Игра

07-11-1999

Oleg Woolf

Трагедия человека не в том, что он умирает, а в том, что он не умирает. Это значит, что он навсегда остаётся в себе и с самим собой. Когда человеское Я опубликовано, в нём уже ни строчки не изменить. Индус хорошо знает, что перевоплощаясь во что бы то ни было, он никогда не превратится в Тебя, никогда не будет Им, но всегда только собой, со своим внутренним разговором. Никому не стать Тобой, Ими, Им даже когда оболочки всех Я расплавятся в Абсолюте. И если человечество не подобно проктоскопу, предназначенному для изучения Вселенной изнутри, то именно в силу этого обстоятельства. Так отменяется мистицизм. Удивительно, апостолы Евангелий временами предстают людьми настолько лишенными всяких признаков мистического мироощущения, что их фигуры, на наш просвещённый взгляд, напоминают неких законченных докторов ватсонов.

Всегда называй вещи своими
      Поскольку жизнь более не является испытанием, служением, обузой либо чем-то, чем можно самостоятельно пренебречь или воспользоваться, и поскольку Цель жизни (в дальнейшем – Игры) состоит в достижении самодостаточного личного счастья (американской мечты), то тем её участникам, кто находится в начале игровой карьеры, бывает нелегко разобраться в правилах и методах достижения Цели. Хотя поток методов ясно ограничен Сциллой и Харибдой легислативной и пенитенциарной систем, а набор правил – конституцией, личной мерой гедонизма и уголовным кодексом, подробный свод правил и методов, равно как и средств ведения Игры, давно ждёт своего вдумчивого составителя. Мы же, со своей стороны, признавая всю степень нашего умственного несоответствия размерам подобного замысла, рискнули всё же пуститься в некоторые рассуждения, скромным результатом коих явился нижеследующий сокращенный и весьма урезанный из соображений общего вкуса:

«Краткий свод дозволенных к использованию Средств По Достижению Цели»
(американской мечты)
Предназначен для внутреннего пользования в семьях и прочих коллективах
      Использование американской терминологии, (что представляется целесообразным исходя из обстоятельств места и времени) сведено к минимуму, который обусловлен отсутствием языковых аналогов. В качестве примеров приводятся имена известных деятелей истории и вообще культуры, за исключением принадлежащих добрым знакомым составителя, не входящим в эти категории. Скромный труд последнего, однако, не ставил себе целью достижение практических результатов, не имеет никакого отношения ни к науке, ни к околонаучной сфере Игры, поэтому влякое сходство как с реальностью, так и с её производными просьба считать ненамеренным и случайным.

Ум
      а) Intelligence (приблизительно: тонкость, глубина, разборчивость, интеллигентность)

Понятие неопределённое, ибо в Игре почти не встречается. Может приносить выигрышные очки почти исключительно в нестандартных ситуациях. Ценится тем более, чем менее определены время, среда и поле игры, а также при недостатке других компонентов. В положениях хорошо изученных непригоден. Вреден в ситуациях, требующих форсированного взятия и гибелен при удержании взятого плацдарма. Склонен к выбору ограниченных средств и ведению игры на больших площадках. Превышение верхней допустимой границы «Intelligence» (в дальнейшем ПВДИ) запрещено, однако до сих пор не имеет чёткого определения и, сообразно ситуации, свободно оценивается заинтересованными сторонами. Стороны имеют право и обязаны, собравшись, и при согласии большинства, определить степень падения общего уровня Игры в результате отдельного ПВДИ и задокументировать. Виновный в ПВДИ исключается из Игры либо де-юре, либо де-факто. Примеры: Эзоп, Д.Бруно, Сократ, Д.Альгиери, Б.Пастернак. Часто и неуместно приводят пример И.Христа, от чего мы здесь воздержимся, ибо последний участником Игры не является, хотя это имя и используется иногда, помимо прочего, в интересах заинтересованных сторон. Основные приметы: капитулянтство, рефлексия, периферийность, гениальность.

b) Smartness (цепкость, ухватистость, заборчивость, хваткость, брутальность)

