Джаз в России - это личный подвиг! (Продолжение. Начало)

14-11-1999

(Продолжение. Начало)

Sergey Belichenko

(родился 16 марта 1947, в городе Новосибирске). Один из основателей джазового движения в Сибири. Джазовый музыкант, барабанщик, с чьим участием записано свыше 50 LP and CD в России, Англии, Швейцарии, Австрии и Германии. В 1971 году окончил Новосибирский государственный медицинский институт. После нескольких лет работы врачом целиком отдается джазу.

Патриотизм и беззаветное служение Музе Свинга молодых джазовых исполнителей, в условиях современной безысходности культуры в России, - поражает!

Но... нельзя идеализировать джазовых музыкантов. Очень многие из тех, кто занимается джазом люди достаточно ограниченные, а то и просто невежды. Если талант позволяет музыканту достичь признания, то это его настолько удовлетворяет, что о дальнейшем развитии забывается.

Отсюда иногда пугающее бескультурье и малограмотность их мировоззренческого понимания. Более того, замечу, что чем выше музыкант на пьедестале общественного и профессионального признания - тем он более разносторонен, более высоко культурен и более человечен. Чем выше талант - тем люди проще в общении. И наоборот, чем больше обделен талантом музыкант и ограничен, тем более он амбициозен, болезненно самолюбив и неприятен в быту. Хотя именно коммуникабельность, дипломатия и умение ладить с людьми являются одними из основных качеств свободного вращения и музицирования в мире джазовых артистов.

В России мало музыкантов джаза, и доля их к общему количеству людей, занимающихся музыкой невероятно ничтожна. А уж достойных музыкантов - только десятки! По данным моего архива, СЕГОДНЯ в РОССИИ действующих импровизаторов не более 100 (!!!) человек. Я учитываю музыкантов, которые занимаются джазом всю жизнь, сделали достойный вклад в отечественное джазовое дело, и которых не стыдно выставлять на любой джазовый международный фестиваль. Так вот - СОТНЯ на Всю Великую Россию! Вдумайтесь в это, и берегите их, друзья!

Кроме трех городов (Москва, СПб и Новосибирск), в стране слабо представлена практика фестивалей, концертов и клубной работы, что в джазовой жизни Европы и США составляет львиную долю публично концертного пространства.

Да, не следует идеализировать музыкантов джаза, особенно в нашем шалаше. Многие из них люди довольно ущербные или малограмотные и даже в области своего искусства люди весьма ограниченные.

Многие из них проработали активную часть жизни в кабаках, что и наложило отпечаток на собственную бытовую культуру. Пьянство, косноязычность, ущербность, зависть - все человеческие пороки, увы, распространены и в этой среде. А среди провинциального корпуса доминирует обида, ибо каждый считает себя непризнанным гением, и допускает, что живи он в центральных городах, слава его достигла бы уровня Паркера.

О трагическом в джазе на окраине - статья отдельная.

Пьедестал джазового музыканта не очень велик. А в общежитейском понимании, это совершенно ненормальный человек, склонный к странностям, играющий непонятную музыку, много о ней говорящий и восхваляющий ее, склонный к порокам, очень своеобразный в общении, чувственный - короче ЧУЖАК!

Конечно, джаз музыка сложная. И когда человек сталкивается с предметом ему непонятным, он воспринимает его или агрессивно, или равнодушно, и это музыканты джаза прекрасно понимают. Ответная реакция - клан джаза!

Более того, они рождают легенду об особой касте джазменов, чье Искусство - привилегия избранных, и не доступна простому народу. Будучи не приняты обществом, они огораживают джаз сами, и часто именно на джазменах лежит вина за эту самоизоляцию. И в том, что джаз непопулярен, часто виноваты САМИ МУЗЫКАНТЫ. Снобизм или чрезмерное увлечение экспериментами, невозможность порой популярно объяснить свое искусство приводит к избитой схеме: "Ага, ты ничего не понимаешь в джазе, значит бессмысленно что-либо объяснять. Все равно ты ничего не поймешь!"

Можно, с условной долей вероятности предположить, что чувственное и эмоциональное насыщение импровизационной джазовой мысли у русских музыкантов выше, чем у заштампованных западных коллег, но отсутствие навыков и элементарной школы, среды и взаимного общения порождают лишь жалкое подобие. Притом надо отметить, что каким бы гением музыкант не оказался, его опыт нуждается в повседневном подкреплении знаний и навыков,
пусть даже обязательного прослушивания джазовой музыки.

