ПРАЗДНИЧНАЯ СПЯЧКА

01-01-1998

Valeriy Lebedev         Россия начала отчаянно праздновать. Как стали выпивать в Новый год, так и продолжают закусывать все дни после. А тут еще православное Рождество, с которым поздравил всех россиян президент, а там, вскоре, православный Новый год. Если судить по многим ежедневным изданиям, то Новый год начался за неделю до оного. "Независимой газеты" нет на Интернете с 24 декабря. Впрочем, эта газета читателям засиживаться за чтением не дает: сплошь и рядом ее нет на Интернете по две, а то и три недели кряду. А потом вдруг вываливают накопившееся. Чем-то похожее на ленивца, который тоже не ходит на двор по две недели, а потом день сидит и, согласно теории диетолога Малахова, соблазняющего всех болящих уринотерапией, наваливает этакий Малахов курган. Разрывать, подобно петуху, в поисках жемчужного зерна эту кучу при таком информационном обвале может только ярый последователь уринотерапии и закусывания лечебно-пользительной жидкости подходящей к выпивке закуской.
Ну ладно, "Независимая" какую-то часть дает бесплатно. Но "Коммерсант-Дейли", "Финансовые известия", "Финансовая экспертиза", "Известия" снабжают своей нетленкой за деньги. Но и тут почти тоже самое: после нового года нет ничего , кроме, по недосмотру, "Известий", которые вдруг объявились 9 -10 января (и промежуточного 6 янв.). Что происходило до того, "Известий" нет. "Коммерсант-Дейли" застыл аж на 24 декабря, не уступая этим "Независимой".
Провинциальная "Бизнес и Балтия" не празднует так напропалую и исправно выходит после нового года каждый день, как то и положено ежедневному изданию. А ведь делают ее тоже вроде бы русские. Правда - в Риге.
Впрочем, новогодне-рождественский угар относится не только к прессе. Большинство контор, офисов, учреждений и даже предприятий в России тоже невероятным образом не работают. А еще говорят - денег нет. Как праздновать - так есть.
Остается покончить со старым, начать новое и продолжить начатое.
Из новостей в России, за неимением откликов печати, ничего проблемного как бы не произошло. Ну, ввели новые деньги. Они ходят наравне со старыми. Даже с очень старыми - ввели в оброт монетки 1961 года выпуска. У кого сохранились - милости просим из расчета 1:1000. То есть, тысяча старорежимных копеек (10 руб.) равны одной новой копейке. А стоимость метро ныне - 2 рубля. Но старых копеек мало - их еще раньше скупили на металлолом, ибо стоимость металла, из коего они были сделаны, многократно превосходила номинал.
Старый министр МВД Куликов сделал новое предложение о нанесении превентивных ударов по базам чеченских террористов, дабы не повадно было более громить российские воинские части. Этого заявления власти предержащие панически испугались и стали отмежевываться. Образ Тараканища покоя не дает. Как говорится, волки от испуга скушали друг друга. Черномырдин отозвался: "негоже членам правительства заниматься (дикими) фантазиями". Игорь Шабдурасулов сказал, что министр выразился как частное лицо. Просто утешил деток и вдов (собравшихся в "России" - киноконцертном зале), российских служак, погибших от рук чеченских террористов. Бывший посол в Израиле, а ныне обозреватель "Известий" Бовин засопел, дескать, надо очень, очень вдумчиво относиться к этой непростой проблеме. Непростой, сложной, запутанной. Надо просчитывать, как в шахматах. Не на биллиарде, мол, играем, не в городки. Это там можно бабушку в окошке одним ударом ликвиднуть, а тут, ох, как надо осторожно. А лучше - совсем не надо. Ему ли не знать, что израильские самолеты и отряды командос ловко бомбят базы террористов "Хезболлы" даже на чужой, ливанской, территории. И мир это воспринимает как норму.
Мы не хотели омрачать Новый год и радостно передали сообщение, что со всеми бюджетниками к новому году рассчитались, хотя двурушничали: знали, что не со всеми. Даже не со всеми военными. Да иначе и быть не может. Теперь, в новом году, об этом можно говорить.
