Письмо к самому себе

05-12-1999

1

 

Не знаю даже, как можно назвать тот жанр в котором пишется это письмо – могу сказать, только о его «происхождении». Недавно я получил письмо от своего друга из Одессы, человека весьма умного, наблюдательного, по професии – философа (чуть позже Вы сами в этом убедитесь). Я отбросил личные моменты никому кроме меня не интересные. Добавил кое что из других источников (других писем, телефонных разговоров, Интернета, собственных размышлений) и получилось вот такое странное «Письмо к самому себе» или размышления о стране и городе, которые, я уверен, по прежнему дороги многим. Итак:

 

Вот, дружище, начали мы с тобой свои жизни в середине века, а , глядишь, скоро будет его конец, fin de siecle, как говорят французы.

Вас, наверно, интересует наша жизнь, - но что о ней можно казать? Во первых, у каждого она своя, во-вторых, даже собственная жизнь в каком-то смысле параллельна тебе самому: она – это одно, ты сам – это другое

Но если все- таки отважиться и вывести некий общий знаменатель нашей жизни – то этот знаменатель можно определить, как некую фантасмогоричность существования.

Не рациональность – ее никогда не было- ни один тип порядка, создающий иллюзию совершенно иного типа порядка и из-за чего рациональное устройство жизни пораждало ощущение какого-то Кэроловского зазеркалья и чувство абсурдности жизни – так было раньше!

Не полный абсурд и хаос – это еще, может быть, впереди- а ,именно, нынешнюю фантасмагоричность, как причудливое соединение каких-то разнородных, логически несовместимых кусков в которых может и есть какая-та, недоступная нашему пониманию логика, что, как вы помните, пытались выразить сюрреалисты.

Я понимаю, что вместо этих рассуждений тебе были бы более интересны какие-то живые картинки, примеры и факты, но здесь нужен перо и глаз Гоголя. Я думаю, что именно Гоголь – самый потребный сейчас писатель. Не Пушкин, для которого существовала ясность в мироздании. Не Толстой, для которого существовал заполненный смыслом мир и перспектива жизненного движения, не Достоевский, у которого вещный слой жизни соседствует и котрастирует с анти-вещным, чисто человеческим накопленным и удерживаемым в жизни содержанием.

2

И не Чехов, живший в застывшем, чуть-чуть подмороженном и слегка ноющем о какой-то другой яркой и полной жизни мире.

Но именно он, Гоголь, самый конгениальный нынешнему времени писатель.

Гоголь, Гоголь! Где ты Гоголь? Нет его, не видно, затаился где-нибудь и молчит, потому-что никак не может сообразить куда же это катиться Русь-Тройка

Но если нет Гоголя, то , может быть, найдуться новые Ильф и Петров? Те Ильф и Петров, которые сами были молоды и жили в молодом мире, который , как казалось нес возможность инной, более достойной жизни, а на самом деле превратился в злобного немощного урода-старика.

Говоря о Ильфе и Петрове и, чтобы, несколько развлечь Вас расскажу две чисто ильф-петровскую байку из жизни нашего родного города. Первая:

После того, как мэр Гурвиц переименовал улицы вернув им исторический названия здание КГБ (теперь СБУ) оказалась не на Бебеля, а на Еврейской.

КГБ это оказалось трудно пережить. Только представьте себе – писать на оффициальном бланке такого учереждения «ул. Еврейская»!

Это уж слишком! Но наши славные чекисты нашли выход! Руководство КГб решило сделать парадный вход не с Бебеля (Еврейской), а с переулка Грибоедова.

В ответ на этот шахматный ход Гурвиц делает свой и переименовывает переулок «им Грибоедова» в переулок некого Стецько! Думаеться мне, вы можете уловить некую специфическую тональность, которая ощущаеться в практике повседневного нарицательного употребления этого имени – «деревенщина».

Вторая: Знаю я одного одного молодого человека владельца фирмы торгующей недвижимостью с милионым оборотам. Н., режиссер Одесского телевидения, рассказывала мне, что бабушка этого мальчика страшно переживает за своего внука - « Мальчик никто, - причитает, горестно вздыхая, старая еврейская бабушка о своем внуке милионере – Не инженер, не врач, никто…» А Н. стояла и слушала и стыдилась признаться, что у нее «врача и инженера» с дипломами о двух высших образованиях, в кармане было 25 копеек. Такая вот одесская история.

Не хотелось бы быть банальным, но приходиться говорить

&nbsp
; .. На многих предприятиях и КБ люди не получают зарплату, или же получают нищенские деньги в 70-80 гривен в месяц . На улицах много нищих, сирот, детей- попрашаек, бездомных. И это – будущее страны.

Даже если начнут работать заводы, производство, в общество придут люди, с психологиией улицы, стаи, банды. И это похуже Чикаго 20-30х гг.

3

Поскольку там оставалась еще патриархальная и пуританская Америка, как фундамент. А где сейчас патриархальная Россия или Украина?

Какая отрада для души есть сегодня – так это книги. Говорят, что сейчас в России книгоиздание – второй по прибыльности бизнес после водки. Если бы Вы видели, что и как сейчас издаеться! Раньше это даже представить было нельзя.

Де Сад, Томас де Куинси. Бодлер, Захер-Мазох, дневники Кафки, Сартр, Витгенштейн, вся новейшая современная западная философия.

Любой магазин завален томами Фрейда, Юнга, Шопенгауэра – это, как соль и спички в магазинах сельпо! Воспоминания, архивные извлечения. Если бы это все было возможно тогда!

Вот я и говорю Гоголь, нужен Гоголь и его перо – еще и потому, что созданные им типы продолжают жить и сегодня и совершенно непонятно, что с ними будет дальше!

Посмотрите на сцену сегодняшнего политического театра! Ельцин и Лебедь – совершенийший Собакевич, Лужков –Городничий, Явлинский - милейший Манилов, Немцов, разумееться, Хлестаков, Жириновский – Ноздрев и т.д. По пространству некогда великой державы бродят толпы Чичиковых, а некоторые из них, наиболее удачливые заползают и в Европу, и в Америку.

Вот кто настоящий герой нашего времени – Павел Иванович Чичиков!

Перечел я написанное и захотелось мне воскликнуть «Грустно, грустно мы живем, господа!» Однако здесь следует сделать необходимое послесловие.

Я без всякого уважения отношусь к тем людям, которые с некой радостью воспринимают любую негативную информацию пришедшую «оттуда».

Думаеться мне, что люди радующиеся или, того хуже, желающие плохого Земле, где они родились, и где живут их друзья лишены некого морального закона («моральный закон во мне» как говорил Кант. За тихим, а иногда и плохо скрываемым, желанием «плохого там» часто угадывается оправдания своего бытия «здесь». «Однако Ваше «письмо» и несет лишь негативную информацию» - скажете Вы.

Да это так, но это лишь часть громадной многоцветной информационной картины того, что происходит там. Государства не умирают. Рухнуть и погибнуть могут империи, но никак не государства. Медленно, болезненно, но движение неизбежно. С исторической точки зрения десять лет – в становлении системы величина, практически, не наблюдаемая. Будем надеяться и ждать.

Комментарии

Добавить изображение