ПАТРИОТЫ НА РОДНОЙ ПОЧВЕ

01-01-1998

Русский патриот с татарским именем

lebedev        Российская интеллектуальная элита опять прочно разделилась на западников и славянофилов. Так они, нынче, разумеется, не называются. Обычно типичные западники - это, так сказать, демократы, а славянофилы называют себя по-разному, но чаще в сочетании со словом "патриоты". Это тоже довольно широкий спектр политических и идеологических течений, где можно выделить почти что нацистов Русского национального единства Баркашова, коммунистов Зюганова, неокоммунистов Кургиняна, монархистов, чью идеологию выражают митрополит Иоанн или священник и философ Полосин. Я попытаюсь выделить то главное, что объединяет все это многообразие. В одной фразе, оно в том, что Россия имеет свой неповторимый облик, историю, национальный характер, ценности, и поэтому навязывание не свойственных ей жизненных ориентиров либо вызовет имунную реакцию отторжения, либо, если иммунитет не сработает, разрушит Россию. Причем сторонники самобытности России не просто провозглашают самобытность (кто же будет спорить с тем, что история России уникальна - но ведь то же самое можно говорить о любой другой стране, хотя к России, за счет ее европо-азиатских размеров, это относится в большей мере), но стоят на старой мессианской идее спасительной роли России для всего мира.
Итак, начну с публикаций Сергея Кара-Мурзы. Сразу скажу, что это интересный автор. Настолько, что ему трудно прижиться в "патриотической прессе". Его татарское имя нисколько не должно настораживать русских патриотов. Старая русская (а затем российская) традиция как раз была в том, что на службу к русским князьям, а затем царям часто переходили "инородцы" и служили не за страх, а за совесть, так что и коренным русакам стоило бы брать пример. Ну вот хотя бы сыновья литовского великого князя Ольгерда (Андрей и Дмитрий), которые славно бились плечом к плечу с Дмитрием Ивановичем Донским на Куликовском поле с Мамаем. Датчанин Витус Беринг был одним из лучших сподвижников Петра Великого. Шотландец Барклай де Толли, немец Беннигсен (его имя Левин-Август-Готлиб, но по-русски его звали Леонтий Леонтиевич) и другой "инородец" грузин Багратион были отличными российскими полководцами, участниками Бородинского сражения. Еще один датчанин (правда обрусевший) Владимир Даль создал шедевр - толковый словарь русского языка. Армянин Лорис-Меликов был душой и двигателем конституционной реформы, сорвавшейся только из-за убийства Александра II... Да и сами российские императоры, у которых начиная с Екатерины II не было ни капли русской крови и которые во всех европейских справочниках (и даже в таком как "Готский альманах") назывались "династия Гольштейн-Готторп-Романовы". Да и то Романовы - это из уважения к России. Так что не будем придираться к фамилиям.
Сергей Кара-Мурза - доктор химических наук, бывший замдиректора Института истории естествознания и техники, а ныне сотрудник аналитического центра при Президиуме Академии Наук. В последние годы стал известен как публицист, отстаивающий "русскую идею". Но это одна сторона его работ. Другая - критическое отношение к европоцентризму или, шире, западным нормам. О самобытности России или о ее мессианстве написано достаточно и без Кара-Мурзы. Поэтому нам интереснее посмотреть, "что он имеет к Западу". Даже не столько он лично, а те достаточно широкие круги интеллигенции, которые думают примерно так же. А так как Кара-Мурза в прошлом "технарь", то его способ изложения, не перегруженный избыточной культурологией и авангардистскими языковыми вывертами, делает вполне репрезентативной его антизападную позицию.
Кара-Мурза в вышеприведенной статье "РОССИЯ : ЧТО ЗНАЧИТ "НЕ БЫТЬ ЗАПАДОМ"?, пишет: "Вирус евроцентризма, внедренный в сознание культурного слоя России, можем уподобить латентному вирусу - он всегда в организме, но в особых условиях активизируется и вызывает страшные эпидемии". И далее "Гражданское общество (то есть, западное демократическое общество- В.Л.) породило государство, в основе которого лежал расизм. И объектом его были не только "дикари", но и свои неимущие - что вызывало ответный расизм с их стороны".