Я уже не говорю о каждодневных не только репетициях, но и РЕГУЛЯРНОЙ ПРАКТИКИ ИГРЫ ДЖАЗА! В России для этого условия нет, так как структура джазовозлачных мест (кафе, клубы) отсутствует. Редкие концерты и фестивали погоды не делают. Очень многие музыканты практикуют в других областях: рестораны, симфонические, камерные оркестры, педагогическая деятельность или обыденные "халтуры".

Российское, особенно послевоенное поколение джазовых музыкантов, "пьяное поколение", у которого любовь к джазу была настолько велика (глоток истинной свободы в рабском обществе!), что эмоции преобладали над рассудком и знаниями - это рождало искренние, но, к сожалению, убогие экзерсисы, так как познания основ предмета отсутствовали. Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Понятие лучший трубач или лучший тромбонист для джаза (как и для всего искусства) неприемлемо. Потому что, в основе творчества лежит личность, а лучших личностей не бывает. Они разные. Можно лучше ориентироваться в гармонии, быстрее всех играть сто нот в минуту, брать верхний диапазон или воспроизводить сложную ритмическую фигуру, но ни одно их этих превосходств не дает право на титул лучшего. Отсюда абсурдность у нас, да еще при таком минимуме джазовых музыкантов, всевозможных анкет и опоросов.

Кстати, анкеты критиков и фэнов всегда разняться, так как лучший в анкетах слушателей означает планку успеха, а у критиков - наибольший вклад в развитие жанра, ЧТО ВПОЛНЕ ОПРАВДАНО И ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛАВРОВЫХ ВЕНКОВ!

Каждый музыкант - своя страница в джазе!

У каждого свое лицо, свои особенности, свой звук!

Джаз в мире слушают и любят сотни людей, которые не имеют навыков и музыкального образования. Для того чтобы понять, что такое современный джаз я бы порекомендовал прослушать, как играли джаз до войны, после войны и в 60-у годы. И вы поймете, в чем разница.

Конечно, АЛКОГОЛЬ и НАРКОТА стимулировали музыкантов, но все равно трезвое мышление страдало, хотя эмоциональная сторона преобладала.

Сейчас же в связи с усложнением гармонических основ импровизации, нововведениями в ритмообразование и в общую культуру исполнения молодое поколение джазменов отказывается от этого. Время ПЬЯНОГО ДЖАЗА - ПРОШЛО!

ДЕНЬГИ - САМЫЙ АКТИВНЫЙ ИМПУЛЬС, РАЗВИВАЮЩИЙ ДЖАЗ!

Чтобы заработать больше денег, я должен ЛУЧШЕ РИСОВАТЬ, ИГРАТЬ, ПЕТЬ и т.д.

Меня должны больше покупать. Потребность общества рождала эту музыку.

В России потребность в джазе МИНИМАЛЬНАЯ, отсюда вечное, продолжающееся до сего времени, полуподпольное существование этого искусства, не популярного, не известного, и даже презираемого частью населения!

ГЕНИЙ - ТАЛАНТ и ДИКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ! Причем в СССР и России музыкант был поставлен в совершенно другие условия, чем на Западе, с полным отсутствием серьезной конкуренции, малым количеством музыкантов, занимающихся джазом и

ФАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЕ ДЖАЗОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЭТО В КАКОЙ-ТО МЕРЕ было Б А Р С Т В О ! Я не могу себе представить, чтобы кто-то полностью был им (джазом) занят, так как это не оплачивается в той мере, чтобы обеспечить жизнь. Даже известные музыканты имеют приработок (и часто с львиной частью дохода) вне джазовой сферы. Это реалии России, ибо при всех лозунгах о значимости джаза в обществе, на самом деле джаз удел нескольких процентов населения (слушатели!) и сотни-другой музыкантов.

Отсутствие специальной литературы о джазе делает любое выступление (особенно в провинции) джазменов или околоджазовых людей событием на фоне полной безграмотности тамошних репортеров.

Великолепные художественные книги "Рассказы о джазе" и "Пташка", выпущенные при энтузиазме питерской компании Лейтес и еже с ней, на деньги покойного врача, друга джаза - прошли под шорох ресниц музыкальной общественности России, и даже не все джазоманы знали об этом.

