КАК БЫ ЖИЗНЬ

01-01-1998

Svetlana Klishina      Собственно, начать можно и без предисловий пo причине их полной бесполезности. Но тогда будет как-то неясно, от какой печки потекли мои мысли и как они притекли к вынесенному в заголовок умозаключению. Поэтому надо все-таки рассказать, как холодным ноябрьским вечером я сидела и аккуратно портновскими ножницами - резала акции компании "Ринако" на закладки для книг. Ибо я люблю работать сразу с несколькими книгами, а закладки выпадают и пропадают.

Напомню, что такое "Ринако". Это - одна из первых инвестиционных компаний, созданная в 1992 году, вроде бы, Боровым. В то время по всем телеканалам гонялась веселая породистая собака, а красивая девушка пританцовывала и пела: "Я куплю себе собаку, назову ее "Ринако". Акции компании расходились бойко.

Русский человек при том несомненном факте, что жизнь на халяву ему никогда не удается и он в результате остается при разбитом корыте, верить в нее не перестает.

Мы на работе сложились и купили пакет в 100 акций по 5 штук на нос. И стали ждать богатства. Три года компания молчала. Но собака продолжала тявкать, девица - танцевать и это вселяло. Затем мы получили извещение о том, что на каждую акции/ полагаются дивиденды по 20%, на которые твердо предлагалось купить новые акции. Потом собака сгинула. Потом - девушка. А остались привилегированные акции, прозванные "Прощай навек", которые я как раз и резала на закладки.

Резала я их, а одним глазом смотрела в телеящик, где шло очередное заседание "Пресс-клуба". На этот раз диван обсуждал интервью Коха американской станции WMNB. Большинству заседателей Кох не нравился . Кроме Валерии Новодворской, защита которой Коха плавно, а другой раз и вдруг, переходила в анафему коммунистам.

И вдруг, внезапно, как рояль в кустах, появился Боровой. С ходу раздав всем гостям по оплеухе, он выразился в том смысле, что защищает Коха не как-нибудь, а как профессионал, знающий экономику изнутри и много сделавший для ее реформирования.

Один недостаточно вежливый экономист поинтересовался: "А не могли бы вы сказать, что вы как бы сделали для экономики?"
- Я ?! Я как бы создал первую в России товарно-сырьевую биржу".

- Тю! - парировал собеседник. - И где она, та биржа?

Но дальше я от телевизора отвлеклась, поскольку одна идея уже витала перед моим мысленным взором, и я стала хватать ее за хвост. Начала я с того, что подумала: какой великий и могучий русский язык ! И какая это опора и надежда во времена кризиса ! То, что это подумала сначала не я, а великий писатель, значения не имело. Он и сам не совсем понял, что сказал. Тягостные раздумья о судьбах Родины, бедствия народные - что он о них знал? Он даже русского слова дефолт никогда не слышал.

Итак, язык - могучий. Вся Россия уже несколько лет говорит "Как бы..." Забыто старое амбивалентное "в общем", суконно-канцелярское "так сказать" и даже изысканное, от бомонда "где-то" ( "Эта сцена где-то волнительна"), которое, помню, делало речь артиста Тараторкина какой-то заоблачной, встречалось все реже.

Эту условно-предположительную форму особенно любят артисты и политики. Режиссер Роберт Стуруа сам не верит, когда говорит о Константине Райкине: "Молодость ему дана как бы навсегда". Да, сам как бы не верит. А Костя Райкин, в свою очередь, сомневается: "То, что я не сумасшедший, меня как бы убеждают мои коллеги".

- Два как бы вопроса касательно Явлинского, - вроде как спрашивает Евгений Киселев Юрия Лужкова.

- Он как бы рафинированный интеллигент, - правильно отвечает Лужков. Правильно без всякого "как бы".

Владимир Путин, нынешний директор ФСБ, молвит о кадрах:
- Их профессиональный уровень нуждается как бы в повышении и улучшении.

И мы ему верим - так оно как бы и будет.

Бюджет 1997 года, в формулировке одного депутата (Починка) был "как бы бюджет".

- Это как бы наши расчеты, - говорит министр финансов Задорнов о реструктуризации внешнего долга (тоже новое слово - означает невозможность заплатить долг сейчас и обещание сделать это в будущем).

- Здоровье президента как бы находится в норме, - говорит глава личных врачей Миронов. Да мы и сами видим, что как бы.

- Страна как бы н
аходится на краю пропасти и отступать далее как бы некуда, - сказал один хороший человек как бы точно. Насчет того, что на краю - это безусловно да, а вот то, что как бы некуда, так нет, ибо есть.

Чего лепить примеры, множа бесконечность? А вот почему мы так говорим?

Тут вспомнился другой умный человек, философ из Германии Хайдеггер. Сначала я, правда, подумала, почему это мы за ответами на наши российский вопросы лезем непременно в Европу. Но потом отбросила это обобщение как непатриотическое, а потому и неправильное. Помог мне немец, сказавший, что язык - это дом бытия. Язык мудрее нас, и не мы говорим на языке, а язык говорит нами. Проще говоря, язык - не подручный рабочий, а архитектор, который творит наше бытие, конструирует нашу жизнь. То есть, какой язык, такая и жизнь. И даже при нашем чрезвычайно развитом художественном воображении, способном мгновенно создавать метафоры, это условное "как бы" - бесценная находка. "Как бы" - амортизатор, буфер между подлинной жизнью и фантастическими прожектами.

Спрашивается, были перестройка и ускорение? Черт их знает. Одни говорят - были. Другие спрашивают в самом обычном вопросительно условном предложении без особых изысков: "А была ли перестройка и ускорение темпов"? А если сказать правильно: как бы перестройка - процесс пойдет. Были ли реформы? А как же! Как бы реформы имели место быть обязательно. А демократия? Этот "юный и прекрасный мир, в котором все диссонансы разрешаются в гармоническом единстве" - нет, таковой не просматривается. А как бы демократия, т.е. плутократов и паханов - этого сколько угодно.

И олигархи уже тоже как бы олигархи.

Или заглянем в область, где олигархов сроду не водилось, в ВУЗы. В сентябре доценты получили зарплату 580 руб. Ассистенты - 360 (по курсу - 32 и 22 долларов).

При том, что Москва один из самых дорогих городов без всяких "как бы".

Можно жить на эти деньги? Жить нельзя, но и умирать не хочется. И как бы жизнь продолжается.

Как бы политика, как бы экономика, как бы деньги, как бы акции... И, главное, форма эта лексическая с большим запасом. Сколько еще возможностей таит она в себе ! Сколько еще раз защитит прекрасную выдуманную жизнь от ударов грубой реальности !

....Но.... Готовы закладки для книг, такие красивые длинненькие прямоугольнички из голубой бумаги бывших как бы акций. Только бы опять не потерять. А то не найду приготовленную цитату и не получится статья, и не будет как бы гонорара.

Комментарии

Добавить изображение