Какое самое худшее слово из трех букв между 1-м и 15-м апреля? (Американская загадка)

01-01-1998

Mark Reitman

Закончилась недавно очередная налоговая страда, когда каждый американец превращается в собственного очень финансового агента, стремящегося найти лазейки в жестких налоговых правилах и по возможности нагреть "дядю Сэма": даже вариант инструкции по заполнению налоговой декларации, помещенный в изданном журнале, предлагает это сделать. Впрочем, эта ежегодная кампания показывает скорее, что американцы вовсе не одержимы духом "Золотого тельца". Они часто ленятся узнать простые правила, позволярщие благовидно улизнуть от налогов или заплатить только часть из них, переложив другие на "потом". Освободившееся таким образом время истый американец охотнее употребит на обсуждение бейзбола, исполнителей поп или кантри, а то и на упадок патриотизма или на что-нибудь еще в равной степени бесполезное. И уж во всяком случае ни один уважающий себя американец не помнит истории вопроса и не знает, что происходит потом с его деньгами. К тому же 40 миллионов американцев ежегодно не укладывартся в сроки или в финансовые обстоятельства, и их налоговые декларации 15 апреля остаются сиротливо лежать на телевизорах.

Может вам повезет больше, чем мне, но аборигены не могли сказать, откуда взялись "таксы". Между тем, они дают сейчас примерно половину поступлений в бюджет - этак за пятилетку набегают триллионные суммы, заслуживающие более внимательного отношения к себе! Ей-богу: в СССР недаром считали пятилетками: ведь двести миллиардов -- это куда менее внушительно, чем триллион в пятилетку.

Организация, ведающая сбором налогов, Internal Revenue Service, или IRS, что означает Служба Внутренних Доходов, по-видимому, не зря служит ответом на шуточный вопрос "Какое самое худшее слово из трех букв?" Ее почему-то американцы ужасно не любят. Так не любят, что даже ФБР, Immigration and Naturalization Service (INS) и ЛАП (лос-анджелесская полиция) не идут c ней ни в какое сравнение. Что дурное числит американская публика за этой огромной и работящей, а главное совершенно необходимой службой? А все! решительно все! В особенности то, что, так сказать, сегодня стоит на повестке дня неутомимой общественности.

Сексуальное приставание к женщинам-сотрудницам? Так только этим в IRS и занимаются, о другом и не мыслят. Только не подумайте, что это делает мужчин - сотрудников IRS сколько-нибудь счастливыми: они поголовно жалуются на "обратную дискриминацию", т.е. на замедленное продвижение по службе в сравнении с женщинами. Не забудем также пренебрежение и грубость к клиентам. Налоговая страда включила все эти вопросы в поле зрения средств массовой информации, но сотни других стоят на повестке дня круглый год- только телевизионного времени на них не достает. Все это вспоминалось на прошедших две недели назад слушаниях в Сенате США. Клинтон пригрозил, что ведомство ждет "Коренная перестройка", а Чарльз Россоти, директор IRS, на вопрос журналистов, как это следует понимать, сказал, что и сам непрочь бы это знать.

Подоходный налог, как ни удивительно, -- это сравнительно недавнее изобретение человеческого общества - я-то думал раньше, что его знали еще вавилоняне и шумеры. В таких случаях меня посещает не слишком глубокая мысль: неужели до него не мог додуматься какой-нибудь Платон? Ведь и в его время у государства уже не хватало денег и он задумывался над их нехваткой. Нет, в древности, оказывается, брали налог с торговых операций, брали с жилищ, брали за отказ служить в армии, за бракосочетание (к этому налогу собираются вернуться!) - с чего только ни брали. Из-за чрезмерного, по их мнению, налога на чай колонисты начали в свое время войну за независимость США, вылившуюся в прямом и переносном смысле в "Бостонское чаепитие". А брать налог с дохода - долго не догадывались.

Впервые его стали собирать на постоянной основе в 1842 г. Во все той же Англии, которой чаепития не хватило, чтобы утолить жажду на столетие: предстояла еще Крымская война. В США этот налог впервые собрали в 1861 г. В качестве временной меры, связанной, разумеется, с гражданской войной между Севером и югом. И мера эта американцев ужаснула в полной мере -- более, чем сама гражданская война. По крайней мере ни в следующем году, ни в последующие 10 лет к этому налогу не прибегали, хотя гражданскую войну с индейцами продолжали.

