ВЫБОР

30-03-1997

Виталия Коротича, бывшего главного редактора "Огонька", особо представлять не надо. Сообщу только, что с 1991 года он является профессором Бостонского университета, ведет там различные курсы, связанные с журналистикой. Несколько более года назад, с декабря 1995г., после прихода в старейшую русскоязычную газету "Новое русское слово" (НРС) главного редактора Георгия Вайнера, стал вести еженедельную рубрику "Прямая речь". Это эссе на самые разные темы с "моральным уклоном".

Второе тысячелетие нашей эры подкралось к своему финишу исподволь, почти незаметно. Для эпохи и для многих конкретных людей настало время подведения балансов, а это весьма непросто. Снова становятся модными пророчества и пророки. И, хоть тех, кому веришь, среди предсказателей никогда не бывает в избытке, я обращаюсь сейчас именно к юбилею статьи одного из претендентов в провидцы - и статья, и автор того стоят.
Сегодня, когда мир стянут тугими кольцами информации, доступ к, любым сведениям значительно облегчился. Куда доступнее стали и все заметные публикации. Некоторые из них обсуждаются в десятке стран одновременно. Так случилось ровно три года назад со статьей профессора Гарвардского университета Сэмюэла Хантингтона "Столкновение цивилизаций". Статья была замечена сразу на всех континентах. И, хоть она тоже пророчествует, "Столкновение цивилизаций" не столько пугало или внушало роковые предчувствия, сколько предлагало задуматься. Она о том, что люди не умеют понять друг друга и могут погибнуть от этого. "Главным источником конфликта в новом мире будет не идеология и не экономика,- пророчит Хантингтон.- В мировой политике будет доминировать схватка цивилизаций". И дальше: "Центральными событиями окажутся те, что произойдут между западными и внезападными цивилизациями, а также между самими цивилизациями, существующими вне Запада". Статья иллюстрирована картами, на которых вычерчены огнедышащие разломы не только между разными цивилизациями, но и внутри одной- например, поперек Украины, где конфликты между католиками н православными в прошлом не однажды уже густо сочились кровью. Хантингтон пишет о том, сколь необходимо учиться на опыте прошлых лет и о том, что люди, не стремящиеся к такому учению, а тупо ждущие чуда, могут становиться экстремистами, авантюристами, не облегчающими поиск путей к спасению... В связи с этим, собственно, я и вспомнил о юбилее статьи гарвардского профессора.
Среди множества пророчеств и прогнозов, столь частых в наше время, она стоит чуть особняком, не покрикивая, а приглашая к раздумью. Автор радуется благам цивилизации, но пишет и о том, что множество людей не имеет возможности ими пользоваться. (Шутка ли- один выезд реанимационной противоинфарктной бригады скорой помощи в США стоит около пяти тысяч долларов, а на спасение ребенка а Африке считается достаточным иметь сто долларов в год: для самых необходимых прививок и неотложных мероприятий). О каком тут равенстве можно говорить! Но это раздувается множеством говорливых идеологов, закладывается в основы теорий по уравниванию всех на свете и создает добавочные источники напряжения, особенно там, где попытки осмысливать собственную и чужую истории не в чести. Впрочем, считается, что люди все-таки постепенно, но учатся; страны, населенные этими людьми, тоже время от времени набираются ума-разума. Цивилизации обмениваются богатствами явно и тайно, без этого они попросту закиснут, впадут в застой. У цивилизаций вырабатывается немало общих примет, так называемых универсалий. Джордж Мердок выделил более семидесяти: календарь, украшения, спорт, танцы, празднества, приветствия, умение делать подарки... Но и здесь все по-разному: непохоже здороваются и едят, встречают и провожают гостей. Мы не все понимаем сразу: иронизируя над тем, &a& привечают в горах безымянного странника, многие готовы забыть, что без культа гостя, без уважения к, его личности, не сложилось бы ни международной торговли, ни дипломатии, ни эмиграции... Мы сами порой не представляем, чему научились и чему обучили других. Бразильский социолог Жильберто Феррейра составил реестр того, что исподволь, как бы само собой, вошло в быт его народа только лишь в конце восемнадцатого- начале девятнадцатого веков. Социолог перечисляет в этом ряду немецкое пиво и английские коттеджи, белую льняную одежду (ту самую, мечту Остапа Бендера), газовый свет, искусственные зубы. В ряду заимствований он числит и масонские ложи, сыгравшие в дальнейшем столь важную роль в борьбе латиноамериканцев за независимость. Он пишет о том, как непросто было усвоить это и сколь долог был процесс.
