ЛЕНИН НА ВЫНОС

30-03-1997

Попытка выноса тела, положенного Сталиным

21 марта Дума большинством голосов отклонила предложение президента Ельцина о выносе тела Ленина из Мавзолея и захоронении его на Волковом кладбище по месту вечной прописки его матери, с которой он якобы желал воссоединиться в загробном мире. Это желание вождя о своей посмертной судьбе, правда, ничем документальным не подтверждено. Вроде бы он высказывал его своей сестре Марии Ильиничне. Или Надежде Константиновне, а та уж - Марии Ильиничне. В общем, кто-то кому-то что-то говорил. В Лениниане, в которой каждый день и даже час были подробно расписаны его секретарями и приводятся в приложении в его собрании сочинений, такой пробел настораживает. Вспомним, что Ленин никаких документов на случай своей смерти не оставлял. Он вовсе не думал о своей смерти. Только о смерти своих врагов.
Опять-таки сразу отметем мнение о том, что Ленин, дескать, смело смотрел смерти в лицо и чуть ли не предсказывал ее. Вот, например, после самоубийства семидесятилетних супругов Лафаргов он якобы сказал (в 1911г.) Крупской: "Если не можешь больше для партии работать, надо посмотреть правде в лицо и умереть так, как Лафарги". Допустим, он это говорил (что вовсе не документ, а позднейшие воспоминания Крупской - позже много чего "вспоминали", одних носителей бревна на субботнике оказалось более тысячи), но откуда следует, что пример Лафаргов он относил к себе? Зная психику Ленина, скорее - к соратникам. Не можешь для партии быть полезным - уйди, не мешай. И освободи жилплощадь. Второе воспоминание: Троцкий пишет в "Моей жизни", что больной Ленин в Горках просил Сталина принести ему "в случае чего" яд. Тоже - допустим. Так чего же вождь не достал яду, коли Сталин донес об этом на Политбюро и как бы отказался от выполнения такой странной просьбы вождя? Опять же вся эта история с ядом имеется только в воспоминаниях Троцкого - мне никогда среди документов этого заявления Сталина на Политбюро не попадалось.
Странная аберрация по поводу ленинских предсмертных разговоров да помыслов возникла, как видно, из-за того, что три его диктовки в конце 1922 и начале 1923 года по поводу отставки Сталина с поста генсека (там же он давал нелицеприятную оценку всем видным членам Политбюро) стали впоследствии называть "политическим завещанием Ленина". Завещание, угасание, агония... Еще раз подчеркну (в свое время это убедительно проделал Авторханов), что Ленин и не думал писать никаких завещаний. Его записка - прямая реакция на грубости Сталина, которые тот обрушил на Надежду Константиновну. Да и еще до того Сталин своей достаточно назойливой опекой (он был назначен Политбюро своего рода связным между Политбюро и больным Лениным) именно допекал умирающего вождя (сам вождь о своем умирании не знал, зато "оперуполномоченный от Политбюро" очень на это надеялся). Ленин собирался на приближающемся 12-м съезде (в мае 1923) РКП(б) снять нарождающегося диктатора - для того и записку диктовал. Не потому снять, что диктатора, а потому, что - второго диктатора. Диктатор, по определению, должен быть один, а один уже был и умирать, как сказано, не собирался.
Итак, коммунистическая фракция Думы единогласно проголосовала против выноса тела. Зюганов выразился по старинке: "Это просто способ отвлечь трудящихся от борьбы за свои права, создавая скандалы и ложные сенсации".
Вообще на тело Ленина покушаются "по крупному" уже третий раз. Ей Богу - не везет. При жизни тоже было три покушения. Второе - всем хорошо известное, якобы в Ленина стреляла Каплан (якобы - потому что это ныне подвергается сомнению). А первое совершили фронтовые офицеры после выступления Ленина в цирке Чинезелли 1 января 1918 года. Тогда его спас швейцарский социал-демократ Платтен, пригнув в автомобиле голову Ленина, так что пуля только пробила ладонь Платтена. А третье покушение зимой 1919 года совершил московский бандит Кошель с дружками вовсе не с политической целью , а просто чтобы забрать машину. Кошеля позже поймали и расстреляли, машину вернули владельцу.
