Возрождение России

16-10-1998

Juri KorhovСуществует четко выраженная дилемма.Россия развивает необычайную (типа атомного взрыва) скорость экономического, политического и культурного возрождения и, возникающая в таких случаях, центростремительная сила втягивает в орбиту (не собственно в Россию!!!) страны СНГ. Как феникс из пепла, возникает, новый мировой центр культурной, хозяйственной притягательности и упреждающей военной мощи. Исчезает даже тень раздражения по поводу безнационального паспорта и разговоры-мечты о выходе. Так мощный грузовик, развивая, где это можно и нужно, скорость более 100 км/час, увлекает в воздушном потоке все легкое, способное к движению, лету на пути следования.Россия топчется, суетливо делая неверные шажки вперед, назад, а то куда-то вбок. Неминуем уход исторических друзей-соседей в иные союзы, под другие крыши, с посылкой детей в престижные вузы Европы и Америки. Уже сейчас активно прощупывают и реализуют эти варианты, притягиваясь к путям черного золота. Начнаются центробежные процессы - Северокавказские республики, Башкирия, Бурятия, Якутия, Хакасия, Татарстан (затем и Чувашия, Марийская, КОМИ ...) требуют и добиваются все большей автономии, пересмотра конституции. Начнется и партизанщина: молодых правоверных, желающих умереть в священной войне с проклятой империей, предостаточно. Ваххабиты - воины ислама, это только цветочки. Алжир демонстрирует - смотри внимательно. Однако умирать за отечество пойдут не только исламисты: прельстительная героика высокого напряжения и смысла жизни - освобождение потоптанной Родины (универсальный стимул).Дело вовсе не в величии империи, а в русских людях, живущих везде. Им придется очень несладко в условиях разгула местного патриотизма. Крах русского мира будет ужасным для судеб маленьких людей, далеких от всякого империализма. В миниатюре все это существует и сегодня. Конечно, жалко и русскую культуру, фантастическую по глубине гуманизма - проникновения в суть человеческую. Жалко целый космос - русский мир.Необычно бурное развитие н е в о з м о ж н о без острого, сильно действующего, стимула. Таким стимулом может быть только свобода, возбуждающая и понуждающая русских к великому напряжению, даже подвигу во имя собственной жизни, сохранения богатства поколений. Выбор связан с духовной н а с т р о е м (психологической установкой Д. Узнадзе), а не с какой-то идеологией:· или ставка на уважение к свободному человеку-творцу (хозяину, управляющему, изобретателю, первопроходцу), ведущая к взрыву социальной (атомной) энергии общества (и это уже не теория, а очевидность), но сопровождаемая неизбежным страданием части общества (нет бесплатной свободы и это тоже глаза режет),· или на жалость к беззащитности, незащищенности, брошенности одинокого и отчаявшегося работника-исполнителя, предпринимателя-неудачника, испуганного интеллигента и в этом случае - патернализм и протекционизм неоправданный, развращающий и увлекающий в пропасть, бесконечные споры и сопли, размазываемые по глупой спившейся морде.Все это не новость какая-то в мире людей. Новость одна - нет времени, все должно быть сделано быстро, фантастически быстро. Не упустить единственного,наметившегося (!) шанса - вот пафос этой статьи. Ведь готовы упустить, вот в чем ужас!Тема возрождения только затронута в предыдущей статье ("Вечный вопрос", Лебедь №47-97г.). А материалы по этому вопросу сами плывут вольным потоком.Идеология реформизма (идеология свободы) находится под мощным давлением (точнее накатом) СМИ со всех сторон. Ошибочка вышла с этой гайдарономикой, не говоря о богопротивной чубайсятине. Уже и Борис Николаевич посыпает голову пеплом - загнули маненько, исправлять будем. Без державного пальца указующего нельзя: совсем расшалились, то есть рассобачились. А как изгаляется интеллигентщина, особливо журналистская братия тут подпрыгивают, над людьми работающими, что-то делающими. Это чисто российское (русское) кино! Дорвались до живого несдерживаемого слова и понесло. Так и хочется сказать пронеслороссийское общество от слов запальных и критических. С. Доренко (обозреватель 1-го российского канала ОРТ)! Так это ж Давид против Голиафа (Онэксимбанка), сражается и потрясает пачкой писем читателей - в правильном направлении двигаешь Серега - так их, ату его, то есть черта с рогами (А. Чубайса).5.Кого же это сотрясает.
Самое интересное в историческом моменте то, что сошлись интересы двух групп снова, как на рубеже ХIХ-ХХ века: нищей интеллигенции и городских работников, вчерашних крестьян, потерявших себя в этом чумном городе. Бурное развитие капитализма, вытеснение безземельного крестьянства в города или на восток страны. Разночинная интеллигенция, не получившая своего законного и сытого места в нарождающемся обществе и взирающая грустными глазами Антона Павловича на переламывающуюся страну. Оба народца оказались нищие и голые, вроде как никому не нужные. В конце века что-то подобное случилось снова: внезапно обнищавшая интеллигенция (которую советская власть всегда подкармливала за верное "служение народу") и малоактивные производственные работники (исполнительского типа), выброшенные перестройкой на улицу. Вот и запричитала снова во весь голос интеллигенция от лица всего, как ей представляется, народа. Тот же Русский журнал, где выступают упомянутые представители интеллигенции, так целый раздел сформировал - "Иное" (хрестоматия русского сознания), то есть иное (новое) представление о русской жизни, русском обществе.
Речь идет именно о части современного российского общества, - с одной стороны той, что пишет благодарственные письма С. Доренко, поддерживая его в праведной борьбе с безбожным Голиафом. Это слабейшая часть общества, люди исполнительского типа, оказавшиеся в западне перестройки. Перестройка - это революция управляющих. Так вот новых управляющих маловато. От того и страдают исполнители, как одинокая женщина без мужа. Дефицит мужчин, резко обозначившийся еще в советский период, остро и больно означился именно в период перестройки. Так вот, женщине-одиночке мужика не хватает, а она из этого целую философию выводит - идеологию на пустом месте: не так перестройку нужно было делать. Дура набитая, ей нужно в ножки кланяться такой перестройке, которая и вызвала к жизни настоящих мужчин. Просто ее мужчина где-то на подходе: или ждать терпеливо, горбатясь на приусадебных 6 сотках-кормилицах, или шевелиться нужно в его поиске, а не ныть на пепелище города-завода: пода...а...а..айте любовь (работу), пода...а...а...айте любовь (работу) ... Ехать, искать, перемещаться в огромном российском пространстве в надежде найти любовь-работу, то есть мужика (управляющего), который и даст те, чо хошь. Легко сказать ... Да, писать и говорить легко, а строить жизнь в этих новых требовательных условиях - дело воистину мучительное. А как вы хотели, бесплатно, на чужом горбу в рай?
С другой стороны, речь идет о той (значительной) части интеллигенции, которая вроде бы занимается творческим трудом, но оказалась слишком уж нежной, ранимой, рефлектирующей (а не активирующей), чтобы сходу вписаться в этот новый диковатый мир товарных отношений: ты мне, я тебе и не иначе. Да и не всегда это действительно талантливые творческие люди, больше (как водится) претензий. Именно эта часть интеллигенции просит (даже требует) защиты у государства. Считает, что она имеет на то право - мозг общества (!), на базаре не купишь. Она и пишет в разные издания умственные и эмоциональные статьи вроде бы о чем угодно, но глазки, молящие о помощи, все равно выглядывают. Ну может быть и наберется несколько объектов национальной гордости, что стоят специальных государственных дотаций и льгот (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Большой театр, Национальная библиотека, ...). Да и то - объекты, а не конкретные люди. Конкретные достойные (и не очень) получают вспомоществование за академические звания. Ну а всем прочим искать приработков нужно. Вон как некоторая часть молодых приспособилась - переводят во всю с английского, благо большая потребность в иностранных знаниях прорезалась внезапно (периодические издания охотно покупают такую продукцию). Хотя издержки от таких активистов существенные (см. замечание в конце статьи).
А еще симптом у части интеллигенции (это уже патриотического толка) - страдания по сверхдержавности. Все эти стенания похоже у людей с ущемленным самолюбием. Ну у тех, у кого амбиции превышают внешнюю оценку (по формуле человеческого достоинства У. Джеймса), то есть попросту говоря, у людей себя не реализовавших (как им представляется), то есть неудачников, говорят аутсайдеров. Это же элементарный перенос личных проблем на общенациональный уровень. "За державу обидно" - это как то легче, благороднее, чем признаваться в собственной несостоятельности.