Я вспоминаю как все 80-у годы мы обменивались информацией и слушали западный европейский авангард, преклоняясь перед ними и возвышая их на пьедесталы. Теперь я вспоминаю тех прохиндеев не только от джаза, а от музыки вообще, которые какими-то загадочными путями, часто просто как туристы, потому что ни одно западное арт-агенство с ними дел не имело, проникали на советские джазовые фестивали.

Эта компания в оценки времени была просто клоунад
ой. Надо сказать, что и тогда трезвые умы упрекали Ефима Барбана и некоторых доморощенных критиков в том, что они абсолютно незаслуженно раздавали авансы молодым авангардистам, многих из которых рядом со словом джаз ставить было нельзя.

Спустя 20 лет я вижу наших авангардистов как сообщество, состоящее на одну треть из жуликов, натуральных арапов от джазов, на треть из истинно заблуждающихся, и на треть - настоящих творцов, истинная оценка искусства которых, возможно, придет через десятки лет. Фестиваль в Цюрихе первый поставил все на свое место. Оказалось что советский джазовый авангардный король не то что голый, но одет в рванье. И это было закономерно, и этого нельзя было избежать. Потому что находясь в изоляции, советский джазовый потребитель и музыкант совершенно естественно воспринимал "новшества" наших "революционеров" как нечто из ряда вон выходящее. Хотя идеи эти и практика свободной импровизации в мире уже были обкатаны десятилетиями. Никто не прислушивался к мнению опытных музыкантов, совершенно четко понимавших что без академической или, назовем ее классической, базы джаза все попытки сделать открытия вопреки канонам или анти- джазово обречены на провал. Поэтому-то часто просто бездарные индивидуумы дурили публику, хотя многие из них продолжали верить, что они творцы новой волны. Многое для этого сделали и критики, организаторы и просто левые люди при джазе, не имевшие практики, знаний и опыта, домотканые философы, которые и создавали, по образному выражению Алексея Баташева, пьедестал почета нашим пионерам.

Многие Великие нашего Джаза, при всей своей славе, в среде поклонников, жили предельно скромно, и даже порой бедно. У них не было студий, особняков, яхт, поместий, замков и роллс-ройссов, как у поп-монстров и даже академических гигантов и всемирно известных оперных певцов. Вы скажете по Сеньке и шапка!

Правильно, степень популярности и потребности джаза несоизмеримо мала с другими искусствами, но не это определяет положение Золушки Джаза, а то, что для практически многих музыкантов сам акт творения импровизации был наградой. Он был Превыше Всего, а на мелочи материального достатка внимание обращал мало кто. Так, принадлежность к Истинному Тайному Ордену Джаза у музыканта можно определить по тому, сколько он слушает в день музыки, сколько играет, часто беззаветно и бесплатно, сколько говорит и думает о ней. Джаз и сопутствующий ему стиль жизни занимает самое главное место, и в принципе такие люди часто в глазах обывателя чудны и блаженны.

Я знал многих неплохих музыкантов с консерваторским образованием, которые правильно, грамотно и чисто были способны играть джаз, и даже зарабатывать им на хлеб - то есть профессионально.

Но истинными ДЖАЗМЕНАМИ называют совершенно иных.

В конце 90-х практически весь советский авангард можно было уже отнести к сформировавшемуся союзу музыкантов, играющих гротескную, прикладную, театрализованную музыку (Чекасин, Молокоедов, Трио О). То есть мы смело можем назвать их достойными приемниками ТЕА-джазов 30-40-х годов. Понятие МОДЕРН-МЭЙНСТРИМ (или Пост-Модернизм) укладывается в творчество очень небольшого количества музыкантов 80-90 годов.

А музыкантов, занимающихся ТВОРЧЕСКИМ ДЖАЗОМ стало очень мало. Как в среде традиционалистов, так и у экспериментаторов. Дело в том, что рыночные отношения диктуют свои правила, и теперь в городах, где джаз развит, музыкантов можно лицезреть и слушать в самых одиозных местах с программами ОДЖАЗИРОВАННОЙ и откровенной популярной джазовой музыки. Я понимаю их всех, так как у каждого есть семья, и настоящее сурово и беспощадно. Но потребительско-модное отношение к джазу стало причиной того, что музыка, похожая на джаз, стала преобладать, и ценные работы слышны только в студиях, на концертах и джэм-сэйшенах. Хорошая, вкусная аранжировка, ансамблевая неповторимость, композиторских подход и интеллектуальное начало стали редкими на российской джазовой сцене, увы!

