БУДУТ ЛИ ЗАСТУПАТЬСЯ ЗА ПИНОЧЕТА В РОССИИ ?

01-01-1998

Pinochet

Заступаться начали сразу. Открыли сайт " В защиту Пиночета" с текстом, что, де, Пиночет навел порядок и поднял страну, а в России... Кончалась страничка зычно: "Ко всем чертям такие реформы!!!"
Арест в Англии бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета Угарте мало кого шокировал на Западе. В латиноамериканской политической культуре Пиночет олицетворяет то, от чего хотя уйти и опасаются как чумы. Наконец-то, после 20 летия господства на субконтиненте диктаторских режимов, военные повсюду вернулись в казармы. И даже правые политики надеются, что уже навсегда.
Американский политический истэблишмент в период сотрудничества с диктатурой сознавал, что хотя Пиночет и антикоммунист и рыночник, но всё же он, пользуясь терминологией Рузвельта, один из тех самых наших (то есть проамериканских) «сукиных сынов». В Чили протесты вызваны не только тем, что у бывшего главнокомандующего, а ныне пожизненного сенатора есть сознательные сторонники, но и несомненным традиционным латиноамериканским национализмом. Сам факт ареста на чужой территории – штука обоюдоострая.
Когда в мае этого года я беседовал с Генри Киссинджером, он не отрицал своих попыток повлиять на развитие политических событий в Чили в 70-ые годы. Признал и участие США в попытках свергнуть президента Сальвадора Альенде с помощью тайных операций спецслужб. Но от Пиночета решительно отмежевался. «Наверное, я не смогу вас убедить, но когда мы пытались свергнуть Альенде в 1970 году- у нас ничего не вышло. Когда же он действительно был свергнут, то мы не имели никакого отношения к этому.» - сказал тогда мне Киссинджер - «Альенде сменил главнокомандующего незадолго до переворота. У меня есть документы, где я спрашиваю моих сотрудников: «Кто такой этот Пиночет?»
И это говорит Киссинджер, недвусмысленно отстаивающий в свою бытность на государственной службе право США на вмешательство в дела Чили с целью не допустить появление государства социалистической ориентации в Западном полушарии! ( На этот счет существуют достоверные опубликованные документы и свидетельства.)
То есть, среди интеллектуалов Латинской Америки и даже Соединенных Штатов выражение какой бы то ни было симпатии бывшему чилийскому диктатору считается неприличным.
Неслучайно в формулировке предъявленных испанскими ( а теперь и английскими) органами правосудия обвинений фигурирует зловещее слово «геноцид». В памяти всплывают имена руководителей Народного единства: замученный, оскопленный Коко Паредас, удавленный Хосе Тоа – оба министры в правительстве Альенде, расстрелянный профсоюзный лидер Исидоро Каррильо и тысячи, многие тысячи безвестных жертв диктатуры.
Меня в этой связи беспокоит один вопрос: развернут ли российские сторонники «просвещенного авторитаризма» кампанию за освобождение своего кумира? У нас ведь таких, как выяснилось за посткоммунистические годы, немало. И вот так нелюбезно обошлись с этой культовой фигурой. Пинками загнали кричащего Пиночета в полицейский воронок. (это очень яркая и далекая от реальности метафора - Пиночет со всем политесом находился в клинике, в отдельной палате, а сейчас находится в психиатрической больнице - В.Л.)
Может кому-то это нынче это покажется странным, но наша школьная учительница русского языка и литературы в провинциальном уральском городе рыдала, рассказывая нам в 1973 году на политинформации о пытках и насилиях в пиночетовском Чили.
Было такое качество в людях той поры, в значительной степени утраченное ныне нашими соотечественниками - способность к состраданию. Потом желание экономического рывка из скудноватого советского равенства совпало с мощной пропагандистской кампанией под девизом «нравственно то, что экономически эффективно».
Новодворская, Пияшева, Мигранян – несть числа тем, кто призывал к твердой руке во имя утверждения либеральной модели экономики. «Рынок» стал заклинанием. Молитвой. Ради него в конце концов было разрешено и пролить кровь. Слово коммунист или социалист к 1991 году было по эмоциональной окраске приравнено примерно к слову «подонок». И началось…