6.Диагноз.
Что это за совокупность черт, характерная для определенных слоев современного общества на просторах СНГ, - поиск вожделенного состояния Х, интеллектуальная рвота от погружения во тьму, неутолимое иждивенчество, концентрация желаний и ненависти на руководителях государства, развенчание и утопление в обвинениях идеологии свободы, обиды за державу? Похоже, что в конце века повторяется его начало: припадок болезни по имени "страх свободы". Диагноз Э. Фромма, поставленный как раз в середине века, - "Бегство от свободы" (1941 год).
И не просто набор симптомов, есть и идеологическая подкладка болезни. Все пошло с легкой руки наших уважаемых корифеев (без всякой иронии и с полнейшим пиететом) - Дмитрия Сергеевича Лихачева, Александра Исаевича Солженицына и др. Та рука проста, как пареная репа: "без культуры, без идеи никакой экономики не построишь, так и будем топтаться на месте мучительно и малопродуктивно, ибо не может человек так просто работать. Продуктивно и качественно человек (особенно русский) может работать только осмысленно, когда знает - для чего он трудится, каков смысл и цель труда, жизни вообще ..." (моя вольная интерпретация) и т.д., и т.п. В общем марксизм наоборот: "сознание определяет бытие" или без высокой нравственности и гвоздя не забьешь - согнется обязательно. А еще и от Федора Михайловича тянется - если бога нет, то все позволено!
Вот и пошла писать губерния - "Иное" и прочие труды, выдаваемые за новое русское сознание. Вот уж раззуделось перо безработных и голодных российских любомудрецов: килобайт на 150, как минимум, благо пространство то виртуальное, а не бумажное (тут глаз не подводит - кирпичи не берут). Отсюда же и потуги власти - заказ такой вышел на поиск и артикулирование новой идеологии: реакция на болезнь социальную. И церковь православная размечталась снова - вернуть себе статус государственного института, рождающего, проводящего и холящего идеологию российского общества. В общем окормлять граждан пищей духовной на началах идейной и непререкаемой монополии. В общем все бросились россиян одухотворять. И это естественная реакция на болезненное состояние существенной части общества. Не молчать же в самом деле и делать вид, что стонущих и плачущих не существует.