Понятно, что этот вирус, заброшенный в Святую Русь, не мог принести ничего доброго в соборной семье народов. И дал в результате, тот самый распад народных форм жизни, включая преступность и неплатежи, которые ныне бичует не только оппозиция, но вообще всякая пресса. Главное - причина бед России видится почвенниками, как то и шло всегда испокон века у почвенников, в тлетворном влиянии Запада.
Кара-Мурза - оппонент достойный. Знающий, в меру ироничный, без надрывов и заскоков. В общем - солидный автор. Не то что, какой-нибудь очередной любимец "Совраски" Евгений Гончаров (после Ковалева и Арина). Этот тоже, как и последние, живет за границей и пишет из Нью-Йорка апокалипсические статьи. Вот образчик: "Безразличие американцев ко всему, что выходит за пределы их непосредственного потребления, достигло критической точки. Сексуальные проблемы покойной принцессы Дианы, гомо- и гетеросексуалы, половые сношения в среде близких родственников и прочие столь же актуальные темы массовых теледискуссий до предела заполняют рассудок "среднего американца". Интерес к политике становится чем-то неприличным. Менее половины населения участвует в президентских выборах, 10-15 - в местных". Затем много пишет об американском индивидуализме и заканчивает так: "Можно бесконечно долго писать о тревожных симптомах крайнего общественного разложения, неминуемых предвестниках эпохи приближающихся социальных катаклизмов. Очевидно одно - грядет эпоха великих потрясений. Судный день приближается. И упаси Бог нас всех от зависти к этой стране и ее народу!" ("Общечеловеки", "Советская Россия", ноябрь 1997). Гончаров и пишет "бесконечно долго". Дело не в цифрах голосующих, весьма произвольно названных автором. И не в том, что какая-то часть телепрограмм занята описанными им проблемами. Дело в пропорциях. В Америке есть все. Ток-шоу с сексуальными проблемами среди родственников - это малая часть времени на одном канале. В Бостоне таких каналов (только Basic) - около 70, в Нью-Йорке - более ста. А ведь еще есть заказные каналы. И на них имеется место и время для любых вопросов - от проблем науки и истории, до того, как самому построить дом.
Общим знаменателем отношения "русофилов" к Западу является убеждение, что Запад (в первую очередь - Америка), дескать, богаты потому, что эксплуатируют весь мир. В общем, грабят его: вывозят по дешевке сырье, используют дешевый труд в странах третьего мира, продают чересчур дорого свои товары, дерут проценты за свои кредиты. А свои вредные отходы, наоборот, вывозят для захоронения на территории России.
Это, конечно, чистой воды идеология. Из нее следует, что технологический путь цивилизации, настоенный на частном предпринимательстве, конкуренции, каждодневной гонке за успехом, выражающихся всегда в денежном эквиваленте, в нервном напряжении из-за "неуверенности в завтрашнем дне" является не просто тупиковым (это-де показали еще основатели "Римского клуба", так как технологический путь ведет к деградации природы и экологической катастрофе), но аморальным и антигуманным. А альтернативой и, таким образом, спасением человечества от тупиковой западной цивилизации как раз мог быть путь, предложенный Россией. Это либо православная соборность, либо облагороженный коммунизм (который в такой подаче с трудом отличается от соборности). Понимая это, "мировая закулиса" (именно так называют сейчас вершителей судеб мира, окопавшихся в транснациональных корпорациях и банках) или, другими словами "мондиалистское правительство" (то есть - мировое правительство) сделало все, чтобы разрушить историческую Россию (СССР), а теперь пытается добить то, что осталось.
