Независимый бостонский альманах

ДИСКУССИЯ О ЕДИНОЙ И НЕДЕЛИМОЙ, ВРОДЕ БЫ, ЗАВЕРШАЕТСЯ

01-01-1998

Уважаемый Сергей !


     Признаться честно, удивлен тому вниманию, которое привлекла моя скромная персона и любительский репортаж, который я напечатал на своем "ноутбуке" на пути в США (в самолете не мог заснуть) о своих "приключениях с паспортом". Никак не мог подумать, что это заденет кого-то. Скажу честно, что отзывы о себе в виде "таких, как Кондаков" я вижу с 1992 года. Не привыкать. Хотя интересно, это каких-таких Вы имеете в виду?

     Один мой школьный знакомый вообще сказал (еще тогда, в 1992 году), гуляя желваками "Пока ты прохлаждаешься на калифорнийских пляжах и получаешь два штуцера зеленью, мы тут ценники два раза в неделю переделываем и вообще....." После этого он хлопнул рукой о стол и махнул еще стакан водки. Вот так.

     Вы пишете, что "Кондаков забыл, куда он поехал, неужели забыл за два года и не знает, что такое Россия ?" Если следовать Вашей логике, то всем выезжающим в Россию надо вручать памятки, как саперам или укротителям тигров. ВНИМАНИЕ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ - что-то в этом духе, или не так? Прямо, как в анекдоте про иностранца и красные флажки, которыми огораживают ямы :"А вы что не видели красный флаг в аэропорту?". Какой-то невеселый смех получается.

     Вообще, я не добавлю ничего нового к тому, что уже сказал Владимир Буковский (за точность цитаты не ручаюсь): "В России можно жить если ты здоров, и тебя нет никаких проблем. Стоит протечь крыше, или сломаться телефонному узлу, или заболеть чем-то серьезным - сразу понимаешь, где ты живешь". Я надеюсь, что у Вас все нормально, и что вы наслаждаетесь хорошим пивком в окружении прекрасных дам. Многочисленные публикации в прессе про бесчинства милиции, про самодурство чиновников, про десятки тысяч убитых в Чеченской бойне прошли как-то мимо Вас. Да, что и перечислять, Вы знаете лучше меня. Просто ответьте на простой вопрос. Имел ли место быть хоть один из перечисленных фактов или нет? Если нет, то тогда журналистов надо привлекать к суду за клевету. А что прикажете делать с фактом превращения одного аспиранта МГУ в инвалида и истязания (пиление зубов напильником в милиции) другого? Об этом я прочитал в "Общей газете" за 23.04.98. Могу послать электронную копию. Интересно спросить об этом у министра Степашина. Вам пилили зубы напильником? Никогда не будут пилить? Тогда я спокоен.
     Я прекрасно понимаю Вашу точку зрения, ибо если , живя в России, начинать проникаться мыслями, что все плохо, и что 22 млрд долларов будут потрачены на вывод иностранных денег (о чем я прочитал сегодня в Polit.ru) - то просто можно "поехать крышей". Так что лучше оставаться здоровым.

     На этой оптимистической ноте я позволю себе закончить, а то чего доброго предстану в Ваших глазах, как "неисправимым очернителем"
     Желаю успеха!

     Константин Кондаков
     Kon@olma.co.ru

Уважаемый Валерий,

     
     Спасибо, что полностью напечатали мое письмо и ответили на него. Главное, что я хотел сказать в предыдущем письме, - это то, что ваша интерпретация тех фактов о России, которые вы передаете правильно, как бы это сказать, очень приувеличена. Когда я говорю здесь и ниже «ваша», я имею в виду весь Ваш альманах.

     Я читаю ваши статьи, потом смотрю на себя и думаю, уж не «троглодит» ли я. Вы ведь уже сказали, что у россиян «троглодитское» сознание.