Постепенно Пиночет каким-то образом стал едва ли не культовой фигурой российских либералов. Память постсоветского человека, а особенно нашего либерального интеллигента оказалась подвержена странной амнезии: было забыто всё: и пытки и расстрелы на Национальном стадионе как левых активистов и профсоюзных вожаков, так и христианских демократов и католических священников, сотни тысяч чилийцев, бежавшие из страны в эмиграцию – по некоторым данным до миллиона…. (только в Швеции оказалось в изгнании 30 тысяч человек. И это в стране с население всего в 13 миллионов человек! Забылось, потому что хотелось забыть… Может потому беспрепятственно случился в России расстрел Верховного Совета: ведь расстрел «Ла Монеды» Пиночетом был уже оправдан в сознании многих россиян нашими, доморощенными «пиночетовцами»? Тем более, раз там «засели красные»…
Нашлись и желающие повторить Национальный стадион для российских левых. Ведь экономический рост при Пиночете начался- разве это не доказательство того, что нужно и можно «идти на жертвы». )… Даже один из претендентов на президентский пост не смущается, когда его пророчат в русские Пиночеты. Ни разу не отмел с негодованием этого сравнения.
А в Чили , собственно, страсти вокруг Пиночета никогда не стихали. И даже когда после мучительной шоковой терапии заработала новая экономическая модель и в стране начался после долго спада экономический рост, чилийцы не пожелали мириться с диктатурой. Уход Пиночета с президентского поста в декабре 1989 года вовсе не был актом доброй воли. Его уходу предшествовала долгая борьба различных политических сил, как мирная, так вооруженная.
В январе этого года по инициативе коммунистической партии Чили ее лидер Гладис Марин возбудила судебный иск с целью привлечения Аугусто Пиночета Угарте к ответственности за казни и пытки в период диктатуры. Тем не менее, невзирая на сопротивление части общества и нижней палаты парламента престарелый Пиночет попытался навечно обезопасить себя от преследований, став пожизненным сенатором этой весной, сразу после ухода в отставку с поста Главнокомандующего вооруженными силами. Теперь похоже, час правосудия пробил.
Конечно, было бы неверно сказать, что у диктатуры не было социальной базы- начиная от «верхней части среднего класса» в шикарном квартале Сантьяго Баррио Альто, кончая подкупленными профсоюзами водителей частных грузовиков - многие в сентябре 1973 года приветствовали переворот и молчали до той поры, пока военные и пиночетовская охранка терроризировали членов Компартии, Соцпартии и леворадикальной организации МИР. Уравнительные меры в пользу чилийской бедноты, которые проводил Альенде, им не нравились.
Сомнения и у них начались попозже, когда преследования стали подвергаться и умеренные политики и священники ….
Здесь не время и не место разбираться в особенностях экономических моделей при Альенде или Пиночете. Весь вопрос- человеческая цена реформ и прогресса. Есть ли демократия самоценность? Если да, то в России аресту чилийского диктатора должны радоваться не только левые, но и все , кто считает себя сторонниками демократии.
Три тысячи казненных и замученных – это только по официально признанным данным чилийской комиссии по примирению. Это, что удалось установить совершенно точно и что были не в состоянии оспаривать сотрудники секретной службы пиночетовского режима На самом деле, существует значительное количество источников указывающие цифру , по крайней мере в 10 тысяч человек, уничтоженных пиночетовским режимом.
В принципе, российским демократам ( если, конечно, они демократы, а не ультраправые погромщики) должен был бы импонировать Сальвадор Альенде: последовательный демократ, он отказался создать рабочую милицию или какие-либо другие параллельные существующим по чилийской конституции вооруженным силам и корпусу карабинеров формирования. Стремился не допустить конфронтации, соблюдал Конституцию.
Ан нет! За попытку создания «социализма с человеческим лицом» Альенде не прощается ничто.
Демократическое развитие в Чили было надолго прервано именно военными, вышедшими из казарм. Нет никаких оснований утверждать, что в Чили предполагалось установить «народную диктатуру» коммунистов, как утверждал недавно российский журнал «Профиль» и, якобы, Сальвадор Альенде раздумывал на эту тему.
Влияние советской и кубинской модели на чилийский социализм было очень ограниченным - Альенде исходил из местных условий, хотя его многие и «толкали под руку».
