МОСКОВСКИЕ МИФЫ И РИФЫ

01-01-1998

(Заметки человека, давно не бывшего в Москве. Продолжение. Начало)
Vladimir TorchilinИнтересный пример смешанного совкового-капиталистического менталитета я имел возможность в новом шикарном торговом центре под Манежной площадью. С самой площадью Москву нынешнее руководство несколько надуло, когда этот торговый центр проектировался и строился, то все время подчеркивалось, что он будет располагаться "под площадью". И глядя на гигантскую яму в центре площади, москвичи и гости столицы представляли себе, что с течением времени внутренности этой ямы наполнятся магазинами, а верх вновь будет покрыт брусчаткой или асфальтом заподлицо с частью площади еще не разрытой. Дудки. Как полагают хорошо осведомленные люди (и с ними трудно не согласиться), с самого начала предполагалось уничтожение площади в ее прежнем виде, прежде всего, чтобы не стало в центре Москвы большого свободного места, пригодного для массовых митингов, которых так много насмотрелась старая Манежная. И хотя нынешняя полная политическая апатия москвичей не вызывает сомнений, кто его знает, на что они могут подвигнуться в будущем, так что имела место страховка на всякий случай. И застраховались полностью: якобы подземный торговый центр вылез на поверхность площади множеством каких-то куполков, лесенок, площадочек, переходиков. Все это имеет вид совершенно чудовищный и архитектурно площадь убита. Если раньше с любой точки окружающего площадь тротуара можно было видеть всю площадь, включая первые и наиболее красивые этажи университета, "Националя", гостиницы "Москва", Исторического музея и Манежа, то теперь все это закрыто выпятившейся на поверхность опухолью, и чтобы увидеть площадь во всей ее красе, надо быть как раз на вершине этой опухоли. Обидно до слез.
Но я, собственно, о своем интересном опыте. Мы с женой побродили по галереям торгового центра, посмотрели на магазины самых знаменитых мировых фирм, которые там уже открылись, полюбовались мрамором и фонтаном и пришли к выводу, что центр ни в чем не уступит любому американскому торговому центру из тех сравнительно дорогих, что есть в любом городе с населением в двести тысяч и больше, но, с другой стороны, ничем и не лучше. Стоило ли так уж возиться, чтобы этого добиться, я не уверен. Но, тем не менее, построили. Цены в магазинах сногосшибательные, по-видимому, именно по этой причине и покупателей в центре сравнительно немного. Так вот, пока мы поэтому центру бродили, то вспомнили, что нам надо позвонить договориться о встрече. Стали искать телефон-автомат. Найти не можем. Увидели местного центровского охранника, совсем молодого лет 18-19 парня в красивом черном костюме с фотоудостоверением на груди и уоки-токи в руках. Подошли, спрашиваем, где тут в торговом центре телефон-автомат? Парень посмотрел на нас так, как будто наткнулся взглядом на кучу собачьего дерьма посреди мраморного пола, и презрительно процедил (именно так!) буквально следующее: "Для посетителей этого торгового центра телефоны-автоматы не предусмотрены". Что означало приходящие сюда приличные люди пользуются сетевыми телефонами, а не захватанными чужими руками автоматами, а раз у вас таких нет, то и делать вам тут нечего. Мы откровенно рассмеялись, чем вызвали у парня еще и сильное подозрение по поводу наших умственных способностей, и пошли из-под земли наружу искать автомат в метро, в котором пока еще ездят люди попроще. Вот такой урок новой российской демократии и равенства...
Вообще, московская торговля дает немало пищи для размышлений. Например забавные московские распродажи, на которых цены вполне могут быть понижены... аж на три 0) процента. Или бесчисленные КРУГЛОСУТОЧНЫЕ магазины по торговле дубленками. Дубленочных магазинов в Москве больше всего. Больше даже, чем парикмахерских и похоронных бюро в Ильфа-петровском городе N. Впрочем, в предвидении конца сезона именно дубленочные магазины обещали настоящие скидки процентов на 40-50, а ночью сулили скинуть даже сильнее (как выяснилось при личном опросе на один (1) процент дополнительно к дневной скидке). Ночная торговля в
Москве, скажем, водкой или даже закуской представляется вполне естественным достижением нынешнего времени и вообще демократической легализацией никогда так до конца и не подавленных потребностей как недавнего, так и более отдаленного прошлого. Но дубленки? Они-то кому по ночам нужны? Знакомый предприниматель (вроде не шутил, хотя кто его знает, он вообще мужик себе на уме) дал свою версию. "Понимаешь, - сказал он, - наш брат бизнесмен занят ужасно, а народ в целом пока еще не старый, так что к женщинам тянет. Но днем некогда, а ночью из всех женщин или свои же секретарши, или девушки по вызову. Ну, а те оплату требуют немедленно и желательно товаром, который можно приобрести прямо по пути домой, вот сразу и тянут тебя "в дубленки", где, разумеется, кроме дубленок еще и меха, и кожа. Купишь там, что попросит, и все довольны. Иногда и деловых знакомых встретишь - даже потолковать можно".
