Независимый бостонский альманах

РАСПЯТЫЙ БОГ (Пасхальные размышления)

01-01-1998

Veroneze GolgofaХристианство - это первая в истории религия, в которой ее основателем становится не Бог - Амон или Осирис в Египте и Мардук в Вавилоне ( и еще множество иных богов в других религиях), и не герои, выводящие свой народ из плена, как Моисей и Иисус Навин у евреев, и не полубоги, подобно греческом Гераклу, свершающему боевые подвиги, но человек, униженный, оплеванный, избитый и подвергнутый мучительной и позорной казни. Этот феномен более всего поражал образованных римлян 1-го века, когда христианство стало, как степной пожар, распространяться по просторам Римской империи.
По прошествии двух тысяч лет к этому привыкли, но при должном размышлении удивление остается. Действительно, Будда умер в 80 лет признанным учителем в окружении своих учеников, Мухаммад - в 62 во всей славе не только религиозного, но и политического вождя, а Иисус Христос мученически умер на кресте в 33 года. А незадолго до этого его предал любимый и очень авторитетный ученик Иуда ( его авторитет виден по тому обстоятельству, что Иуда носил ящик с деньгами, то есть был казначеем апостольской общины), а затем трижды отрекся другой любимый ученик Петр.
И умирал Христос на кресте в одиночестве (если не считать присутствовавшей матери, о чем сказано только в Евангелии от Иоанна, а также Марии Магдалины и еще одной Марии, матери Иакова и Иосифа). Ни одного ученика не было рядом! Впрочем, Иоанн говорит, что некий один любимый ученик стоял "неподалеку". Оказывается, он имел ввиду себя. Больше никто из евангелистов любимого ученика не упоминает. Сомнение в том, что во время казни рядом была мать, а тем более "любимый ученик", проистекает из того факта, что с просьбой о погребении к Пилату обратился в общем-то, посторонний благочестивый человек Иосиф из Аримафеи. Евангелисты называют его учеником Христа, но какой-то он странный ученик: появляется в повествовании только один раз, когда около казненного Учителя не осталось ни одного апостола или близкого, и только он, Иосиф Аримафейский, решился пойти к Пилату с просьбой отдать ему тело для захоронения Он снял тело с креста, завернул его в полотняное покрывало ("плащаницу", о которой речь впереди) и похоронил в пещере. А ведь по римскому закону близкие и друзья имели полное право на захоронение тела своего казненного родственника. Никакой опасности это для них не представляло. Но нет, вокруг умирающего Иисуса и затем Его тела - пустыня. Какой контраст хотя бы с Сократом, который выпил яд цикуты (по приговору народного собрания) в окружении близких учеников. А как родился Иисус Христос? Всем известно - в хлеву и был положен в ясли для скота. В то время как Будда (Сиддхартха Гаутама) родился в царских хоромах, а Мухаммад во вполне зажиточном доме. Дед Мухаммада Абд аль-Мутталиб, у которого воспитывался рано осиротевший мальчик, занимал очень высокое положение - он был старейшиной большого племени курайшитов (от имени основателя Курайша), основных жителей Мекки..
Правда, Иисус Христос не только человек, но одновременно и Бог. Однако в своей земной жизни он представал именно как человек. И его страдания на кресте были подлинными, настоящими, такими, какими их испытывал любой другой - хотя бы два разбойника Дисмас и Гестас, распятые рядом с Христом. Их имена мы знаем по роману Булгакова "Мастер и Маргарита", а сам Булгаков взял их из апокрифического Евангелия от Никодима (имен разбойников нет в четырех канонических Евангелиях). Страдания Христа даже были значительно сильнее, чем у разбойников, ибо его перед казнью бичевали, причем назначили максимальное число ударов - 39. В свое время, слушая рок-оперу "Иисус Христос - Сверхзвезда" Веббера-Райта, многие (я в том числе) недоумевали, почему в либретто в сцене бичевания Понтий Пилат отсчитывает именно это число. Оказалось, дело в том, что существовало бичевание двух видов - просто плетью и плетью, в которую были вплетены свинцовые шарики. Во втором случае число ударов ограничивалось 39-ю, ибо при большем числе бичуемый мог умереть от болевого шока. А этого никак нельзя было допустить - ведь казнимый должен был еще помучаться на кресте и умереть на нем.