РАБОТАТЬ

Я категорически не согласен с тем, что это болезненное состояние части распространяется на общество. Это ложное отражение положения в обществе. Оно далеко не такое уж болезненное, как это представляется, если только читать все эти бумажные и электронные идеологические рассуждения златоустов, реляции борзописцев из СМИ, смотреть и слушать некоторые выступления по ТВ.

1.Человек не бог, а животное. 
Нет, это красиво, точно красиво ... и, как кажется, бесспорно красиво: сначала было слово и это слово было у бога (читай у интеллигенции), а потом пойдут и дела житейские. Особенно применительно к русскому человеку. И тем не менее, решусь на этакое "богохульство" интеллектуальное, - вздор все это! Да, да, именно ВЗДОР! Это вечное приподнимание, завышение сути человеческой, особенно свойственное русскому человеку. В отношениях реальных и конкретных такое авансирование уважения человеку очень даже продуктивно, практично даже. Но в умопостроениях глобалистских (социологических, культурологических, историософских) и практике организации социума - чушь это собачья. Человек - животное, простое животное. И подозревать за ним (массовым человеком) такие особые духовные свойства - это обожествлять его. Конечно, есть такие люди, которым обязательно до смысла сущего нужно докапываться. Но не есть это тип человека вообще. Это обычное исключение, подтверждающее правило: человек есть животное, действующее по конкретным обстоятельствам в погоне за элементарными благами - пища, одежда, жилье, секс и родительский рефлекс. А вот особи отклоняющиеся от такого стандарта, так они и у крыс есть. Экспериментом проверено наличие поискового инстинкта (ак.П.Симонов), этого эмбриона творчества, которое у человека (отличие одно - способность к накоплению и передаче информации помимо биологической наследственности) тянет за собой страдания и размышления, в том числе и философские о смысле ...

2.Единство - функция выживания, а не развития.
Полагаю, что духовное единство общества возникает только в том (до сих пор не редком) случае, когда, как говорится, "родина в опасности", ну, когда требуются Минин и Пожарский. Во всех остальных случаях этого единства нет и быть не может. И нечего его, этого самого единства, добиваться. Откуда все это пошло - единство, сплочение, соборность? Конечно, из рядов крайней патриотически-социалистической оппозиции. Именно им остро не достает этого самого единства. Они текущую общественную ситуацию рассматривают почти как военную (в 41 году) - враг наступает, "Родина мать завет!" (был такой грозный, вопиющий, трогающий за живое плакат времен войны). Они и полагают, что преодолеть такую развальную, кризисную ситуацию, можно только сообща, вместе, объединившись. Тут и идея общая нужна. Как раз тут и государственность - Родина-мать вроде, всех примиряющая и объединяющая.

3.Это фирме нужна программа.
Почему же я не страдаю от отсутствия ясности с перспективой - кто и куда идет? Самый простой и общий ответ - меня это не очень интересует потому, что программное (то есть целевое) предвидение означает связывание себя. Это недоразумение - представление будто только ясная общественная цель позволяет делать меньше ошибок и пр. Неявно предполагается, что цели то установить можно (нетрудно), а вот все усилия исполнителей должны быть направлены на выбор или разработку способов достижения. Вот это проблема! Но это справедливо на уровне предприятия (фирмы), но не всего общества. На этом, втором, уровне все как раз наоборот - проблема есть цель, а не средство. И четко сформулировать эту цель можно только в самых общих чертах, то есть на концептуальном уровне. Но такая формулировка тезисного характера столь обща и универсальна, что практически ничего не означает и никого из любителей ясности не удовлетворит. Всякая же попытка перейти от концепции к программе сразу же провалится, ибо уже через полгода конкретная стратегическая программа окажется погребенной новыми фактами и новой, непредвиденной ситуацией.
А внешняя политика, на необходимость сознательного (целевого) проведения которой частенько напирают страдальцы от стихии? Что здесь не должно быть национальной программы - с кем дружить, с кем конкурировать, на кого делать ставку и вообще как добиться де факто, а не де юре статуса сверхдержавы? Программа такая прозрачно проста - уметь балансировать между мировыми центрами силы: сейчас это США, Объединенная Европа и Китай, впрочем состав пусть Е. Примаков определяет. Балансировать, не прислоняясь ни к одному из них всерьез и надолго, то есть вечная игра на интересах и противоречиях. Здесь Китай показывает пример высококлассной дипломатической игры. А сверхдержава, желтые шарфики великодержавной гордости вязать на кустиках (США!), - это потом, когда экономика станет суперэкономикой, существенно влияющей на мировые материальные и финансовые потоки. Этот статус появится автоматически и без всякого кликушествования.