Зато у нас есть свои местные новости всемирного значения. В Бостон съехались заправилы и воротилы - Березовский, Сысуев (вице-премьер), Уринсон (министр экономики), Ясин (хоть и бывший, а министр), Бревнов ( глава энергетики), Починок (глава думского налогового комитета), Гайдар (не приехал), зато приехали мэр Лужков и еще много других мэров, а также банкир Ходорковский и много других банкиров. От Запада был всеми любимый Сорос и еще десяток менее известных нам тузов. Съехались они на Второй симпозиум по инвестициям в России (проходил с 9 по 11 января 1998 г., точно в те же дни ,что и год назад). Об этом слете товарищей по счастью не должно было быть информации. О том, что там происходит внутри. На этот раз организаторы решили не допустить до своего тела журналистов. И никакого брифинга не устраивать. Милый междусобойчик. Туда (формально) можно попасть только за полновесную цену участника инвестиционного торжества - 1800 долларов за три дня праздника желудка. Это без расходов на транспорт, гостиницу, девочек и все, что их сопровождает. Но наши люди там побывали. Сорос выступил с большим спичем. Говорил, что "бандитский капитализм" (так и выразился), учиненный в России, ему очень не нравится. Что Чубайс себя запятнал ограблением населения и личными шалостями, и должен уйти. Березовский при этих словах сиял, как новый самовар. Но, как выяснилось из его собственной речи, только благодаря несдерживаемым эмоциям. Далее Сорос сказал, что главное для него, Сороса, открытое общество и только ради этой цели он решил поучаствовать в покупке Связьинвеста.
Народу было много, входил, кто хотел, так что формальные строгости "не пущать" оказались бессмысленными. Этот народ узнал от Лужкова (11 января), что 85 тысяч иностранных деловых партнеров в Москве не имеют никаких претензий, и что ныне законодательство России и Москвы дает "абсолютную гарантию инвестициям". Вообще, дела в Москве превосходны, нет безработицы, зато есть 420 тысяч малых предприятий, только вот денег не хватает. Я как-то заметил, что нехватка денег (в любых количествах) - их основное свойство. И еще - наверное, все забыли, что в прошлом году прямо в метро "Киевская" был убит американец Пол Тэйтум, совладелец гостиницы Редиссон-Славянская. Он-то уж точно никаких претензий не имеет.
Отчего задумывали такую тайну? Думаю, чтобы не мешали говорить заветное. В прошлом году, на Первом симпозиуме по инвестициям в России Березовский, например, говорил, и информация ушла в печать. В частности, наш "Лебедь" N1 дал полностью речь Березовского (да-с, время нынче летит стрелой, вот-вот, через три недели, молодому "Лебедю" стукнет годик). Речь его была программной, и за истекший год, судя по многим выступлениям первого богача России, эта программа не изменилась. Но зато сильно изменилась его словесность на этом Втором симпозиуме. Давайте сравним с Первым. Сейчас достаточно только процитировать кусочек той речи. Тогда Березовский сказал:
"Хочу остановиться на процессе приватизации, который был основным звеном в создании рыночной экономики. Все страны, которые пытались создать централизованную плановую экономику, то есть шли тупиковым путем, при возврате в нормальную рыночную экономику прошли одни и те же этапы. На первом этапе приватизировалась прибыль, на втором - собственность и на третьем этапе приватизируются долги. На первом этапе (приватизации прибыли) происходило разрушение предприятий. Управляющие имели возможность не возвращать прибыль для нужд производства, а присваивать ее. По разному использовалась эта украденная прибыль. Одни развлекались, покупали недвижимость за границей, другие накапливали и использовали ее для покупки больших кусков собственности и становились владельцами предприятий. Не все из них успешно управляли предприятиями, появлялись долги. В результате сейчас идет приватизация долгов (то есть другие люди выкупают задолжавшие предприятия, меняются хозяева - В.Л.). Так что Россия сейчас находится между вторым и третьим этапом - от приватизации собственности идет к приватизации долгов.
Есть еще третье необходимое условие - жесткость исполнения принятых решений. Власть страдает здесь непоследовательностью и не в состоянии реализовать те решения, которые сама же принимает.
Не хватает еще одного необходимого условия: уровень профессионального менеджмента в России низкий. Это есть следствие дефекта, который был изначально включен в механизм приватизации. Предпочтение в приватизации было отдано существующему в то время менеджменту (то есть - партноменклатуре и "красным директорам" - В.Л.). Но большинство из них - люди старой формации и они не чувствуют механизм рыночной экономики. Это и является основным препятствием для инвестиций в России, ибо деньги инвестируются не в проекты или компании, а в людей. Поэтому пока не произойдет коренная смена управленческого персонала, я не думаю, что есть надежда на большой приток инвестиций. Механизм обновления управленческого состава известен - это банкротства. Он применяется, но недостаточно успешно (напомню, что из шести кандидатов в банкроты, включая даже такого бесспорного кандидата как завод АЗЛК "Москвич", ни одно не было признано банкротом - В.Л.).