Само распятие применялось тоже двух видов (эту казнь Рим заимствовал у Карфагена). При одном казнимого просто привязывали к перекладине, а во втором - прибивали. Привязывание считалось много более мучительной казнью, ибо казнимый тогда дольше не умирал и больше мучился. Так, например, казнили Спартака и всех захваченных рабов из его армии. Причем крестные муки, по свидетельству тех, кому удалось чудом уцелеть, были самые сильные из всех других видов казни, превосходящие даже муки посаженного на кол или тех, у кого в китайских казнях большой тяжести крыса выедала живот. Вопрос, впрочем, спорный, ибо воспоминаний о муках посаженного на кол или съеденного крысой мне не попадалось.
В любом случае распятие считалось не только мучительнейшей, но и позорнейшей казнью. Ею казнили обычно восставших рабов и разбойников. Одна деталь: гвозди вбивали не в ладони, а в запястья (канонический вид Христа с гвоздями в ладонях не соответствует историческим реалиям). И под ногами у казнимых прибивалась маленькая дощечка, на которую мог бы опираться казнимый. Ибо если бы он просто висел на пришпиленных руках, то умер бы слишком быстро от удушья, от того, что мышцы грудной клетки устали и не могли бы поднимать грудную клетку со всем телом для дыхания. А с подставкой несчастный мучился до трех (!) суток. В этом обстоятельстве - разгадка вроде бы непонятной процедуры, описанной в Евангелии от Иоанна: римский стражник, чтобы не оставлять тела на пасхальную субботу непогребенными (это противоречило иудейским обычаем, и они просили похоронить тела до наступления сакрального дня), перебивает дубиной голени казнимым. Он это делает именно для ускорения наступления смерти от удушья. Подойдя к Христу, стражник увидел, что Тот и так мертв и, чтобы не утруждаться, не размахивать дубиной, не перебил Ему ноги. Но на всякий случай, для проверки, ткнул Его копьем под ребро, на что Христос никак не отреагировал. Вот и хорошо, как видно подумал стражник, без моей помощи отмучился.
Существует так называемая историческая реконструкция библейских событий ( основал историческую школу Джеймс Фрэзер своей знаменитой "Золотой ветвью", а затем продолжил в "Фольклоре в Ветхом Завете", потом этим, например, много занимался Зенон Косидовский в своих "Сказаниях евангелистов", "Библейских сказаниях"; частично так же написана замечательная книга Даймонда "Бог, евреи, история"). Историческая школа интерпретирует происшедшее не как некое чудо, но как вполне объяснимое природное явление. Например, переход Моисеем с народом посуху Красного моря объясняется сильным ветром, который отогнал воду (впрочем, о ветре сказано и в Библии); добывание Моисеем воды из скалы ударом посоха - тем, что в камнях часто образуются полости с водой, прикрытые тонкой корочкой извести; голос ангела из загоревшегося куста - тем, что такой куст (неопалимая купина) действительно произрастает, он выделяет эфирные масла, которые могут самовозгораться; кормление еврейского народа манной небесной в течении 40 лет блуждания по Синаю - тем, что в пустыне действительно произрастает растение (тамарисковый кустарник), которой выделяет съедобный сок, застывающий в виде белых шариков, разносимых ветром.
Я, в духе этой школы, могу предположить, что Иисус Христос на кресте не умер, но находился в глубоком обмороке. Когда тела казненных сняли, то разбойников закопали, а тело Христа положили в пещеру. Там он пришел в себя, отвалил камень, закрывающий вход в пещеру, и вышел. Так исторически и рационально можно было бы объяснить воскресение Иисуса Христа. Но, разумеется, таким образом ни в коем случае нельзя объяснить происхождение и суть религии.