Последующие десятилетия прошли в яростной, чуть ли не с применением огнестрельного оружия, борьбе вокруг по
доходного налога среди законодателей. В 1895 г., на одном из этапов этой борьбы, подоходный налог был признан неконституционным Верховным судом США. Казалось бы все, решение принято раз и навсегда- остается теперь лишь ждать, когда вымрет половина состава Верховного суда (как известно, члены этого суда, как и генсеки КПСС, в отставку не уходят, пока могут шевелиться). Тем не менее 16-я поправка к Конституции нашей страны, принятая в 1913 г., разрешила-таки правительству облагать налогом доходы населения. При этом не облагались налогом только первые первые 3000 долларов, составлявшие "экземпцию". Из дохода свыше полумиллиона извлекались в качестве налога уже по 7%. Подоходный налог платили только 1% населения страны, остальные считались слишком бедными для этого.

Этот налог носил прогрессивный характер, но не в смысле какого-либо содействия прогрессу, а в том смысле, что более низкий доход облагался более низким налогом (не путать с "экземпцией", которая вычиталась из общей суммы налогообложения). Однако блаженная пора низких подоходных налогов длилась недолго.

Начавшаяся вскоре Первая мировая война привела к беспрецедентному росту прогрессивного налога: в конце войны он достиг 77% дохода состоятельных людей! К 1928 г. максимальный налог упал до 25%, к чему это привело - всем известно, к мировому кризису, оттого что толстосумы окунулись в биржевые спекуляции. И поэтому в ближайшие 7 лет налог пришлось повысить до 81%. Именно из этих денег оплачивались президентом Франклином Рузвельтом бросовые общественные работы 30-х годов, с их помощью власти боролись с безработицей. Наряду с полезными хайвеями, строили и много ненужного. Например, безработные вырыли канал между материком и полуостровом Кэйп-Код неподалеку от Бостона. Через 20 лет после этого при президенте Джимми (звучит по-английски как "Яшенька") Картере, другом поклоннике социализма, подумывали о том, чтобы канал зарыть. Разве это не напоминает вам Ильфа и Петрова, когда на одном воскреснике с песнями рыли ямы для трамвайных столбов, а на другом -- их же и с теми же песнями зарывали? Хотя есть и отличие: американские землекопы делали это небесплатно.

А деньги в стране и тогда водились. Армия США была (в начале 30-х годов) меньше, чем у Румынии, и практически ничего государству не стоила. Считалось, что Америку достаточно защищают оба ее океана. Но вскоре Вторая мировая война опрокинула это приятное заблуждение и заставила США тратить на армию гораздо больше, подоходный налог вырос для богатых до катастрофической суммы 94% дохода в 1944-45 гг- это был рекорд налогообложения, пока не превзойденный!

Помнится, еще в московском кинотеатре "Иллюзион" мы когда-то смотрели старый черно-белый американский фильм. Фильм смотрелся только для языка, никакого удовольствия от ленты не было. Да не забудьте добавить сюда же еще и ужасный звук. С Архипами, Осипами и пропусками слов. Естественно, понимали мы, как в старину говаривали, лишь меньшую половину увиденного. И уж конечно, полное недоумение вызвала сцена грабежа: здоровенные бандиты с огромными пистолетами на перевес, но почему-то в форменных черных куртках с галунами, со зверским выражением отвратительных рож отнимали деньги у симпатичных героев да еще и награждали их оплеухами, вероятно, в знак того, что они ценят проявленное повиновение. Единственное, что дисгармонировало с поведением бандитов, было то, что деньги они еще и считали. Поначалу мы отнесли эту несообразность к нелепым голивудским штампам. Но потом один из нас сумел выхватить изо рта героя ключевое словечко, позволившее понять хоть что-то. Счастливец обрадованно заорал:

- Это не бандиты! Это сборщики налогов!

И все сразу стало на законные места. Действительно, это были воинственные сборщики налогов.

Так что вернемся к подоходному налогу. В дальнейшем налог этот медленно снижался и уменьшалась его "прогрессивность", т.е. все меньше была переплата налога богатыми. Однако только в 1981 г. подоходный налог удалось снизить до 90% от суммы дохода (конечно, для самых богатых). Но вы только вдумайтесь в эти цифры. Ведь на крохи, остарщиеся после уплаты подоходного налога, требовалось платить другие налоги (например, за владение собственностью и продажу чего-то и еще один подоходный налог на корпорации), лечиться и открывать новые рабочие места - впрочем за это от части налога освобождали.

