ПИРАТСКИЙ УОТЕРГЕЙТ

01-01-1998

         Со времен появления первых публикаций об Интернете не раз и не два клинически настроенные журналисты задавались вопросом: а не используется ли эта мощная система для слежки, то бишь нелегального сбора информации о пользователях? Историй, так или иначе играющих на руку любителям глобальных заговоров, в разное время появлялось довольно много. Например, небезызвестную фирму "Microsoft" довольно долго уличали в том, что в созданную ей операционную систему Windows встроен замаскированный агент. Он собирает информацию о компьютере пользователя, возможно, даже определяет, не воровано ли программное обеспечение, а затем, пользуясь первым же выходом в Интернет, передает эти сведения по специальному адресу. Ничего, разумеется, доказать не удалось, однако факт остается фактом. Многие, впрочем, всерьез убеждены, что Билл Гейтс - антихрист. Приводят выкладки с цифрами и датами.
Другие, не менее популярные легенды Сети, гласят, что на поисковых серверах скрупулезно фиксируют, какую информацию ищут их посетители. А тех, кто интересуется детской порнографией, заносят в отдельный список, который потом идет к кому следует. Все эти истории, разумеется, являются отражением самой популярной на Западе теории всемирного заговора, который носит название "Новый Мировой Порядок".
Этому самому Порядку посвящены сотни книг, на его алтарь сложены горы разоблачений, а всяческие экстремальные музыкальные коллективы (особенно в этом преуспели рэпперы) просто считают борьбу с надвигающимся тоталитарным безумием своей единственной миссией на земле.
Любопытно, что недавно появилась новая информация по давнишнему скандалу, который самым непосредственным образом относится как к теориям заговоров, так и к теме нашей рубрики. Суть скандала - в следующем: в начале 80-х небольшая программистская фирма Inslaw по заказу правительства США смастерила хитрую программу под названием "Promis". Эта довольно интеллектуальная программа была разработана в основном для нужд юридических ведомств. Она позволяла легко выяснить, где, когда и чем занимались подозреваемые, не проходили ли свидетели по другим делам - короче, отслеживала нужную ведомствам информацию.
Программа работала отлично, однако через некоторое время департамент юстиции, непосредственный заказчик, перестал отчислять деньги за использование "Promis", доведя тем самым Inslaw до полного разорения. Фирма была вынуждена подать в суд и после долгих разбирательств отсудила у правительства 6,8 миллиона долларов. Однако в процессе разбирательства стали появляться весьма упорные слухи о темных делишках правительственных чиновников. Утверждают, что программу тайком модифицировали, чтобы сделать ее пригодной для слежки за мирными гражданами. Она могла отслеживать данные о банковских трансакциях, переводах денег с кредитных карточек, получать информацию из историй болезни и даже библиотечных записей.
Нет нужды напоминать, насколько регламентирована жизнь обычного американца: любой ваш шаг фиксируется в какой-нибудь базе данных. Получив доступ ко всей это информации в совокупности, можно действительно контролировать действия любого гражданина.
Однако и это еще не все. Модифицированную копию программы чиновники из правительства продавали различным странам. В их числе называли Ирак, Северную Корею, Канаду и Израиль. Скандал разрастался - многие сравнивали его с Уотергейтом. Его удалось с грехом пополам замять, однако до сих пор всплывают подробности этого шумного дела.
Так, на днях источник в Канадском иммиграционном департаменте признал, что в начале 80-х Канада действительно получила от США ворованную и модифицированную для слежки версию "Promis", заплатив за нее 31 миллион долларов. Более того, обновленные версии программы до сих пор используются в RCMP, Канадской конной полиции (что-то вроде нашего угрозыска) и CSIS, канадском аналоге ЦРУ. Упомянутые ведомства хранят угрюмое молчание и, надо думать, подчищают следы. Репутацию же им, очевидно, не отмыть вовек.
Используют ли "Promis" по сей день в специфических американских учреждениях - остается загадкой. Однако вряд ли госчиновникам, тем более в их нынешнем положении, прибавит популярности тот факт, что они торговали налево ворованными программами для нелегальных операций. Как писал по этому поводу Кейт Доусон из обозрения "Tasty Bits From The Technology Front", "если хоть один процент из этой истории окажется правдой, то нынешние затруднения президента Клинтона покажутся незначительной ерундой".
Адреса www.eagle-net.org - "Граждане против Нового Мирового Порядка" www.sonic.net/sentinel/gvcon7.html -громадная подборка по истории вопроса.