Как выглядел Христос?

Но вернемся в 1-й век. Зная сейчас, какой огромный резонанс в мире вызвало возникновение христианства, нам хочется больше узнать о его основоположнике. Увы, Евангелия, в которых излагаются вроде бы биография и учение Христа, не дают почти никакой информации о его, скажем, внешнем облике. Мы просто не знаем, как он выглядел. Тот привычный вид - красивое, немного аскетическое лицо с бородкой,- постепенно создавалось иконографией, причем отчетливо видно, как от века к веку возникал этот канонический облик. Из Евангелий нельзя узнать ни о его росте, ни о каких-то характерных особенностях. Тот факт, что Иуде пришлось показать Христа римской страже с помощью поцелуя, говорит о том, что Христос не был cлишком известен и, косвенно, свидетельствует о том, что Иуда не мог указать явных примет (то есть их не было), по которым стражники могли бы его опознать. Вот и пришлось целовать... А Герберт Уэллс проницательно подметил, что поскольку Христос умер (или потерял сознание) на кресте очень быстро, это намекает на его тщедушное телосложение и слабое здоровье.
В свое время (не так давно - всего десять лет назад) очень большие надежды возлагались на отпечаток мужского тела на полотне - той самой плащанице, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа. Это так называемая "Туринская плащаница" (хранится в Турине), льняной хост длиной 4 и шириной несколько более одного метра. Снимки этого отпечатка, в том числе в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах, многократно помещались и в научных, и в популярных изданиях. Плащанице посвящено множество публикаций.
Ровно сто лет назад, в мае 1898 года адвокатом Секондо Пиа по заказу итальянского короля Умберто I. была сделана первая фотография святыни. При обработке фотопластин, к великому изумлению адвоката, произошло нарушение всех правил фотоискусства: негатив выглядел позитивом. Тело Человека под плащаницей обнажено. Отчетливо виден лик. Глаза, длинные волнистые волосы, пробор посередине, усы. Приоткрыты губы. Рана в грудной клетке, рана на бедре от удара копья. Кровавые следы от ударов плетью.  Christos plashanica Christos Rublev