Кара-Мурза пишет довольно много, в основном в "Нашем современнике" и "Правде", в последнее время - в "Советской России" и "Завтра". Года три тому назад он приезжал в Бостон для участия в конференции по проблемам российской науки и прочитал интересный доклад. Я с ним довольно много говорил, - и еще раз подтвержу, - сильный автор. С таким дискутировать - одно удовольствие. Статья Кара-Мурза, которая приведена выше (РОССИЯ : ЧТО ЗНАЧИТ "НЕ БЫТЬ ЗАПАДОМ"?), достаточно ясно прясняет его позицию по поводу роли Запада и причин его успехов в экономической гонке. В качестве дополнения я здесь остановлюсь как раз на аргументации из его работы, которая как бы конкретизирует его общефилософские построения.
Но перейдем к аргументации Кара-Мурзы не из этой, скорее, общефилософской, статьи, а из другой "Европоцентризм - идеологическая основа морали российских демократов" (журн. "Россия ХХI "), ибо она вся построена на интерпретации совершенно конкретных вещей: книг и фильмов, вышедших на Западе, и событий, получивших (использую старую фразу) "широкий общественный резонанс" в Америке.
Свою обширную статью "Европоцентризм - идеологическая основа морали российских демократов" Кара-Мурза начинает словами: "Искреннее убеждение, что люди иной расы (культуры, религии и т.д.) представляют собой если не иной биологический вид, то по крайней мере иной подвид, было совершенно необходимо европейцу в период колонизации для подавления, обращения в рабство и физического уничтожения местных народов. Расизм настолько глубоко вошел в ткань англо-саксонской культуры, что даже сегодня, когда он торжественно и официально отвергнут как доктрина, когда принята декларация ЮНЕСКО о расе и тщательно пересмотрены учебные программы, расизм лезет из всех щелей".
Заявление ответственное и программное. Фактуру Кара-Мурза набрал под этот тезис о расизме западного общества обильную. Вот картина еще аж XYII века, находящаяся в музее Вальядолида (Испания) "Чудо Св. Косме и Св. Дамиана". На ней эти святые доктора пришивают ногу, отрезанную у негра, белому воину, потерявшему свою в битве.
Ладно, это XYII век. А вот, говорит он, наши годы. В 80-е годы американским телевидением и журналом "National Geographic" был создан некий обобщенный образ белой исследовательницы африканских животных (в основном крупных приматов и львов). Она живет в окружении своих подопечных и местного населения. И вся форма подачи такова, что негры воспринимаются исключительно как часть местной фауны. В чем это проявляется? Да вот хотя бы в том, что на фотографиях исследовательницы никогда не указывают имен попавших в кадр черных жителей. Вот имена ее любимцев, горилл или шимпанзе еще могут назвать. Но черных - нет. Даже если на снимке запечатлены негры, имеющие более высокий научный ранг, чем их белые коллеги. Они тоже - часть природы, не более.
А вот как бы невинный фильм, где вроде бы никакого расизма не заметно. Кара-Мурза его почему-то не называет, но довольно подробно пересказывает сюжет, откуда с несомненностью следует, что речь идет об английском фильме Паркера и Дэвиса "Midnight express". Этим термином ("Midnight express" - "Полночный экспресс") заключенные называли побег из тюрьмы. Кратко я напомню, в чем там дело (фильм основан на подлинном случае). Молодой американец вылетает из Стамбула, но там выдает себя нервозностью: у него на поясе спрятан гашиш для целей подзаработать по приезде на родину. Полиция, суд. Четыре года тюрьмы. Затем пересмотр дела и уже - пожизненное заключение. Неудачные попытки побега. Наказание палками по пяткам. Мрачные сцены жизни в турецкой тюрьме (настолько мрачные, что турецкое правительство делало дипломатический демарш с неудовольствием по поводу "антитурецких настроений, вызываемых фильмом"). Наконец, американец в стычке убивает громилу и насильника турецкого надзирателя, надевает его форму и удачно выходит из тюрьмы. Дома его с ликованием встречают родные. Все симпатии зрителя, конечно же, на стороне молодого американца. "Приходится сделать большое усилие, - говорит Кара-Мурза, - (какого не делает 99% зрителей), чтобы упорядочить факты так, как они есть, подставив на место американца в турецкой тюрьме - турка в американской. Представляете: турок, схваченный с контрабандой наркотиков, убивает американского офицера и убегает. Да вся Америка встанет на дыбы и потребует ракетного удара по Стамбулу".