В пиночетовский период советская помощь левым сводилась, главным образом, к принятию большого числа левых эмигрантов. Любопытно, как свидетельствует бывший генерал разведки Николай Леонов, что разработанная КГБ дерзкая операция по освобождению генсека компартии Чили Луиса Корвалана из концлагеря на острове Досон специально подготовленной группой коммандос, которых предполагалось высадить с подводной лодки, не получила поддержку советского партийного руководства и так и не была осуществлена.
«До самого момента своего свержения правительство Народного единства пыталось сохранить социальный мир в стране. Несмотря на радикальную риторику социалистов и членов Левого революционного движения ( МИР) , Альенде ни разу не пытался натравить своих сторонников на военных и полицию. Тем, кто смотрит на сегодняшнее Чили следует помнить и напоминать всем, что экономическое чудо было построено на терроре и репрессиях. Мы должны или неустанно напоминать об этом или правда истории кажется похоронена под телами жертв.»- сказал недавно профессор истории Майкл Монтеон из Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Идеализирующим правление Аугусто Пиночета и полагающим, что репрессии распространялись лишь на левых в краткий период после переворота, хотелось бы напомнить некоторые факты.
Репрессии не прекращались на всём протяжении пиночетовского правления, вплоть до его ухода под нажимом мощного движения сопротивления, которое включало в себя несколько составляющих: Демократический альянс умеренной ориентации, Демократическое народное движение, возглавляемое коммунистами и социалистами и ориентирующиеся на вооруженную борьбу с диктатурой боевые группы народного фронта им. Мануэля Родригеса и Левого революционного движения.
В 1977 году Пиночет закрыл концлагеря и, реагируя на картеровскую кампанию в защиту прав человека и американские санкции, снизил репрессивную активность. Сработал и поправка Кеннеди, предусматривающая свертывание военного сотрудничества с Чили.
Однако, всё это было ненадолго.
В 1982 году второй раз за десятилетие случился экономический спад и население прибегло к маршам протеста и забастовкам. Режим ответил террором. Погибшие были известными политиками и репрессии часто происходили при большом стечении людей, в общественных местах. Для примера - несколько наиболее известных в Чили случаев.
В 1982 году был убит профсоюзный лидер и христианский демократ Тупакель Хименес. С 1983 года вновь похищения и убийства людей секретными службами режима стали обычной практикой. Вновь были открыты и «заработали» концлагеря. Полиция и военные возобновили патрулирование улиц Сантьяго. В 1985 году было похищено три деятеля компартии Чили, трупы их чуть позже были найдены с перерезанным горлом, выброшенными у людной автострады. В 1986 году военным патрулем сожжен заживо 18-летний фотограф Родриго Рохас, а его спутница навсегда изуродована ожогами и искалечена. Во время так называемой операции «Албания», проводимой чилийской полицией, застрелено 14 левых активистов. (Сейчас это дело рассматривается чилийским судом. Однако военная верхушка Чили всячески препятствует наказанию виновных.) . В 1989 – застрелен лидер умеренной фракции МИР Хускар Нехеме. Во время массовых облав в 1985 году в Сантьяго, помимо повальных обысков и избиений в домах , военными, лица которых были замазаны черной краской, дабы их не опознали, задерживались все лица мужского пола, включая 16- летних юношей. В нескольких случаях все мужское население население некоторых кварталов Сантьяго было брошено в концлагерь Писагуа в пустыне Атакама.
В чилийском общественном мнении Аугусто Пиночет остается противоречивой фигурой. По итогам недавно опубликованного опроса 50% населения выступают за его удаление из Сената, 30 процентов высказываются против этого и 20% не знают, как ответить на этот вопрос. Думаю, похожая статистика будет по поводу его преданию суду и возможного тюремного заключения.
Так что, если Пиночета наконец, покарает правосудие, правые в Чили, конечно, расстроятся. Сенатор Серхио Ромеро, по сообщению чилийской газеты «Меркурио» уже объявил арест Пиночета «международным заговором левых». Чилийская военная верхушка планирует отправиться в Англию и Испанию и требовать его освобождения. Однако , вряд ли в мире прокатится волна протестов по поводу ареста Пиночета. Разве что наши «чикагские мальчики» и либералы всё же рискнут выступить в его защиту?

