ПОТУСТОРОННИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОЖДЯ

30-03-1997

"Выносить, не выносить Ленина из Мавзолея -- вопрос политический. В любом случае нельзя допустить, чтобы было прервано течение великого эксперимента", -- сказал недавно директор Центра биологических структур академик Валерий Алексеевич Быков. Что верно, то верно - вопрос не медицинский, политический. Если Мичурину от природы не надо было ждать милости, то еще меньше милости стоило ждать мумии Ленина от политиков.
В последние годы существования СССР начались в высшей степени удивительные и немыслимые ранее дебаты.
Первым довольно резко на первом же заседании съезда народных депутатов (в 1989 г) выступил Юрий Карякин. Он потребовал вынести тело и захоронить его. Вторым весьма осторожно попробовал Марк Захаров. Выступая на телевидении, он под самый занавес вдруг скороговоркой высказал мысль, что не худо было бы вынести тело Ленина из Мавзолея и похоронить его по христианскому обряду. Сослался он при этом на завещание Ленина, якобы пожелавшего быть похороненным на Волковом кладбище в Петрограде рядом с могилой своей матери. Но и это, по нынешним временам невинное предложение, повторенное затем в "Огоньке", вызвало яростный отпор официальных кругов. Как так, замахнулся на святое. Ну святое или не святое - это вопрос. И вот еще вопрос - театральный режиссер Марк Захаров, проживший большую жизнь при коммунистическом режиме, человек очень осторожный и ни в каких безрассудствах ранее не замеченный - чего это он так вдруг вскинулся? Рискну предположить, что он получил на это высочайшее добро. Известно, что Горбачев принял следующую схему реформ: поскольку экономические реформы ранее (в 1953, 1965, 1979 гг.) никак не приводили к успехам, то был сделан вывод, что все дело в политической системе, которая мешает реформам. Нужно ее разрушить и заменить на многопартийность. Отсюда гласность и постепенное развенчание коммунистического режима (это идея А.Н.Яковлева). Но в основании режима лежит нечто иррациональное: в частности, патерналистский образ вечного вождя, который любит, заботится и думает о народе. Даже мертвый, но вечно живой, он как бы создает вокруг себя ауру и незримо влияет на судьбы людей и страны. Ведь под Лениным чистил себя не только Маяковский, но и гораздо позже хороший поэт Борис Чичибабин, отсидевший свое. Года три назад телевидение сняло фильм о Мавзолее, и в нем у стоящих туда в очереди людей спрашивали: "Вы пришли проститься с Лениным?" Народ возражал единодушно: "Нет, мы пришли его навестить". Есть разница между "навестить" и "проститься"? Прощаются и с мертвым, но навещают всегда только живого.
Мертвый, который вместе с тем живее всех живых, - это вне логики, это некая таинственная метафизика современного языческо-идеологического культа. Потому ее и нельзя ликвидировать логическим путем. Но можно подвергнуть десакрализации через развенчание образа. Опять-таки не через логическое или историческое развенчание, рассказывая, какой Ленин был на самом деле злодей (это подействует только на небольшую часть людей, и так недостаточно верующих в Ленина), а воздействуя на подкорку человека через снижение и осмеивание нетленного образа. Вернее, даже, не через осмеивание, а, как бы это слово подобрать... Лучше приведу примеры.
В октябре 1991 года на телевидении появился известный музыкант Сергей Курехин (ныне покойный) и вместе со своим напарником Сергеем Шолоховым завел якобы вполне серьезный разговор о том, что Ленин очень любил грибы (шли цитаты из его писем, подтверждающие приязнь вождя к грибам). Затем утверждалось, что названия известных ленинских работ "Лучше меньше, да лучше" или "Один шаг вперед, два шага назад" - не что иное, как рекомендации из справочников по поиску грибов. В результате глубокомысленных рассуждений авторы приходили к мысли, что Ленину очень нравились мухоморы и сатанинские грибы, содержащих сильные алкалоиды, так что все ленинские идеи о революционном преобразовании мира есть результат постоянного отравления Ленина ядовитыми грибами. Накануне 7 ноября, которое впервые не праздновалось в 1991 году, серьезный деловой американский журнал "Forbes" (тот самый, с которым сейчас судится Березовский) поместил статью о ведущихся с правительством СССР переговорах о продаже мумии Ленина за 20 миллионов долларов. На советском телевидении возникла оживленная дискуссия: а можно ли, а не кощунство ли это, а если можно, то не продешевим ли? А ведь при внимательном чтении ясно было видно, что журнал просто шутит, что это розыгрыш, которые серьезный Forbes периодически помещает на своих страницах.