Теперь анализ политической ситуации. Структура политических сил проста: это партноменклатура, которая разделена на две части. Одна часть получила доступ к собственности и она состоит в основном из исполнительной власти ( ее лидер, надо думать, Черномырдин - В.Л.), другая не получила, ее лидером является Зюганов. Второй лагерь - реформаторы. Они тоже разделены по тому же признаку на два лагеря. Одни получили доступ к собственности и представлены Чубайсом, а вторые нет и представлены Явлинским. Но есть еще третья политическая сила - это национал-патриоты. С самого начала их лидером был Жириновский, тогда это носило шутовской характер. Но потом все стало совсем серьезным, когда за эту идею взялся генерал Лебедь. Сегодня это огромная сила. Я хотел бы, чтобы в этой аудитории не было никаких иллюзий по поводу намерений этой силы. Национально-патриотическая сила имеет огромную поддержку в России. 3 июля прошлого года мы окончательно покончили с нашим коммунистическим прошлым (имеется в виду избрание Ельцина президентом -В.Л.) и тут же перешли в новое бедственное состояние, когда флагом идеи страны, а без идеи ни одна страна не живет, тем более Россия, стал очень привлекательный национал-патриотизм. Политический риск выше для национального капитала, а экономический - для иностранного".

Вот то главное, что мы услышали на том банкете. Сказанное Березовским требует совсем небольшого комментария. Его сделать мне тем более легко, что я после выступления Березовского имел с ним краткий разговор. Обратите внимание на последнюю фразу: "Политический риск выше для национального капитала". Другими словами, есть огромная и очень опасная сила, национал-патриотизм, и в случае его прихода к власти мы, российские бизнесмены, ориентированные на Запад, можем потерять не только деньги, но и кое- что другое, которое дается только один раз. А вы, западные инвесторы, в крайнем случае потеряете только деньги. То есть ваш риск гораздо меньше, не бойтесь. И, конечно же, помогите нам справиться с этим "бедственным состояниям", давайте сообща одолевать "огромную силу".
В чем заключается, по Березовскому, опасность национал-патриотизма? Да в том, что он есть ипостась того самого имперского мышления. А это мышление против расширения НАТО, оно хочет продавать оружие то в Иран, то на Кипр. И вообще в разные страны. Это мышление, что самое опасное, хотело бы в первую очередь не интеграции России в западную экономику в должности сырьевого придатка, а просто интеграции России хотя бы с некоторыми отпавшими от СССР республиками. В первую очередь - с Белоруссией. Анализ слов и действий Березовского показывает, что интеграцию России в международный рынок он видит только в ее сырьевых возможностях. Россия способна только на вывоз сырья; всякое прочее промышленное производство, тем более изготовление оружия, есть отрыжка имперского мышления и нелепые амбиции. Равным образом, для интеграции России (бывшей?) в мировой рынок совершенно не имеет значения, едина ли она, или состоит из удельных губерний, и вообще называется ли эта территория Россией.
Я спросил у господина Березовского, почему же он летом 1996 г. вместе с Гусинским всячески продвигал Лебедя на пост секретаря Совета безопасности и даже "обмыл" это дело с Лебедем и Гусинским в ресторане в отдельном кабинете, откуда вы все трое вышли? Приятно улыбнувшись, Березовский ответил: "Вы же понимаете, что это была тактическая необходимость - нужно было передать электорат Лебедя Ельцину.
- Но почему же вы вскоре решили убрать Лебедя?
- А вот это уже стратегия. Лебедь объективно возглавил национал-патриотическое движение, а об его опасности я уже сказал.
- Насколько же, по-вашему, опасен Лебедь?
- Настолько опасен, насколько близок к президенству. Чем ближе, тем опаснее.
