ЧУДО АМЕРИКАНСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

22-10-1999

 

Valeriy Lebedev

Начнем исподволь.

Большинство бизнесов, вернее, их успех, зиждется на психологии. Это не удивительно - работают там люди, а продукция тоже рассчитана на людей. Психология же - дело смутное, темное, подкорочное, в чем-то смыкающееся с психопатологией и даже психиатрией.

Известен эпизод с Вольфом Мессингом (из его воспоминаний) о том, как однажды он ехал в поезде, билета не было (это еще в глубокой молодости, до того, как стал фигурой): вдруг - контролер. Мессинг подал ему вместо билета полоску бумаги, тот внимательно посмотрел на нее, проставил компостер и пошел дальше. То есть - принял бумажку за билет. Именно это и было началом невероятной карьеры Вольфа Мессинга. Он как бы прозрел: он обладал способностью внушать другому необъяснимую уверенность в безусловной достоверности того, что исходило от него. Ну, не каждому. Но многим. Этим талантом внушать доверие владеют интуитивно мошенники. Без этого самой их профессии не будет.

Этим же талантом, или хотя бы способностями, должен обладать любой коммивояжер, специалист по рекламе, теоретически сферу психологии должен хорошо представлять себе менеджер по маркетингу и вообще любой руководитель бизнеса, особенно связанный со сбытом.

Есть в Америке фирма, называется Rainbow (Радуга), торгует пылесосами того же названия. Цена для пылесоса непомерная - 1500 долларов. Работает на принципе поглощения пыли в воздушно-водяной центрифуге. Ныне агенты просят не называть их продукцию этим скучным словом - пылесосы. Не пылесосы, а "машины для очистки воздуха" ! Никогда не продаются через магазины - только при личном контакте с потенциальным покупателем. Потому что нужно лично довести до сведения клиента невероятные особенности "машины для очистки". Важно адресно позвонить и сказать, как фирма счастлива привезти клиенту подарок фирмы. Обычно им является бесплатный тур куда-нибудь на Карибы. Этой бесплатностью и берут. Авиабилеты - за ваш счет. Жить только в указанных отелях. Каких-то трехзведочных халабудах. Еда за ваш счет - но плохая. С транспортом для обозрения достопримечательностей тоже худо, нужно за свой счет. Всякое изменение в местожительстве и пр, - все это за ваш счет и весьма дорого. Знатоки говорят, что дешевле туда слетать по обычной путевке.

И этими же талантами должны обладать все, желающие трудоустроиться. В Америке читают специальные курсы, как следует подавать себя при устройстве на работу. Не буду повторять. Скажу только, с чего начинаются все инструкции - это внешний вид. Одежда - элегантная, со вкусом, строгий деловой стиль. Боже упаси запах. Кроме слабых следов духов-одеколонов. Резюме на красивой тисненой бумаге. В самом резюме - принятым способом перечисленные ваши умения и знания. Ерунда вроде, но по этой части есть отдельные специалисты по их составлению. Писать в резюме надо многое из того, что вы не только не знаете, но даже и не слышали. Вам напишут. За отдельную плату.

Понятно зачем - принятые нормы в резюме все время завышаются, и если вы напишете только то, что знаете, и то, в чем у вас есть опыт, то по принятым стандартам будет считаться, что вы знаете примерно десятую часть написанного.

Эти резюме чем-то напоминают акции, стоимость которых складывается из двух частей - реальной цены и некоей мифической, виртуальной части, куда входят такие эфемерные вещи, как уверенность в дальнейшем успехе этой фирмы, политическая стабильность, хорошее здоровье президента, общая атмосфера легкой эйфории по поводу всеобщего процветания. И эта вторая часть может оказаться много больше первой, реальной цены. Поэтому стоит пошатнуться уверенности и поблекнуть эйфории, как происходит обрушивание курсов акций и крах фондовой биржи.

Но ближе к нашему делу. В Америке вот уже какой год продолжается программистский бум. Программист ныне - самая, пожалуй, массовая профессия и она продолжает расти в размерах. Как когда-то шофер и тракторист в колхозах. И одна из самых оплачиваемых ( не считая, конечно, рекордсменов - адвокатское племя и врачебное семя). Девочка, которая еще вчера стояла на упаковке продуктов в магазине и получала свои 5.50 доллара в час (это около 11 тысяч в год), став в мгновение ока программистом, сразу получает 40-45 тысяч в год. Когда-то середняк пошел в колхоз, теперь - в программисты.