Папским хранителем плащаницы служит с 1989 года архиепископ Турина 73-летний кардинал Джованни Салдарини. Плащаница на обозрение выставляется всего один раз в четверть века (в последний раз это происходило с 27 августа по 8 октября 1978 года. Значит, следующее "остенсионе" - показ в кафедральном соборе - могло бы состояться лишь в 2003 году). Но папа римский Иоанн Павел II сделал исключение и позволил организовать демонстрацию плащаницы в 2000 году.
Поражало в отпечатке на плащанице многое - и то, что на плоскости дана такая точная развертка трехмерного тела (что почти невозможно сделать рядовому художнику-фальсификатору), и следы тернового венца на лбу, и следы раны от удара копья на груди. На снимках были даже отпечатки монет, которые по еврейскому погребальному обряду клали на глаза усопшего. Причем именно во времена императора Тиберия, когда и произошла казнь. Более того, одна монета имела ошибку (пропущенную букву) в написании имени Тиберия. О том, что часть монет с Тиберием выпущена с "опечаткой", стало известно позднее, когда в коллекциях нумизматов обнаружили еще пять таких же монет! И пыльцу на плащанице обнаружили как раз тех растений, какие произрастали там в 1-м веке, и была она того же возраста... На тему неопровержимой подлинности плащаницы проходили конференции в Акапулько, исторические портреты Христа во множестве тиражировались. На них представал мужчина мощного телосложения с бородатым лицом крепкого крестьянина, мало похожий на канонический облик. Не далее, как уже в апреле этого года (1998г.) появилось сенсационное сообщение, будто бы на плащанице обнаружены следы человеческой крови и, если она подлинная, то, стало быть, мы имеем кровь Христа. И если бы святые отцы дали бы побольше кусочек от Плащаницы, то с помощью генетического анализа ДНК можно было бы узнать и расу Христа, и вообще многие его особенности как человека. Так что и в поисках чаши Святого Грааля не нужно никуда ездить, и совершать подвиги в битвах с драконами не нужно. Остался шаг до разговоров о клонировании Иисуса. Вот уже и кощунством потянуло.
Увы, все в прошлом. Неоднократный радиоуглеродный анализ ткани плащаницы, выполненный в последние годы, показал, что ее ткань имеет возраст не ранее XIII века. Именно в этом веке процветала торговля поддельными реликвиями, так что в разных местах скопилось кусков от креста Христа на строительство целого корабля, Кроме того, там имелось несколько голов Иоанна Крестителя и количество его рук, которому мог бы позавидовать сам Шива. Так что пыльца, монеты и прочие пикантности, скорее всего, журналистская фантазия и, в духе Средних веков, маленькие фальсификации.
Плащаница была вывезена французским крестоносцем Отто де ла Рошем из Константинополя в 1204 году, а затем ее история прослеживается более- менее достоверно вплоть до нашего времени. Но где она была предыдущие 1100 лет? Ведь это огромный срок! За это время ткань (если ее не хранить в специальных условиях) просто истлевает. Достаточно сказать, что папирус, пергамент и бумага, имеющие примерно тот же срок "жизни", начинают распадаться через 500 лет, что и приводило к необходимости периодически переписывать древние тексты. Только в особо благоприятных сухих условиях в пирамидах Египта или пещерах Мертвого моря сохранились свитки, написанные до нашей эры, благодаря чему мы имеем, скажем, Кумранские рукописи, писавшиеся в период со 2-го века до нашей эры по 2-й нашей. Это была община, родственная ессеям, секте иудаизма, в которых была очень сильна вера в скорое пришествие мессии. В этих сектах и закрепилось мнение о том, что мессия уже пришел, пострадал на кресте, взяв на себя грехи всего мира. Сами ессеи или сходная с ними секта назореев вовсе не считали себя чем-то отпавшим от иудаизма. Напротив, они были уверены, что как раз наиболее строго выполняют закон. И что их Учитель праведности есть возвещанный пророками мессия. Не случайно он говорил: " Не нарушить закон я пришел, но исполнить". И как раз поэтому почти всякое действие Христа в Евангелиях объясняется ссылками на Ветхий завет как на исполнение пророчеств - начиная с места его рождения в Вифлееме, бегством в Египет и кончая смертью на Голгофе.
Буквально в эти дни в связи с пасхой снова возник повышенный интерес к туринской Плащанице. Вот что сообщает пресса: с 18 апреля по 14 июня в итальянском городе Турине будет открыт доступ публики к Плащанице, в которую по преданию было завернуто тело распятого Христа, сообщает агентство "Франс Пресс". Это "остенсионе" как раз и посвящено столетию со дня изготовления первой фотографии плащаницы. Организаторы выставки готовятся принять до 4-х миллионов посетителей, среди которых 24 мая будет Папа римский Иоанн Павел II.
Сама Церковь официально не считает святыню подлинной. Десять лет назад, в 1988 году комиссия, назначенная Ватиканом, установила, что льняной холст размерами 436 на 110 см относится к 12-13 векам. Данное заключение в последнее время подвергается сомнению, а в консервативных католических кругах требуют проведения новой экспертизы. Официальную позицию Церкви выразил архиепископ Туринский. "Плащаница ни в коем случае не является Иисусом, это только напоминание о том, что он сделал для нас", - сказал он. То есть, эти слова значат, что подлинность Плащаницы не имеет для Церкви решающего значения. Между прочим, эту позицию церковь занимала еще и до проведения радиоуглеродного анализа.
Год назад, 12 апреля 1997 года во время пожара в Туринском соборе Плащаницу спас от гибели пожарный, который сумел разбить молотком бронированное стекло и вынести холст. Что ж, очень хорошо, что спас. Как никак - реликвия, пусть и не относящаяся к самому Христу. А сомнению можно подвергать все, тем более результаты радиоуглеродного анализа. Вот например, патриархат подвергает сомнению аутентичность останков Николая II и его семьи, подтвержденную тремя независимыми генетическими анализами, и на этом основании отказывается принять участие в погребении останков, назначенных на 17 июля этого года.