Трудно переоценить способность «Smartness» в достижении промежуточных результатов. Особенно хорош и под ковром, и на стыке политики, большого бизнеса и теневой экономики, поскольку универсален, и там, где требуется хорошая реакция в использовании сложившейся ситуац
ии под свой плацдарм. В выборе средств скорее осторожен, чем разборчив, потому относится к наступательным средствам тактических вооружений на чужой территории. Пёс войны. Никогда и нигде не останавливается на достигнутом, ибо, имея склонность к разрушению, требует новых территорий. Примеры: Н.Бонапарте, Тенгиз, Джузеппе Буччо. «Smartness» непригоден в достижении конечной цели игры и часто убирается с доски заинтересованными сторонами. Примеры: нрзб. «Smartness» позволено иметь и самостоятельный доступ к тотальному выходу, который он всегда приберегает на случай провала высшей стратегической операции. Примеры: А. Гитлер, нрзб, нрзб. Имеет верхнюю границу с «Wit» (см. ниже). Примеры: У. Черчилль. Внизу делит границу с «Dummу» (см. ниже). Примеры: Я.Бранчковкий. Особые приметы: маргинальность, пьянство, фанфаронство, сентиментальность, тщеславие, харизматичность.

с) Sanity (ясность, полноценность, здоровье)

Качество, образованное из субстрата первоначального человека (Адама) под воздействием «Wit» (см. ниже). Встречается повсеместно в устойчивых игровых средах, как-то: политиков, писателей, плотников и номенклатуры, а также у бизнесменов, служащих среднего звена и учёных-практиков с мировым именем. Являет собой выраженную способность к возведению, строительству, проведению в жизнь и другим долгосрочным проектам. В свою очередь, является Исходным Материалом для строительства ячеек общества. Низшие формы тяготеют к оцерковленному атеизму любой религиозной конфессии за исключением демонических, разделяя условные клетки игрового поля на чёрные и белые. Высшие имеют способность к производству счастья, благодаря общей невосприимчивости к боли, выражающейся в пожертвованиях. Поэтому может вести к успеху. Противопоказания: занятия поэзией, и вообще искусством, к которому у «Sanity» бывает парадоксальная врождённая склонность. Основные приметы: рекомендован системой школьного образования Соединённых Штатов.

d) Wit (сообразительность, остроумие, способность знать и ведать)

Продукт грехопадения и родоначальник всех качеств Ума. Широкое участие в Игре осуществляет на уровне высшего руководства основными группами руководителей. Основной инструмент: информационное поле. Сфера деятельности: производство Добра и Зла. Исключает возможность личного достижения цели, т.к. является стратегом, что выражается в ясном различении себя с целью, а также благодаря присутствию чувства юмора, выдающему факт его деятельности на других, неизвестных здесь игровых досках. (Следует, однако, различать это чувство с бытовым юмором, свойственным остальным типам ума, за исключением «Dummy»). Низшие формы имеют тяготение к бытовому демонизму, оборотничеству, всемогуществу, банковскому делу, алхимии, магии, колдовству и существованию в форме духов. Примеры: Равви Лев, гр. Сен-Жермен, Т. Рени, П.Иванов. Высшие пока представляются недостаточно изученными. Примеры: Воланд. В своих тонких проявлениях может явиться результатом коллективного творчества масс. Примеры: И.Сталин.

e) Dummy (тупость, глухота)

Это качество не является самостоятельным, но скорее представляет собой полное отсутствие остальных основных типов (примесей), поэтому встречается только в чистом виде и относится к разряду идеальных, или счастливых. Практически незаменимо при достижении Цели, ибо лишено инертности в силу отсутствия внутреннего движения. Людей склада «Dummy» справедливо называют «родившимися в рубашке». Примеры: И.Дурачок, Емеля, Будда. Интересен пример противостояния Н.Бонапарте («Smartness») и кн. Кутузова («Dummy») из которого хорошо видно, что гениальная инерция деятельного молодого Н.Бонапарте помешала тому перебороть старого, одноглазого и глухого русского фельдмаршала, проспавшего войну. Это хорошо показал другой выдающийся русский «Dummy» офицер гр. Толстой. Жизненные пути кн. Кутузова и другого персонажа романа «Война и Мир», кн. Петра, показывают, что «Dummy» незаменимо при достижении американской мечты. Основой романа «Война и Мир» является пропаганда и разъяснение понятия «Dummy» в его русской интерпретации. См. также: Гончаров «Обломов».