4.Процесс самоорганизации пошел.
В ходе тяжелой (вечно спорной, конфликтной) законодательной и оперативно- исполнительной работы (бюджет исполнять и за монополистами присматривать - вот закон и смысл правительства) и будет автоматически формироваться идеологический и правовой облик страны (в смысле общества и государства). Да, да, речь о знаменитом и возмутительном самотеке, то есть самоходе развития. Самоорганизация, если выражаться умно, по научному. Этот процесс идет снизу. Как-то услышал, кажется по радио "Свобода", об одном предпринимателе из Екатеринбурга (Н. Бердникове). Обжегся он на вымогателях, стал бороться. Обращался в МВД, натолкнулся на стену недоверия и ведомственных интересов. Короче, начал заниматься общественной (правозащитной) деятельностью. Общество защиты прав предпринимателя создал, получил известность, стал притягивать к себе людей неординарных, готовых к служению. А отдельные борцы за правду, принимающие теперь роль юридических ходатаев и защитников, а не вечных жалобщиков в газету. Процесс формирования гражданского общества идет и идет снизу. Он, как говорил Михаил Сергеевич, пошел!
А как насчет морали и духа? А они тоже снизу оформляются, от производственной необходимости и требовательности новых управляющих (менеджеров), а не от усилий интеллектуалов, формулирующих новое сознание. Только полная самоотдача и качество труда рождают самоуважение работника. Требовательность управляющих, высокая ответственность, примеры (для подражания через инструмент моды) высокой человечности со стороны общественных борцов за правду, подхватываемые и тиражируемые журналистами и киноделателями, поведение учителей (преподавателей) - вот нормальные пути становления духа, морали, а потом и нравов. И никакие прокламации и тяжелые умственные потуги по этой части не помогут.

5.Работать нужно.
Я все о том же кукую. Возрождение Русской нации возможно и необходимо именно в условиях жесточайшей требовательности к людям. Только тогда они становятся собственно людьми. В противном случае бесконечная паскудная песня - проклятое правительство (Ельцин, Чубайс, Немцов ..., Кучма, Лазаренко, Пустовойтенко ...) во всем виновато, пода...а...а...айте бедному россиянину, або украинцу. Именно эту холодную безжалостность в экономической политике (все должно быть платным, нет ничего бесплатного в этой жизни) демонстрируют прибалты, особенно эстонцы. Вот они и пошли первые на подъем. России остро необходима именно эта медицинская жестокость, хирургический инструмент спасения нации.
В новейшем-то времени оказалось работать нужно, то есть двигаться, искать, что-то творить, выдумывать, а то просто сдохнешь. Вот где расцвет человеческий начался! Никак не ожидал этого букета в своих самых далеко идущих интеллигентских мечтах в советский период. Оказалось до жути просто - людям нужно суровое время, чтобы они стали стремиться к человеческому, сначала просто к жратве с крышей. И все признаки этого возрождения налицо. Отвечать нужно на недоумение - где возрождение, какой расцвет, когда кругом страданий море разливанное. Пенсионеры, рабочие городов-заводов, учителя и врачи голодающие. Это расцвет что ли? Сам нищий преподаватель ВУЗа технического, читай непопулярного, выпускники которого сразу же поступают на биржу труда. А туда же - расцвет!