Почвенники приводят и другие примеры американских фильмов типа "Рэмбо", "Красный рассвет", "Русские идут", в которых уже не негры и не турки, а вполне белые русские выглядят как дикая орда и которых целыми рядами укладывают американские супермены. Ибо дело теперь даже не в цвете кожи. Кара-Мурза ссылается на Фромма, который пишет, что "Цвет кожи производит такой эффект только в комбинации с бедностью. Японцы стали людьми, когда сделались сильными в начале века; наше представление о китайцах по той же причине изменилось несколько лет назад. Обладание развитой технологией превратилось в критерий принадлежности к человеческому роду". И огорчается, что в связи с упадком российской промышленности и науки русские явно переходят в разряд "детей природы", а проявляется это в том, что к России на глазах теряется интерес.
Нельзя сказать, что в этом суждении ничего верного не отмечено. Отмечено - и много. В Америке, например, заметно уменьшилось количество студентов, занимающихся "русской тематикой". Меньше места стало уделяться России в средствах масс-медиа. В аэропорту Амстердама человека с российским паспортом будут тщательно проверять и как бы допрашивать наравне с арабами (хотя русского терроризма пока как понятия нет). Впрочем, "российский паспорт" - это некий эвфемизм. Все так называемые российские загранпаспорта, включая недавно выданные, исполнены на прежних красных бланках с надписью "СССР" и гербом с серпом и молотом.
Мне не раз приходилось слышать от западных интеллектуалов, что Россия с ее потугами встать вровень с западными странами, с попытками построить рынок и европейскую демократию, совершенно не интересна. Даже гораздо менее интересна, чем какая-нибудь Дания. Левые интеллектуалы (а таких - очень много) толкуют о том, что, мол, раньше Россия пыталась найти свой особый путь в цивилизации. Она ставила грандиозные социальные эксперименты и уже одним этим привлекала внимание. Не говоря о том, что западная технологическая цивилизация (по их мнению) вовсе не кажется единственным путем в будущее. Более того, западная цивилизация с ее технологическим экстремизмом и преувеличенным сциентизмом - явно тупиковое направление. И человечество, если хочет выжить, просто обязано найти альтернативные западному пути развития. И если не процветания, то хотя бы существования - если уж не до жиру, а быть бы живу. Так что пусть Россия вернется на круги своя и далее ищет, пробуя на себе, спасительный выход из западного технологического и рыночного тупика. Тем самым Россия будет верна себе и обретет свою идентичность (самобытность, по-русски).

Расизм "по-демократически"

Но вернемся к нашим почвенникам. Кара-Мурза утверждает, что "После того как в европейском сознании наука заместила религию в качестве носителя не подвергаемой сомнению истины, все варианты расистских теорий черпают аргументы из научных теорий". А далее цитирует "Историю технологии" Кранзберга и Пурселя :"общество превратилось в широкую арену, где "более способная" нация или личность "выживала" в неизбежной борьбе за существование. Следуя социал-дарвинизму (который, согласно авторам, был принят массовым сознанием как научная истина - В.Л.) эта конкуренция, военная или экономическая, уничтожала слабых и обеспечивала существование лучше приспособленной нации, расы, личности или коммерческой фирмы".
