ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

01-01-1998

17 ноября закончился мораторий на выплату долгов иностранным банкам и всевозможным кредиторам. Он, напомню, был объявлен 17 августа и рассчитан был на 90 дней. Они истекли. Прежде, чем коснуться реакции западной и российской прессы, сразу сообщу, что денег в Российских банках нет и никаких долгов никто отдавать не собирается. Банки ожидали помощи от государства, от Центрального банка, но тот и сам еле дышит. Стало быть, банки оказались банкротами. И не только западные инвесторы ничего не получат, но и все вкладчики. Если перефразировать фразу из анекдота - нет денег - не хрен получать.

Банки были, по-своему, правы- именно ЦБ вменил им иметь в своих активах не менее половины в государственных кратковременных обязательствах - ГКО. А эти облигации были механизмом типичной финансовой пирамиды, построенной государством - сейчас вы купите ГКО под 100 процентов годовых, давайте деньги сейчас, а мы потом что-нибудь придумаем. Какое-то время более ранним покупателям ГКО платили проценты за счет поздних, а потом - все, - желающих получать обещанные дивиденды оказалось слишком много и на всех уже не хватило. Вот и объявили дефолт - отказ от выплаты долгов. В том числе и по форвардным контрактам, то есть по будущим, за которые деньги, однако же, получили в прошлом.

Теперь несколько слов о том, каким образом банки, обреченные на вымирание, спасали свои деньги. Для своих, конечно, а не для вкладчиков и инвесторов.

Как только высшему менеджменту банка становится известно, что его хотят "санировать", то есть, оздоровить, улучшить управление за счет внешних управляющих, начинается немедленный вывод денег из банка. Деньги исчезают в любом виде - в виде заведомо невозвращаемых кредитов фирмам-однодневкам, в виде инвестиций в другие предприятия и банки, в виде покупки акций, векселей и иногда даже недвижимости.

Российская пресса утверждает, что в случаях с блиц-разорением никогда не обходится без деятелей из Центробанка, которые своими действиями, а точнее, бездействием гарантируют эффективное банкротство в интересах определенных лиц. У ЦБ всегда есть информация о плачевном состоянии дел в том или ином банке, но еще ни разу декларируемые намерения Центробанка "провести санацию" не заканчивались успехом.

После того как деньги из банка, испытывающего трудности, благополучно выводятся, ЦБ заявляет о том, что санация не дала результатов и банк надо закрыть. С носом и на бобах остаются недостаточно проворные акционеры, вкладчики и кредиторы. Так было с Токобанком. Так было с Инкомбанком. К этому дело идет и в "Империале" Родионова.

Много было вздорных решений, но еще больше - целенаправленных хищений.

&nbsp 18 ноября вице-премьер Маслюков сообщил нечто важное:
Maslukov
"Когда два с лишним месяца назад мы с Евгением Максимовичем Примаковым пришли в Белый дом, ситуация выглядела безысходной. В нашей на 60% зависимой от импорта продовольствия стране этот самый импорт после событий 17 августа упал в семь раз. И это в самый неурожайный за последнее время год. Подготовкой к зиме, северным завозом никто заниматься и не думал. В целом на тот момент казалось, что этой зимой страну, в особенности крупные города, ждет жесточайший дефицит продовольствия, отсутствие электроснабжения и отопления, а Север просто вымерзнет и оттуда придется в массовом порядке эвакуировать людей, полагаясь на международное содействие. ...

kirienko Конечно, социально-экономическая ситуация и далее какое-то время будет ухудшаться. Иначе и быть не может, ведь команда Примакова пришла на руины, оставленные предыдущими правительствами, проводившими бездумную политику в течение последних семи лет. (Ъ)

Лужков на открытии своего движения "Отечетсво" сказал, что реформаторы разрушили Россию и что она потеряла свой суверенитет из-за подобострастия к западным советникам.

Наконец, цитата из Примакова:

"... 17 августа на совести так называемых реформаторов. Это они подкосили банковскую систему России, наплевали на свои международные обязательства и ввели мораторий в одностороннем порядке.

Это они, а не мы выстраивали всевозможные финансовые пирамиды. HSPACE=10 BORDER=0 ALIGN="RIGHT" ALT="Primakov"> Вот какую кашу приходится нам сейчас расхлебывать. А вот люди, заварившие эту кашу, ходят сейчас в оракулах. И запад прислушивается к этим лжеоракулам".