Дальше - больше. В конце октября того же года миллионнотиражная газета "Аргументы и факты" (N40) ошарашила читателей статьей о том, как во время эвакуации тела Ленина во время войны в Тюмень оно покрылось плесенью, которую поручили снять сотруднику "Лаборатории биологических структур". Он поступил "по-научному" - взял да и ошпарил мумию кипятком, так что вместе с плесенью со всего тела (кроме головы) слезла кожа. Ясно, для чего это написано: нечто заплесневевшее и ошпаренное кипятком никак не тянет на "вечно живого вождя". И эту "информацию" подавали после того, как на страницах многих изданий помещали интервью с ведущими работниками лаборатории, и те рассказывали, какого высокого класса специалисты работают в их лаборатории! Впрочем, как именно проводили интервью, видно на примере газеты "Куранты" в номере от 5 ноября 1991 года. Корреспондент беседует с замдиректора лаборатории Денисовым-Никольским и задает ему вопросы в стиле, разрушающем всякую сакральность, более того, представляющим все "ленинское тело" в дурашливом и скоморошеском виде. Судите сами. " А правда ли, - спрашивает корреспондент,- что в Мавзолее не тело, а кукла?" "Неправда !" - с достоинством отвечает замдиректора. Корреспондент усиливает натиск: "Ходят слухи, что чучело Ленина набито опилками". Денисов-Никольский несколько скандализован, но держится: "Так говорить вульгарно. Из тела, конечно, извлекли внутренности и мозг, но его форма и объем были сохранены научными способами. А опилки - это грубо и примитивно". Теперь заместителем директора центра является Юрий Алексеевич Ромаков. Он с гордостью говорит: "Срок сохранения тела без каких-либо изменений может исчисляться несколькими сотнями лет". На втором после Ленина месте по гордости находится Хо Ши Мин. "Во Вьетнаме шла война, тело хранили в пещере, работать было безумно сложно", -- вспоминает ученый.
Пока сотрудники гордились и давали интервью, почти на два года (с 1991 по 1993) наступило относительное затишье. Ленин продолжал спать вечным сном. Караул менялся каждый час. Люди шли и шли "навестить" вождя. К тому же директор Волкового кладбища наотрез отказывался принять тело для захоронения, мотивируя это тем, что его все время будут выкрадывать то ли сторонники Ленина, то ли его противники, а у кладбища нет денег для круглосуточной охраны могилы.
Назревал второй октябрьский (1993г.) мятеж, и власть решила окончательно разделаться с коммунистическим наследием. А в него входит немалой частью культ Ленина и, соответственно, его тело в Мавзолее и привычные ритуалы, связанные с его обожествлением. Первого приступа по развенчанию ленинской святыни оказалось недостаточно, число верующих сократилось, как видно, мало. Уже готовилось постановление о переносе Мавзолея и захоронении тела Ленина. Приступили ко второму штурму "бастиона ленинизма". Сначала "Комсомольская правда" (между прочим - одна из самых многотиражных) от 4 сентября 1993 года помещает совершенно скандальную, просто-таки невероятную статью о мумии Ленина. Статья называется остроумно: "Ленина все меньше" и имеет вдобавок не менее остроумный подзаголовок: "С делом Ильича, похоже, все ясно. А с телом?"(автор - Олег Кармаза). Статья повествует о посмертных мытарствах ленинского тела. Автор сообщает, что после первого бальзамирования, произведенного сразу после смерти 22 января академиком Абрикосовым, тело стало быстро разлагаться. Повторное бальзамирование Воробьевым и Збарским уже не могло радикально изменить ситуацию, и в феврале тело снова стало распадаться. Два профессора героическими усилиями вновь приостановили процесс разложения. Но через четыре года вновь вспыхнуло гниение. Мавзолей вновь закрыли на переучет, и снова два профессора были на посту. Наконец, в 1935 году слухи о том, что от Ленина давно ничего не осталось и на его месте лежит муляж, получили международный резонанс. Мы знаем об этом из фундаментальной работы Фишера "Жизнь Ленина". Автор пишет, что была создана международная комиссия, куда входил и сам Фишер. Комиссию привел в Мавзолей лично нарком Семашко в сопровождении профессоров. Была снята крышка саркофага. Збарский по совету Семашко расстегнул ворот ленинской рубашки и потыкал пальцем в грудь, демонстрируя мягкость тканей, затем взял вождя за нос и несколько раз резко повернул голову вождя туда-сюда, доказывая этим сворачиванием шеи гибкость и естественность тканей.