     Я вижу страну, вижу людей, которые борются за жизнь и живут все-таки, живут конечно в бардаке. Я считаю, что наша страна- это страна БАРДАКа. Этим она и уникальна. Сейчас мы наблюдаем БАРДАК в квадрате.
     Все ваши факты, которые я хорошо знаю и более чем знаю, ощущал на своей шкуре, просто проявления БАРДАКа. То, что пишет господин Кондаков и другие, я знаю, и сам могу покрепче рассказать из своего опыта, но зачем. Я просто знаю свою страну, и как-то прощаю ей, или обхожу это все, используя известные приемы. Это для вас она уже чужая, поэтому вы так беспощадно на нее наезжаете.

     Ваше «черное» представление России (ваши черные очки) - это только представление о ней или иначе говоря, это Ваша «черная» интерпретация фактов, а не сами факты.

     Вы спрашиваете, что мне виднее о России. Мне виднее сама жизнь в ней, как ее жителю, а не стороннему наблюдателю и еще с западного олимпа. Сколько бы Вы не ездили в Россию и имеете или нет российский паспорт, вы уже в ней иностранец.

  &nb
sp;  Я знаю, нескольких американцев, которые жили в России и знают язык. В своих суждениях они поругивают, а не ругают, т.к. считают не очень этичным при мне, российские власти, но никогда народ. Их восприятие – незашоренное.

     Да-да, я сам живу сейчас в Америке, но временно (учусь здесь новым видам бизнеса).

И сравнивая эти две страны, я хочу сказать, что много у нас в России лучше.

Например, образование. Я видел множество эмигрантов здесь. И взрослых и детей. И почти в один голос все говорят, что их дети самые отъявленые троечники в Америке становятся отличникамис выдающимися способностями.

     А пища. В России она естественная, аналогичная в Америке стоит очень дорого. Ведь сами знаете. Здесь ведь в Giant-ах и прочих Macgruders-ах она ведь с консервантами вся.

И пиво я сейчас пью американское, один только ваш бостонский Adams похож на нормальное.

     Немного про немцев, которые сначала наворотили, а затем начали ощущать ответственность.

Как вы узнали, что они ощущают ее, особенно молодые? У меня живут там друзья (в Германии) уже несколько лет, я с ними разговаривал множество раз обо всем на свете. У них подобные проблемы, что и у меня, и у всех людей. Но никогда они не упоминали ни о каких ощущениях такого рода, ни своих, ни коренных жителей Германии. Это конечно бытовой уровень. На государственном- они просто платят деньги. Это очень по западному выражать свое ощущение (через деньги). Платят, значит- ощущают. (Вот вы сами и ответили на вопрос, как я узнал - В.Л.)
     Далее хочу сделать несколько предположений.

Я предполагаю, что вы - эмигранты, наверное, по другому и думать о России не можете. Потому, что раз вы уехали насовсем, то только из плохой страны. Из хорошей не уезжают.

     И еще. Ваши черные очки – это ваш западный опыт жизни. Я здесь понимаю Вас. Мои друзья любят говорить, что «встреча с родиной после Запада и в трезвом виде – это шок». А вы конечно же встречаете ее в Шереметьево-2 в трезвом виде. Ну и сразу же - шок.

     А Вы считайте поездку на родину равной экспедиции в Африку, и все станет легче и понятней.

     Написал это письмо и по российской привычке задумался: не забыл ли я еще чего-нибудь существенное.

     Вы предложили мне написать статью. Статей очень давно я уже не писал, и то, что было – это в научные журналы. Поэтому мне проще написать Вам письма, которые могут вместе быть заменой статьи.

Ваше предложение описать предмет нашего обсуждения на уровне психологического восприятия мне очень нравится.

Я хочу, поэтому, описать несколько моих психологических восприятий России и Америки на настоящий момент в сравнении.

     Прежде всего я хочу сказать. что Россия – это страна лукавой статистики. Недавно в России посадили главу Госкомстата, и конечно же было за что. Поэтому опираться на статистику в умозаключениях о России просто невозможно. Я знаю это и по себе, все годы после того как нашу тему в институте сократили, уже около 7 лет, я считаюсь в России безработным, а мои бизнесы все убыточные или их просто несуществовало, конечно по статистике. Все мои сотрудники считались безработными тоже, как и я. И мы, конечно, пополняли собой ужасные цифры этой статистики. И мы не исключение из правил, мы - правило. В Америке же этого нет, и с этой позиции можно тут же сказать, какая же дикая эта страна Россия, даже узнать кто работает, а кто нет, совершенно невозможно, или же какая же ужасная в стране безработица (которая является таковой только по статистике).