На вопрос корреспондента "А нет ли планов перебраться из Белого дома в Кремль?", Примаков ответил:
"Всякое безумство должно иметь предел. Я исчерпал свое, согласившись на премьерство. Бороться за президентство не намерен. Возраст не тот, понимаешь!"

Это очередной цирковой номер. Ведь приведенные слова ставят крест на 7-летней реформе - уже не устами журналиста, а самих власть предержащих. Да... а все эти годы только о том и говорили, каковы успехи молодых, энергичных, самых больших профессионалов... Последний молодой профессионал - Кириенко. И - такие результаты.

И вот сейчас, начнется, по мнению британской деловой газеты Financial Times, по окончании моратория за истощенные активы российских банков "непристойная драка".
.
"Вероятность судебного преследования российских банков очень высока, а следовательно, вполне реально и банкротство многих должников",

-- заявил этой газете западный банкир, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, с окончанием моратория наступят совершенно новые времена, а многие крупные российские банки пойдут на убой.

Окончание моратория на выплату внешних долгов многим представляется чем-то вроде финансового конца света. Даже такой хладнокровный банкир, как глава Банка России Виктор Геращенко склонен так считать. То, что внешние долги ускорят банкротство очень многих банков, в том числе и бывшей "первой тридцатки", не подлежит сомнению.

Большинство кредиторов все же отдают себе отчет в том, что за 90 дней российские банки, скорее всего, успели позаботиться о своих счетах. Сегодня они наверняка пусты. Такого мнения придерживаются, например, представители рейтингового агентства Moody`s (они в этом году уже два раза понижали рейтинг России, опустив его до Верхней Вольты, за что получили в Москве название мудаков), заявившие, что большинство российских банков неликвидны и не смогут вернуть долги Западу. Financial Times оценивает сумму, которую российские банки смогут выплатить после окончания моратория, в $1- 2 млрд, в то время как общая задолженность по сделкам, заключенным с западными банками, составляет $6 млрд.

Кроме того, многие западные банкиры очень хорошо изучили особенности российского национального банковского дела и понимают, что с некоторых банков, кроме помещений и мебели, уже получить нечего - все "хорошие" активы выведены. Неослабевающая кампания угроз найти и арестовать зарубежные счета, виллы, яхты и прочие атрибуты новорусского преуспевания служит предупреждением таким банкирам - мол, мы о вас все знаем и прятаться от нас бесполезно, лучше отдайте деньги по-хорошему. Однако суды, арест счетов и поиск активов - длительный процесс, имеющий множество юридических трудностей.

Другой рассматриваемый Западом вариант, сообщает газета,-- это попытаться доказать в суде, что за долги должно отвечать российское правительство, так как именно оно приняло решение о введении моратория. Однако этот путь чрезвычайно сложный, поскольку не имеет прецедентов в судебной практике. Как сказал главный экономист отдела развивающихся рынков германского Deutsche Bank Марсель Кассар: "Это будет длительный процесс, и каждый иск будет рассматриваться отдельно".
Сумма долга российских банков западным в любом случае значительно перекрывает их возможности. Одной задолженности по форвардным контрактам минимум в 10 млрд долларов достаточно, чтобы лишить российские банки почти всего капитала. Форвардные долги вышли на первый план потому, что требуют немедленного исполнения после конца моратория. Впрочем, Банк России уже принял меры к тому, чтобы максимально растянуть сроки выплаты. А ведь есть еще и долги по синдицированным кредитам и евробумагам, точный объем которых неизвестен - называются суммы в диапазоне от 4 до 15 миллиардов долларов.

Переговоры с долговой петлей на шее не обещают российским предприятиям ничего хорошего. Скорее всего кредиторы будут требовать передачи части имущества, активов и контрольных пакетов акций в счет долга. Для кого-то из должников это будет означать потерю самостоятельности.

По общему мнению банкиров, дальше будет сплошной кошмар. Самостоятельно заплатить иностранным кред
иторам российские банки не в состоянии - только по форвардным контрактам сумма их долгов, как уже сказано, превышает $10 млрд. Кроме того, есть еще и долги по разного рода кредитам и ценным бумагам.

