ГИБЕЛЬ РОССИИ В ИНТЕРНЕТЕ

01-01-1997

Andrei Skurihin
Хотелось бы сразу предупредить любителей сенсаций: разговор предстоит очень серьезный. Смакования кровавых сцен и ритуальных плясок над телом покойной не будет. Для описания того безвыходного положения, к которому приведет нас очередное мудрое решение власть предержащих, достаточно сухого изложения фактов с небольшим вкраплением личных оценок и эмоций. Приступим к повествованию.

В давней традиции нынешнего российского режима было готовить и проводить в жизнь наиболее позорные и губительные для страны решения исподволь, втихаря, безоглядно. Причины этого, несомненно, нужно искать в структуре самой власти и механизме ее функционирования, но это тема отдельного разговора. Но пока что им без особого труда удавалось поставить народ перед свершившимся фактом, обвиняя в последующих неудачах и ухудшениях кого угодно, кроме самих себя.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить три самых страшных для России деяния за последние шесть лет: беловежский сговор, приватизация с либерализацией цен и ограблением населения, указ о роспуске парламента с последующим протаскиванием реакционной конституции. Обсуждение же возможных сценариев более мелких пакостей уже давно стало хлебом для желтой прессы, благо есть повод, поэтому есть и спрос.

Наверное, можно догадаться, что послужило поводом для столь жесткого вступления. Конечно, решение правительства о введении с нового года повременной оплаты за пользование телефоном абсолютно неожиданным назвать сложно. Слухи об этом муссировались уже по крайней мере года три, о принципиальном решении в пользу именно повременки было сказано около полугода тому назад. Но с тех пор на обсуждение этой проблемы в лояльной прессе было наложено негласное табу.

Конечно, рядовой россиянин прекрасно понимает, что цель этой затеи до крайности прозаична: выкачать из абонента как можно больше денег, которые впоследствии, может быть, обогатят бюджет, а может быть, будут вложены в недвижимость телефонных чиновников где-нибудь на Багамах. Вероятнее, конечно, второе, потому что расходы на установку и обслуживание счетчиков будут примерно равны повышению стоимости телефонной оплаты, а контроль учета платежей по новой схеме до конца так и не проработан.

Ничего, скажет законопослушный абонент, я-то это как-нибудь перетерплю, зато одинокая старушка на спаренном номере будет меньше висеть на телефоне, и мне не придется ждать часами, чтобы позвонить по какому-нибудь важному вопросу. Да, по одиноким пенсионерам введение повременной оплаты ударит больнее всего как в материальном, так и в моральном смысле. Будет потеряна одна из немногих, а зачастую единственная возможность общения с внешним миром, с родственниками и знакомыми. А уж для России, где молодых людей рождается все меньше, а стариков с каждым годом все больше, этот вопрос будет вставать все более и более часто.

Думается, однако, что эти упования на совесть и справедливость властей направлены явно не по адресу. И почему, спросят меня, именно введение телефонных счетчиков вызвало такое негодование? Ведь такая же система будет применена в ближайшем светлом будущем и за пользование другими коммунальными услугами, в частности водой и газом?

Принципиальная разница между телефонной и прочими повременными оплатами наиболее понятна русским пользователям глобальной сети Интернет. Подавляющее большинство их имеет выход в мировую информационную систему именно через телефонную линию. По оценкам экспертов, предлагаемые с нового года новые телефонные правила увеличат стоимость пользования Интернетом по меньшей мере в 2 раза. Для большинства пользователей - студентов и учащихся, да и просто научных работников это будет астрономической суммой, и они будут вынуждены отказаться от выхода в сеть. Гибель России в Интернете в этом случае неминуема, поскольку состав пользователей изменится не только количественно, но и качественно. Вся острота проблем, которые ставит, хотя и не всегда корректно, молодое поколение, постепенно сойдет на нет. Научным школам тоже придется несладко, хотя вариться в собственном соку им не привыкать, но надо полагать, что новое отчуждение от передовой мировой мысли тоже не приведет ни к чему хорошему.

В предыдущем номере альманаха Яков Борохович своей статьей предложил открыть дискуссию про русскую интеллигенцию, действительно ли она уходит безвозвратно. Насколько я понял основную мысль автора, никуда она не исчезает, просто перемещается со страниц толстых литературных журналов на электронные страницы всемирной сети, а потому будет существовать вечно и т.д. и т.п.

Но будет ли возможность столь свободного выхода в сеть после введения новой системы оплаты для большинства владеющих ценной информацией, для большинства желающих выразить свое мнение? В этом можно глубоко усомниться. Скорее всего, структура русского Интернета после всех нововведений повторит судьбу всех независимых российских информационных изданий, которые, не имея возможности самим оплачивать свое существование, продают себя владельцам крупного банковского капитала и пляшут пол их дудку.

Только не надо теперь говорить, что подобную реакционную политику властей в отношении новейших информационных технологий нельзя было предугадать.

То, что при нынешнем режиме мы будем просто обречены на этот путь, стало понятно по крайней мере два года тому назад. Происходившие тогда события весьма примечательны, хотя и не получили широкой огласки в прессе, поэтому их стоит напомнить. Именно тогда в преддверии президентских выборов были приняты новые программы двух самых влиятельных политических движений страны, реально претендующих на власть - проправительственного "Наш дом - Россия" и оппозиционного - Компартии Российской Федерации. Какое же отношение к постиндустриальному обществу предлагали эти программы?

