ФИЛОСОФ ИЗ МАРИЙСКОГО СЕЛА

01-01-1998

 Хочу поделиться с читателями открытием: на днях по E-mail получил письмо и статью. Пока читал письмо, полагал, что оно написано профессиональным философом: все довольно точно, умно, где-то самобытно, написано хорошим языком. А в конце - справка об авторе. Вот это и было открытие.

УВАЖАЕМЫЙ ВАЛЕРИЙ !

Посылая Вам мои заметки, мой "информационный подход", я отчетливо осознаю направленность Вашего журнала. Риск быть не понятым или не принятым я оправдываю как Вашим философским прошлым, так и объективной необходимостью философского осмысления фактического исторического материала, публикацией которого занят Ваш журнал.
Сам по себе исторический факт интересен для людей как некоторый элемент модели поведения с возможным "выходом" в общечеловеческую историю. Это, так сказать, прагматический интерес. Теоретический интерес мне кажется более продуктивным, так как он, включая в себя набор моделей, прослеживает и условия, которые влияют на направление выбора тех или иных моделей исторического поведения. Максимально широкий теоретический интерес есть философия. Мне ближе понимание философии не как досужего интереса человека к миросозерцанию, но как жгучая потребность прогнозирования своего поведения в изменяющейся исторической среде, прогнозирования направления изменения исторической среды и осознание степени моего влияния на направление изменения исторической среды и влияния этих изменений на мою жизнь.
Профессиональная философия занимается всеобъемлющими проблемами трансцендентной взаимосвязи как "в себе и для себя бытие". Высокая степень неопределенности её понятийного аппарата и языка делают их малопригодными для всеобщего употребления. В профессиональной философской среде эта неопределённость "снимается" через множество информационных актов в процессе диалога. В непрофессиональной (философски) среде потребность в прогнозировании своего поведения и поведения внешней среды "снимается" путём изобретения "самодельных" философских конструкций, которые часто даже не могут быть выражены словесно, но действуют как информационное "поле", влияя на выбор тех или иных моделей поведения. Степень "жгучести" потребности в философствовании, теоретизировании, а, в конечном счёте, в прогнозировании возрастает в моменты любых критических ситуаций, когда модели индивидуального поведения, перестают "работать" в изменившейся исторической реальности. Поначалу выход из критической ситуации ищется в расширении модельной базы и поиске новых моделей, способных дать удовлетворительную вероятность альтруизма внешней среды. Отсюда понятен повышенный интерес к историческим фактам вообще и к ранее тайным, в особенности.
Но действительно эффективный выход обнаруживается там, где ищущий ум обретает механизм, объясняющий направление выбора новых моделей и необходимую активизацию "старых" (старых как мир) моделей.
Как мне представляется, "на западе" философия интегрирована в элементную модельную базу органически через христианство, "западную" философию (напр. Локк), через "философию" экономики (А.Смит, Кейнс и др.).Русская философия же всегда была слишком "духовна", чтобы могла служить практике организации общества, практике понимания историзма. Марксизм в советском варианте прочно дискредитировал себя не только как понятийный, но и прогностический инструментарий. Следовательно нужна новая философия, не несущая признаков принадлежности тому или иному направлению, чтобы не отпугивать приверженцев ортодоксальности и способная удовлетворить как потребности "теоретиков" самой высокой степени обобщённости, так и практиков, остановившихся в недоумении перед выбором адекватных моделей своего поведения.
Успех освещения исторических проблем, оказавшийся для Вас "удивительным образом" большим, объясняется интересом к скрытым ранее политическим фактам. По мере того, как исторические факты из области тайны начнут переходить в область известного, интерес к ним будет удовлетворяться из традиционных источников, стремящихся, кажется, к все большей открытости. Чего не смогут предложить эти традиционные источники исторической информации,— так это новой философии в осмыслении исторических фактов.
В качестве такой новой философии и предлагается Вашему вниманию "Единство энтропии-негэнтропии. (Информационный подход).
Понятно, что в краткой заметке, предложенной Вашему вниманию, нельзя сколько-нибудь обстоятельно раскрыть "работу" метода. Нужен диалог с заинтересовавшимися умами, который возможен на базе исторического материала, публикуемого Вашим журналом.

С уважением Каплунов Владимир Александрович

Коротко о себе. Пенсионер. До выхода на пенсию рабочий. Нигде, никогда не публиковался. Доступ к Интернет не регулярный, поэтому сообщаю свой почтовый адрес: 425220. Россия, респ. Марий Эл, г. Йошкар-Ола, с. Семёновка, ул. Комсомольская, 15. Тел. в Йошкар-Оле 72-78-76

P.S.
В следующем номере будет опубликована его статья об энтропийном подходе в философии. Рабочий-пенсионер - из села в глухой Марийской глубинке! Что вы на это скажете? Может быть, не погибла Россия? Да не простой рабочий, а машинист локомотивов. Я его попросил сообщить о себе подробнее.

Комментарии

Добавить изображение