СТАРЫЕ ПЕСНИ НА СТАРЫЙ ЛАД

01-01-1998

torchil2
Все чаще со всех как российских, так и не российских сторон слышится, что облик, манеры, а также внутрення и внешняя политика руководителей преображенной России начинают до боли напоминать то самое, от которого с такими муками страна, вроде бы, освобождалась в течение последних десяти лет. Особенно заметно это было в дни иракского кризиса, когда советская (виноват, российская) дипломатия посредством по всем действиям чисто советского (тут уж без оговорок) министра иностранных дел Примакова действовала так печально знакомым образом, подрывая решения ООН, разрушая единую позицию мирового сообщества, направленную на обуздание самого опасного из существующих в мире режимов, явно и неявно угрожая и Америке и остальному миру если и не мировой войной, то уж, во всяком случае, замораживанием процесса разоружения. И неважно, что поддержка наиболее агрессивной части исламизма такой все еще достаточно влиятельной страной как Россия не только провоцирует вспышки антиамериканизма даже в арабских союзниках США, но и непрерывно увеличивает опасность фундаментализма в самой России главное уесть Америку и показать, что пороха в пороховницах еще ого-то?

Конечно, можно рассматривать иракскую историю изолированно, считая, что тут задействованы локальные нефтяные интересы и тому подобное, а в общем и целом политика ельцинской России остается в русле демократии и прогресса. Получается, однако, плохо. Чем внимательнее смотришь на происходящее в России, тем сильнее заметны тенденции возврата к традиционному "закрытому" обществу. И дело даже не в том, что провозглашенными правами на свободу передвижения может пользоваться только ничтожная часть населения, которая и так всегда передвигалась куда и когда хотела, а остальная часть из-за хронического безденежья не то, что поехать в соседний город родных навестить не может (пассажирские ж.д. и авиа перевозки по разным направлениям упали за последние 5 лет в 2-6 раз), но даже и по телефону позвонить становится уже не по средствам. И не в том, что свобода слова на политику правительства никак не влияет. Или, точнее, и в том, и в том, и в том вместе. Но и сверх этого, информационный прессинг, в старые времена, известные под названием промывания мозгов , потихоньку возвращается к своему прежнему уровню. И проводится в той же бесстыдной манере, что и когда-то. Иногда замечаешь это в совершенно неожиданных, но очень показательных мелочах. Об одной из них я и хочу рассказать.

Помню, как лет пятнадцать тому назад, в самые, что ни на есть, застойные времена в популярном уже тогда еженедельнике "Аргументы и факты'' (его, правда, между собой московская интеллигенция называла тогда "Аргументы против фактов", и относилась к нему хотя и с брезгливостью, но, одновременно, и с некоторым восхищением, по достоинству оценивая фантастическую изобретательность и изворотливость его сотрудников в непрерывном выдавании черного за белое) в рамках ненавязчивой пропаганды преимуществ советского образа жизни перед заграничным гнильем появился забавный материал. На последней странице, где постоянно публиковались липовые письма-вопросы липовых читателей и идеологически выдержанные ответы редакции, появился якобы взаправдашний вопрос некоего гражданина по поводу того, не сможет ли кто, наконец, честно сказать ему, что больше рубль или доллар? И хотя только ленивый не знал, что при официальном курсе в 67 копеек за доллар на самом деле за доллар платили где-то рубля четыре ( бывало и до шести), а стало быть вопрос был задан редакцией самой себе, чтобы получить удобный повод ввинтить в сознание читателей очередную порцию оболванивания, но сделано это было мастерски. Редакция не стала печатать в ответ широко известный назидательный стишок Сергея Михалкова о том, что кровавый империалистический доллар не в пример гаже честного советского рубля, а ответила чистой правдой. Но вот как эта правда была подана?

Чего там рассуждать о всяких сложных банковских делах, золотом обеспечении и международных курсах - вещала умная редакция - все равно вам этого не понять. Давайте мы вам все на конкретном примере объясним.