Christos 4 - 12 vek

... Вернемся в первый век. В рукописях первых иудео-христианских сект мы напрасно будем искать сведения об историческом Иисусе. Они все полны отсылок к ветхозаветным текстам, в которых говорится о пришествии потомка из рода Давида, спасителя и мессии, но ничего конкретно о том, кто уже, по их мнению, пришел. Еврейское слово мессия (машиах - помазанник) было дословно переведено на греческий как Христос, причем христианами членов первых иудаистских сект назвали их противники как бы в насмешку: эти бедняки, живущие общинной жизнью с коллективной собственностью, называют своего Бога Христом (Помазанником), следовательно, они, видите ли, сами намазанные (имелось в виду - дорогими благовониями). Это все равно, как если бы каких-нибудь нищих или уборщиков нечистот издевательски называть осыпанными золотом. Да именно от такого глумливого названия и произошло слово "золотарь". Но кличка "христиане" привилась, и уже к концу 1-го века последователи новой религии стали себя называть христианами. Причем настоящими христианами стали не кумраниты, ессеи или назореи (продолжавшие смутно говорить об уже пришедшем мессии, которого они называли Учителем праведности, Светом миру, а себя - назореями, или сынами света), а жители обширной Римской империи самых разных народов.
Во всяком случае, становится понятным, почему о личности реального Иисуса Христа так мало известно. Для назореев его человеческая природа значила не много. Главное - он Сын Бога и сам Бог. Он Спаситель и дарователь вечной жизни. Что же касается современников из римского образованного общества, то их совершенно не интересовал какой-то очередной пророк из далекой Иудеи, входившей в окраинную Римскую провинцию Сирию. Это все равно, как если бы сегодня какой-нибудь известный американский историк (скажем, Ричард Пайпс) вдруг начал бы писать о некоем нищем пророке из Индии, объявившем себя новым Буддой. Для образованных римлян все их восточные провинции в духовном смысле представляли набор из нелепых и темных предрассудков, которые заслуживают лишь презрения.
Тем не менее, о Христе есть и достоверные сведения. Вернее, о самом факте его существования. Так, Иосиф Флавий, один из руководителей восстания в Иудее против Рима в 66 году (затем он был пленен, перешел на сторону римлян и стал заведовать архивом и библиотекой у императора Веспасиана и его сына Тита, давших Иосифу свое родовое имя Флавий), написал о Христе. Правда, сам Иосиф родился в 37 году, то есть после смерти Иисуса, так что не был его современником. Да и этот его кусочек о Христе долгое время считался интерполяцией, вставным куском позднейшего христианского переписчика. На то были основания, переписчик, действительно, переусердствовал, ибо не мог настоящий иудаист, а затем римский гражданин, каковым был Иосиф, писать о Христе как о Боге. Но в 70-х годах нашего века был найден текст египетского епископа Агапия (Х век), который вставил в свою "Всеобщую историю" кусок из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия без всяких следов интерполяции. Этот кусок звучит так: "В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетельностью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки". Видите, здесь нет утверждений о Божественной сущности Христа, и даже о том, что он воскрес, говорится не как о факте, но как о рассказе его учеников. Да и само Его мессианство подается в форме "может быть". А позднее о Христе (скорее - о христианах) упоминали римские историки Плиний Младший (он был также крупным администратором), Тацит и Светоний
Да, мы почти ничего не знаем ни о внешности Христа, ни о его земной биографии (исключая отдельные эпизоды, описывающие жизнь Христа после его 30-летия, и последнюю неделю жизни), ни даже о том, когда он точно родился. Лишь один из евангелистов - Лука упоминает, как Иисус в 12-летнем возрасте поражал молящихся в Храме своей ученостью. Марк и Иоанн вообще ничего не сообщают о рождении, детстве и молодых годах Иисуса. Равным образом, как нет точных сведений о его возрасте. Принято считать, (по данным Луки), что он начал свое служение в 30 лет и закончил в 33. Но из Евангелия от Иоанна можно сделать вывод, что ему уже было около 50 лет.
Теперь по поводу рождения Христа. В Евангелии от Луки сказано: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была в правление Квиринея Сирией. И пошли все записываться каждый в свой город". Итак, если верить Евангелию от Луки, то Святое семейство направилось из Назарета в Вифлеем (по приказу тогдашнего наместника Квиринея, перепись надлежало проходить в месте рождения главы семьи - в данном случае Иосифа). Там и родился Иисус. И в этом случае произошло чудесное рождение в 6 или 7 году нашей эры, ибо именно в это время, как достоверно установлено, Квириней (историческое лицо) проводил перепись населения в Иудее. А вот в Евангелии от Матфея причина рождения Иисуса в Вифлееме указана совсем другая : "Ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля" (имеется в виду пророк Михей). А далее рассказывается, как царь Иудеи Ирод Великий (получивший власть от римлян) вызнал от волхвов время появления звезды, предвещавшей рождение младенца, с тем, чтобы его погубить. Ангел дает об этом знать Иосифу и тот бежал со всем семейством в Египет, где пробыл не менее года и откуда вернулся только после смерти злодея Ирода.. Но тогда получается, что Иисус родился не позднее 5 года до нашей эры, так как уже в 4 году до н.э. Ирод умер. Этот Ирод (Великий) тоже вполне историческая личность (не путать с другим Иродом Антипой, к которому Пилат направил арестованного Христа и который был четвертовластником во времена Тиберия и Понтия Пилата). Об Ироде Великом, который был чем-то вроде иудейского Сталина, много и с большим отвращением пишет Иосиф Флавий, живописуя его злодейства (но не приказ избивать всех младенцев, о чем Флавию ничего не известно). Нам важно отметить, что разница в возрасте Иисуса Христа, вычисленная по данным Евангелия от Луки и Евангелия от Матфея, составляет 11-12 лет. Другие же два евангелиста вообще ничего не сообщают о Его рождении. "Итак, - меланхолично замечает православная энциклопедия "Христианство", - ни год, ни день Рождества Христова не определим с научной точностью" (М. 1993, т.1. с.594)

