ПИСЬМА О НИЧТОЖНОЙ ВЕРОЯТНОСТИ ЗАЧАТИЯ

01-01-1998

         Один наш автор, носящий скромную фамилию, скажем, Петров (из Петербурга), решил усугубить массовидность своей фамилии и стал писать под псевдонимом Сидоров. Оказалось, что совсем в другом городе (Москве) в некоей исследовательской группе Mantell , интересы которой он задевал, тоже есть Петров, который иногда пописывает под псевдонимом Сидоров. В руководстве той группы возникло напряжение: как так, наш Петров-Cидоров куда-то пишет, вместо того, чтобы поговорить с нами.
Упрек к "своему Петрову" был бы уместен. Но то оказался другой Петров. И другой Сидоров. Этот другой не поверил, что такое совпадение может быть и прислал мне письмо. Я ему ответил, он опять ответил мне. Результат переписки мне показался любопытным. Итак:

Письмо Петрова-Сидорова

УВАЖАЕМЫЙ ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ !


В одном из рассказов Рекемчука жена главного героя пеняет своему мужу: "Ты как акын. Акын - что видит, то и поет, а ты - что видишь, то и считаешь."
Это про меня.
Послав вчера вечером вам письмо, я раздумался: понаписал бог знает чего, а если - посчитать? Лучше бы думать надо было до того, а не после, но тут уж вы сами понимаете - задний ум... и так далее.
И я прикинул. Больше всего русских фамилий происходит от слова "кузнец". Вместе со всякого рода Ковалями их почти 20 процентов. Ивановых существенно меньше, а занимающих третье место Петровых еще меньше. Допустим, десять процентов. (Наверное меньше, но как говорил один мой приятель: джентельмен не должен быть скрягой. Кажется это из О'Генри.) Сидоровых еще меньше, но допустим тоже 10 процентов. Анатольевичей тоже не так много, но допустим тоже 10 процентов.
Следовательно, вероятность появления Некоего Петрова-Сидорова 0,1х0,1х0,1 = 0,001 - величина довольно большая.
Представления не имею, сколько в фирме Mantell сотрудников, допустим 100. Вероятность попасть туда работать среднестатистическому москвичу 100:7000000=0,000014, и, соответственно, упомянутому Петрову-Сидорову - 0,000000014.
Пожалуй, мой скепсис относительно такого совпадения не так уж нелеп.
Иными словами, я в это не верю.
Искренне ваш - Петров-Сидоров (настоящий).

Письмо редактора
 

УВАЖАЕМЫЙ г. ПЕТРОВ-СИДОРОВ !

Что касается элегантного перемножения малых вероятностей, что в итоге дает уж совсем ничтожную, то я не раз, прилетая в Москву из Бостона, встречал в метро, притом на переферийных станциях, своих знакомых, которые даже не живут в тех местах (как и я). С точки зрения вероятности, думаю, этого не должно было бы быть.
Более того, - не должно было быть и вас. Я возьму в качестве примера не вас (хотя это могли бы быть и вы, просто так будет звучать более "аналитично"), но, допустим, совершенно конкретного человека Николая Кузанского.
В одной порции извержения семени находится более 200 миллионов сперматозоидов (для наглядности расчетов возьмем уменьшенную цифру 100 миллионов, нам и ее хватит с избытком). Отец Николая Кузанского, человек в то время молодой и одаренный избытком жизненных сил, производил обширные осеменения не только своей супруги, но и очень многих окрестных дам. Он это делал тем успешнее, что не был президентом какой-нибудь страны и располагал неограниченным свободным временем. Овуляция у дам бывает один раз в месяц и эструс длится 3-4 дня. Папа трудился "не покладая рук" каждый день. Но все время с разными. Стало быть, вероятность осеменения одной особи совершенно конкретным сперматозоидом у некоей одной, тоже определенной дамы, была 0,000000001*0,1= 0,0000000001. Но нам нужна не некая дама, а именно мама Кузи. Вы сами понимаете, что нужна именно конкретная яйцеклетка и совершенно индивидуальный, именно этот, а не другой, сперматозоид, ибо иначе родится не Николай Кузанский, а кто-то другой. А другого мы не знаем. А может, и знать не хотим.
Пусть у папы было за год 100 прелестниц. Значит, вероятность попадания нужного живчика в нужное место