6.Первые цветочки (желающий да увидит!).
Сиди дома, забравшись с ногами на продавленный диван, и смотри внимательно в этот самый "голубой" ящик. И если глаза есть, ты увидишь этого нового русского человека:
· и на поле - обветренного в шапке, спокойно отвечающего на вопросы корреспондента, что денег нет, купить ГСМ и семенной материал не за что, что землю еще никак не заложишь для кредитования сезонщины ... и все без истерики, надрыва и слез,
· и на границе с кучей барахла, которую нужно тянуть в самолет, а потом мерзнуть часами на базаре-толчке,
· и на оживающих предприятиях в лице нового управляющего - ну, конечно, менеджера, хуже того, топ-менеджера, а как же без этих цацек, но настоящего нового руководителя - цепкого, практичного, изворотливого, остро нацеленного на продажу и портфель заказов ...
Пример одного Владимира Довганя чего стоит - титан российского бизнеса! Вот блестящий кусочек из его монолога:
"Мы считаем, что у нас есть колоссальные преимущества. Во-первых, генетически славяне всегда очень талантливы и одарены. Во-вторых, мы очень тренированные. Просыпаемся утром и не знаем, будут деньги или нет. Помним и "черный вторник", и среду, и пятницу, и воскресенье. Не знаем, завтра у нас то же правительство или другое. Над головами людей свистят пули. Это колоссальный тренинг. Такой тренировки не имеют ни швейцарцы, ни немцы, ни американцы. Еще одно наше преимущество - нам нечего терять. Нет у нас в стране ни "Мерседеса", ни "Сони" с "Панасоником". Это здорово. Почему? Потому что мы можем использовать новые технологии, мы не обременены старыми. У нас нет оков. Можем экспериментировать, можем делать абсолютно новые вещи. Дополнительный плюс - у нас блестящее, еще советское, образование, которое превосходит западное. Мы не зашорены их теориями, их взглядами, у нас свежий взгляд. И мы абсолютно уверены, что через 10 лет сможем внести вклад в развитие не только нашей экономики, российского бизнеса, но и международного." (Аргументы и Факты №45, 97г.).
Господи, именно эта проклятая безжалостная суровость и рождает нового, трезвого, практичного, изворотливого хозяина и нового дисциплинированного, отвечающего за свой труд ( результаты), работника. Только слепой может не замечать эти признаки возрождения человека, которые глянут первыми робкими блекло-голубоватыми подснежниками, но, главное, везде ... везде ... торчат. Требовательность, требовательность и еще раз требовательность к человеку - управляющему, работнику, просто в быту человека к человеку. Вот что нужно и без ограничения. На языке экономистов это означает тотальную платность ресурсов и услуг (земли в первую голову - базы рыночных отношений) и отказ от поддержки стоящих в просительной позе или попросту лежащих отечественных ханыг, отказ от создания тепличных условий отечественным производителям. Только суровая и жестокая конкуренция, контроль монополистов. Ну бывает, конечно, явное неравенство, как в случае с украинским сахаром, тут и постоять можно.
В этой всей связи: повисла ли идеология реформизма (идея свободы) в воздухе, потерпела ли поражение? Вот сообщение ИТАР-ТАСС (от 2.01.98, перечисляю по памяти со слов диктора-журналиста ОРТ И. Гмызы) - в России впервые за долгие годы наблюдается снижение потребления спиртного, снижение смертности, связанной с пьянством, рост продолжительности жизни на 10 месяцев, рост числа браков, ожидающийся прирост рождаемости ... И это физические показатели, а не хитрые стоимостные. Я такого эффекта через пять лет никак не ожидал. А первые робкие проценты (даже доли процента) роста ВВП, не учитывающие сколько осталось за бортом официальной статистики (айсберг теневой экономики). Не могу не привести и текущего сообщения РИА - Новости: "6.01.98, 13:30 - Социальное самочувствие людей становится лучше, констатируют новосибирские социологи". Вот главный результат деятельности компании Гайдар-Чубайс! Как говорится, 100% реабилитация.

7.Наши герои.
Герой нашего времени - А. Чубайс, принявший на себя основной удар ненависти огромной массы населения, бегущей от свободы. Основной счет, предъявляемый Чубайсу, - лишение населения России собственности, ограбление простых людей. Трудно придумать большую ложь, больше оклеветать человека-деятеля. Суть в том, что иного было не дано: только так можно было реанимировать русского человека-работника - столкнув его в пучину товарных отношений, лишив всех сбережений (я не о пенсионерах здесь!), оставив один на один с проблемой выживания и непонятными бумажками "ваучерами" (воля твоя - хошь продавай, меняй на бутылку, хошь под матрас до лучших времен). Повторяю, никаких иных способов возрождения не было. Ведь приватизация в СНГ это не раздача собственности (некоего блага, пряников, ценности), а объявление конкурса на управление, новое управление (кризисное управление-реанимацию) бесхозным и мертвым (обесценившимся) общественным барахлом. И конкурс с отложенным предложением, ибо не было в обществе этих управляющих. Но именно предложенная ситуация вызвала их к жизни.
И нечего тут китайцев притягивать за уши. Им не приходится идиотские идеи-призраки с кровью отрывать от национальной души, они только по восточному притворились, что тоже социализм-коммунизм строят. Все это для них чужое лоскутное одеяло - руководителям нужное: они (Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин ... ) его и тянут, борются. Иными словами, Китай не знает той глубины национальной катастрофы, которая проехалась по нас. И ни в каких экстраординарных мерах не нуждается - все получится (и получается) культурненько, тихой сапой.

8.Куда же все-таки идем.
Если кратко - хочу русской СВОБОДЫ, не хуже американской. Что такое американская свобода? Это когда каждый год на лечение ран от огнестрельного оружия уходятмиллиарды (!!!) долларов, а общество уже сто лет все обсуждает и обсуждает вторую поправку к американской конституции: " каждый гражданин имеет право носить и хранить оружие...". А воз и ныне там. Вон Б. Клинтон без всякой надежды пытается протолкнуть федеральный закон , требующий хотя бы контрольной фиксации оружия (с помощью шифро-замков), когда родители уходят из дома, оставляя своих лоботрясов на хозяйстве. Хочу той самой свободы, которая проистекает из знаменитого самотека, текучки, хаоса, столь не любимых нашими совестливыми яйцеголовыми. И это сугубо прагматическое желание, а не тоска по идеологии: иначе нет никаких (абсолютно никаких!) возможностей возрождения русского племени (говорят этноса).