В каком смысле Христос был богом

Человека, не наделенного глубоким религиозным чувством веры, после всего изложенного все равно интересует вопрос: так, все-таки, существовал Иисус Христос или нет? Ответить однозначно невозможно. Иисус Христос как историческая личность, без всякого сомнения, существовал. Доказательством тому служат вовсе не Евангелия, написанные не ранее, чем через 50 лет после смерти Христа и, как полагают многие библеисты, скорее всего, не теми людьми, которые обозначены как авторы (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
Евангелия (независимо от их авторства) есть плод записи устной традиции и устного творчества, которое к концу первого века уже широко распространилось по Римской империи. Не удивительно, что в них имеется много противоречий как друг с другом, так и внутри каждого из них, много исторических несоответствий, на чем так любили играть атеисты. Да что там Евангелия - достаточно прочитать мемуары нынешних военных или политических деятелей, чтобы увидеть там множество всякого рода несоответствий данным из других источников. Я помню, читая воспоминания Светланы Аллилуевой, затем другого члена семьи - Владимира Аллилуева (Хроника одной семьи), затем разных там Рыбиных (один из охранников Сталина), Орлова и др. удивлялся: один пишет, что Сталин был на похоронах Надежды и даже шел пешком до могилы, (Рыбин) второй, что частично шел, частично ехал (Орлов и цитируемый им Ягода), третий, что доехал только до середины, четвертый - что вообще не ездил (Владимир Аллилуев). И все - либо сами свидетели, либо ссылаются на них. Что же ожидать от малограмотных авторов повествований, которые писали спустя 50 и более лет после описываемых ими событий, в руках у которых не было почти ничего, кроме устных рассказов и преданий. Поэтому один пишет о Квиринее, который якобы приказал проходить перепись по месту рождения главы семьи (чисто еврейское правило, которому не следовали римские чиновники), второй - об умывании рук Пилатом, чтобы показать непричастность к казни Христа (тоже совершенно еврейский обычай).
По поводу роли Пилата и евреев в казни Христа (особенно предательства Иуды) стоит сказать подробнее. В самом раннем христианском произведении - посланиях Павла (датируемых 50-ми годами) - ничего не говорится о предательстве Иуды. Невозможно поверить (совершенно справедливо пишет Косидовский), чтобы Павел (Савл), ставший после смерти Христа его самым верным адептом, не знал или не посчитал бы нужным рассказать или хотя бы упомянуть о таком потрясающем обстоятельстве в судьбе Учителя, как предательство ближайшего ученика-апостола. Вывод однозначен: во времена Павла легенды о предательстве Иуды еще не было. Она возникла, когда христианство стало широко распространяться по империи (то есть еще спустя много лет после Павла). Римские же власти не отличали христианство от иудейских верований. В глазах римских властей все это была сплошь бунтовщическая зараза (в Иудее как раз в это время полыхало очередное восстание против Рима), и потому они начали жестоко преследовать христианство (особенно при Нероне и Домициане) как опасное для устоев Рима "еврейское подрывное учение". Христиане же, которые в то время, в основном, были не евреями, в целях самозащиты создали (стихийно) версию, согласно которой их Бог сам пострадал от евреев. Дескать, римский прокуратор Пилат ("добрый, благородный, настоящий римлянин Пилат"!) хотел спасти Христа от смерти, да еврейский Синедрион настоял и толпа требовала "распни его, распни его". А уж Пилату только и оставалось, что "умыть руки".
Доказательством исторического существования Христа является само христианство, его широкое распространение и завоевание главенствующего положения в том самом Риме, который его еще недавно так преследовал. Точно так же, как иудаизм доказывает существование Моисея, буддизм - Будды, а ислам - Мухаммада.
Но вот как быть с тем, что Христос был не только предсказанным пророками Мессией, но и Сыном Бога и Богом? Это - дело веры. Если она есть, то некоторым метафизическим образом можно считать, что Христос был не только человек, но и Бог. Каким именно? Да вот хотя бы и тем, что в таком виде человечество впервые дозрело до мысли о том, что человеческое мышление есть высшая, некоторым образом, божественная ценность. Что идея, высказанная человеком, обретает бессмертие. Что люди равны перед законом. Что любовь между людьми есть главное содержание их жизни. Впрочем, незачем рассказывать своими словами. Это все было сказано Иисусом Христом в Нагорной проповеди.
Вот некоторые из высказываний Иисуса Христа (так называемые логии), вошедшие в язык, в искусство, в нравственность.

