2048, ИЛИ БОЛЬШОЙ БИЛЛ СМОТРИТ НА ВАС

01-01-1998

   3 марта Билл Гейтс выступал перед Сенатом США. В своем выступлении он отбивался от известных претензий министерства юстиции по обвинению в монополизме. Аналогичные претензии к Microsoft предъявили уже правительства 27 штатов. Гейтс держался молодцом и говорил, что никакого монополизма нет, есть естественная тяга к прогрессу и совершенствованию своего продукта.
Отдавая, как всегда, дань восхищения Большим Биллом, который со времени наших недавних публикаций о пределах личных состояний, увеличил свое состояние на 8 миллиардов и теперь оно достигает 48 миллиардов, мы предлагаем статью с хорошо известным антиутопическим названием:

Ruben Gerr
Представьте себе, что все типографии, а также радио- и телепередающие станции находятся в руках одного хозяина. Пишущая, говорящая и показывающая пресса при этом абсолютно свободны. Пожалуйста, публикуйте все, что вам заблагорассудится... Если, конечно, Хозяин позволит.
Описанная ситуация — отнюдь не идея антиутопического романа, она вполне может стать реальностью, причем не в какой-то «отдельно взятой стране», а в масштабах всей нашей планеты.
Для того чтобы обосновать это утверждение, придется предпринять небольшой исторический экскурс. Почти сразу же после своего появления, персональные компьютеры переменили очень многое в мире. В данном случае нас интересует одна перемена — возникновение так называемого софтверного рынка. У этого рынка есть множество особенностей и «особенностей», о которых писали и говорили многие.
Осталось незамеченным одно — программы по самой своей сути «товар особого рода»: дело в том, что программе невозможно поставить в соответствие никакой материальный объект. На мой взгляд, именно этим обстоятельством обусловлены все на первый взгляд удивительные свойства рынка программ. Именно благодаря нематериальной сущности программ оказалось возможным отступить от апробированных (и освященных веками) краеугольных принципов коммерции типа «покупатель всегда прав», «дешевые вещи обходятся слишком дорого» и пр. Не вдаваясь в детали (указанным проблемам автор этих строк намерен посвятить другую статью), перечислим вкратце наиболее характерные и до ужаса уродливые черты софтверного рынка.
Качество повышать ни к чему — выгоднее выпускать версию за версией, исправляя ошибки и недочеты понемногу. Нести ответственность перед потребителем абсолютно излишне, ибо он — глупый — все равно не в состоянии доказать, что неверная работа компьютера обусловлена именно ошибками в данной программе, а не в какой-то еще (перечитайте любое лицензионное соглашение). Закон должен охранять права продавцов программ, но никак не пользователей. И так далее.
Словом, лидерами софтверного рынка не могли не стать наиболее беспринципные фирмы и люди. Так и случилось. Разумеется, они были беспринципными не только по отношению к покупателю. Отказ от принципов как-то затягивает... Если вдуматься, тезис «разрешено все, что не запрещено законом» очень опасен, особенно когда неписанные законы (то есть принципы) законами не считаются.
Читатель, наверное, уже догадался, о какой фирме и каком человеке пойдет дальше речь. Это, разумеется, Microsoft (она же MS, или M$) и человек-легенда (она же американская мечта) Билл Гейтс. Именно у MS отступление от неписанных законов было доведено до предела. Наиболее показательна в этом смысле история взаимоотношений со сделавшим этой корпорации имя партнером — IBM, хотя есть и другие, не менее общеизвестные примеры.
У Microsoft появился и весьма мощный напарник — компания Intel. Мало кто сомневается в существовании негласного договора между этими двумя гигантами, но достоверно о нем ничего неизвестно, поэтому слово «партнер» здесь неприменимо. Intel выпускала (и выпускает) все более мощные микропроцессоры, Microsoft — все более ресурсоемкие (читай «нерациональные») операционные системы и прикладные программы для них. В результате пользователи, которых удасться убедить в том, что следует «идти в ногу со временем», должны будут обновлять свой компьютерный и программный парк каждые полтора-два года. А тех, кто считает, что с модернизацией можно не торопиться, рано или поздно вынуждают так поступать, ибо в противном случае они утрачивают возможность обмениваться информацией с более «передовыми» партнерами, ибо форматы данных все время меняются (отгадайте, зачем это нужно). Гонка и качество сочетаются только в спорте. Поэтому Intel теперь тоже не стесняется выпускать на рынок заведомый брак.
На пути к мировому господству Биллу Гейтсу осталось сделать всего один шаг: завоевать Интернет. Уже сегодня люди, которые по душевному влечению или по роду деятельности приходится много путешествовать по Сети, вынуждены держать у себя на компьютере два браузера (от Microsoft и Netscape), иначе до некоторых материалов добраться невозможно. Если удасться вытеснить с рынка Netscape, можно будет сделать так, чтобы новейший IE хорошо работал только в сочетании с серверами на базе Windows NT. И наступит всеобщее благоденствие по типу того, которое было описано в самом начале. В том, что Интернет достаточно скоро станет основным средством массовой информации читатели этих заметок наверняка не сомневаются.
Может показаться, что сейчас все зависит от американского суда. Увы, решения последнего имеют силу только на территории США. Даже если суд решит, что объединять браузер и иные прикладные программы с операционной системой нельзя, Microsoft начнет продавать одну версию системы в США и другую — во всем остальном мире. Более того, выступающее противником Microsoft в американском суде правительство США должно будет защищать эту (формально) американскую фирму перед фискальными органами других стран. Кстати, не становится ли отсюда очевидной истинная цель последнего приезда Гейтса в Россию, равно как и нескольких его недавних вояжей в другие страны?
Исторический опыт подсказывает, что властью обычно пользуются отнюдь не те, кто прокладывал к ней путь. Даже если сделать над собой усилие и поверить в благие намерения Большого Билла, можно с уверенностью предсказать, что найдутся другие люди или группировки, которые поймут, какие песпективы им сулит всеобъемлющий контроль над массовым сознанием. В государствах есть специальные органы для самозащиты, но достаточно ли мощное «Министерство охраны короны» у Гейтса?
Возможно, конечно, что контролировать работу Сети начнут специально образованные правительственные организации. Тогда наша антиутопия будет воспроизводиться порознь, в каждой стране по-своему. Кому как, а обитателям России, которые еще не забыли прелестей жизни в тоталитарной державе, от этого вряд ли станет легче.
Интересно, чьи мнения и суждения будут волновать мир в году, номер которого являет собой одиннадцатую степень двойки?..

E-mail автора: ruben@dol.ru
"Алгоритм @"

Комментарии

Добавить изображение