Несмотря на постоянные обвинения в догматизме, в том числе и со страниц этого альманаха, коммунисты блестяще сумели преодолеть назревавший идеологический кризис, органично связав основы марксистской теории с концепцией устойчивого развития планеты в ее социалистическом варианте. О необходимости перехода к постиндустриальному обществу там говорится прямо и открыто. Поэтому можно предположить, что коммунисты относятся к этой проблеме с должным вниманием, более того, для них она стоит на первом месте, поскольку ей целиком посвящена первая глава новой программы. В программе же "партии власти" по этому вопросу не сказано ничего, кроме немногочисленных общих слов о мировой интеграции.

Первоочередной же задачей для России, судя по тогдашним комментариям прессы, для них был и остается подъем и всемерное развитие добывающей промышленности и тяжелой металлургии, что фактически узаконивает нынешнее положение России как сырьевого придатка развитых стран.

Так зададимся же вопросом: кто же хочет пользы для нашей страны, если судить по вышесказанному? Те, кто мечтает о мифическом возрождении России за счет неизвестно каких сил или те, кто понимает, что вернуть статус сверхдержавы стране сегодня можно только за счет лидерства в сфере информационных технологий, поскольку в других областях мы отстали безнадежно? Не слишком ли безоглядно следуем мы рекомендациям западных фондов для пополнения бюджета, может, пора и самим начать думать?

Но ведь сейчас у руля страны молодые реформаторы, скажете вы, они смотрят в будущее... Послушали бы вы мнение рядовых пользователей Интернета, которые в будущее, надо полагать, тоже смотрят! Стоящий у истоков коммунальной реформы господин Немцов уже потерял право именоваться политиком после знаменитого диспута с Жириновским. Тогда вместо того, чтобы давать обоснованные ответы на критику оппонента по поводу удручающего состояния руководимой им области, будущий вице-премьер начал обливать грязью личную жизнь председателя ЛДПР и в ответ был справедливо облит апельсиновым соком. Сегодня, после решения о смерти русского Интернета, Немцов потерял моральное право и на звание ученого. Поэтому в многочисленных письмах протеста возмущенные пользователи Интернета, в том числе и его бывшие коллеги-физики, проклиная проводимый им курс, открыто призывают Жириновского "облить Немцова чем-то покрепче сока". Причем это одно из наиболее мягких высказываний. Ибо сетевой народ все-таки сумел организовать компанию протеста на русском Интернете. http://www.relis.ru/MEDIA/adv.html Почитайте же эту страницу и скажите свое честное мнение по этому вопросу! Возможно, вы не сторонник моих взглядов, так знайте, что против этой затеи объединились все прогрессивные силы российского общества! Следует прочитать прекрасно аргументированную http://www.relis.ru/MEDIA/news/rm/texts/0097/1211/01gorian.html статью в "Русской мысли", которую в пропаганде левых идей обвинить сложно.

Вдумайтесь, что это значит, когда столь решительно протестует наиболее образованная часть российского общества!

Правда, отдавая должное истине, надо сказать, что большинство пользователей еще не до конца осознало страшных последствий грядущего введения повременки.

Это хорошо видно на примере питерских ученых. Например, проводившаяся две недели назад Ассамблея молодых ученых в своем предварительном проекте резолюции в очередной раз констатировала общую, пожалуй, для страны проблему нехватки денег и, требования тоже были самые традиционные и общие, ни к чему ни обязывающие. Светлые головы, будущее страны говорили о том, что постиндустриальное общество - это прекрасно, но никто и словом не обмолвился о предстоящем свертывании Интернета в стране, лишь после моего выступления пункт о недопустимости подобного шага был внесен, хотя и с небольшими оговорками, в итоговую резолюцию.

Так было и на проведенной в городе во вторник акции протеста работников науки и высшей школы. Правда, гробиков с телом науки по старой традиции уже не носили, поэтому решив, что наука уже похоронена, организовали нечто вроде поминальной литургии с зажиганием свечек. Протестовали против чего угодно: против закрытия институтов, против мизерных окладов, даже против свободной купли-продажи земли... а вот против отбрасывающего страну не на один десяток лет назад закона не высказался ни один выступающий. Дай бы бог, чтобы в ближайшую пятницу на митинги в Москве и в Питере пришло как можно больше народу и чтобы требования там ставились бы как можно жестче.

Потому что смешно уповать на заступничество Государственной Думы как на последнюю надежду, пора бы осознать и свою ответственность за то, что с нами произойдет. Иначе очередного неприятного новогоднего подарка властей, вроде ограбления кошельков в 1992 или чеченской войны в 1995, нам не избежать в грядущем 1998 году.

В заключение хотелось бы привести ряд писем, приводящих самые разные доводы против идиотизма введения повременной оплаты, однако в целях избежания повторений отсылаю заинтересовавшихся к публикации в "Русской мысли" .

Предлагаю открыть дискуссию по данной проблеме.

Комментарии

Добавить изображение