     Как я читал, IMF опирается в своих оценках состояния российской экономики, на данные, которые трудно исказать, т.е. на потребление энергии в стране. Данные утверждают, что это потребление постоянно растет последние несколько лет. А до этого падало. Речь идет об огромных величинах, которые не спишешь на бытовое потребление. Отсюда и идет вывод о росте российской экономики. А по госстатистике все черным-черно.

     О жульничестве.

     В России этого было очень много 2-3 года назад. Были огромные пирамиды, люди исчезали с кредитами и т.д. и т.п. Но сейчас этого уже нет. Часть из этих жуликов перестреляли (конечно это не демократично), а часть сидит или сбежало на запад, и теперь им дорога назад закрыта. И им надо теперь всю жизнь бояться, что их могут достать здесь. Скажите мне, что я не прав, что таких мало или нет совсем в вашей бостонской комъюнити.

    &nbs
p;Жульничество же в Америке просто в расцвете. Несмотря на грозные государственные комиссии, такие как Federal trade commission, Antifraud Center, Internet center of abused investor и т.д. и т.д., постоянно слышу или читаю об злоупотреблениях. Вы наверное сами видите на ТВ, так называемые paid programs, где стоит человек и полном серьезе говорит, приходите ко мне и всего за 100 долларов или подобно, я Вас научу как сделаться миллионером. Это очень ведь по американски, купить за малые деньги свою мечту. А мечта у всех одна: стать богатым.

     А на одной ТВ передаче ведущий спросил одного такого продавца мечты. Как же вы можете мистер предлагать своим согражданам такой piece of crap, то он ответил, что он не делает ничего противозаконного, все disclosures на месте. И он просто очень хочет продать. Ни хотят пусть не покупают!

     О мафии.

     Вопрос, что считать мафией? В Америке мафией считают преступные бизнес огранизации, которые ведут бизнес в запрещенных законом областях: наркотики, проституция, оружие и т.д. И в России такие тоже есть не меньше, чем в Америке. Но то, что мафией называет Стрелецкий, это взяточничество, лоббирование интересов и злоупотребление служебным положением. Через это Америка прошла. Здесь ведь тоже это было, и они справились.

     Я думаю, придет патриотический лидер и предложит народу новую общенациональную идею и все это прекратится. А те кто, этим занимается сейчас, будут сидеть в тюрьмах.

     Вы видите к чему приводит идея индивидуального обогащения в России. Судя по результатам, наверное, это не для России. Очень жаль мне это говорить, я ведь сам индивидуалист.

     А ведь эта идея хорошо работает в Америке. Вся Америка живет в одном ритме. Утром встал, поел и в трафик, на работу. Пашешь весь день, нельзя терять времени – это деньги, которых у тебя нет. Вечером опять в трафик, домой посмотрел телевизор и спать.

     Ради чего они это делают и так живут? Вопрос некорректен. Конечно, ради семьи, богатства и обеспеченной старости. Вот выйдут на пенсию и поедут смотреть мир.

     Вы знаете, я ничего абсолютно не имею против всего этого, и глупо было бы быть против, но до чего все это смертельно скучно!

Не хочу я так жить, но никто ведь меня и не заставляет. Не правда ли? И американцев тоже. Но они привыкли с детства и другой жизни не видели.

     О наркомании.

     В России этого много. Мой подъезд, где я жил в России просто пропах травкой. Постоянно надо гонять уродов. Но ведь все еще основная потребляющая сильные наркотики страна в мировом масштабе – это Соединеные Штаты.
     Если мировая наркомафия потеряет Россию, то она (наркомафия) не умрет, т.к. основной рынок сбыта в Америке и Западной Европе.