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (в новых переводах "нищие духом" переводится как "осознающие духовную потребность в Боге").
Блаженны изгнанные за правду.
Не противься злу насилием. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую.
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.
Хлеб наш насущный дай нам днесь (каждый день) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Не судите, да не судимы будете.
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего.
Не мечите бисер перед свиньями, ибо попрут его ногами.
Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.
Не кладите в протянутую руку камень вместо хлеба.
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (отсюда выражение - волк в овечьей шкуре).
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
Трудящийся достоин пропитания (но отсюда не следует "не трудящийся да не ест", как то измыслили позднее кое-где).
Будьте мудры, как змии и кротки, как голуби.
Не человек для субботы, а суббота для человека.
Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и доме своем (Нет пророка в своем отечестве).
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное ( "Игольные уши" - название узких ворот в Иерусалиме. Второе объяснение дает И.Свенцицкая в книге "Тайные писания первых христиан". Она пишет, что фраза сначала звучала так: "Удобнее канату пройти сквозь игольные уши...", ибо по-гречески канат - камилос, а верблюд - камелос - разница в одной букве, что и привело к ошибке.).
Будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, но мало избранных.
Кто возвышает себя, унижен будет, а кто унижает - возвысится.
Устами младенцев глаголет истина.
Кесарю - кесарево, а Божие -Богу (в СССР эта логия превратилась в "Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево" - ее произносили сантехники, намекая на дополнительную мзду).
Не хлебом единым жив человек.
Возлюби ближнего, как самого себя.
Дух силен, плоть же немощна.
Врачу - исцелися сам.
Все взявшие меч от меча и погибнут.

По-моему, впечатляет. А я здесь привел малую часть логий Христа, да кроме них весь Новый завет наполнен притчами, послужившими основой для огромного количества полотен, литературных произведений, опер, а ныне кинофильмов и телепостановок.
Одно воспоминание из нашей "прошлой жизни". Многие высказывания Христа (и из Библии вообще) оказывались частенько в текстах речей партийных вождей - у Хрущева, например, или Брежнева. Речи им писали партийные чиновники-референты, которые использовали яркие и образные словесные обороты, обычно не зная их источника и происхождения и полагая, что они представляют собой нечто вроде народных присловий. Затем, когда издавались чуть ли не академические "собрания сочинений" вождей с золотым тиснением, то ученые комментаторы, которые, разумеется, знали, откуда все эти "Око за око", и "Взявший меч от меча и погибнет" в примечаниях скромненько так, внизу, писали: "Из старых книг". Не напишешь же, что слова "Взявший меч от меча и погибнет" - это высказывание Александра Невского. Он их говорил, но - в одноименном кинофильме Эйзенштейна. А нас самом деле? Возможно, и говорил, ибо был христианином. Но он всего лишь повторил изречение Иисуса Христа. Тем более не напишешь, что цитата из Ветхого или из Нового Завета, когда Библия изымалась на таможне и во время обысков как вредная антисоветская литература. И вот, оказывается, новенькие, свеженькие многотомные издания вождей (хотя бы и 9-ти томное брежневское "Ленинским курсом", да и "Новое мышление для страны и всего мира" Горбачева) сданы в утиль, а "старые книги" снова, как всегда, остаются "актуальными" и молодыми.
Христос как Бог существует в том же смысле, как существуют, например, рай и ад. Эти понятия, по словам выдающегося богослова и культуролога Александра Меня, описывают состояние души человека. Состояния экстаза любви или счастья от творческого успеха вполне можно называть райским блаженством. А дикую злобу, чувство неутоленной мести или зависти можно считать адом. И они в этом смысле существуют вполне "объективно".

(Продолжение следует)

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?