Личность советского джазового музыканта ни в кино, ни в театре, ни в литературе никем не раскрыта. Возможно, она мало кого интересует, так как в быту джазмен приравнивается к т.н. лабухам, с их психологией, культурой, скандальными выходками и пристрастием к вредным привычкам. Хотя на деле в наши дни таковых уже нет. Новое поколение джазовых музыкантов образовано и не подвержено страстям старших коллег, которые джаз ковали. Потому что условия другие. Редкие

фильмы, где фигурируют джазисты, вызывают жалость и недоумение.

Игра джазового музыканта зависит и от профессиональной подготовки, и от психосоматического статуса в момент исполнения, от качества партнеров, от аудитории, где он играет, которая на него влияет в достаточной степени. Сошлюсь на пример Игоря Бутмана, который в студиях, при записях чопорен и консервативен, а все свои шедевры выдает только при публичных выступлениях, когда яростная радость толпы стимулирует его до совершенства. Соединение воедино функции композитора и исполнителя, причем в синхронном измерении, вызывает необыкновенный эмоциональный накал. Отсюда и разница в визуальном поведении артиста джаза на сцене, скажем, в отличие от академического музыканта, у которого перед глазами ноты и дирижер. Посмотрите на лицо джазового артиста, на нем вы видите все радости и муки творчества, собственную реакцию на свою игру и игру коллег, и реакцию зала.

В быту (я говорю о России) это нормальные люди, слегка обиженные той судьбой, которую они выбрали, но не хотят ее менять, обиженные черствым отношением общественности, которая их, естественно, не понимает.

А если всем взять и уехать? Во-первых, это не просто делается. Помимо музыки и джаза - есть ценности общественных формаций: Любовь, семья, родители, язык, культура. Это совершенно бессмысленная дискуссия, потому что мы не знаем, кем бы там родились, как были бы воспитаны, каким приоритетам следовали бы. Более того, это всегда было трагедией для многих эмигрировавших джазовых музыкантов. Звездами джаза там не стал никто, более того лишь единицы его играют, а другим пришлось в корне менять профессии. Да, они лучше питаются, спокойнее живут, но в творческом отношении поразить страны, которые их приняли - не смогли. А ведь аудитория велика!

Если рассматривать джаз, как одну из сфер приложения жизненных сил, то в условиях, подобных российским, эффективность этой сферы крайне низка. Что рассматривать под эффективностью сферы жизненных сил? Прежде всего, это значит, что человек, занявшийся джазом, не имеет прямого, адекватного уровня вознаграждения. Это касается и материальной и духовной стороны. Материальная неадекватность не нуждается в объяснении, духовная заключается в следующем. Если собственное духовное удовлетворение своим творчеством состоит из СОБСТВЕННОГО удовольствия от СВОЕЙ игры и удовольствия общества от этой (твоей) игры, то первое есть у всех, второе - или проблематично или отсутствует вообще.

Кто оценит труд безызвестных менеджеров, продюсеров, пропагандистов, лекторов, коллекционеров и просто энтузиастов, которые и создавали нежную и слабую отечественную джазовую паутинку?

О творческой характеристике наших музыкантов писать неудобно, ибо это личностные симпатии. Если бы я был арт-директором, скажем некого американо-российского фестиваля, то кого бы я туда пригласил?

Трубачи: Беренсон, Арзу, Пронь, Парфенов и Калинин.

Тромбонисты: Ахмедгереев, повязанный работой у Лундстрема, и Бударин не высовывающийся из Ростова-на-Дону. Пилибавичюс в далекой Литве.

Саксофонисты: альты: Курганов, Стригалев, Лабутис и Турыгин.

Тенора: Николаев, Бутман и Киреев.

Баритоном никто серьезно не владеет.

Пианисты: Садыхов и Окунь из старичков (простите, ребята!), из молодежи - Окунь младший, Кондаков, Кушнир, Фармаковский

Гитаристы - затрудняюсь.

Ритмы: слава Богу! лед тронулся - Соломонов, Иванов, Аверченков, Петриков, Кондур, Ростоцкий, Зизак, Машин, хотя Ваня Юрченко и Витя Епанешников могут еще пацанам утереть губы!

Эх! Взять бы, да заснуть на время, проснуться лет, этак через сто, сравнить и дать оценку, что же это за ЯВЛЕНИЕ - РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ? Впрочем, оставим это любопытное занятие для потомков...

Комментарии

Добавить изображение