 

Дополнение

Бывший диктатор Пиночет помещен в частную клинику "Гроувленд прайорити хоспитал", специализирующуюся на лечении нервных расстройств. Вчера к зданию клиники прибыл наряд британской полиции, "рассекретив" тем самым новое место нахождения Пиночета. По словам представителя Скотланд-Ярда, решение о переводе генерала в психушку было принято после консультаций между полицейским медэкспертом и лечащим врачом Пиночета.
После ареста генерал впал в депрессию. Этим, вероятно, и вызвана смена клиники. Впрочем, не исключено, что таким образом Пиночета пытаются спасти от судебного преследования и сбить волну протестов.
В Англию прибыла делегация чилийских военных для подписания сделки о крупных поставках оружия в Чили. Глава делегация заявил, что документ не будет подписан, если Англия выдаст Пиночета Испании или какой-нибудь еще стране. Среди поставок оружия числятся 200 кораблей. Лорды зачесались.
После того как суд признал, что генерал обладает иммунитетом от судебного преследования, у клиники, где находился экс-диктатор, собралась толпа демонстрантов. Они скандировали "Убийца, выйди на балкон!" и осыпали проклятиями посещавших генерала жену и дочь. А группа британских парламентариев-лейбористов потребовала отставки судьи лорда Бингема, решившего дело в пользу Пиночета. Они назвали его вердикт "национальным позором". Особое возмущение вызвало решение судьи возместить Пиночету из британской казны судебные издержки в размере 300 тысяч фунтов стерлингов.
Адвокаты Пиночета потребовали освобождения своего подзащитного под залог. Ответ они рассчитывают получить уже сегодня. Причем с учетом состояния здоровья генерала слушания будут проходить в его новой больничной палате.
Но успех Пиночета в первом раунде поединка с европейским правосудием не означает его полной победы.
По решению суда генерал будет оставаться под арестом до рассмотрения палатой лордов британского парламента апелляции, которую подала английская прокуратура. То есть как минимум еще неделю. А тем временем по крайней мере пять европейских стран -- Испания, Швейцария, Швеция, Франция и Италия -- сделают все, чтобы передать Пиночета в руки собственного правосудия.
Хотя почти нет сомнения, что Палата Лордов подтвердит вердикт Высокого Лондонского суда. Потому что в этом деле имеется явный юридический казус. Страну и ее лидеров, находящуюся в "турбулентном " состоянии, в неустойчивости (война, переворот, стихийные бедствия, бунты и пр.) нельзя судить по меркам "цивильного" времени. Иначе бы судили Рузвельта за приказ о бомбардировке Дрездена весной 1945 года, и Трумана за Хиросиму. Там погибло более 150 тыс. человек - несопоставимо с 2000 тысячами погибших в Чили. И со 100 тысячами - в Грозном. По последним сведениям, Пиночет освобожден под залог и продолжает лечение в клинике нервных расстройств.

По материалам прессы - В. Лебедев. 

 

Комментарии

Добавить изображение