По вполне понятной ассоциации мне вспомнилась еще одна забавная штука, связанная с гримасами российской торговли, точнее, с рекламой. Поскольку, как я уже говорил, почти все товары исключительно западные, то для многих из них и рекламу берут уже готовую, западную, только как бы дублируют на русский язык. Различия в традиционной психологии разных народов в учет при эгом, естественно, не берутся. В результате возникают коллизии. Я обнаружил, что многие российские газеты полны писем от читательниц, которые возмущены непрерывной рекламой по телевидению женских гигиенических прокладок, считая это безнравственным. Мне на глаза некоторые из этих реклам попали, и я, испорченный американской жизнью, счел их вполне целомудренными. Но большая-то часть населения воспринимает совсем не так. И то, что в Америке считается вполне естественным и может даже служить предметом почти светского разговора, то в России воспринимается как безнравственность. Ни одно, ни другое не хорошо и не плохо, просто так есть, и это надо учитывать, но проще не учитывать... отсюда и проблемы). Здесь же будет уместно заметить, что когда начался очередной секс-скандал Клинтона, то многих из знакомых москвичей и москвичек сильно возмутил тот факт, что в Америке оральный секс считается рангом приличнее "полного", а кое-кто его и вообще за секс не считает так, что-то вроде щекотания пяток.
Российские традиционалисты (за молодежь уже не скажу) все еще располагают эти два вида секса в обратном порядке. Вот, пожалуйста, и еще одно нравственное различие .
Сюда же сгодится и несколько слов про новую торговую застройку Москвы. Конечно, все раннеперестроечные ларьки типа бразильских фавел из столицы исчезли, что облик города сильно улучшило и не может не радовать. Зато появилось множество ларьков и даже целых здоровенных павильонов вида вполне аккуратного и совершенно западного (хотя и какого-то ненадежного). Но уж зато этих ларьков, как бизоньего дерьма в известном анекдоте - без числа. И они растут везде похоже, что поверхностью московских улиц, площадей и даже подземных переходов и станции метро районное и городское начальство торгует с такой выгодой (личной, разумеется, поскольку государственная выгода больше никого не волнует и говорить о ней в приличном обществе вроде как про триппер в пансионе благородных девиц), что архитектурные соображения вообще в счет не идут. Про Манеж я уже говорил. Но то случай эксквизитный.
Примерам попроще числа нет. Возьмем, скажем, метро ВДНХ. Не Бог весть, какой красоты станция, но, все-таки, некое архитектурное сооружение, которое, как и многие другие станции, требует определенного пространства для восприятия. Увы, этого пространства больше нет : прямо вплотную к станции громоздятся какие-то из стекла и металлических опор сооружения, набитые ларьками, палатками, магазинчиками все с теми же бутылками, косметикой, компакт-дисками. Почему их нельзя было разместить чуть дальше, неясно. Невидимому, при нынешнем расположении они надежнее задерживают идущих к метро москвичей на своих торговых фильтрах - никто не должен проскочить без покупки.
Нечто похожее имеет место и на Пушкинской прямо перед зданием редакции "Известий". Теперь первых этажей здания с противоположной стороны улицы не видно, а вдоль фасада можно только еле протиснуться, поскольку в пространство тротуара (благо дом несколько отодвинут от проезжей части вдавили целый торговым городок, размещенным опять в каких-то стеклянно-металлических пирамидках и параллелепипедах. Надо сказать, что все эти бесчисленные "палаточные" городки, подобных которым я не видел ни в одном городе мира (в Африке, правда, бывать не приходилось), носят характер какой-то несерьезный, в результате чего и весь город приобрел несколько ярмарочно-карнавальный вид. И все уличные торговые строения, как бы не лепили "под Запад", все равно выглядят времянками: вот успеют побольше наторговать владельцы, и все они исчезнут так же быстро, как и появилось. Стабильности нет и надежности.
И при этом "полноценные" строения города, особенно, имеющие исторический интерес, отлично и очень солидно отреставрированы. Так что если отбросить все времянки и испоганенную Манежную площадь, то Москва еще никогда не казалась мне такой красивой. И даже в оттепель, залившую все мостовые и тротуары лужами грязного подтаявшего снега. И новый памятник Петру, воздвигнутый неутомимым Церетели на основе его же Колумба, которого так и не удалось всучить заграничным покупателям, хотя хорошим не показался, но и такого отвращения, какое он вызывает у многих старых москвичей, я тоже не почувствовал. Только странно (и не раз говорилось), что Петра воткнули прямо посреди столь нелюбимой им Москвы, которой он никогда не мог простить своих юношеских страхов и неприятностей. Но, по-видимому, никто кроме Лужкова, платить за Петроколумба не хотел, вот и прописали царя-преобразователя по московскому адресу, с его тенью не посоветовавшись.
Из новых московских памятников стоит помянуть еще одну неудачу : водруженного на ступени перед Ленинской библиотекой Достоевского. Мало того, что сам памятник, на мой взгляд (разделяемый, большинством градостроителей и специалистов по монументальному искусству), исключительно плох, но он еще совершенно разрушил целостное впечатление от архитектурного решения входа в библиотеку. Что так неймется московским властям, чуть украсив и подновив город в одном историческом месте (например, у Иверской), тут же испоганить другое, не менее историческое тайна сия велика есть. По-видимому, для сохранения баланса...