А- если не столь научно представить себе, сколько новой информации и незнакомых примет бытия обрушились на человека, оказавшегося в Нью-Йорке прямиком из подожженных Грозного или Душанбе в наше время? Вы это знаете... Любая цивилизация импортирует и экспортирует, приемлет и отдает. Иногда она даже делает попытки осчастливить других насильно: мы с вами знаем достаточно и таких примеров. К сожалению, их не становится меньше; но это уже совсем другой разговор. Перемены бывают безжалостны и в плане не только личном; здесь ли не вспомнить, как бесконечно ломает Россию и ее жителей в переходные эпохи. Каждая цивилизация создает собственные системы знаний, выстроенные на основе базовых, накрепко усвоенных, ценностей. Цивилизация создает еще н систему своих мифов, которые пробует одновременно сохранить и распространить. Кстати, вся коммунистическая цивилизация мифологична, построена на байках о светлом будущем и необходимости принести себя в жертву этому будущему Ну, и про это мы с вами хорошо знаем...
Кстати, я сразу же уточню, что термины, употребленные мною, различаются в разных системах ценностей. Очень часто путают понятия "цивилизация" и "культура". А знаменитый историк и философ Арнольд Тойнби, к примеру, использует слово "общество" там, где другие говорят о "цивилизации". Но, поскольку статья моя не теоретическая, этот аспект темы я развивать не стану. Просто напомню, что цивилизация является целым комплексом материальных и моральных ценностей. В конечном счете, авторитет и значение цивилизаций в каждый данный момент истории определяют те, кто в этих самых цивилизациях живет, работает и размышляет. Трудно, чтобы человек был вполне доволен своей жизнью. Разве что станет чуть легче, если есть возможность изложить все свои недовольства и вслух поразмышлять над ними. Опять же, везде на этот счет разные традиции. Демократические системы куда откровеннее и даже болтливее (в период выборов это особенно ощутимо). Тоталитарные общества, как правило, зажаты и граждане их могут выговариваться лишь время от времени.
В течение несколько десятилетий в России все шло по пушкинской реплике "Народ безмолвствует". Затем Вдруг случился информационный обвал. Не только там прошла эта лавина, но и в эмиграции, где множество газет, полагаю, издается для того лишь, чтобы издатели могли выговориться. Помню, московский журнал, который я тогда редактировал, получал лет шесть-семь назад по тысяче писем в день. В ситуациях, когда общение обрублено и зажато, общение с чиновниками бессмысленно, люди зачастую исповедуются сами себе, или стремятся потолковать с теми, кто способен хотя бы выслушать, если уж не помочь. Какие потрясающие письма бывают ! В Америке таких писем не пишут, здесь такие исповеди не в моде...
Выход на новый цивилизационный виток влечет за собой огромный слой трудностей, проблем, связанных с привыканием к новым надеждам. Я ведь привел только один пример: с письмами. А сколько их на самом деле! Как привыкать к откровенности? Как отвыкать от зависти? Как отвыкать от остервенения, ставшего стилем жизни и принесенного многими в эмиграцию, как отвыкать от непримиримости, от того, что человек, думающий иначе, воспринимается как враг, а не собеседник? Эмиграция была и остается труднейшим временем перехода из одной жизни в другую, марш-броском между цивилизациями, выстроенными непохоже, с иными законами и общественными нормами. Снова напомню, что с древних времен во многих цивилизациях пытались решить эту проблему. Существовал даже обычай побратимства, когда нового члена сообщества объявляли родственником и таким образом если уж не спасали, то во многих случаях облегчали его жизнь.