Прежде, чем рассказать о нынешним посмертном третьем покушении несколько слов о самой идее мумификации вождя.
В Германии недавно вышла книга "Культ Ленина и мифологическое мышление советской общественности в 1924 году", написанная тюбингенским историком Бенно Эннкером. Газета Frankfurter Allgemeine утверждает, что Эннкер получил возможность изучить в московском Центральном партархиве свыше 700 томов документов правительственной комиссии, которая была создана 21 января 1924 года, буквально сразу же после смерти Ленина. Эннкер утверждает, что главную скрипку в этой комиссии играл Дзержинский. Формально это так, ибо комиссией руководил главный чекист, но фактически - Сталин, поскольку он был "самоназначенцем" от Политбюро по разбору бумаг усопшего. Далее Эннкер опровергает распространенное мнение, что главным инициатором бальзамирования Ленина был Сталин. Немецкий исследователь обнаружил, что громче и дольше всех добивался организации постоянной экспозиции тела Ленина Дзержинский, в то время как сторонники Сталина в похоронной комиссии (например, Ворошилов) критиковали эту затею. Но и сами сторонники "увековечения" Ленина, по мнению Эннкера, думали не столько о Ленине, сколько о потенциальном влиянии этого нового "культа" на пролетариат. Комиссия предполагала заниматься нормальными похоронами вождя, однако очень быстро была реорганизована в "комиссию по увековечению памяти тов. В. И. Ленина". Поразмыслив, партия решила использовать комиссию для масштабной большевистской пропаганды. По мнению Эннкера, это произошло благодаря неожиданно большому резонансу, который вызвала среди населения информация о кончине Ленина. С 23 по 26 января выставленному для прощальных церемоний телу Ленина пришли оказать последние почести около миллиона человек.
Эннкер пишет, что советские эксперты от специфической наукообразной дисциплины под названием "лениниана" уверяли, будто трудящиеся прислали в ЦК десятки тысяч писем с требованием выставить тело Ленина для постоянного обозрения. К большому разочарованию Энкера, после лительных изысканий в московских архивах ему удалось обнаружить лишь десять писем подобного рода.
Скажем здесь, что доверять в таком щекотливом деле архивам не стоило бы. Как идея мумифицирования, так и идея "всенародного почина", которую власти реализовали, идя якобы навстречу требованиям масс - все это происходило устно и тайно. И ни в каких документах не отражалось. Такого рода манипуляции можно производить только по методу "черного ящика" с применением старого римского правила: "Ищи, кому выгодно". Слишком незначительную (сравнительно) должность занимал железный Феликс, да и вообще не был вождем. Выгодно же это было только одному человеку - Сталину. Уж потом он мог предложить Дзержинскому высказаться на Политбюро, и эта его идея попала в документы.
Идея увековечить Ленина диктовалась политической целью: сделать так, чтобы всегда можно было бы апеллировать к вождю и чтобы он всегда подтверждал безусловную правильность мыслей своего наследника. Сразу же после смерти газеты заполняются письмами трудящихся, которые просят, да что там просят - просто требуют сделать так, чтобы все желающие могли успеть проститься с вождем. Дни идут и требования приобретают другой характер: надо сделать так, чтобы трудящиеся всех стран всегда имели бы возможность лицезреть вождя международного пролетариата. И не просто видеть, но приходить к нему советоваться, исповедоваться и очищаться. Сами понимаете, без ведома Сталина никакие "письма трудящихся", касающиеся темы Ленина, не могли появиться в печати - даже если бы самые первые из них действительно были ими написаны (потом-то, после первых, начался инициированный массовый психоз). Это Сталин подготавливал свою, возможно, самую творческую из всех своих идей - идею мумификации или, лучше сказать, вечного бальзамирования любимого вождя. Тогда никто, кроме Сталина, не уловил далеко идущей цели мумификации. Более того, Крупская и прочие близкие к вождю люди резко возражали, напирая на свой атеизм и рационализм. Но, как заметил вскоре Радек, со Сталиным было трудно спорить: ты ему сноску, он тебе - ссылку.