Вот по поводу чего я свое недовольство полностью изжил, так это по поводу Христа Спасителя. Конечно, по по-прежнему не "восстановленный" храм, а его современная реплика, но получилось на редкость красиво и внушительно, и, безусловно, куда приятнее смотреть на господствующие теперь над Москвой тоновские стены, чем на окутанный клубами пара и воняющий хлоркой бассейн (хоть и наплавался я в том бассейне когда-то немало).
Возвращаясь к жизни политической, хочу поделиться одним наблюдением, которое показалось мне интересным, хотя я, может быть, приписываю глубокие значения всяким пустякам. У меня создалось впечатление, что полностью контролируемое правительством или поддерживающими его финансовыми группировками (которые между собой вполне могут ругаться, как по поводу некоторых отдельных членов правительства, так и по поводу того, кто чего себе еще хапнет из оставшегося в России нерасхапанного) телевидение, ставшее важнейшим источником информации, агитации и пропаганды, всеми возможными способами протаскивает в головы людей убежденность в том, что распад Союза был благом и вообще большой удачей, тем более, что населявшие Союз народы друг друга изо всей силы не любили. Примеры? Пожалуйста. Такого хамски-пренебрежительного отношения к гражданам других республик, какое сейчас буквально валом прет с телеэкранов, в прежние времена видеть и слышать мне не доводилось. Мало того, что ни о ком из лидеров членов СНГ доброго слова не скажут, все больше недобрые, а если и добрые, то с такой подковыркой, что лучше бы и вообще не говорили. Это все известно и обсуждалось в печати неоднократно. Но даже и на совершенно примитивном уровне идет та же пропаганда. Транслируют, скажем, какую-то очередную телевизионную игру, в которой состязатели угадывают слова в надежде ухватить какой-ниюудь приз. И загадывают им слово "чурка". Так вот когда приходит пора называть слово целиком, а игроки этого еще сделать не могут, то ведущий им "подсказывает": "Ну, солдат из Казахстана''. Каково? А по другой программе, где другая похожая викторина идет, какую-то пакость в адрес армян отпускают. И догадливая аудитория в обоих случаят радостно хохочет. Так и будет оставаться в головах любителей викторин (в первую очередь, молодежи) информация, что отсоединенные государства населены исключительно "чурками", а управляются кем попало. И хотя Россией управляет такой же партийный зубр, как, скажем, Казахстаном или Узбекистаном, но делают вид, что это не так. Что будут знать о реальном положении вещей через десять лет такого промывания мозгов, лучше даже не думать.
Накоплению неадекватного знания способствует еще один интересный феномен, который в России не заметить трудно. В прежние коммунистические времена народ куда больше стремился к получению альтернативной информации, чем сейчас. Тогда ведь всем было ясно, что верхи лгут, как могут, и свободное слово выгрызают куда резвее бюрократизма. Но эго означало, что правдивая информация где-то существует, и значительная часть населения старалась добраться до нее всеми возможными способами. Сейчас значительной части населения довольно успешно внушили мысль, что в России если уже и не полная демократия, то, во всяком случае, неуклонное приближение к ней, в качестве чего чаще всего приводят свободу критики в адрес правительства или даже президента (предусмотрительно не добавляя, что на эту критику ни правительство, ни президент никогда и никак не реагировали и реагировать не собираются, а решают все дела исходя исключительно из соображений личной политической и экономической выгоды). В результате, многие делают вывод, что СМИ (прежде всего, ТВ) вываливают в народ ушаты правды, так что за какой-то другой, еще более правдивой информацией гонятся нечего. Что и требовалось доказать, то есть, чего и требовалось добиться.
В заключение еще об одной тенденции, которая, похоже, уже достигла полного развития. Россия становится, если уже не стала, православным государством. И дело даже не в популярной шутке по поводу того, почему мусульмане или евери на Рождество гуляют (в том смысле, что оно стало ГОСУДАРСТВЕННЫМ праздником), а православные на рамазан или рош ашану нет (ну, пусть евреев немного осталось в России, но мусульман то уже под двадцать процентов). В конце концов, поздравления с мусльманскими или иудейскими праздниками в газетах тоже появляются. Дело в том, что, как я уже сказал, православие стало делом государственном, а его праздники праздниками государственными, хотя конституционного положения о том, что Россия государство светское, никто не отменял. Но и в учет этого никто не берет, отчего православная символика переносится президентом и на символику государственную (хотя пока и действующую только по его указу, а не по принятому Думой закону). В общем, похоже на то, что как я писал пару лет назад, все поиски навои идеологии упрутся в знаменитую уваровскую триаду - "православие, самодержавие, народность". Хорошо ли сие - сильно сомневаюсь.
О виденном, слышанном и думанном в Москве можно говорить без конца, но пора останавливаться. В общем, хорошо съездил. Теперь таких долгих перерывов делать не буду.

Комментарии

Добавить изображение