Но где все это в Америке, в подъезде этого не увидишь, значит, разбежались по квартирам.

     О Fun-е (нечто вроде веселого времяпровождения - ред.).

     Я может быть не давно в Америке, но fun-а здесь не нашел. Нет основы, возможности непринужденно общаться с человеком, даже если нет проблемы с языком.

     Я разговаривал с молодыми ребятами. Спрашиваю их, как мол живете, что в жизни интересного, где ваш fun. Наверное, думаю, скажут: дискотеки, развлечения. Но нет- учеба, работа после учебы, общественная деятельность. Это значит, ходить по квартирам и наставлять людей на истинную религию.

     Они были миссионеры. Приходили ко мне, сначала пытались во что-то меня перекрестить, а потом просто сидели и смотрели МТВ, и это был их неподдельный fun, т.е. смотреть МТВ.

Я спрашиваю, а как женщины? А они, говорят, все crazy и машут безнадежно рукой.

     И просто не понимаю, как такое могло случиться, до чего довели американские женщины своих мужчин.

     Я просто счастлив, что наши еще не довели нас до этого.

     О тяге к Танатосу.

     Наши памятники были бы культовыми сооружениями, если бы они не соотвествовали реальным событиям.

     Например, перед машиностроительным заводом в моем родном городе стоит Т-34 на постаменте. Не современный Т-80, который они делают сейчас, а Т-34. Этот памятник символизирует подвиг, реальный, а не культовый, работников завода времен войны, которые перебазировали завод с запада и наладили производство в кратчайшие сроки. Может быть, вы скажете, это не является подвигом? И раз был такой подвиг, то он должен быть отмечен. И мы будем
об этом помнить. Что в этом культового Вы увидели, я не понимаю?

     Вот таково мое психологическое восприятие России и Америки на настоящий момент.

     Всех благ, Сергей.

P.S. Считайте мое имя псевдонимом.

Уважаемый Валерий!


     Боюсь, наш диспут, который, каюсь, я затеял, не приблизит нас к истине и взаимопониманию. Но, как бывший «физтеховец», попробую объясниться еще раз.

     Скажу сразу, чтобы больше к этому не возвращаться. Я вовсе не считаю уехавших в эмиграцию ренегатами. Я их не осуждаю и я им не завидую. Каждому свое. Вы имели на это полное право. И еще я полагаю, что ваш журнал очень нужен, потому я его читаю, особенно, когда речь заходит об истории. И вас следует только поблагодарить за его издание.

     Речь идет о вашем угле зрения на то, что здесь в России происходит, о подборе авторов и материалов, и о некоторых акцентах и полутонах, которые часто имеют большое значение, чем сами тона.

     Согласитесь, о некоторых вещах и процессах, непрерывно развивающихся сегодня в России, с большим основанием может говорить лишь тот, кто непрерывно, а не наездами, здесь проживает и чувствует их непосредственно, своей кожей и своими нервами. При том, что тот, бывающий здесь лишь наездами, несомненно любит Россию и переживает за ее судьбу. Повторяю, это вовсе не значит, что вы не вправе излагать свое мнение о происходящем здесь. Наоборот! О многих вещах интересно узнать именно со стороны, о той же истории России и русской философии, но когда вы пишете о современности, здесь следует быть аккуратными и взять верный тон. Так вот в последнее время, как мне кажется, вы взяли на себя роль - не очернителя или злопыхателя, что вы мне опять же почему-то приписываете - а обвинителя.

     Я не зря спросил вас о Светлане Алексиевич. Вы пишете, что опубликовали ее статью. И только. А я писал вам о другом: о ее тихом голосе, о тоне, единственно верном, на мой взгляд, в нынешней ситуации, как о примере для подражания. Она никого не обличает, не «размазывает» по стенке, не озлобляет, не зовет к топору. И этого, на мой взгляд, вашему журналу очень не хватает.

