики и общества продолжает представлять рост организованной преступности и коррупции, криминализация предпринимательства". (Послание... 1995 г.)
"Один из самых ключевых и тяжелых фронтов борьбы против преступности - коррупция и экономические правонарушения". (Послание... 1996 г.)
"Экстренные меры по декриминализации экономической жизни и ликвидации условий, питающих коррупцию, должны быть предприняты по всем направлениям". (Послание... 1997 г.)
И так по всем позициям - об инвестициях, об армии, о налогах, о льготах.
Российская пресса сейчас ставит довольно много пикантных вопросов по поводу переполоха в правительстве, имеющего целью, очевидно, тайные замыслы по социальной стабилизации. Полтора месяца назад в Давосе на Всемирном экономическом форуме Борис Немцов заявил: если это правительство не будет заниматься коммунальной реформой, естественными монополиями, то это будет делать другое правительство. Вот Немцову и предложили заняться тем самым, о чем он говорил.
Коммерсантъ-Дейли рассказывает некоторые детали "соблазнения" Немцова, который сам себя назвал смертником, а многие другие политики удивились его чудачеству - ему, дескать, еще жить да жить в политике (Немцов 1959 года рождения), а он пошел на политическое самоубийство. Для соблазна Немцова к нему гонцом запустили Бориса Березовского. Когда Немцов с третьей попытки согласился, то он расставил свои полномочия в следующем порядке: естественные монополии ("тарифы должны снизиться"), социальный блок ("расстрельная должность"), жилищно-коммунальное хозяйство, "немного" взаимодействия с регионами и "все" антимонопольное регулирование. В итоге идея о четком функциональном распределении обязанностей в новом правительстве накрылась. Немцов вовсе не собирается погибать быстро, оставаясь один на один с социальным блоком. Но это не единственное и не главное условие переезда Немцова в Белый дом. Он выбил у Ельцина также право личного контроля за всеми назначениями в подведомственных ведомствах и беспрепятственный доступ к президенту. Более того, Немцов попросил президента на два года сохранить за собой пост губернатора, и Ельцин на это согласился.. Шаг это беспрецедентный. Первый вице-премьер и одновременно губернатор (по должности член Совета федерации) -- это конституционный ребус, который еще предстоит разгадать. По мнению ЦИК, сделать это в принципе невозможно. Во всяком случае, "Вся законодательная логика говорит о том, что на двух креслах (первого вице-премьера и губернатора) сидеть нельзя", -- заявил Александр Вешняков, секретарь Центризбиркома России. Но он не исключил возможности того, что "могут быть найдены аргументы в пользу совмещения должностей первого вице-премьера и губернатора области". "Пока я таких аргументов не вижу, -- продолжил он, - но готов их рассмотреть".
Но это условие свидетельствует о том, что Немцов не считает новый состав кабинета устойчивым и хочет сохранить запасной выход - и не куда попало, а обратно в губернаторы, ибо этот пост удобен для старта в будущие президенты.
Что же касается "немножко бывшего" любимца Чубайса, то, полагает Коммерсантъ, акции Черномырдина в правительстве выросли, а Чубайса -- упали. Это по сравнению с первоначальными сделать Чубайса единственным первым вице-премьером и передать ему все властные полномочия, а Черномырдина превратить в зиц-председателя и свадебного генерала. Так что, замечает по этому же поводу "Независимая газета", совершенно понятно, что списанный было со счетов премьер проявил неожиданную неуступчивость и бился за свое место как лев. Быть свадебным премьер-министром при реформаторах политически не выгодно и стратегически гибельно. Поэтому Черномырдин вдруг стал страстно отбивать своих людей, и многих отбил - оставил в правительстве. Вполне возможно, что Чубайсу это сопротивление даже понравилось. Логика Чубайса прозрачна: если не удалось сформировать правительство из своих сторонников, то почему бы не разыграть сценарий неудавшихся реформ? Ведь тогда неизбежный провал планов по преодолению экономического кризиса можно свалить на ретроградов, в очередной раз помешавших провести прогрессивные преобразования. Единственное, что явно не понравилось Чубайсу - это то, что Черномырдину удалось "уйти" человека Чубайса Потанина.