Затем вся посмертная история тела Ленина, согласно статье, заключалась в том, что Ленин периодически загнивал и протухал (терминология Олега Кармазы) и ему постепенно заменяли отгнившие части тела: в тридцатые годы заменили треть кожного покрова и полностью волосы на голове, фаланги рук. В Тюмени, куда Ленина привезли на литерном поезде в конце июля 1941 года, тело поместили в здании бывшего реального училища в доме N7 по улице Республики и поставили везде охрану. Дело было покрыто полнейшей тайной, об этом переезде не знал даже первый секретарь тюменского обкома Купцов. Но, несмотря на такую секретность и охрану, микробы снова просочились, тело снова загнило. Его обложили льдом, но это не полностью спасло. Пришлось ампутировать ногу и левую руку. Зато из тюменской командировки Ильич возвратился помолодевшим.
Дальше события разворачивались как в рапсодии Листа - все быстрее и быстрее. В этих пассажах Кармаза ссылается на книгу Владимира Соловьева "Операция "Мавзолей", вышедшей пару лет назад в Нью-Йорке (Соловьев со свой женой Клепиковой издали целую серию о кремлевских вождях). В 1961 году у мумии Ленина начались необратимые процессы распада, а Збарский и Воробьев уже давно умерли и не смогли спасти то, что еще оставалось. Тогда по совету медиков Президиум ЦК во главе с Хрущевым (в то время Политбюро называлось Президиумом) принял радикальное решение: отделить голову от туловища, остатки тела кремировать, а голову присоединить к муляжу. Вскоре посетители Мавзолея могли убедиться, что Ленин стал выглядеть еще моложе и лучше. Но и это не все. В 1971 году Мавзолей вновь надолго закрыли и пытались спасти голову от окончательного разложения. Но, поскольку в конце концов Мавзолей открыли и все могли убедиться, что мумия стала выглядеть как новая, Кармаза делает вывод, что "от Ленина осталось еще меньше". То есть недвусмысленно сказано, что никакого тела уже не осталось и беречь да сохранять нечего.
Судьба тела Сталина, которое бальзамировалось по той же технологии (очень длительной - около восьми месяцев - и дорогой), также полна неясностей. По официальной версии, его тело было захоронено в ночь на 31 октября 1961 года у Кремлевской стены. Но по неофициальным сведениям, с ним не могли поступить столь бесхозяйственным образом, и тело Сталина продолжало служить народу в качестве опытного образца для спасения мумии Ленина. Еще раз подчеркну: соответствуют или нет сведения о посмертной судьбе тела Ленина и действительно оно сохранилось или это муляж, пока невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Руководство "Центра биологических структур" уходит от обсуждения этого вопроса.

Хоронить или не хоронить?

Второй приступ ленинской твердыни вызвал к жизни оживленную дискуссию: что делать с "телом" Ленина? Политическое решение принято - из Мавзолея убрать (возможно, вместе с Мавзолеем). Но как это сделать? Да, задали большевики задачу! Обсуждается уже старая идея - похоронить на Волковом кладбище в Петербурге (митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн предлагает похоронить в Симбирске). Предать, так сказать, земле по христианскому обряду. Но - сложно. Директора кладбищ по прежнему против. Еще больше против многочисленные почитатели вождя. Значит, опять ночью под прикрытием БТРов, с постоянной охраной могилы, с появлением нового места культа... Потом, это как-то и не по чину тому, кто был самым злостным гонителем христианства за все тысячелетия, был самым яростным воинствующим атеистом и противником всякой религии. Так считает Виталий Коротич.