     Например, я уверен, что об урагане, обрушившемся на Москву, вы написали бы иначе, если бы жили здесь. Увы, на расстоянии видится большое, но не замечается малое, из которого это большое складывается. Для живущих здесь, у кого на глазах валились деревья, обрывались провода, гас свет, и у кого пострадали близкие, этот ураган был еще одним несчастьем обрушившемся прежде всего на Россию, а не на обитателей Кремля, как это вам увиделось из Бостона.

     Теперь о Солженицыне, вернее, о том, что с ним связано. Скажу сразу: для меня он остается писателем, создавший «Архипелаг ГУЛАГ» и «Матренин двор», и этого, на мой взгляд, вполне достаточно для его бессмертия и нашего преклонения. Но он - не пророк. Таковым его сотворила наша либеральная интеллигенция - для страны, а кумира -для собственного пользования. И вы, Валерий, к сожалению, не избежали этой пагубы.

     Если верно, что несчастна та страна, которая нуждается в героях, то она вдвойне несчастна, когда нуждается в пророках или кумирах.

     Думаю, по производству кумиров, с их последующими ниспроверженьями, Россия давно превзошла все страны мира. Еще Достоевский писал в одном из писем: русские люди ищут для себя кумира, чтобы ему верить и передать свою совесть. И свободу, поскольку она неразрывно связанна с ответственностью, добавим от себя.

     Потому и превознесли Сталина выше других правителей России, что он догадался сам, не дожидаясь, когда поднесут, забрать у народа и то, и другое. И партия большевиков своей идеологией, действительно, подменила для нас наши ум, честь и совесть. И это было так удобно и спокойно! Никаких тебе мук совести, никакой тебе ответственности...

     Той партии вроде уже нет. А ум, честь и совесть - иначе говоря, наше достоинство - еще надо в нас возрождать, врачевать и бережно растить, чем и занимается, на мой взгляд, Светлана Алексиевич.

     С другой стороны, если вспомнить Андрея Платонова, мы перестали верить в Бога от частых богослужений - то в грядущий страшный суд, то в светлое завтра, теперь вот в золотого тельца.

     Иначе говоря, Россия устала от разочарований в своих кумирах. А нам все время предлагают новых. Да мы и сами продолжаем их возводить
, уже им не веря, в своих душах. А наш народ без веры, сказано тем же Платоновым, не живет, а доживает... И все равно ведь втайне надеется: а вдруг? Вдруг Он объявится?

     А наша интеллектуальная элита эту надежду только подогревает, поскольку сама искренне в это верит, вместо того, чтобы сказать веско и во всеуслышанье: да бросьте, мужики, эту блажь! Верить можно только в себя, и надеяться только на себя! Никто, кроме нас не создаст для нас нормальной жизни, ни Бог, ни царь, и не герой. Поскольку жить следует не ради идеи, а ради своей семьи. И тогда все образуется.

     Вместо этого наши властители дум постоянно предлагают всем нам очередных кумиров. То это был Хрущев, которого шестидесятники объявили освободителем, а он всего лишь был вынужден распустить сталинские лагеря, поскольку там вовсю полыхали восстания, поднятые фронтовиками-победителями, и после смерти Сталина их было уже не удержать.

     То это был Горбачев, которого объявили «демократом», хотя он всего лишь был вынужден проводить перемены, чтобы хоть что-то спасти и не изменить самой сути общественного строя, созданного Сталиным.

     И все равно, после стольких разочарований, мы ждали: придет, объявится, наконец, Он, и укажет «дорогу к храму»... Сначала думали, что это будет Сахаров с его конвергенцией, сегодня это Солженицын, призывающий каждого честно трудится там, куда поставило начальство.

     Но если бы наши либералы занимались только этим! К сожалению, для них считается хорошим тоном разоблачать, буквально изводить тех из своих бывших кумиров, которые пытаются что-то делать! У них выискивают пороки, человеческие слабости, роются в их грязном белье, которое прихватили с собой, когда их изгоняли из Кремля...они буквально поджаривают их на сковородке своих разоблачений, и при этом следят, чтобы те красиво извивались.