Заодно выяснилось, что российский "верховный администратор" не располагает сильной собственной командой. Это подтверждается просочившимися в средства массовой информации сообщениями о том, что Чубайс безуспешно пытался уговорить занять в правительстве пост вице-премьера, ответственного за социальный блок, Эллу Памфилову. Уж если речь зашла о Памфиловой (весьма слабом политике), то дела у Чубайса действительно шли неважно. Получается, что круг близких ему лиц слишком мал.
В новые любимцы быстро подался 38-летний Борис Немцов (говорят, Ельцин ныне даже прочит его в свои преемники), но, кажется не слишком этим обольщается. У него на памяти целая череда любимцев: Бурбулис, Гайдар, Сосковец, Лобов, Коржаков, Лебедь, Куликов, дважды любимец Чубайс. Многие из них намечались Ельциным в наследники (даже Лебедь). И вот теперь - Немцов.
Что будет курировать Немцов как вице-премьер? По его словам, в его ведении будут социальный блок, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, контроль за естественными монополиями и антимонопольная политика. "Я знаю, что эта должность камикадзе, но, к счастью, камикадзе не всегда погибают мгновенно, - сказал Немцов на пресс-конференции в Нижнем Новгороде. - Когда в 1991 году Ельцин назначил меня губернатором, я думал точно так же".
Первому вице-премьеру Немцову придется принимать непопулярные решения. И непопулярные не только для населения, но и для национального бизнеса. Немцов собирается отказаться от уполномоченных банков, гласно и по конкурсу распределять бюджетные средства, бороться с коррупцией вплоть до изгнания людей, скомпрометировавших себя во власти.
По словам Немцова, в правительстве он будет выполнять три свои заповеди: не брать, не врать и объяснять свои действия. Вот это - самое трудное. И непопулярное среди "своих". Недаром Явлинский сказал только что о правительстве (о прошлом, но ведь оно во многом осталось) , что оно не социалистическое и не капиталистическое, и даже не демократическое. Это правительство исповедует единственную идеологию, и эта идеология - корысть.
Вырвался в любимцы Яков Уринсон, человек, по нынешним меркам правительства, пожилой. Долго был замом у Ясина, теперь же сам стал министром экономики. Родился 12 сентября 1944 г. Как и Александр Лившиц, выпускник Московского института народного хозяйства имени Плеханова и доктор экономических наук. Работал в Главном вычислительном центре Госплана. В 1991 г. возглавил центр экономической конъюнктуры и прогнозирования при Минэкономики, который в 1993 г. преобразован в орган правительства. С февраля 1994 г. Уринсон становится самым первым из первых замминистров - при Шохине и Ясине он был в ранге министра. В нынешнем правительстве Уринсон будет курировать практически все производственные отрасли -- в Минэкономики, главой которого он назначен, будут влиты Минпром и Миноборонпром.
Еще один неожиданный любимец - мэр Самары Олег Сысуев, сделавшийся по мановению президентской руки сразу вице-премьером, отвечающий конкретно за реформу жилищно-коммунальной сферы. Так что и Борису Немцову нашли мальчика для битья, хотя он и старше начальника. Но битье начнется несколько позже. А пока - в путь. О Сысуеве известно мало, так что есть смысл представить. Родился 23 марта 1953 года. Летом 1991 года мог стать последним генсеком ЦК КПСС -- на XXVIII партийном съезде он выдвигался как альтернатива Михаилу Горбачеву, но взял самоотвод. В декабре 1991 года был назначен Борисом Ельциным на должность главы администрации города Самары. Затем в июне 1994 года и в сентябре 1996 Сысуев выигрывал выборы (оба раза получил около 73% голосов избирателей). В 1996 году жюри Всероссийского конкурса мэров удостоило его звания лауреата. С августа 1995 года Сысуев является членом Совета по местному самоуправлению при президенте. Нынешний взлет Олега Сысуева во многом объясняется тем, что губернатору Самарской области, председателю бюджетного комитета Совета федерации Константину Титову на посту мэра нужен более лояльный политик, поэтому Титов и способствовал новому назначению Сысуева.