В число главных должников входят те, кто еще недавно считался оплотом российской банковской системы -- тридцать крупнейших. Именно эти банки, имея относительно высокие международные рейтинги, могли работать с иностранцами напрямую. Кто из них устоит, предугадать практически невозможно. Во всяком случае, Виктор Геращенко недавно решился с уверенностью назвать лишь два таких банка -- государственные Сбербанк и Внешторгбанк.

Зато несложно предположить, как теперь будут развиваться события. В первую очередь будут арестованы зарубежные активы российских банков. В российском суде крайне сложно выиграть дело о неисполнении форвардных контрактов -- обычно их признают сделками-пари.

Виктор Гусаров, заместитель председателя правления банка "Держава": сказал так: "Иностранцы будут мстить! Что будет после окончания действия моратория? Ужас. Во-первых, иски в суд. С какими-то банками, в первую очередь с близкими к ЦБ, будут вести переговоры, но это будут единичные случаи. Зачем иностранцам что-то реструктурировать, если они прекрасно знают, что и где арестовывать? Нет убежденности, что эти активы можно легко и быстро отнять, но времени у западных банков достаточно, а желание иметь длинные вложения в российские банки отсутствует. К примеру, Банк Англии принял решение, по которому на каждое вложение в Россию необходимо отчислять в резерв 110% от вложенной суммы. Они сейчас просто хотят мстить. Максимальная цель нерезидентов, конечно, вернуть деньги, а минимальная - "похоронить" контрагента. И тот, кто не сможет договориться, выпадет из рынка навсегда."
Про месть Гусаров несколько погорячился. А вот вернуть деньги, конечно же, западники хотят. Они еще недостаточно сознательны, чтобы этого не делать.

Передача иностранцам контроля над российскими предприятиями-должниками приведет не к притоку инвестиций, а к банальному выкачиванию их активов. Наученные горьким опытом иностранцы не собираются вести бизнес в России. Они предпочтут выжать из своей новой собственности все соки, а полученные в результате этого деньги вывезти за пределы страны. Ни о каких инвестициях в российскую экономику речи сейчас не идет.

Справка:
     Дефолт для мировой экономики не новость. Эпидемии дефолта вспыхивали в 50-е годы прошлого века, в начале нынешнего века, в 30-е и в 80-е годы.

В частности, в 30-е годы отказались платить зарубежным кредиторам правительства Германии, Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Канады, Японии, Испании, Финляндии, Дании, Норвегии, Венгрии, Польши, Греции, Австралии, Новой Зеландии, не говоря уж о правительствах Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Чили, Сальвадора, Колумбии, Коста-Рики и Никарагуа.

При этом переставали платить как по кредитам зарубежных правительств, так и по кредитам зарубежных банков- по облигациям, проданным иностранным инвесторам. Не платили просто потому, что не было денег. ("Коммерсантъ - власть" от 17 ноября)
Результатом финансово-экономического краха России стало то, что приехавший в Москву канцлер Германии Шредер сказал, что Россия более не может рассчитывать на немецкую помощь, но зато Германия готова давать советы. Альберт Гор в Куала-Лумпуре примерно тоже сказал несколько опешившему Примакову, который обещал к Гору не пойти и норовил Гора обойти. Тоже самое говорит руководство МВФ. Теперь все норовят давать советы. Впрочем, Америка выдаст 1,5 миллиона тонн зерна и кое-какой другой продукт. Здесь сейчас ужасный кризис перепроизводства и фермеры не знают, куда деть урожай. Так что под небольшие деньги своего правительства охотно не дадут помереть с голоду "этим русским".

Впервые в мировой практике целое государство оказывается банкротом в условиях мира, без восстаний, переворотов, стихийных бедствий, мирового кризиса и при полной поддержке МВФ, Мирового банка, банков и правительств Германии, Японии, США и других стран. Большевики не платили царские долги, так ведь там хотя бы была гражданская война. Сейчас Россия опять оказалось первой.

Власть ныне лежит как непотребная пьяная девка на дороге. Кто будет посмелее и менее брезглив - тот возьмет. И то что получится, станет достой
ным памятником младореформаторам, беспрерывно хихикающим в предвкушении сладкой жизни за границей.

(По материалам российской и иностранной прессы)

Комментарии

Добавить изображение