Обозреватель "Московских новостей" Наталья Геворкян в статье "Отряхнем его прах" от 24 октября 1993 года тоже против, но уже из соображения сохранения истории. Она приводит цифры : в кремлевской стене захоронено около 400 урн с прахом и имеется еще много других могил. Самая старая - коллективная могила погибших (238 человек, из коих известны имена лишь 40) при взятии Кремля в ноябре 1917 года. Если приводить Красную площадь к "историческому виду", то какого периода? Ну, предположим, к ХVIII веку. Но ведь памятник Минину и Пожарскому был установлен позже - в середине, а Исторический музей и здание нынешнего ГУМа - в конце XIX века. Да и Мавзолей - тоже памятник и эпохи, и архитектуры. Допустим, решат избавиться от всего наследия "коммунистической скверны" (рассуждала Оксана Петрунько в статье тоже со смешным названием "Перенести нельзя оставить" в "Российских вестях" от 3 ноября 1993г.) скажем, от могил Свердлова, Дзержинского, Калинина, Жданова, Ворошилова, Суслова, Брежнева, Андропова, Черненко во главе с могилой Сталина. Однако в стене, кроме явных негодяев и преступников, таких как Вышинский или Мехлис, которых хорошо было бы переместить из Кремлевской стены в Бутырскую, замурованы урны с прахом погибшего экипажа стратостата ОСОВИАХИМ1, Чкалова, Горького, Курчатова, Келдыша, Королева, Гагарина, погибших космонавтов Комарова, Добровольского, Пацаева, Волкова, американского писателя Джона Рида, затем почти всех выдающихся полководцев - Толбухина, Рокоссовского, Жукова, Говорова, Конева, Василевского, руководителей зарубежных компартий Клары Цеткин, Катаямы... Много. С ними-то что делать? Оставлять в стене - значит по-прежнему быть далекими от идеи "очищения" исторического вида Красной площади от большевистского наследия. Убирать - масса этических и даже международных проблем. Еще неизвестно, как посмотрят в США или в Японии на манипуляции с прахом своих соотечественников. А чем нам не угодили космонавты, ученые и полководцы?
Рассуждения на тему, что делать с телом Ленина, продолжила от 19 октября (все в том же 1993 г.) в статье "Будет ли похоронен В.И.Ленин", но ответа на свой вопрос так и не дала. Затем последовали другие произведения. Е.Ихлов и Н.Львов в статье с недвусмысленным названием "Кощей бессмертный из Мавзолея" в "Российских вестях" от 5 ноября высказывают мысль, что ленинский культ носит явно некрофильский характер, основан на языческом культе прародителя, коим в своем сказочном генезисе был и Кощей. Потому, предлагают авторы, этот культ с его капищем нужно приравнять к другим экзотическим культам типа культа сатанистов, с соответствующей регистрацией в юридических органах. И пусть берут на содержание свое капище "восковой персоны". Постепенно этот культ станет смешным в глазах просвещенного человечества и сам постепенно угаснет. Думаю, что неожиданное процветание многих сект в России, особенно такой дикой, (зародившейся на Украине) как "Великое белое братство", не слишком позволяет надеяться на скорую победу прекраснодушных просветительских мечтаний о победе сил знания над темными суевериями. А уж массовое (39 человек) самоубийство компьютерщиков в Сан-Диего 27 марта 1997г. из секты "Небесные врата", которые предпочли виртуальную реальность где-то в космосе земной юдоли, окончательно заставляет сомневаться в торжестве разума.
В статье специалиста по ленинской тематике Анатолия Латышева в "Российской газете" от 5-го ноября 1993г. предлагается перенести весь комплекс Мавзолея (о могилах и урнах в стене он ничего не говорит) в Горки Ленинские, где давно существует филиал Центрального музея Ленина, и создать там единый музейный комплекс с входной платой. Туда, мечтает автор, потянутся вереницы иностранцев, так что он не только станет самоокупаемым, а еще и доход принесет. Ну и идеологическая цель будет достигнута - музейный экспонат уже не может быть объектом культа и поклонения. Ведь сейчас люди ходят смотреть на мумию Тутанхамона, нимало не интересуясь, каких взглядов он придерживался, а любопытствуя, как это египтянам удалось так ловко забальзамировать своего фараона, что он через тысячи лет дотянул до нас.