Поэтому курсы по программированию тоже переживают бум. Они плодились как кролики. Очереди в них на полгода вперед расписаны. На курсах за три месяца и за 900-1000 долларов в месяц из кухарок, которые даже не управляли государством, готовят дипломированных и лицензированных программистов.

Бум и шум программистских успехов достиг ушей президента Федерального резервного банка Гринспена: и он в июле сделал заявление, что если дело повальной занятости и рост заработков в сфере программистского бизнеса пойдет и дальше так же шибко, как идет сейчас, то не миновать инфляции. Ибо при таких доходах народ кинулся за роскошной жизнью.

Три года программистская пара живет в Америке и уже построила храмину под полмиллиона. Это же все в кредит. И другие примерно также. Потому следом за программистским поспешает строительный бум. Но растут и цены по принятым законам диковатого рынка - например, плата за найм квартиры подскакивает каждый месяц. Квартиры, которые еще в прошлом году стоили 700 долларов в месяц, ныне идут за 1000, а которые шли за 1000 - теперь идут за 2500. Получается, что доходы программистов не столь уж велики. Непорядок, умственная же профессия. Соответственно, программистам (да и другим тоже, за компанию) повышают зарплату. Вот это и есть инфляция - реальное обесценивание доллара. Гринспен пригрозил поднять учетные ставки, то есть сделать деньги более дорогими, поднять процент по займам, дабы немного охладить пыл новых латифундистов. И уже начал выполнять угрозу.

В программисты потянулись широкие трудящиеся и безработные массы - медсестры, двоечники после незаконченной школы, почтальоны, таксисты, бебиситеры, продавщицы и даже продавцы мороженого, пенсионеры, музыканты, проходимцы... Там (в компьютерных школах) уже очереди, предварительная запись, драка за места.

Computer

Почему претенденты сами себя не производят в специалистов компьютерных языков? Ведь в Америке при приеме на работу не нужны никакие (кроме дипломов врачей и учителей ) документы. Даже документа об окончании компьютерной школы. Что напишешь в резюме, то и ладно. А потому сами себя не производят, что не знают тайны составления резюме. Не имеют адресов фирм, в которые следует предлагать свои услуги. Не знают, что сочинить в качестве предшествующего богатого программистского опыта. Там им все это сварганят лучшим манером. И знать они будут огромную уйму чего, а уметь еще больше. Если верить, конечно, изготовленному на потоке резюме. И опыт приобретут отменный - медсестра, оказывается, еще в Москве работала в ЦСУ на БЭСМ-6, ЕС 20-40, пентиумах-персоналках, с легкостью общалась с ними на Си плас-плас, Visual basic, орудовала скриптами и джавами, снабжала сайты HTML-командами и слыла, кроме того, знатным веб-дизайнером.

Да, документы об образовании при приеме на работу не проверяют. Но размах самопальных ксив стал таким, что возникли новые фирмы и новые рабочие места: фирмы по проверке кандидатов с их экстраспособностями. Агенты этих фирм целыми днями наяривают по местам работы и выясняют, действительно ли такой-то там работал и достиг таких высот? Русские, тароватые на выдумку, тут же нашли контрход: стали нанимать девочек на телефоне, и они от имени вымышленной фирмы отвечали, что, дескать, да, такой у нас работал и блистал. Тогда американские фирмы стали проверять, что это за телефоны, и есть ли такие фирмы вообще. Рабочих мест прибавилось. Вот страна, а? Любую гнусь себе на пользу обращает. В Сербии бомбили, а здесь - опять новые рабочие места, томагавки клепают, да мосты для сербов наводят.

Любитель-рыбак у Джерома не мог поймать меньше, чем 10 рыб. Потому, если ловил хотя бы одну, она шла за 20. Программист в Америке не может получать меньше 40 тысяч - это самый скромный. Но таких почти что нет. Здесь тоже сочиняют хороший американский экспириенс с последней зарплатой хотя бы в 40 тысяч. Более продвинутые исходят из 50-60.

Затем происходит феноменальный рост - через полгода прибавка в 5 тысяч, потом еще в пять, потом сразу в 10. Девчонка, которая раньше вязала для приработка после смены у прилавка и парень , который даже не вязал лыка, через пару лет имеют 70- 80 тысяч в год, в 7 раз больше по сравнению с начальной (11 тысяч в год) ! Это значительно больше средней зарплаты в стране (каких-то 18 тысяч) и выводит народных умельцев в высший слой среднего класса. Воздействие на индивидуальную психологию получается поразительным - наглый взгляд и спесивый вид, держим Бога за бороду и гуляем купчиками на празднике жизни.