Другими словами, Кара-Мурза обвиняет западное общество в расизме. Более того, полагает, что расизм - это его база и основа. Да, того самого демократического, правового и гуманного общества. Конечно, расизм там существует не на уровне бесчинств Ку-Клукс-Клана и судов Линча. Боже упаси! А вот хотя бы и на уровне добротных научных (вот и опять наука!) исследований, таких как книга Херрнштейна и Мюррея "Колокольная кривая. Умственные способности и классовая структура в американской жизни". Не прошли мимо нее и наши почвенники. Эта книга толкуется ими именно как попытка "научного" доказательства того, что всяческий жизненный успех скоррелирован с высоким IQ (коэффициентом интеллекта), и что как раз англо-саксы и европейские евреи обладают в статистике наивысшим интеллектом ( в книге еще сказано о высоком IQ японцев и других выходцев из Восточной Азии). Отсюда - и их естественное право на управление миром. Таких выводов вовсе нет в книге, но так ее толкуют. При этом, говорит Кара-Мурза, к прочим народам господствующая раса может относится без кошмарных эксцессов, свойственных нацизму, а наоборот - как к братьям меньшим. То есть как к птичкам-зверушкам, коих следует спасать от вымирания подкармливанием. Ну, и конечно следить, чтобы не слишком плодились себе же во вред. Вот это и есть "гуманный расизм".
Впрочем, и кроме этой книги Кара-Мурза находит много примеров, иллюстрирующих расизм Америки. Процитирую: "в момент кризиса в Заливе уважаемые политики наперебой твердили: "Кувейт должен быть освобожден любой ценой!". Не будем обращать внимания на абсурдный тоталитаризм формулировки (как это любой ценой? например, гибели человечества?). Цена выяснилась после "бури в пустыне", в ходе которой погибло около 300 тысяч жителей Ирака (на самом деле - порядка 100 тысяч, но это не меняет сути рассуждения Кара-Мурзы - В.Л.) и несколько американцев от транспортных происшествий (опять-таки - более 100, а не "несколько", и не только от транспортных происшествий, но и это для его выводов не важно - В.Л.). В прессе с гордостью было заявлено, что "благодаря современной технологии цена освобождения Кувейта была очень небольшой". Значит (делает вывод Кара-Мурза), в концепцию "цены" включается только кровь людей "первого сорта". То есть Цивилизация с абсолютным спокойствием отбрасывает христианское представление о людях как носителях образа Бога и в этом смысле равноценных. Это - шаг огромной важности, быть может, необратимый шаг к Новому мировому порядку (или к войне против него)".
Видите - "к войне против него". Здесь есть недвусмысленный намек на то, что попытка установить новый мировой порядок, основываясь на превосходстве "людей первого сорта", на доминировании расы обладателей якобы высокого IQ может привести к мировой войне. Конечно же, ядерной. Еще одна цитата. "Двадцать лет он (европейский демократ - В.Л.) проклинал Пиночета и не желал слышать, что недалеко от Чили, в Гватемале, за 80-е годы было убито 100 тыс.человек, в основном крестьян-индейцев. Более того, лидеры Европы включали Гватемалу в число демократических стран и с радостью констатировали, что после поимки Норьеги и переезда Пиночета в другой дворец в Латинской Америке осталась одна недемократическая страна - Куба. Держать под арестом пятерых диссидентов и не устраивать многопартийных выборов более приемлемо, чем ликвидировать массы крестьян, которые и резолюции ООН прочесть не могут". "Впрочем, -продолжает Кара-Мурза,- и свободные выборы не спасут нацию, которая перестала нравиться Демократии. Так, кровавый Савимби всегда был принят в белом Доме (еще не в московском) как рыцарь борьбы за свободу ангольского народа. Наконец, состоялись выборы и, надо же, Савимби проиграл. Смирился ли он, как сандинисты? Нет, вооруженный Западом, он устроил Анголе кровавую баню. Послали США туда войска, чтобы наказать его и защитить выраженную демократическим путем волю избирателей? Сама идея кажется нелепой. Демократия означает подтверждение гражданами выбора, сделанного где-то в загородных клубах".