9.Не все так просто.
Я вот мечтаю о новом русском человеке, свободе, а как же голодающие шахтеры, учителя, врачи ... их что нет, что ли? Я что, вовсе забыл о них? Давайте не валить все в кучу, господа. О работниках бюджетной сферы я писал уже, ибо сам таковой. А вот шахтеры - статья особая и сложная. Страшный по опасности труда, нивелирующий всех и вся: в забое не говорят Николай Иванович, там на "ты" все без разбора - 18 летний пацан и 50 летний горнорабочий дотягивающий последние недельки до полного пенсиона. К этому отряду рабочего класса и подход нужен особый. И тут умно действует А. Чубайс - не забывает данного слова, выполняет. Агентство РИА - Новости 6.01.98, 6:04 - "Анатолий Чубайс, курировавший в прошлом году угольную отрасль, полностью выполнил обещание финансировать угледобывающие регионы без задержек и строго по плану, сообщил Виталий Будько". На Украине, к сожалению, не так - эти люди брошены в полном смысле слова. Если не тратить высоких слов попусту, то это даже попросту не практично, то есть опасно - свалят любое правительство.
Как же я умудрился обо всем понемногу, а о криминализации общества, этой еще одной поганой функции свободы, ни гу-гу!? Есть такая и серьезнейшая проблема. Главное в том, что эта великая и страшная плата за свободу не может быть критерием оценки самой свободы. С этим бесплатным приложением придется повозиться. И не только, как говорят, силовикам. Тут нужно думать: может что то вроде амнистии на определенных условиях деловым устроить. Вроде комбинации юридической и налоговой амнистии. Привлекать эту публику к цивилизованному бизнесу нужно - там же целый букет талантов, не вписавшихся в нормальную ситуацию жизни. Ведь чтоб вписаться нужно 10 лет в школе высидеть, 5 - в институте, 3 - в аспирантуре, а это не всем по плечу в силу вынесенного опыта (потребностей) из родительского гнезда и мужского темперамента . Нужно думать, что делать с искушением криминального бизнеса - проституцией и наркоманией (на мой взгляд - легализовать доступ). Вообще это предмет особого разговора - на ходу не получится. А что, этот мэр из Ленинска Кузнецкого - силен бродяга! Мне понравился.

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Какова же собственно роль интеллигенции (то есть работников интеллектуального труда, мающих совесть) в выработке духовных ценностей общества и общественной идеологии, если она вообще возможна?

1.Учитель.
Эти работники, по большей части, есть прямые или косвенные учителя, то есть преподаватели школы различных уровней (от начальной до высшей) или деятели культуры. Люди, подающие личный пример, передающие свои ценности молодым людям, ученикам и студентам. Во-вторых, это деятели искусств, которые своими творениями косвенно влияют на умонастроения в обществе.
Нужна ли этим людям (учителям) какая-то согласованная система идей, то есть идеология? На первый взгляд, да! Иначе разнобой дикий, молодые люди и запутаются враз. В действительности нет и невозможно. Тут что ни более или менее способный интеллектуал, то свой мир, своя идеология. И прекрасно. Хотя известное неудобство молодым это приносит. Развитие становится извилистым, порой просто мучительным. Только вот та простая и единообразная (подкупающая) схема, в какой я формировался (Павка Корчагин и пр.) все таки существенно хуже. Потом долго глаза протираешь, не веришь, почему жизнь так на прекрасные книги не похожа. Да, молодое становление очень мучительно в условиях идеологического разнообразия (плюрализма) и из этого не следует, что его нужно облегчить, упростить.
Нужна ли мне конкретно какая-то система ценностей и общих представлений о мироустройстве, устройстве социума, чтобы я не растерялся и выступал как четко сформировавшаяся личность, влияя на своих студентов? Но я не растерявшийся от нахлынувшей рыночной стихии человек. До всякой свободы, имел собственную систему взглядов и норм (концепция личной порядочности, даже если вокруг пир во время чумы, только не лагерь) и ничего во мне не изменилось с тех пор. Самостоятельных людей я встречал везде, их немало, хотя и не совсем достаточно.
Проблема личности, конечно, существует. Коррупция подорвала основания личности учителя, преподавателя. Вот где гигантская проблема реанимация учителя. И нет никаких иных мер, кроме возрождения свобод высшей школы, демократического стиля правления в этой среде. Очищение здесь будет долгим и трудным . Пример, Украины здесь ужасен. Первые же ростки демократизации высшей школы были затоптаны, как только появились. Преподаватель заключает договор лично с ректором на тот срок, на который укажет работодатель, если вообще захочет продлевать таковой. Цветы администрирования в высшей школе Украины распустились тем же пряным и душным цветом, что и при знаменитом министре-генерале от образования Ефименко. А за этой ширмой цветет взяточничество буйным цветом. И нет тому конца пока что.