0, 0000000001*0,01=0, 000000000001.
Это на четыре порядка меньше вычисленной вами величины вероятности появления Петрова-Сидорова на фирме Mantell. Я даже не знаю, как называется та невообразимо малая величина, что написана на экране. У нее и названия-то, думаю, нет. На самом деле величина будет еще раз в десять или даже сто меньше, ибо мы не учли вероятность выкидышей, применения противозачаточных средств, подмены младенца в роддоме, смерть в детстве и прочих трудно прогнозируемых обстоятельств.
Таким образом, выбранный нами человек по фамилии Николай Кузанский не имел никаких реальных шансов родиться. Тем более - жить. Но он - родился! И вполне успешно живет (или жил, что для нашего примера не важно). Как и вы.
Стало быть, происшедшее есть ЧУДО, ибо выходит за рамки законов природы и общества.
Чудо же не может быть итогом человеческой деятельности. Даже такой выдающейся, как деятельность папы Николая Кузанского. Чудо есть свидетельство Божьего промысла. Стало быть, рождение каждого человека, а не только имярек, доказывает, к вящей славе Господа, бытие Бога.
Вот так, с вашей помощью, мне удалось внести вклад в теологию. Есть онтологическое доказательство существования Бога Ансельма Кентерберийского. Есть четыре доказательства Фомы Аквинского. Есть знаменитое этическое доказательство Канта. Но маловерам и этого всегда казалось мало. Теперь будет математическо-вероятностное доказательство нашего с вами двойного имени. Или даже тройного, если вы решите оставить псевдоним. Бог-то троицу любит. Да, теперь будет достаточно. Мне кажется, грядет новая христианизация мира, и уж точно - Руси.
Зная ваше чувство юмора, уверен, что вы правильно поймете все расчеты и возможные ошибки в вычислениях. Тем более, что они могут быть только в пользу нашего с вами доказательства.

Жму вашу руку, всех благ - ваш Валерий Лебедев 

Письмо Петрова - Сидорова
 

Уважаемый Валерий Петрович!

Вероятностный подход к происхождению каждого отдельного индивидуума, сильно осложненный наличием любвеобильного папаши, требует развития и размышления.
Полагаю, говорить о появлении вашего знакомого Николая Кузанского как о маловероятном событии, имеет весьма мало смысла. Рождение индивидуума - процесс единичный, а к единичным явлениям вероятностный подход неприменим. Вероятность происхождения Николая Кузанского равна 100 процентам. В этом вы можете убедиться, посмотрев на него, потрогав; в крайнем случае, спросите у него лично: с какой вероятностью он существует в настоящее время.
Но огульно отрицать ваш подход тоже нельзя. Просто надо аккуратно и осторожно поставить задачу.
Исходя из размеров сперматозоида и расстояния, которое он должен преодолеть для выполнения своей миссии, можно провести такую аналогию: это все равно, что заставить пробежать отдельного индивидуума для проведения аналогичной миссии расстояние от СПБ до Москвы.
Вероятность выполнения миссии оплодотворения отдельным индивидуем после такой пробежки крайне низка.
Не каждый, во-первых, побежит. "Зачем? - скажет он, - Я, старый мудрый сперматозоид, должен нестись в такую даль для сомнительного удовольствия продлить свое существование в Вечности? Это неразумно и глупо. А гордыня - грех!
Не каждый, во-вторых, добежит. Нет, конечно, если бы мне сбросить лет двадцать или еще лучше ( не скажу сколько), я бы не стал задавать такие глупые вопросы и по идиотски рассуждать о греховности гордыни. Я, разумеется, рванул бы...
Ну, а в-третьих, не каждый, добежав, будет способен к Миссии...
Но если идеей Великой Миссии Оплодотворения вдохновить хотя бы миллион индивидуев нашего культурного центра, то шансы на ее выполнение существенно возрастают. Возможно, результатом будет даже двойня или больше.
Шансы на выполнение Миссии останутся даже и в том случае, если где-нибудь на полдороге бегунов будет ждать засада с универсальным противозачаточным средством типа "пулемет".
У природы (а шутки о Боге нынче сродни шуткам о КПСС в последние годы жизни Брежнева - вроде бы и не опасны, но не рекомендуемы) было два пути: создать сверхскоростной и при этом бронированный сперматозоид или сотворить облегченную модель, но в огромных количествах.
Результат нам известен - природа пошла по пути умножения количества в ущерб качеству бронирования.
Карл Маркс ( а может, его сподвижник и друг) сказал как-то, что пара трески может накормить всю Европу, имея в виду невероятную плодовитость этой рыбы.
И оказался не прав.
Народу в Европе все больше, а трески все меньше.
Человечество за последние 150 лет сильно постаралось опровергнуть великого человека: глобальное загрязнение уже превратило природу в окружающую среду.
Если нелюбовь к великому теоретику коммунизма будет преобладать в настроениях людей и далее, то мы рискуем остаться не только без природы и без трески, но даже и без окружающей среды.
И еще одно соображение против упоминания Всевышнего в рамках нашего вероятностного исследования.
Исключительно малую вероятность зачатия ваш автор Александр Левинтов (зарисовка "По плану и факту" в его статье в 54-м номере Лебедя), работая колхозным осеменителем, превращал почти в абсолютную вероятность.
Можно ли сказать, что он работал Исполняющим Обязанности Бога в колхозе "Путь Ленина к коммунизму"?
Cказать-то можно, но это уже будет кощунством.

Наибольших успехов, искренне ваш Петров-Сидоров (подлинный) 3

Комментарии

Добавить изображение