Дело было новым, небывалым, как и многое в советской России. Привлекли к нему профессоров, занимавшихся бальзамированием трупов, - сначала А.И.Абрикосова, потом В.П.Воробьева из Харькова и Б.И.Збарского из Москвы. Если бы удалось сохранить "нетленный облик", то Ленин действительно смог бы стать живее всех живых. А уж создать культ вождя, который всегда подтверждает с трибуны все говоримое его наследниками, - дело простой техники. Я, нынешний вождь, вещаю, клянусь именем вечно живого вождя, а он и не возражает. Значит - согласен. И даже одобряет и благословляет. Товарищ Сталин как представитель царства мертвых, в которое он почти что превратил вскоре всю страну, знал толк в трупах и понимал их ценность в деле упрочения своей власти. Начиналась эпоха невероятных советских фантасмагорий, и самая символичная из них - судьба уникального тела. Мозг же хранится отдельно от тела в Институте мозга, который и создан был как раз для изучения причины невероятной гениальности вождя, с тем чтобы, узнав эту причину, можно было бы наделить гениальностью остальных вождей, а также, по мере надобности, простых пролетариев. Позже туда же поступали мозги Кирова, Орджоникидзе, Горького, а под конец и самого корифея всех наук. Мозг Ленина находится (по сей день) в Первом отделе института в стальном сейфе. Это глубоко символично, ибо где же еще быть мозгу первого человека такого государства, как не в Первом отделе.
Небывалость новой эпохи уже была заметна по официальному лозунгу, широко развешанному в день похорон вождя: "Могила Ленина - колыбель свободы всего человечества". Да-с, именно так, могила - это колыбель свободы. Если у Толстого есть "Живой труп", то сталинская действительность породила "Вечно живой труп". Она породила, как мы знаем, и массу других трупов.
С превеликим трудом мумию только что уснувшего вождя сотворили. Нужна была усыпальница. Сначала ее в постановлении опрометчиво назвали "склепом", но потом - красивым словом "мавзолей". Для этого дела привлекли известного архитектора Щусева, который как раз не так давно перед тем построил храм на Куликовом поле в честь победы над Мамаем. Работы шли в сильнейшие морозы днем и ночью, и через пару недель деревянный Мавзолей уже принял "жильца". Затем Мавзолей еще перестраивали, пока в 1930 году не появился гранитно-мраморный. Но и на том перестройки не закончились. В последний раз Мавзолей видоизменяли в 1945 году, когда на нем появилась центральная трибуна (до того были только правая и левая, на которых толпились по большим праздникам вожди, причем Сталин обычно стоял на левой, хотя дело его было правое). Всем видно, что Мавзолей представляет собой ступенчатую пирамиду, изобретенную главным жрецом фараона третьей династии Джосера Имхотепом почти пять тысяч лет назад. Именно с нее началось строительство египетских пирамид.