2.Критик.
Думаю, что не сознание иное и новое нужно придумывать, а критико-аналитическим отслеживанием процесса самоорганизации заниматься. И не рецепты безапелляционные выдавать, а ярко и убедительно показывать очевидные просчеты - но не изгаляться, уважать нужно деловых! По моим наблюдениям, взвешенные статьи журнала "Эксперт" очень даже влияют на политиков: читают, думают, учатся! И кампания адекватная против чиновников-писателей очень даже пользительная (думать нужно, каждый свой шаг просчитывать, коль занялся публичной политикой), но не в такой идиотской, патологической форме, какую демонстрирует С. Доренко: что ни слово, то язвительное "молодые реформаторы". А трехсерийное публичное издевательство над А. Чубайсом? Верх неприличия, попросту хамства! Если суд примет достойное решение, то Борису Абрамовичу придется выкупать своего кадра уже не из Чечни, а у собственного государства. Тогда и станет Сережа Доренко явно и буквально вечным должником и нукером своего господина. А то ему все мнится, что он свободный художник - от себя лепит и щучит.

РУССКАЯ СВОБОДА?

И последнее, но главное. Совмещается ли русская национальная особость с идеологией свободы, с гражданским обществом, то есть обществом собственников - кто имеет миллионы, а кто только собственную рабочую силу? Может быть эта западная (американская) идеология приведет к полное потере национальной самости? Возникнут на евразийский просторах новые американцы, а то смотри и от русского языка откажутся. Вон европейцы проголосовали за английский, как официальный язык сообщества. А там глядишь из официального и станет всеобщим национальным.

1.Страшновато, но окунаться надо!
Чисто умозрительно опасение, конечно, возникает. Но практика покажет. А может нельзя так играть с судьбой России - посмотрим, что выйдет? Думаю, что без риска всякое новшество не обходится. Да и интуиция подсказывает, что не растворится Русь в англо-американской культуре. Более того, надеюсь, что русская культура даст в наступающем веке такие бурные и невиданные всходы, что мир снова изумленно повернется в нашу сторону. Как в 1957 году - бип, бип, бип. То был прорыв за счет несвободы и он выдохся - мы потеряли инициативу как в Космосе, так и на Земле. И это было предопределено. Рабы, конечно, могут выстроить пирамиду Хеопса, особенно если их использовать в качестве смазки для транспортировки кубов по наклонной плоскости. Но увлечь за собой мир такая цивилизация несвободы не может. Только что и останутся туристы, босоногие бегуны по пирамидам и фотографии, на заднем плане которых бедность, тоскливая, вопиющая бедность.

2.Конечно, не сахар.
Идеология свободы подстилает очень жестокую жизнь. Американцы самый невропатический народец в мире, обожающие разных психологов и психотехников, пользующих их за очень приличные деньги (тоже кормятся!). Они же наиболее прилежные посетители воскресных проповедей церкви самого разного толка. Это все цветочки идеологии свободы. Но на другой чаше - самая высокая производительность напряженного творческого труда. А это основное условие жизни все возрастающего населения. Как прокормить эти миллионы и миллиарды населения планеты Земля - главный вопрос современности. Только идеология свободы и практика гражданского (рыночного) общества способна это сделать. И только сытый человек способен воспринимать всякие идеи: гуманизм, помощь близким, сопереживание, совестливость...

3.Куда и как спрятаться.
Утверждение особого строя русской души, требующей непременно единства (в тесноте, да не в обиде; сядем рядком - поговорим ладком, на миру и смерть красна, с миру по нитке - голому рубашка...), некоей соборности (духовной общности в миру, с предками), мне кажется натянутым. То, что из меня лики православных святых могут слезу вышибить, вовсе не означает, что я согласен рядком, да ладком. Это идеология бедности, слабости и страха. Тяга к единству, общности, совместности и поддержке присуща людям без всякого национального различения. И эта нормальная потребность удовлетворяется в семье (культ семьи особенно расцветает в мире одиноких собственников). Не могу не вспомнить с трепетом своего дома, когда были живы родители, куда можно было сбежать от житейских треволнений, встретить все понимающие глаза матери, теплую большущую руку отца, которую в детстве держал на морозе и согревался, чувствуя уверенность, защищенность. Здесь не случайно больше детских и юношеских воспоминаний вклинивается. Соборность - детство души и нации. Взрослая жизнь, тем более в условиях свободы, - жестокая штука! 

Сегодня, в момент тягчайший для русской нации, конечно, есть эта повышенная потребность - в единстве, ибо, как приходилось писать уже, потеряли себя русские, выдохлись как нация, частично растворились во многих своих соседях, уже и не понимая толком кто они есть. Есть проблема, есть! И, на первый взгляд, идеология и практики свободы не решает, а усугубляет эту проблему - русского возрождения. Однако, нет! Думаю, что все как раз наоборот. Именно свобода, предъявляющая особо жестокие требования к человеческой натуре, естеству, послужит делу национального возрождения. Ибо второй канал удовлетворения детского чувства защищенности, общности - единение определенной группы людей (а не общества в целом), возбуждаемых особой мечтой, страстью и надеждой. И такая мечта есть - национальное возрождение. "Русское общество" - поддержка многодетной семьи, поиск и поддержка юных талантов и разных самородков (чудики В. Шукшина), возрождение интереса к русской истории.