Вот, допустим, вы находитесь в центре Москвы с рублем в потной ладошке или в центре Нью-Йорка, но в той же потной ладошке зажат уже не рубль, а доллар. Прикиньте - в городе желтого дьявола (для тех,
кто забыл, напомню, что в советской знаковой системе это кодовое имя Нью-Йорка) при цене билета на метро в 70 центов (тогдашняя), вам только и остается, что уехать в одну сторону, куда глаза глядят, чтобы непременно быть ограбленным где-нибудь на окраине, и без всякого уже вернуться пешком на то место, с которого вы стартовали. Вот и все, что можно состричь с хваленого доллара. А вот в Москве, где бы вы ни стояли, доходите до ближайшего метро, едете, к примеру, до Третьяковки (проезд 5 копеек), культурно наслаждаетесь искусством (входной билет 30 копеек), перекусываете пирожком с мясом (10 копеек), отсиживаете сеанс в кино (30 копеек), покупаете жене букетик незабудок (20 копеек) и на оставшийся пятачок тем же метро добираетесь, куда вам надобно. И сыт, и культурен, и нос в табаке, и внимателен -и все за рубль ! Так что же на деле больше, дарахие товарыщы? Поскольку уровень зарплат и цен на ширпотреб предусмотрительно даже не упоминался, то читатель должен был потрясенно умолкнуть и обрести полное доверие к родной деревянной валюте. А еще хулят советскую пропаганду за прямолинейность!

Казалось, однако, что время подобных изысканных обдуриваний кануло в Лету, и преображенные "Аргументы и факты" надежно стоят на позициях гласности, демократии и неподтасованной информации. Ну-ну, не надо горячиться. Не зря, как мы уж говорили, многие, все чаще оговариваясь, называют Ельцина Брежневым, время бурных экономических преобразований застоем, начальствующих "реформаторов" скопищем взяточников и нечистоплотных личностей, а контроль над "свободной" информацией чуть ли не более тугим, чем в тогдашние времена. Цикл вернулся к исходной точке. И это не могло не найти своего отражения в печати. Потому я хотя и был потрясен, но не так уж чтобы и очень, когда прочитал недавно в "Аргументах и фактах" (которым, по-видимому, пора вновь присваивать почетное имя "Аргументов против фактов") чудную переписку с читателем под названием "Наша валюта кое-чего стоит".

С первого января рубль стал равен французскому франку или финской марке. А что можно купить за один франк во Франции и за одну марку в Финляндии, - интересуется любознательный г-н Андреев из Ростовской области. Узнаете вопрос? Узнаете и ответ. По сообщению редакции, в посольстве Франции к их вопросу отнеслись с недоумением, поскольку за один франк там (во Франции, а не в посольстве) купить нельзя ничего, и даже за метро надо выкладывать не менее 7 франков. И финские посольские тоже оказались туповаты, поскольку тоже не сразу поняли о какой такой марке идет речь. Потом, правда, напряглись и доложили, что маленькая булочка в Хельсинки стоит 3 марки, а отправка письма 1,7 марки. А за наш ржавый, гордится редакция, можно получить 8-10 коробок спичек, либо треть батона хлеба, либо стакан молока, либо даже полстакана семечек.

Вывод - цитирую: Так что наш рубль будет все-таки "покрепче".

Вот и давай, шикуй, любящее правдивую информацию население.

Хоть, конечно, как когда-то, на кино с Третьяковкой и не хватит, да и о поездке на метро, которая сейчас тянет на 2 рубля, редакция помалкивает, но тоже, в общем, неплохо. И, главное, в полном соответствии с доброй советской традицией: никаких смущающих ум сведении о том, а сколько, собственно, этих самых франков и марок получает средний зарубежный житель и насколько (или, точнее, во сколько раз) это больше доходов любимого правительством россиянина, не сообщается. Лепота. Небось, как сидел в отделе лжеписем комитетский отставник из отдела дезинформации, так до сих пор сидит, только что поручениями поактивнее загружать стали.

Вот так в печальном маленьком отчетливо просматривается столь же печально большое. За что боролись, на то и напоролись... Конечно, надо Ирак с Ираном поддерживать. Не Америку же с ее хилым долларом.

Комментарии

Добавить изображение