Между прочим, на Украине неподалеку от Винницы есть гробница с набальзамированным и хорошо сохранившимся телом хирурга Н.И.Пирогова, недалеко от озера Иссык-Куль покоится мумия Н.М.Пржевальского, а в Прибалтике- полководца М.Б.Барклая-де-Толли. И эти гробницы действительно чем-то похожи на музей.
Итак, повторим кратко, какие же варианты мы имеем? Оставить все, как есть. Другой вариант: "Плохих" выкинуть, а "хороших" оставить. Или: убрать только Ленина, а Мавзолей и остальных оставить. Наконец: перенести весь кладбищенский комплекс куда подальше, как минимум в Горки Ленинские. Ну и масса частностей - кого именно оставить, а кого убрать и если убрать, то куда именно. Ссылаются на пример с похороненным Георгием Дмитровым или кремированным Агостиньо Нето(которых тоже бальзамировали наши специалисты), где обошлось без эксцессов. Но с Лениным так легко не получится. Ленин был харизматическим вождем, на его имидже и идеях воспитались сотни миллионов человек! Тем более, когда сейчас обнаружился идеологический вакуум и совершенно непонятно, чем вытеснить и заменить "всепобеждающее ленинское учение".
Проще было с явными военными преступниками - например, тела казненных по решению Нюрнбергского трибунала сожгли, пепел развеяли (точно как у нас когда-то Гришку Отрепьева), да и вся недолга. Но уже как тяжело отделываться от символических остатков (останков) прошлого, показывает история трупа Гитлера. Когда он был идентифицирован в Берлине специальной группой по поиску Гитлера (см. мемуары переводчика группы Елены Ржевской "Весна в серой шинели"), то его обгоревшее тело вместе с телом Евы Браун были доставлены в Москву. Сталин, вдоволь натешившись от вида бывшего друга, так подло обманувшего, приказал зачем-то хранить тело в холодильнике. Затем было решено оставить от него челюсть, а остальное сжечь и закопать во дворе Лубянки. В начале 70-х годов останки отправили в ГДР и там закопали снова, а уж во времена Андропова пепел снова вырыли и развеяли по ветру. Наконец-то! И это при том, что никакой мало-мальской группы фанатиков у останков Гитлера не было и вообще его посмертная судьба мало кого интересовала.
И вот теперь, после относительного успеха Зюганова на президентских выборах 1996 года, после избрания многих коммунистов в губеранторы (в том числе на днях - бывшего члена ГКЧП и председателя колхоза им.Ленина Василия Стародубцева), есть опасения, что тяга к коммунистам у населения будет усиливаться. А у них есть такой символ, как вечно живой вождь. Хорошо было бы выбить у коммуняк это сильное оружие. В связи с этим начался третий приступ, третье покушение на тело вождя. Я уже написал в самом начале, что Дума руками голосующих коммунистов этот приступ отбила. А начинался он так.
В марте Депутаты Государственной думы Российской Федерации получили удивительное послание депутата Галины Старовойтовой, специалиста по национальному вопросу. Она потребовала срочного внесения дополнений в существующий "Закон о погребении и похоронном деле". Суть дополнений сводится к следующему: необходимо в законодательном порядке запретить мумифицирование тел российских граждан без их на то добровольного согласия, "оформленного прижизненно в установленном порядке".
Погребальное дело, как видно, чем-то сродни национальному вопросу - и то, и другое опасно для жизни. Поэтому в Думе инициативе мадам Старовойтовой никто не поразился. Там уже давно ничему не удивляются - особенно после выступлений коверного Марычева (в прошлой Думе), который однажды нацепил накладные груди и стал вопить о жутких притеснениях проституток, требуя немедленно принять закон в их защиту.
Погребение определяется законом как "обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям". Закон предусматривает, что "погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ)". Только еще вот в космосе не предусмотрели. Но ждать, думаю, недолго.