Незадолго до своего ухода с поста премьера английского правительства Мейджор сказал:"Россия может быть интегрирована в западный мир только в качестве его сырьевой базы. Для этого, для работы в добывающей промышленности, достаточно иметь 40-50 миллионов человек". Эту идею респектабельный англичанин мог почерпнуть из скандального интервью Березовского газете "Financial Times". Там было сказано примерно тоже самое. А может, наоборот, Березовский взял это у Мейджора (учитывая, что интервью и его согласование требуют немалого времени). И еще добавлена идея о том, что у власти ныне банкиры, капитал - это и есть реальная власть, так что пусть правительство служит приказчиком при нем. Скандал был велик. Потому теперь Березовский свою речь 10 января этого года (плод всей его жизни, как он сказал) выстроил в духе гладкоговорения а-ля Рыбкин, в социалистическую партию которого он недавно подался. В связи с этим эту речь нет необходимости приводить полностью. Говорил Березовский о том, "Что только рынок... есть необходимые условия, а есть достаточные... Ныне "ген диктата в России поменялся на ген свободы", хотя Россия ранее никогда не жила в условиях свободы. Самое трудное позади и ныне процессы необратимы. Никакая новая революция России в ближайшее время не грозит. 95 процентов всех капиталов российских банкиров и промышленников обретается в России, а вовсе не заграницей (легкий шум он перекрыл словами, что это не теория, а абсолютно точное знание). Не согласен с Соросом в его негативной оценке Чубайса, только методами Чубайса можно было подвинуть Россию к рынку и демократии. Ельцин в шутку назвал себя Борисом Первым, на что Немцов тоже пошутил, мол, если Ельцин царь, то я - наследник. Единственное "некруглое" место в удивительно приглаженной речи. Впрочем, было и еще одно: "Крупные финансово-промышленные группы должны скорее создать средний класс в России и уменьшить количество бедных, - чтобы нас не повесили"".
На вопрос, а как же всем известная вражда между ним и Чубайсом, Березовский приятно улыбнулся:"Какая вражда? Нормальные тактические споры и не антагонистические противоречия по конкретным приватизационным проектам". Нормальное дело. Нет, что ни говорите, Березовский приобретает лоск политика. Колорит теряется, лоск приобретается. Говорит кругло, общие слова, все вроде бы правильно. Как, например, быть с Чечней? Оказывается, нужно исходить из целостности России, но и не применять насилия. Чечня самостоятельной быть не может, но и в Россию не войдет. Чечня и вообще Кавказ проблема на сотни лет, надо жить, решая ее за столом переговоров. Не спешить, не делать резких движений. Как Китай с Тайванем.
Пока Березовский говорит правильные слова, Россия уменьшает свое население со скоростью не более одного миллиона в год. Говорят, сократят уменьшение до полумиллиона. Cейчас там осталось 147 миллионов. Стало быть, чтобы достичь вожделенной цифры в 45-50 миллионов нужно 100, а то и 200 лет! Разве г. Березовский столько может ждать?! Это ж сколько еще симпозиумов нужно отговорить?! Совершенно очевидно, что процесс идет хотя и в нужном направлении, но недопустимо медленно.
Процитирую-ка я из рекламируемой нами книги Александра Левинтова "Жратва"
Дни и времена, когда станет возможным такой примерно разговор:
- Раньше картошку продавали на пятерку три.
- Штуки?
- Зачем штуки - три кило.
- И вечно-то вы врете, мамаша. Кто же это картошку килограммами покупает? Вы б еще ведрами сказали или мешками. Старый человек, а врете - беспробудно.
- Не буду, не буду больше. Эх, сейчас бы картошечки.
- На хрен она нам нужна, импорт проклятый, нешто своей еды мало - вон корья осинового сколько - ешь - не хочу!
И продолжу легкую фантазию уже от себя. Да, хорошо бы снова писать школьное сочинение на тему: "Образ колбасы в народном художественном творчестве по воспоминаниям современников". Или фантастическую повесть: "Еда инопланетян при посещении России: утка медицинская с яблоками конскими".
А чем хуже тайна Первого отдела: пришло время второго дыхания, третьей молодости, 4-го управления Минздрава с пятой печатью ? Тогда бы и народец того..., понял бы свое предназначение. Но и без этой экзотической закуски, тем более без 4-го управления Минздрава, дела идут тоже неплохо. Вот и спиртовозы из Северной Осетии и Грузии снова везут и везут огненную воду самопального производства. Авось в этом огне поджарятся на сивушных маслах лишние.
В конце притулилась несколько посиневшая от ожидания птица счастья.
В связи с этим дальнейший номер будет посвящен оптимизму и культурологии.

Комментарии

Добавить изображение