Как происходят скачки зарплаты? Только при смене места работы. На прежней идет повышение, но медленно, в темпе инфляции. Зато при переходе - полная фантазия. Составляется новое резюме, в которой уже опытной и мозолистой от мышки рукой вписывается такая прежняя позиция, которая соответствует не, скажем, 40 тысячам получаемых денег, а 60. То есть, производится столь знакомая советскому хозяйству приписка. Гонят туфту. И на интервью соискатель финансового торжества говорит, что он согласен перейти в их фирму, если ему предложат хотя бы тысяч на 10 больше. Ну, если человек так уверен в себе, то конечно, это классный специалист. И ему предлагают. Итого с 40 тысяч, полученных после 11 - сразу 70. Вот так и осуществляется большой прыжок вперед, о котором только мечтал Мао Цзедун. А потом и два прыжка под тремя лозунгами и четырьмя знаменами. И три и четыре под неизвестным числом знамен.

Правда, есть потолок насыщения - это для постоянной работы около 100 тысяч для рядового программиста. И тысяч 120-130 для работы по контракту (зато там нет бенефитов). Дальше нужно подаваться в менеджеры, в начальники, которые, в точном соответствии с законом Питерса, знают еще меньше, да и то забыли. И подаются - кто имеет счастье владеть от природы большой наглостью.

Используя конъюнктуру, в больших городах, особенно в Нью-Йорке, открылось огромное количество компьютерных школ. Наплыв же желающих. Им гуртом варганят сочинения для сумасшедшего дома про их невероятные успехи в вымышленных фирмах. Постепенно выплод "программистов" из русских школ стал плохим знаком. Эти школы попали в черный список работодателей и те перестали принимать на работу отличников русских компьютерных заведений. По будущим программистам, а ныне еще продавцам и таксистам прошла волна легкой паники - какой смысл платить этим школам тысячи долларов, если потом их никак не окупишь? Перестали они ломиться в школы. И стали вянуть и загнивать сотни компьютерных школ, кончилась враз лафа. Перегрузили несколько корабль. Русская душа вообще удержу не знает.

Но в провинцию новое поветрие еще не дошло. В Бостоне, например, очереди желающих приобщиться к умениям будущего века достигли ноября-декабря. Здесь по-прежнему штампуют завлекательные ксивы и обещают повальное трудоустройство.

Начальники школ спесивы и невероятно недоступны. Клиент просто должен заплатить деньги, а далее не мешать работать. Дозвониться до них нет никакой возможности. Зато секретарши холодным голосом чеканят: очень занят, проводит совещание, уехал к сенатору, консультирует главу банка... Еще чаще и секретарш никаких нет - только автоответчик. Между прочим, замечено: как только некая фирма становится непрозрачной, так жди подвоха, если не сказать, мошенничества. Как только стало невозможным дозвониться в редакцию "Нового русского", или "Королевского журнала", или "Америкэн трэвэл", так все - вскоре конторы лопнули, а их руководители скрылись в неизвестном направлении.

За что же платят выпускникам с самого начала? Вот это загадка. Ну, внешний вид. Запах духов. Элегантная одежда. Приятная улыбка и хороший разговор ни о чем с коллегами (контактность и отсутствие склочности в коллективе - наиболее важное требование к специалисту). Конечно, кое-какие навыки девочка за это время приобретает. Первые недели заданий не дают совсем, всегда находится местный ментор. Он научит, он подскажет. Разнообразия не так уж много, набор привычных клавиш, перечень однообразных команд. Сидит себе, нажимает, компьютер стоит, стаж идет, деньги на счет капают. Чуть шаг - в сторону - все, полный затык. Не раз встречалось, когда такой классный специалист не представлял, как записать файл на дискету, изменить фонт и абсолютно не знал, как установить простейшую программу. То есть - ничего, выходящего за рамки мартышкиных наработок шелудивыми ручками.

Массовидная работа низовых программистов чем-то напоминает работу фордовского конвейера. Ряд простейших операций однообразным движением рук - а на выходе - весьма сложный и престижный лимузин.