Суть погребальной инициативы депутата Старовойтовой становится очевидной, когда читаешь следующий пункт ее загробного законопроекта: статья 3 Закона о погребении "обязательно должна иметь обратную силу". Другими словами, Ленина следует убрать из Мавзолея и захоронить не по желанию президента или предложению Старвойтовой и не потому (допустим), что мумии уже нет, а есть только муляж, но по закону.
И точно так же, как в 1993 году, стали появляться статьи, развенчивающие облик вождя. Опять, дескать, Мавзолей закрыли на переучет, а тело отправили на реставрацию. Если о теле писать как о некоем объекте медицинских манипуляций, то от сакрального образа, по замыслу, ничего не должно остаться. Вот начало статьи Эдуарда Дрожкина из Коммерсантъ-Дейли" от 7 февраля 1997 года "Тело Ленина живет и побеждает" по поводу очередной профилактики тела Ленина, проводимой в феврале-марте этого года: "Ленин лежал в обычной своей позе -- руки по швам, сомкнутые веки, сама сосредоточенность. У него красивые пальцы. Пальцы пианиста. Неудивительно -- ведь он так любил "Аппассионату". Если бы руки скрестили на впалой груди, пальцы пианиста были бы заметнее. Но тогда он был бы похож на обычного покойника -- а это, наверное, было неправильно с точки зрения идеологической.
Теперь я понимаю, что Ильичу приходится несладко. На профилактику его ставят каждый божий год. В течение полутора месяцев Ленин лишен возможности общаться с живыми людьми -- происходит тот самый страшно опасный "отрыв от масс". На полтора месяца Ленин превращается из величественной мумии в обычного пациента, над которым склоняются заботливые лица оперирующих докторов.
Процесс "реставрации" Владимира Ильича происходит в строгом соответствии с медицинскими канонами. Сначала Ильича раздевают. Вернее, не раздевают, а вынимают из костюма. Затем подвергают детальному осмотру. Осматривают Ленина, используя специальные оптические приборы, -- здесь важна каждая мелочь. Если какой-то участок тела вызывает подозрение эскулапов, "осуществляется его фотографирование" -- опять же не обычным аппаратом, а "специальной установкой". Особое внимание, конечно же, уделяется состоянию рельефа лица -- это самое уязвимое место.
Раз в несколько лет проводится "инструментальная оценка" тела -- в частности, с математической точностью определяется степень цветности кожи, основной показатель ленинской сохранности. Сейчас такую оценку научились проводить бесконтактным путем. Раньше не умели.
Радостная весть для многочисленных поклонников Ильича: даже если Ленина вынесут из Мавзолея, сотрудники Центра не дадут пропасть телу, приютят горемыку. Правда, взглянуть на вождя будет сложнее - помещения Центра для этого не приспособлены.
В начале марта, - заканчивает Э.Дрожкин, - Мавзолей снова распахнет свои гостеприимные двери. Нескончаемым потоком пойдут туда люди (уже пошли - В.Л.). Одним из первых -- нет, первым, обязательно первым! - будет автор этих строк. С того самого момента, как его приняли в пионеры, он так ни разу и не навестил любимого дедушку. Настало время исправить упущение. Тем более что автор этих строк знает наверняка: в марте Ленин диво как хорош. Таково уж волшебное действие профилактики: в марте краше, чем в январе".
Такими словами закончил Дрожкин рассказ о реставрации тела вождя. Был ли он первым при открытии Мавзолея в марте, неизвестно, равно как и то, был ли вождь в марте краше, чем в январе. Неизвестно также, будет ли принята идея о введении входной платы за осмотр тела Ленина, как о том говорится в статье Дрожкина. Зато известно, что третье покушение на тело пока что отбито. В ответ на эти выпады коммунисты стали вокруг Мавзолея плотной стеной как бы с лозунгом "Тело Ленина только через наш труп!".
Да, тяжело дается уход от кошмарного прошлого. И чем оно было кошмарней - тем тяжелее. Тупик с телом Ленина и фантасмагория его посмертных метаморфоз еще раз подтверждают, что просто так мы со своим прошлым не расстанемся. Но, вместе с тем, это прошлое - наша история, и она в каком-то пережитом и "снятом" виде всегда будет оставаться с нами.

Комментарии

Добавить изображение