Правила человеческого общения не нами придуманы. Возможность вместе переживать, советоваться при принятии важных решений, жизненно важна. Но только с одним условием: ты должен иметь право на выбор советника и собеседника. Но в разных цивилизациях и это по-разному. В той, распавшейся, стране советов людям все время громко советовали или приказывали. Человек не мог остаться наедине со своим мнением- это была цивилизация советов в самом прямом смысле. Причем, советов директивных, подкрепленных всей силой государственного репрессивного аппарата. Этот же аппарат охранял государственную мифологию, изобретал наказания для тех, кто советской мифологии принять не хотел или не мог. В Соединенных Штатах, например, вполне можно порочить американский миф про общество равных возможностей. Но советский миф о коммунистическом рае никакому обсуждению не подлежал...
Когда этот скелет- приказов, запугиваний, расправ- был изъят из системы, цивилизация осела, как медуза, потому что ничто другое не поддерживало ее ...Когда здесь прослышали, что в журнал к нам приходит ежедневная тысяча писем, все главные западные издательства ринулись прочесть и издать их. Читали и издавали взахлеб. Это была такая сенсация! Никто ведь толком не представлял себе, что же могут писать вчера еще запуганные, безгласные люди, обретшие вдруг дар откровенности. "Они все сошли с ума у вас в стране",- говорили мне многие западные журналисты, как бы поддерживая по незнанию старый советский миф о том, что не принимать ту цивилизацию открыто и при этом жить в ней могли исключительно люди, у которых не все дома...
В бывшей стране советов многие выжили именно потому, что притворились сумасшедшими. Многие, напротив, пострадали и даже погибли от того, что сумасшедшими признало их государство. Вокруг самих представлений о норме, выяснений того, что есть отклонение от нормальной жизни, люди выстраивали целые жизненные стратегии. Я снова возвращаюсь к теме сравнительных ценностей в разных цивилизациях. Сегодня, думая над тем, что мы позаимствовали и усвоили, а что еще усваиваем из демократических ценностей, многие возвращают себе ощущение нормы и отклонений от нее - то самое чувство, которое у нас формировали в течение многих лет по совершенно другим схемам.
Видимо, не все мы восстановим так сразу, да и - зачем спешить? Когда мне в очередной раз сообщают, сколько вокруг иммигрантов, сошедших с ума, я вспоминаю одного умного человека, тоже уехавшего из России, который, оказавшись на перекрестке цивилизаций, формулировал примерно так: "Я не знаю, кто такие нормальные люди, а кто сумасшедшие- иногда и вправду кажется, что все сошли с ума, включая меня. У каждого свой круг безумия: тот свихнулся на деньгах, тот на бабах, тот никак не выяснит отношений с родиной. Очень важно понять, какие из этих сумасшествий захватывают в свои сферы тебя, соприкасаются с твоим "свихом", а какие- нет. Если не обострять чужих придурей и не распалять своих собственных,- можно выжить". Вы согласны?..
Как состыковаться детям разных цивилизаций, как выжить не просто вместе, а- помогая друг другу- самый главный вопрос времени. И на Ближнем Востоке, и в России, и на Западе в последнее время слишком уж многие повторяют, что выхода нет. Согласиться с этим- обессмыслить всю жизнь... "Столкновение цивилизаций" не только название знаменитой статьи, но и смысл происходящего вокруг нас. А то, как устроились жизни большинства читателей НРС,- разве это не тема для глубочайших раздумий? Очень многие крупные умы человечества пытаются понять, что же с нами, бывшими советскими, произошло? Зачастую эти люди милосерднее к нам, чем мы сами к себе. Не дай Бог, чтобы цивилизации все-таки столкнулись лбами, по-бараньи, чтобы победили самые глупые и подлые из нас. Сэмюэль Хантингтон предостерегает именно от этого; и не один он. Ведь у любого из нас должно быть самое главное право- на выбор, на понимание своего места между жерновами времени. Очень важно не ошибиться...

Комментарии

Добавить изображение