Талант
      Поскольку истина, в качестве общей тайны реальности, непостижима и, будучи сравнима с лучом света, преломляется в вязкой человеческой среде (превращаясь в правду, веру, Etc…), постольку и талант, являясь сокровенной тайной человеческого существа, не допускает в

озможности сколько-нибудь достоверного и прямого знания о себе, хотя и может быть описан в собственных терминах. Как правда является сумасбродным, лживым и погрязшим в коррупции наместником истины на земле, так и выдающиеся способности человека в той или иной сфере деятельности могут быть в разное время предметом преклонения, возвеличивания, подкупа, подавления, осмеяния, глумления и поругания.

a) К научной деятельности

Востребован на уровне научного коллектива, ибо Игра, вошедшая в фазу осознания самоё себя, отрицает универсальность участника, как мастера, так и ученика. Всестороннее изучение поля Игры (см. теория поля), конечно не только не является сейчас тем, что в средние века называлось наукой, но и само включено в Игру на правах вида деятельности с ограниченной ответственностью. Поэтому рекомендовано как вид общественной активности. Абсолютно противопоказаны любые действия ведущие к открытиям и/или прорывам в фундаментальных областях, способным навлечь подозрение в личном ПВДИ, или вызвать общее положение «вне игры» в устойчивых средах, за исключением отдельных случаев, способствующих укреплению и оздоровлению Игры на местах. Следует помнить: любая систематическая деятельность, направленная на укрепление научной дисциплины и пополнение существующей суммы самодостаточных знаний, повышает возможность дальнейшего развития Игры, способствует совершенствованию и дальнейшему развитию системы поощрений и, как следствие, способствует набору выигрышных очков.

b) К жизни (мудрость)

Момент рождения человека есть точка, отделяющая протяженность его жизни от своебразной тени, отбрасываемой в прошлое. Чем дольше живет человек, тем длиннее эта тень. Десятилетний ребёнок плюс его временная тень охватывают жизненное пространство в двадцать лет. Родившись, к примеру, в году 1955-м, к 1965-му такой человек достигает тенью 1945-го года, и т.д. Нетрудно заметить, как по мере старения, всё больше жизненного пространства захватывается человеком и его удлинняющейся тенью. Именно в пределах временного континуума, образованного им и его тенью, человек опосредует своё присутствие в общем мире. К 1970-му году нашему герою первая мировая ещё представляется очередной сухой темой, и мало чем отличается от истории сражения при Фермопилах. Он получит возможность воспринимать события на уровне жителя Европы 1915-го года только к 1995-му году, когда его тень получит достаточное для того протяжение. Впрочем, слово «воспринимать» здесь представляется не вполне уместным. Я бы заменил его на «вместить», если бы и это слово не производило в воображении такого же размытого смыслового ляпа. Предоставляя пользователю настоящего руководства проделать эту работу самостоятельно, хочу отметить следующее. Старость как губка, и наполнение её не зависит от непосредственного жизненного опыта. Пожилые люди, родившиеся в своё время, чтобы прожить жизнь в одной и той же деревне, могут поражать пришельца некой особой силой своего присутствия, которую тот, скорее всего, квалифицирует как мудрость. Последуем же и мы за ним, не выходя, однако, за рамки очерченной здесь темы. Будучи исследователями активных игровых положений мы здесь, конечно, не можем пройти мимо такого феномена, как мудрость не по возрасту, что приводит нас к теме таланта.