4.Мечты, мечты, где ваша сладость ...
Я мечтаю о том, как где-нибудь на окраине Бангкока в непритязательном кафе-кинотеатре столь же непритязательная тайская публика будет с волнением переживать за судьбы российских казаков, двигающихся к Тихому океану, то есть сменится культ американского ковбоя на культ русского казака. Мечта то нахальная, конечно, да чем черт не шутит. Где он, российский Голливуд, может под Новосибирском народится? Есть где реализоваться потребности в общности, единстве. Нет проблем.
Ведь в чем притягательность образа ковбоя - свободный человек в экстремальных обстоятельствах, берущий на себя (с неподражаемой англосаксонской невозмутимостью) ответственность не только за собственную жизнь, но и жизнь случайных попутчиков по дилижансу (особенно если это женщина - это уж как водится). И главное - побеждающий всех и вся, наперекор всему. А кто такой русский казак, как не человек, сбегавший от крепости на ВОЛЮ! Поразительная фигура и национально колоритная: из-за артели вольной можно и бабу в Волгу скинуть. Эх, сказки, сказки! Как без них прожить борющемуся и страдающему человеку? Особенно если это эмоциональный русский человек.
А вообще то я бы перенес столицу России в Сибирь. Кончилась целая эпоха - эпоха имперской России: обкорналась Россия-мать. И прирастать могущество этой новой России будет уже бесспорно только Сибирью. А суровые природно-климатические условия - это то, что нужно русскому человеку сегодня. Нужна не только философия свободы, но и среда, достойная этой свободы. Нужна новая мощная волна переселения-обновления и начать ее может столица. Нужно позвать русского (увлекающегося) человека на суровые просторы. Вот где воспрянет русская душа, укрепится дух русского человека-мужчины. Хватит уже бабиться России, в женском характере признаваться, с легкой руки русских философов серебряного века.
Город на финских болотах, призрачный и прекрасный в белые ночи, продолжает рафинированных интеллигентов рожать, а нам нужны сегодня мужики - воины и работники. Вон какой урок позорный преподали чеченцы - по спине мурашки стыда разбегаются. А Нурсултан Назарбаев то со своей Белой мечетью (или могилой?) далеко зрит!

**********************************

P.S. Меня, как кажется, не трудно и прищучить - вроде бы против всякой идеологии придуманной, а сам ведь ну абсолютный прозелит идеологии либерализма, да еще как страстно насаждает, защищает. В том-то и дело, что я ничего не придумываю, а защищаю естественный ход жизни, основанный на простейших постулатах: свобода,закон, ее ограничивающий, и ответственность (платность свободы) за все и прежде всего за себя. Это что, придуманная идеология? Это же построение души творческого человека, положенная в основу общественной организации. Просто настала пора, когда эти духовные основания мои (возникшие не сегодня) оказались признанными, полезными для общественного употребления. Я ничего не придумывал и не заимствовал - такова моя натура.
А все эти шведские и германские социализмы, азиатские тигры (густо замешанные на фирменном патернализме), то есть модели ободранной свободы, которые так удивляли нас последние 30 лет, на деле оказались просто неэффективным ограничением свободы. Япония и Корея попали в полосу тяжелейшей стагнации, все эти азиатские экономические чудища зашатались при первом же серьезном финансовом кризисе (бумажными драконами оказались), экономика Швеции откровенно неэффективна, германские капиталисты готовы делать капиталовложения где угодно, но только не в Германии. Я хочу сказать, что всякое сокращение (ограничение, стрижка) свободы во имя человека - есть акт придуманный, насильственный, оборачивающийся против самого этого человека. Всякая идеология, ограничивающая или отвергающая свободу, - есть умственная, придуманная, насильственная. Вся моя статья против придумывания такой идеологии.
Ну к чему С. Кара-Мурза ("Не быть Западом", альманах Лебедь №49-97г.) придумывает некое отечественное традиционное общество, этакую сокровищницу - не расплескать, бо беда будет. Не скрою, он (не идеи) мне нравится. Мне кажется это от обиды, оскорбления за отечественную науку, культуру. У меня это тоже присутствует. Я экономист-отраслевик, специализируюсь в области управления (уровень предприятия) и у меня изжога от всякого бюджетирования (А.Бочкарев и пр. переводчики с английского, см. журнал Эксперт) и прочих неологизмов. Ну что означает "бюджет накладных расходов"? Абракадабра какая-то! Существует термин в отечественной науке "смета затрат (накладных расходов)", а зачем эта нелепость - бюджет накладных расходов?! Идея бюджета есть идея баланса доходов и расходов. Можно ли нести эту чушь - "баланс затрат"?! И до всякого бюджетирования был внутрихозяйственный расчет и планово-отчетный баланс таких, относительно самостоятельных, подразделений предприятия. Так нет же придумали (опять же перевели) - "центр финансовой ответственности". Ну и что уж такого нового, кроме слов?
Есть, есть (!) чему поучиться у многовековой западной практики рыночного хозяйствования, особенно в области финансовой практики (время - деньги). Россия, конечно, не родина слонов. Но, побойтесь бога, нельзя же с отечественного стола сметать все без разбора. Молодые, только переводят с англо-американского, даже не интересуясь, что было и как это называлось в отечественной науке до сих пор. Все сначала, с белого листа. Это ли не оскорбляет?

Комментарии

Добавить изображение