Сравнение чем-то напоминает, и чем-то страдает. Там - обычные физические навыки, минимум рассуждений. Но здесь-то - интеллект, умственная работа, соль нынешней американской земли. Неужто средний программист- это всего лишь наученный мартышник? Нет. И есть среди разработчиков вообще великие специалисты и знатоки. Нечто вроде гроссмейстеров в шахматах. Правда, их зарплаты отнюдь на укладываются в названные цифры. Там счет идет на миллионы.

Но ведь суперпрограммистов мало. Так, несколько сотен. И есть просто среди рядовых программистов сколько угодно хорошо и системно разбирающихся в тонкостях программного языковедения. Я же говорю о тех, кто есть именно массовидный исполнитель, коих сейчас миллионы. А ведь еще нужно учесть диковатую организацию компьютерных бизнесов. То у них митинги. То у них параллельные проекты. То неожиданно один проект закрывают, когда уже в него вбухали десятки миллионов, то открывают другой, безнадежный с самого начала. Людей перебрасывают туда сюда, нимало не сообразуясь со здравым смыслом. Более того - отличного работника могут уволить, а его антипода оставить и повысить.

Вот смотрите, Майкрософт, лидер мирового программирования. В центральной усадьбе Рэдмонда работают около 14 тысяч программистов - сливки и эссенция со всего мира. Тем не менее, всякий продукт они сначала вбрасывают в сеть в виде бета-версии. То есть, недоработанный, с ошибками и проколами. Да еще за плату пользователям, которые в течении трех месяцев будут дрессировать этот продукт, выискивая сбои. Почему же эта армия самых высоких программистов не может сразу выпустить кондиционный товар? И только за право пользования полуфабрикатом взимает мзду с тех, кто им будет искать ошибки, приобщаясь к славе Билла Гейтса, ну и , немножко, к его деньгам? К деньгам потому, что нашедший пару ошибок доказывает свою квалификацию и может претендовать на попадание в закрома Рэдмонда. Вот и искали у хваленного Windows -95 почти два года, пока не выпустили 1 мая 1997 г. (к празднику трудящихся) наконец-то приличную версию. Но не успокоились, и уже через год вбросили сырой Windows -98. Только-только стали его доводить до ума, как на подходе очередная версия - 2000.

При всем том: США - мировой лидер по выдаче на гора такого интеллектуального продукта как программы. Как понимать?

Еще одна аналогия: с паровозом. У самого лучшего коэффициент полезного действия был 7 процентов. Об остальных 93 можно было бы писать сатиры про выброшенные на ветер деньги. Тем не менее, 150 лет таскал составы, возил людей. В 1893 году поставил американский паровоз рекорд - 180 км. в час, что и сейчас смотрится неплохо.

КПД машины по производству программных продуктов в США, наверное, на уровне паровозов. Но тянет ведь ? Тянет. И с неплохой скоростью.

А в других странах и этих 7 процентов нет. Вот поэтому-то Америка впереди.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
      В недавно опубликованном отчете под названием "The Digital Work Force: Building InfoTech Skills at the Speed of Innovation", сказано, что потребность в работниках со знаниями информационных технологий (ИТ) более чем удвоится к 2006 году, в то время как потребность во всех других специальностях возрастет в среднем только на 14%.
В прошлом году Департамент образования выделил $6 миллионов в грантах для развития программ под названием "Из школы - на работу" для ИТ специальностей. Национальный Фонд науки создал в марте этого года $21- миллионный фонд, чтобы обеспечить около 8,000 стипендий для студентов, занимающихся по компьютерным специальностям. В то же время Департамент труда создал $8-миллионную Интернет-систему, которая объединила работодателей и людей, ищущих работу. Система называется America's Job Bank, информацию о ней можно найти в библиотеках, школах, университетах и на военных базах.

В отчете также подчеркивается, что на ИТ приходится более 30% общего роста экономики США с 1995 по 1997 год и более половины роста национального дохода со времен Второй мировой войны. С 1996 по 2006 год количество ИТ специалистов (включая программистов, тестеров, аналитиков и ученых) вырастет с 1,5 миллиона до 2,6 миллиона. Это не считая дополнительных 250,000 мест, которые освободятся за счет людей, уходящих на пенсию. Между 1983 и 1998 годами количество ИТ специалистов увеличилось на 190%. Это в 6 раз превышает средний прирост по всем специальностям за это же время. Введен в действие закон, обеспечивающий $112 миллионов в налоговых скидках компаниям, которые активно тренируют своих работников в ИТ дисциплинах. По другому закону все деньги, которые компания затратит на образование своих работников, будут списаны с налогов.

 

Комментарии

Добавить изображение