Все, кроме обладателей постоянного дохода, утр
атили всякое удовольствие от получения денег. Вернее утратили бы, если все виды крупных выплат не стали бы получать в рассрочку, включая Нобелевские премии. Иначе эти премии (сейчас это около миллиона долларов) утратили бы всякий смысл, ибо выплачивались бы американскому правительству. Ведь американцы составляют значительный процент лауреатов.

Чего удивляться, в стране уклонение от налогов стало и остается по инерции и сейчас самым распространенным и одновременно самым безнаказанным преступлением! Среди недоплативших налоги попадаются богатеи-врачи и малосостоятельные Президенты страны, кандидаты в Министры юстиции, купающиеся в деньгах эстрадные певцы и заваленные деньгами акулы жилищного бизнеса. Последние, представьте себе, нюхнули даже аромата тюрем, это при нынешнем-то дефиците тюремных мест! Сравнительно заметное место принадлежит статье о неуплате подоходного налога и 120 тысячам сотрудников IRS. Для которых открылись когда-то почти неограниченные возможности увеличивать своей личный доход, так или иначе занижая кому-то налоги за взятки. Тогда-то постепенно, с характерной медлительностью американского правосудия, но несокрушимо, и создалась ужасная репутация этой организации. Российский способ борьбы с этим злом состоял бы, наверное, в массовой посадке нарушителей налоговых правил. В США поступили иначе: резко понизили подоходный налог, одновременно снизив и расходы на тюрьмы для неплательщиков.

Наконец, только в 1986 году президент Рейган добился своей мечты. Нынче все американцы, за вычетом экземпций, платят в качестве налога только 31% дохода независимо от суммы доходов. Правда, какая-то доля налогового неравенства между бедными и богатыми сохраняется за счет экземпций, для богатых они составлярт меньшую долю дохода.

Именно в этих условиях, а не благодаря каким-то мифическим заслугам Клинтона или Гора, страна достигла сейчас такого высокого уровня расцвета и стабильности. Однако в других экономических условиях 31% дохода, отдаваемого в счет налогов, уже будет недостаточно, и это неизбежно приведет к бюджетному дефициту. И придется снова вводить прогрессивный налог и снова в страшных муках бороться за его снижение.

В этой связи мне вспоминаются карикатуры в "Правде" 50-х годов- Бор. Ефимов талантливо изображал там противных жирных, с тройными подбородками, капиталистов - поджигателей новой войны, готовых сорвать тем самым новые прибыли. Капиталисты были не только противные, но и глупые донельзя: они и не подозревали, что в случае войны их начнут буквально грабить военными налогами, оставляя только 6% дохода на пропитание. Что делать, война стоит недешево, а такую долю дохода с рабочих не сдерешь, они поумирают. Вот почему реальную Америку, не нарочную, из "Правды", втянуть в войну так трудно - мы видели, с каким трудом это делалось в случае Персидского залива, когда не воевать было нельзя. Именно поэтому Америке так трудно начинать даже малые войны: жизни человеческие -- это еще что- профессиональные военные их отдать готовы, хотя и не горят желанием. А вот большие налоги, огромный государственный долг и инфляция - от них никуда не денешься.

Об IRS ходит в стране немало легенд. Среди наиболее мрачных - легенда (или быль?) о том, что все налоговые отчеты у лиц с русскими фамилиями проверяются. Среди американцев вообще проверяется лишь каждый десятый отчет. Коли так, а сотрудники IRS это, разумеется, отрицают, то несомненно поделом. Среди русских и латиноамериканцев, чего греха таить, много работы на "кэш" и других видов умолчания о доходах. А неписаная советская "мораль" исключает доносы, поскольку государство является, по традиции, главным врагом налогоплательщиков- и положить конец этому принципу нелегко. Правда, еще труднее понять, как находят американцы "русские фамилии": здесь есть Ivanoff и даже Ivanov: не ведавшие русского языка, не редкость Zayats и Portnoy, не подозревающие, что они Hare и Тауlor.

Что такое по-настоящему большие налоги, Америка по сути дела не нюхала. Только поездив по Европе и заплатив за бензин втрое больше, начинаешь это понимать. Это когда на поездку в супермаркет смотрят как на праздник - пусть Америка не знает таких праздников. Впрочем он так или иначе будет связан не с подоходным налогом. А с налогом на продажу бензина. Подоходного налога Америка может пока не бояться.

Комментарии

Добавить изображение