Еще один любимец - ставший вице-премьером в новом правительстве РФ министр связи Владимир Булгак (теперь он уже не министр связи, но отвечает за науку) - единственный новобранец, который удостоился отдельной похвалы Бориса Ельцина. Переживший трех российских премьеров, не раз балансировавший на грани между вице-премьерством и отставкой Булгак все-таки двинулся вверх. Ельцин поставил министра связи в пример его коллегам: "Пока никто ничего не делал, Булгак работал. Он брал у Европы, у Америки... По всей России провел сеть. Булгак, он башковитый. Надо ему все отдать. Все телекоммуникации".
Остальные любимцы уже и ранее были известны. К примеру - Альфред Кох, заменивший Чубайса на посту главного приватизатора страны. Теперь и он вице-премьер. Парень он молодой, 36 лет всего. Так что все впереди, даже и опалы переживет. О нем тоже мало известно, разрешите представить. Родился 28 февраля 1961 г. Во власти оказался, проделав типичный путь представителя демократической волны начала 1990-х гг. До марта 1990 г. -- ассистент кафедры экономики и управления радиоэлектронным производством Ленинградского политехнического института. В результате первых альтернативных выборов Кох был избран председателем исполкома Сестрорецкого районного Совета народных депутатов Санкт-Петербурга. Замечен Анатолием Чубайсом, и в 1991 г. становится замдиректора петербургского территориального фонда госимущества, а затем зампредом комитета по управлению городским имуществом. В 1993 г. Чубайс переводит Альфреда Коха в Москву. С сентября 1996 г. Кох возглавляет Госкомимущество. В правительстве будет ответственным за политику собственности и реформу госсобственности.
Начало новое правительство, как то и ожидалось, с очень привычных слов. Виктор Черномырдин, открывая 20 марта заседание нового правительства, представил членам правительства свежеиспеченых вице-премьеров: Анатолия Чубайса, Бориса Немцова, Владимира Булгака, Якова Уринсона, Альфреда Коха и Олега Сысуева, а затем привычно сказал: "Я очень надеюсь на заместителей", "Я приветствовал бы дискуссии при обсуждении решений на заседаниях", "Необходимо вырваться из плена старых подходов и решений", "Мы должны работать, как мощный кулак". Особо премьер, оказывается, "надеется на опыт и знание Анатолия Чубайса, которые позволят сделать колоссальный сдвиг" в проблеме неплатежей, в бюджетных и финансовых вопросах. Такого рода упования (звучащие "как заезженная пластинка", замечает "Независимая газета") "старо-новый" премьер уже не раз публично возлагал на "опытного г-на Чубайса" при создании ВЧК, о которой "в последнее время стыдливо стараются забыть, как о страшном сне". А потом вспомним - всего лишь несколько более года назад "опытный Чубайс" много времени уже осуществлял "колоссальный сдвиг". И вот теперь опять и снова - колоссальный.
На следующий день (21 марта) Черномырдин выступил в Думе со словами "усилить", "сконцентрировать", "преодолеть" и усыпил ими половину депутатов только потому, что вторая половина при этом была в буфете.
На два года, которые испросил себе Немцов, этой команды, конечно, не хватит. Тем более, что силовой блок остался прежний. А там неминуемы перемены - скорее всего они начнутся с министра обороны Родионова - уж слишком много мрачного он наговорил о состоянии армии. А Ельцину нужна сильная (в глазах Запада) армия, ибо только с ее помощью он собирается останавливать нашествие НАТО на Восток. Перед встречей с Клинтоном даже ядерными ракетами пригрозил. И старый Родионов, - аж 1937 года рождения. Так что пусть подрастает молодежь. Побыл любимцем, уступи место другому, пусть и он в любимцах походит.
А в общем, не произошло ничего экстраординарного. Замены, перемены, передвижки и задвижки. Нормальная российская политика.

Комментарии

Добавить изображение