"Известия" 2/19/98

ЭКРАН БЛИЗКОГО БУДУЩЕГО
Игорь Пичугин

Несколько лет назад лорд Граффхэмский, группа Genesis и компания Intel рискнули своими деньгами, вложив их в венчурную британскую фирму Cambridge Display Technology (CDT). И не прогадали. Разработанный CDT "светящийся пластик" позволит сделать экраны телевизоров или компьютеров настолько тонкими и гибкими, что их можно будет сворачивать в трубку.
Фанаты компьютерных технологий в восторге. Их возможности растут с каждым днем: они могут посылать электронные сообщения с мобильных телефонов, принимать пейджерные сообщения на наручные часы или гулять по Internet с помощью персональных карманных коммуникаторов. Но у медали есть и обратная сторона: читать что-либо на крохотном экранчике с плохим разрешением -- занятие мучительное. CDT заявляет, что ее светоиспускающие полимеры (LEP) положат этим мучениям конец.
Разработкой "светящегося пластика" группа ученых из Кембриджа занялась несколько лет назад. Технология, позволяющая делать сверхтонкие и гибкие экраны, которые можно сворачивать, казалась необычайно перспективной. Прогнозы оправдались: сегодня британская фирма уже научилась создавать с помощью LEP изображения с высоким разрешением и готова от исследований перейти к коммерции.
На этой неделе CDT объявила, что с японской компанией Seiko Epson заключен договор о производстве телевизионных и компьютерных экранов на основе новой технологии. Финансовые аспекты сделки CDT сохранила в тайне, зато предъявила журналистам работающую модель мини-телевизора на "светящемся пластике". Эта кроха площадью 5 мм2 и толщиной 2 мм показывает полноценную телевизионную картинку.
Директор CDT Дэнни Чапчал не скрывает своего торжества. "Это мультимиллиардный рынок,-- говорит он.-- Это дисплей вашего hi-fi, микроволновки, мобильного телефона, экран вашего компьютера и телевизора, наконец". Дело сделано: теперь CDT намерена пойти по стопам фирмы Рэя Долби. (Напомним, что Dolby Labs раздавала всем желающим лицензии на разработанные ею технологии для аудиотехники и заработала на отчислениях с продаж большой капитал.) Чапчал утверждает, что уже в этом году Philips выпустит телефон с экраном на LEP. Лицензию на новую технологию поспешили взять еще три фирмы. Объем лицензионных платежей, по мнению Чапчала, составит десятки миллионов фунтов стерлингов в год. И некоторые аналитики разделяют его оптимизм.
CDT -- компания частная, и сейчас многие хотели бы получить в ней долю. Однако Чапчал считает, что время для продажи фирмы еще не пришло: CDT планирует выйти на биржу года через два-три. Акционерам CDT нет смысла спешить с продажей своей доли: они явно будут играть на повышение. А состав совладельцев CDT довольно любопытен: около 25% имеет Кембриджский университет, немногим более -- группа инвесторов во главе с бывшим членом кабинета министров Великобритании лордом Граффхэмским, 2% -- у Intel. Кроме того, акциями CDT владеет рок-группа Genesis (в свое время рискнул антрепренер группы Херман Хоузер) и широко известная в российских компьютерных кругах Эстер Дайсон, президент американского Edventure Holdings. Заметим, что Эстер рискнула и в России, купив небольшую долю в фирме DPI. Что ж, в случае с CDT правило "кто не рискует, тот не пьет шампанского" сработало.

Ъ 20 Февраля 1998 г.

Комментарии

Добавить изображение