ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПОЦЕЛУЙ (прогресс от Хрущева до Степашина)

11-07-1999

      В поисках материала для книги "Поцелуй Иуды" я перелистал подшивку "Известий" за последние пять лет. Каково же было мое удивление, когда я не обнаружил ни одной фотографии, запечатлевшей целующихся политиков. Я понимаю, что "Известия" это не "Плейбой", и политическая эротика не их жанр. Но поскольку объятия и поцелуи первых лиц государства стали неотъемлемой частью официального протокола, отсутствие оных меня озадачило.

Целовать на Руси значило и исполнять государственную службу. В XV-XVIII веках была такая должность - целовальник. Избирался целовальник из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения разного рода финансовых, судебных и других обязанностей. Вступая на поприще, избранник сей целовал крест. Отсюда и название штатной единицы. Целовал единожды и дальше нес свой крест без поцелуев.

Сегодня должностное лицо всякий раз кидается с поцелуями, стоит ему повстречать другое должностное лицо. Целовать друг друга всегда было и остается привилегией актеров. Но разве наши политики не актеры?

Откуда целовать пошла земля политики русской? Целовался ли Ленин с Бонч-Бруевичем? Или с "этой проституткой Троцким"? Об этом знает лишь Инесса Арманд. Сталин никогда не целовал соратников, чтобы не быть обвиненным потом, что он обнимался и целовался с врагами народа и агентами империалистических разведок. При Хрущеве поцелуи были еще робкими, как у школьников. Однако вожди целовались охотно тем паче, что в их среде блистала красотой Екатерина Фурцева.

При Брежневе поцелуй получил статус государственного флага, герба и гимна.

При встречах Брежнева с лидерами зарубежья чмоканье поцелуев заглушало гром салюта из обязательных протокольных орудий. Время политического застоя войдет в историю и как время политического засоса.

Но то, что происходит сейчас, можно назвать эпидемией политического поцелуя.

Время, отводимое нашим канальным телевидением по официальным поцелуям, уступает только рекламе прокладок с крылышками.

Понятно, когда президент обнимает и целует поп-звезду или генерала, вручая им орден "За заслуги перед" (слово "Отечество" я опускаю как подвергнутое остракизму кремлевскими целовальниками). Он вынужден обниматься, чтобы не упасть перед телекамерами. Но зачем молодому и здоровому премьеру целоваться с каждым региональным встречным. Не хочет ли он побить рекорд, установленный Леонидом Ильичом?

Поцелуй - это утвержденная номинация для рекорда: самый долгий поцелуй, самый жгучий, самый массовый... Редактор Книги рекордов Гиннесса рассказывал мне о некоем Хулио Педро Тохестини, цирковом артисте, "человеке без костей", который поцеловал себя в собственный зад 12 раз. Его трико телесного цвета со следами поцелуев было продано на аукционе Сотби за 1400 фунтов.

По гибкости позвоночника наши политики не уступят никакому Хулио, будь он хоть трижды Педро.

Ориентация на поцелуи вряд ли повысит рейтинг наших претендентов на высший государственный пост. Им следует избавиться от этой утомительной, приятной для них, но смешной и обрыдлой для зрителей процедуры. Следует ввести должность целовальника при Кремле, Белом доме и парламенте. По аналогии с пресс-секретарем его можно титуловать поц-секретарем. И вменить ему в обязанность целовать внесенных в особый список лиц. На встрече с журналистами поц-секретарь будет докладывать о том, насколько крепким был поцелуй того или иного лидера. Крепость поцелуя, как и рукопожатия, будет свидетельствовать о состоянии здоровья.

Поцелуй политический ценен еще и тем, что помогает камуфлировать подлинные чувства. Мы знаем, что как только президент начинает говорить о любви к молодому реформатору или еще более молодому премьер-министру, или премьеру-ровеснику и обещать им верную дружбу и покровительство до нового тысячелетия, считай, что целоваться им придется только с женой. Правда, премьеры - исключение. Президент прогнал их из Белого дома совсем по другой и заслуживающей сочувствия причине: он продолжал борьбу с ГКЧП.

Вспомните, кого он выбросил за борт правительственной яхты: Гайдара (Г.), Кириенко (К.), Черномырдина (Ч.) и Примакова (П.). Он еще раз победил, и Степашину, поскольку тот в данную аббревиатуру не вписывается, скоропостижная отставка не грозит. Для него поцелуй Ельцина не будет прощальным. И все же хочется надеяться, что первым указом нового президента буд
ет указ об отмене правительственных спецпоцелуев.

Целую, Борис КОРОЛЕВ, литератор

Известия 3 июля

 

Комментарии

Добавить изображение