c) К деятельности в сфере исскусства

Является ли произведением искусства работа, пусть даже величайшая, но уложенная в стол или поставленная в угол художественной мастерской, не будучи, подобно бриллианту из футляра, востребованной потребителем? Этот вопрос, конечно, затрагивает и те произведения искусства, которые и после обнародования, вопреки весомой материальности затрат, не нашли широкого отклика. Игра с уверенностью отвечает: нет, не является. До сих пор в так называемых академических кругах принято приписывать тем или иным из них некую оправдательно-метафизическую сверхценность, некий заряд семян, выпаленный из пушки в молоко будущего. На самом деле, в Игре писатель или художник обязан делать всё, что в его силах, чтобы его творение было востребовано сейчас и сегодня, имело наибольшую отдачу, приносило очки.

Сегодня убыточный автор, с привлечением института литературно-художественной и музыкальной критики, должен с уверенностью списываться на берег, дабы приложить всё своё старание к приобретению соответствующих навыков. Основное правило таково: искусство описывает Игру, расширяя и углубляя представления о ней таким образом, чтобы помочь потребителю осознать своё место как в той или иной игровой ситуации, так и в Игре в целом. Чем проникновенней и ярче выписан герой, чем обоснованней и справедливей его претензии (мотивировки), тем проще потребителю поставить себя на его место, расширив своё жизненное пространство. В свою очередь, великая правда искусства состоит в том, что писатель, художник раскрывается и растворяется в своём творчестве, лишь научившись смотреть на Игру чужими глазами рядового игрока. В этом и есть жертвенность, призванность и справедливость таланта.

Конечно, ещё существуют пережитки и отголоски тех времён, когда неустойчивость, неразработанность Игры и та опасность, в которой она находилась, косвенно порождали противоестественную зависимость потребителя от писательско-художнической вкусовщины. Эксгибиционизм, провокационность такой экстраполяции сейчас, когда размеры гонораров творца являются точным отражением величины его присутствия в мире Игры, кажутся, на первый взгляд, неуместными и одиозными, подобно выходкам подвыпивших гостей на празнике Дня Учителя.

Однако нам здесь стоит остановиться на том большем, что стоит за ними, чтобы понять и рассмотреть главного врага Игры в месте выхода на самую поверхность – в искусстве.

 

Искусство человеческого существования
      Общество всегда ставит неудачный эксперимент по следующему поводу: способно ли хорошее вести к ещё более хорошему постоянно, или плохое – к ещё более плохому вечно. Игра и есть такой, несколько условный, эскперимент, в котором хорошее и плохое могут меняться местами. Искусство (от слова искус) есть главный враг такого эксперимента, поскольку ставит свой собственный эксперимент по созданию мира вне Добра и Зла. Являясь при этом игрой высшего порядка, ибо оперирует в собственном, замирном простанстве, искусство как бы не замечает конкуренции со стороны Игры и, следовательно, не входит в её сферу.

В качестве примера здесь мы хотим привести произведение искусства абсолютно бессмысленное по содержанию.

 

OFF-BROADWAYв картонном ящике роскошного старья
хозяин псарни варится во сне
его собаки движутся вослед
случайному прохожему. семья
из трёх китайцев (все торговцы рыбой)
печально достаётся из подземки
рукой необходимости. в позёмке
пустого сора роются ответы
на важные вопросы бытия.
незоркий и посредственный без грима
для коего он слишком стар
квартал отстал. на нём упадок рима
ушедшего от греции в себя.
уняв собак и выпив рюмку рому
прохожий ёжится. коль вдуматься - по крови
любая вещь есть в сущности сия

над городом склоняется ничья.
любая мысль что в сущности ничья
даёт листву. всё вкупе. весь в поту
урча водопроводом дом-берлога
с куском стекла в зубах из кирпича
играет в лето. купы. хмарь в порту.
две пары голубей подняв пургу
взломали утро. помолчав немного
бродяга тащит в бороде перо
в пиццерию ли в местное бистро
в деревню к тётке в дачи-огороды
в дымок отечества по истеченьи лет
перенесенней холода и астмы
дымок отечества порта и сигарет
off-broadway

Комментарии

Добавить изображение