Вообще древнеегипетские корни истоков Мавзолея и самой идеи мумификации как-то не нашли должного отражения в литературе. При обсуждении этой темы Виталий Коротич напомнил мне, что в 1922 году Картер обнаружил гробницу Тутанхамона. Действительно, тогда это была грандиозная сенсация - о ней в течении всего следующего года писала печать всего мира. Еще бы, после всех прочих захоронений фараонов, которые оказались разграбленными еще в древности, наконец-то нашли полностью сохранившейся саркофаг и всю богатейшую погребальную утварь. Не возможно себе представить, чтобы эта сенсация века прошла, при всей его занятости строительством социализма, мимо Сталина. А ведь здесь главное - идея. Идея витала в воздухе. И ее первичные следы очень заметны даже в терминологии: бальзамирование, мумия, саркофаг с телом. Да и само слово "Мавзолей" если и не из Египта, то рядом - из Карии в Малой Азии. Но надо отдать должное: наш Мавзолей имеет очень удачные пропорции, хорошо вписан в ансамбль Красной площади и является заметным памятником архитектуры.
Гораздо больше расходов и возни было с внутренней начинкой Мавзолея. Траурный зал со спящим вождем - это лишь верхушка айсберга. Есть еще медицинский зал, где тело каждые восемнадцать месяцев проходит профилактику. Там его раздевают, кладут в ванну со специальными растворами и вымачивают в ней около двух недель, затем в тело вводят консервирующие снадобья, надевают новую рубашку и костюм и вновь доставляют в траурный зал. Занимается всем этим (как и текущей профилактикой тела два дня в неделю) специальная "Лаборатория биологических структур", теперь она называется Научно-исследовательский центр биологических структур. Пару лет назад этот центр вывели из подчинения Минздраву и передали Научно-производственному объединению с красивым названием ВИЛАР, что расшифровывается как "Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений". В лучшие времена лаборатория насчитывала не менее 150 человек, каждый из которых имел самую высшую степень секретности и допуска. В течении более тридцати лет руководил лабораторией доктор наук Сергей Дебов (ныне его уже нет, его заменил академик Валерий Быков). Дебов формулировал главную задачу деятельности своей лаборатории как "сохранение объекта неограниченно долгий срок". Ранее по большим революционным праздникам он радостно рапортовал о том, что достигнуты еще более значительные, чем прежде, успехи и что вождь выглядит замечательно. Он выглядел столь прекрасно, что, действительно, могла бы закрасться мысль, а не живее ли он всех живых?
При Мавзолее есть машинный зал и зал электроники, который обеспечивает постоянство температуры в саркофаге и чистоту воздуха. Внутри саркофага не инертный газ, как многие думают, а обычный воздух. Есть в Мавзолее еще много помещений типа комнат отдыха для изнемогающих на трибуне вождей, буфета с женской прислугой и чуть ли не сауны с танцзалом, система подземных ходов, соединяющих Мавзолей с Кремлем (это все еще достаточно туманные сведения, ибо секретность с конструкции Мавзолея не снята). Внутренние части Мавзолея неоднократно реконструировались, чтобы идти в ногу с техническим прогрессом. Не избежал реконструкции даже саркофаг. Последний раз его модифицировали в 1945 году два инженера - один занимался геометрией пуленепробиваемой крышки саркофага, а второй - его освещением. Их фамилии - Горбачев и Яковлев. Такой вот изыск истории.
Профилактика Мавзолея -- дело ответственное. Самая простая его часть -- проверка технологических систем, обеспечивающих Ильичу необходимый температурный режим: плюс 16 градусов по Цельсию. С самого начала проводится генеральное кондиционирование помещения: чтобы микробов не осталось.
Ну, само собой, охрана, почетный караул, комендант Мавзолея (с 1985 года Владимир Каменных) и его заместители... В общем, целое производство. И до 1992 года - на государственной дотации. Потом вроде бы лабораторию пустили на хозрасчет и самоокупаемость, а караул давно (в 1993 г.) упразднили. Но ведь охрану-то не упразднили. И потом, что это за хозрасчет такой? Есть темные сведения о том, что лаборатория Дебова (а ныне Быкова) выполняет некие заказы из-за границы по бальзамированию богатых "американских дядюшек" и ведет еще более таинственную научную работу. Чудны дела твои, Господи...

(Продолжение в следующей статье)

Комментарии

Добавить изображение