ДЕТИ ЗА ОТЦОВ ОТВЕЧАЮТ?

01-01-1998

На днях исполнится 6 лет, как я покинул границы бывшего Советского Союза. Дата наводит на размышления. Первые впечатления и обиды улеглись, жизнь на новом месте наладилась. Появились новые друзья, полюбил новые места. Но нормально ли это, так кардинально менять свою жизнь?
Родился я 38 лет назад в Таллинне. Отец, попав в Морфлот мальчишкой из украинской деревни, влюбился в море навсегда и остался после службы работать в рыболовном флоте. Мать занесло в Таллинн случайно, их семья жила то в Баку, то в Анапе. Искали лучшей жизни.
Кто мог подумать тогда, что их детей будут называть "оккупантами"? Кого мы оккупировали? Вся рыболовная промышленность Эстонии, впрочем, как и любая другая промышленность, держалась на русских. Советские руководители, видимо, чувствовали скрытое недовольство местного населения, а Прибалтика все-таки была "окном в Европу", поэтому все "теплые" места доставались эстонцам. Уделом русских были фабрики, заводы, стройки. Никто не роптал. На бытовом уровне конфликтов практически не возникало.
С началом перестройки русская община в Таллинне разделилась. Выбор был невелик: голосовать за независимость Эстонии -- против опостылевших коммунистов, за свободу и демократию, или вступать в ряды Интерфронта, где как раз все коммунисты и собрались. Третьей силы не было в то время. Естественно, мы голосовали за демократию. К тому времени у многих из нас уже были свои кооперативы, совместные предприятия, мы почувствовали вкус больших заработанных денег, и обратно, под коммунистов, совсем не хотелось.
Этим грамотно воспользовались новые эстонские политики. Никто ни слова тогда не говорил о будущем гражданстве Эстонской Республики, Законе о языке и пр. Речь шла только о независимости от коммунистического Советского Союза. Вот, мол, отделимся от супостата и заживем припеваючи. Мы же тут все свои, столько лет живем вместе, что нам делить? И мы попались на этот крючок. В "обстановке всеобщего подъема" проголосовали за независимость. А надо заметить, русских в Эстонии в то время было около 40%, и от их голосов много зависело.
Как потом выяснилось, это было последнее голосование, куда мы, русские, были допущены. Гражданами Эстонской Республики стали только этнические эстонцы и те, кто имел предков в буржуазной Эстонии, до ее оккупации Советским Союзом. Таких оказалось немного. Мы же в одно мгновение превратились в "оккупантов", которым, чтобы получить гражданство суверенной Эстонии, надо выдержать экзамен по эстонскому языку (ходили анекдоты, как русские подкупали эстонцев сходить вместо них на экзамен, и те экзамен не выдерживали), истории и законодательству. И ждать два года после подачи заявления.
Меня это глубоко обидело. Я родился в Эстонии, прожил к тому времени больше 30 лет на ее земле. В конце концов, платил там налоги! И не маленькие, когда стал предпринимателем. А теперь, по новым законам, я не мог быть директором в своей собственной частной фирме, мне надо нанимать зиц-председателя из граждан, чтобы он представлял мою фирму перед местными властями. И, что самое обидное, я сам же за это голосовал! Даже советская власть не поступала так подло, она делала свое дело, не спрашивая совета у народа.
Денег к тому времени я немного заработал, посадил свою семью в машину и перебрался в Стокгольм. Фирма в Швеции у меня была зарегистрирована до этого, для нужд моего бизнеса. В Швеции мы не прижились, хотя честно пытались сделать это в течение двух лет. Выучили шведский язык, дети пошли в школу и садик, я работал. Не хочу сказать ничего плохого о шведах, но это -- самодостаточная нация. Они отторгают все чужеродное. Вы можете прожить в Швеции всю жизнь и при этом останетесь иностранцем. Это не так заметно на бытовом уровне, зато ярко проявляется, как только вы сталкиваетесь с государственными структурами.
Потом мы переехали на Кипр. Почему на Кипр? Да случайно. Сидел я холодным ноябрьским вечером в своем доме в Стокгольме перед телевизором и смотрел прогноз погоды. Везде холод, дождь, снег, а на Кипре +25. Собрался и улетел на утро. Я всегда быстро принимаю решения. Прилетел, в аэропорту таможенник спрашивает: в какой город едете? А я даже не удосужился в карту заранее заглянуть. Я таможеннику: а какие города тут есть? Он улыбается, видно, не я такой первый. Говорит: если русский, езжай в Лимассол, там больше всего русских.
Выхожу утром из гостиницы: пальмы стоят, солнышко греет, птички поют. Хорошо! Дошел до первого банка, зашел к управляющему. Говорю, мол, русский я, хочу тут фирму открыть, бизнесом заниматься, семью сюда перевезти. Нет проблем,-- отвечает. И на самом деле, уже через две недели моя семья приехала ко мне, все формальности выполнили, и уже пятый год живем здесь.
Кипр я полюбил. К русским здесь относятся нормально, сказывается единство православной веры, а тут это много значит. Народ на Кипре верующий, много водки не пьет, человека без повода не обидит. Встречаются и жулики, конечно. Как без них! Но лафа с "новыми русскими" прошла, когда сюда приезжали необтертые "заграницами" русские и без торга покупали за двойную цену виллы, яхты и пр. Теперь об этом вспоминают с ностальгией. Нынешний русский ученый, пока все фирмы по продаже недвижимости не обойдет, ничего не купит. Но все равно нас тут любят!
И вот сижу я и думаю. Что выиграла Эстония, вытеснив (а практически, выкинув) меня? Многие русские, способные нормально прожить за счет своей головы, разъехались по миру. Поднимают там экономику, платят налоги, создают новые рабочие места. В Эстонии остались русские старики-пенсионеры, которым деваться совсем некуда, да не способные сдвинуться с места по каким-либо причинам люди. Вместо 40% русских осталось всего 30%. Но ведь потерянные 10% -- самая самостоятельная часть бывшего русского населения, которая была совсем не лишней для эстонской экономики! Об этом ли мечтали националисты новой Эстонской Республики?
За обман приходит расплата. Нас обманули -- и сами обманулись. В этом году начнутся переговоры о вступлении Эстонии в Европейский Союз. Я уверен, что Эстонии будет поставлено жесткое условие о снижении процента неграждан в республике. Депортация не пройдет -- не то время. Значит, придется давать гражданство оставшимся русским.
За что же эстонские националисты боролись?

Павел Шевчук - владелец фирмы TAMOS. e-mail pavel@tamos.com

Комментарии

Добавить изображение