"Загородные клубы" - это та самая "мировая закулиса" и есть. Как видим, демократия, о которой Кара-Мурза пишет с иронией или даже издевкой, давно выродилась в принятие решений кучкой заправил от политики и экономики, полагающих, что у них очень высокий IQ. Я представляю, как сейчас Кара-Мурза комментирует смертный приговор Тимоти Маквею и идущий суд над Терри Николсом, учинившим взрыв в Оклахома-Сити. Пока "высоколобые" политики принимали решение по ликвидации секты Кореша, наверное говорит Кара-Мурза, а затем сомнительным образом ликвидировали ее, какой-нибудь узколобый Тимоти Маквей с дружком Терри Николсом собирают весь свой умишко, готовят из удобрений пару тонн взрывчатки и успешно подрывают ее у Федерального здания штата, "обеспечив" в два раза больше жертв, чем при гибели секты Кореша. И все высоколобые умники ничего не могут поделать. Так может быть, не надо злить "узколобых"?
Не будем здесь вдаваться в вымышленный спор. Тем более, что, как бы это помягче выразиться, антизападные и антиамериканские настроения в России теперь уже не только удел академических изысканий и рассуждений местных "высоколобых" интеллектуалов. И не только хлеб таких почвеннических изданий, как журнал "Наш современник" или газет "Советская Россия" и "Завтра". Этот дух даже иногда прорывается в такие массовые (ну, по теперешним меркам, раньше они были не в пример тиражнее) журналы, как "Огонек" и "Столица". Название у них осталось прежнее, но форма и содержание радикально изменились. Теперь это журналы небольшого формата, с отличной бумагой и печатью, с цветными качественными иллюстрациями. Нечто вроде западных дайджестов. Содержание - встречи в элитарных клубах, моды, презентации, интервью с разными "звездами", светская хроника. Ну, прямо-таки какой-то "Village voice".
Не могу удержаться от забавного воспоминания. Американское издание "Village voice" представляет собой газету светской хроники и даже сплетен (по названию богемного района и артистического респектабельного кафе "Greenwich Village" в Нью-Йорке), но в переводе его название означает "Голос деревни". В Институте США и Канады АН СССР как-то решили выписать эту газету, полагая, что (судя по дословному переводу) она посвящена фермерскому хозяйству и поможет поднять производство в колхозах. Скандал был велик - ведь этот голос из американской "богемной деревни" потянул существенную долю отпущенной на западные издания валюты.
Нынешние скандалы по поводу западных заимствований у Запада много большего того заимствования газеты "Village voice". Действительно ли российские треволнения связаны только с западной заразой? "Русь, дай ответ", - cпросил бы Гоголь. Но, - как известно от него же, - не дает ответа.
Кара-Мурза зреет год от года. Теперь он уже не винит Запад во всех бедах России. Запад, конечно, остается, по Кара-Мурзе, глубоко расистским обществом, но к колонизации России, вроде как , не причастен. А если и причастен, то Запад понять можно. В своих последних статьях в "Совраске" (две статьи "О понятиях", декабрь 1997) Кара-Мурза вообще отходит от идеологии того, что Запад делает Россию своей колонией. "Не в колонизаторах дело, - пишет он. Авторы нашего удушения - внутри России, порождены Россией, а Западу даже непонятны и противны. Еще предстоит исследовать процесс самоорганизации особого, небывалого союза: уголовного мира, власти (номенклатуры) и либеральной части интеллигенции - той ударной силы, которая сокрушила СССР. Преступный мир является в нем самой активной и сплоченной силой".
Ныне Кара-Мурза призывает народ не руководствоваться ложными понятиями о колонии (ибо метрополия, к примеру, ввозила капитал в колонию, а из России, наоборот, вывозят, положение в нынешней России, по Кара-Мурзе, много хуже бывших колоний- каких-нибудь Алжира или Кубы), компрадорах (ибо компрадор - означает покупатель, а Россию, напротив, распродают), пятой колонне. Нужно очистить понятия, вернуть им ясный смысл. Тогда можно будет и за Россию побороться.
Россия, между тем, продолжает идти даже ей неведомыми путями.

Комментарии

Добавить изображение