     В чем вина перед Россией того же Ельцина, Гайдара и Чубайса? На самом деле в том, что они затеяли евроремонт в хрущобе, отчего там образовались трещины, перекосились перекрытия и панели, и эта времянка в октябре 93 едва не рухнула нам на головы...(Чего стоят нынешние либеральные негодования о «расстреле парламента»! Можно подумать, что депутатов по одному выводили и ставили к стенке перед взводом автоматчиков. А они, эти депутаты, всем скопом перебрались из Белого Дома в Думу, и, ничтоже сумняшеся, сочиняют там импичмент тому, кто их «расстрелял»)
     Не потому ли реформы пришлось приостановить, призвав к власти Черномырдина, ибо фактор времени, работающего на исцеление нашего самосознания, стал едва ли не важнее остановившихся на полпути реформ?

     Конечно, в европейском доме, сложенном на века, в той же Чехии, или Польше, где еще сохранилось понятие частной собственности, как фундамента человеческого достоинства, подобный ремонт прошел более быстро, гладко и безболезненно. Но в этом ли вина Ельцина и его сподвижников, что они родились именно в этой стране, позволившей большевикам поставить над собой изуверский и столь долгий эксперимент?

     Симптоматично, что это осознала та же В. Новодворская, наиболее нетерпимая из наших либералов, недавно заявившая, что Ельцин - земной, со всеми обкомовскими ухватками, со всеми своими грубыми ошибками и недостатками - это тот самый сук, на котором мы все сегодня сидим.

     Нужно время, пока он у власти, и терпение, и осторожное, взвешенное слово, и понимание: ростки нормальной, здоровой жизни, которые, все-таки, появляются то здесь, то там, (те же пользователи Интернет, например, число которых множится) нужно сберечь, чтобы они выросли, и не дали себя снова затоптать.

     Шахтеры, сидящие на рельсах, уже осознали свои человеческие права и достоинство (которые. кстати, им дали те же реформаторы) и борются за них столь же топорно и неуклюже, как те, кто выносил доллары в коробке перед президентскими выборами, по сути, для будущей победы законности и права в России. (Хотели бы украсть - сделали бы так, что никто бы не заметил. Но нашим чистоплюям этого не понять.)
     Сегодня шахтеры пьют на рельсах некогда запретную «кока-колу», стучат перед телекамерами касками, они ничего не боятся, ибо уверены, что их не расстреляют, как рабочих в Новочеркасске. Уже что-то, не так ли?

     Но российским либералам всегда было невтерпеж. Все сразу, и немедля!

     Так им не терпится стать европейца
ми, и поэтому они требуют немедленной отмены смертной казни в России, где за годы советской власти народилось столько нелюдей, для которых жизнь ребенка дешевле пустышки, которую они вырывают из его ротика, чтобы совершить с ним оральный секс. (Вы в Бостоне наверно и не слышали об этой истории. Двухлетняя девочка умерла, захлебнувшись спермой насильников. Можно ли представить тот ужас и страдания, которые перенесла эта крошка, прежде чем умереть? И разве это не будет прощением - сохранить этим уродам жизнь?)
     Эти записные «гуманисты» не хотят понимать, что по сути призывают потенциальные жертвы быть милосердными по отношению к своим будущим мучителям и убийцам...(Кстати, им США со своим электрическим стулом - не указ. Америка без Европы обойдется, а мы - нет, вот вся их логика.)
     А еще раньше российские либералы профукали февральскую революцию, приведя к власти большевиков, а сегодня они пеняют реформаторам, которые для них вдруг стали «государственниками».

     Да не вдруг, а исходя из той же Необходимости, перед которой, как говорили древние, склоняются даже боги. Ибо таково сложившееся за 75 советских лет, за три поколения, наше государственное самосознание, и с этим приходиться считаться, чтобы выиграть еще какое-то время для нового поколения, подрастающего под эгидой зарождающейся, несовершенной - такой, как все мы, живущие здесь - демократии.

     Которая еще настолько слаба, что ее можно загубить неосторожным словом или движением.

     Именно это, Валерий, я и хотел сказать.

     С уважением. Юрий Черняков

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?