Путин уйдет, чтобы остаться?

12-12-1999

 

В России начинается новая кампания
по энергосбережению под девизом:
«Каждая не выключенная лампочка =
– лишний рубль в карман Чубайсу!"

Из анекдота.

 

Igor Oleynik

Приближается 20 декабря – момент истины, неприятной для партии власти и ее передового отряда в лице президентской Семьи. Информационная война между Кремлем и мэрией привела к явному снижению интереса к выборам центристской и неполитизированной части электората. Явка избирателей будет ниже, чем на выборах 1995 года, потому что в условиях тотального компромата и отсутствия сколько-нибудь убедительного позитива нормальным обывателям особенно трудно определиться, кто же тот самый «наименее противный из политиков», за которого стоит отдать свой голос. В результате КПРФ получает возможность серьезно увеличить свое представительство в будущем составе Государственной думы, поскольку среди политически активных граждан прокоммунистические настроения явно доминируют над антикоммунистическими. Не исключен даже контрольный пакет влияния зюгановцев в 51% депутатских мест – а это означает самые мрачные перспективы эскалации конфликта законодательной и исполнительной властей, вплоть до повторения событий октября 1993 года.

Для Семьи просматривается сейчас только одна возможность увеличить явку некоммунистически настроенных избирателей – рост напряженности в Чечне накануне голосования с последующей игрой на патриотических чувствах. Скорее всего, нашим войскам прикажут атаковать укрепления боевиков, чтобы блок «Единство» получил дополнительно несколько процентов голосов. Политическая логика диктует начать штурм 16-17 декабря с тем, чтобы 19 декабря российским избирателям еще не было ясен масштаб потерь федеральной стороны.

Но эта игра обоюдоострая – ведь военно-террористическая активность чеченцев может дать им наибольший стратегический выигрыш именно в последнюю неделю перед выборами, точнее в период 13-15 декабря. Если противодействие федеральной стороны действиям сепаратистов окажется в этот период не слишком эффективным, если масштаб потерь в результате акций боевиков будет трудно замаскировать специалистам Росдезинформцентра, то тогда на выборах вместо прибавки голосов «Единство» вполне может получить их убавление.

Так что политические перспективы Шойгу и Путина находятся сейчас в руках (а, быть может, на банковских счетах – что вполне можно ожидать от Березовского!) чеченских полевых командиров.

Кстати, сам Борис Абрамович трудится сейчас над проектом создания в Карачаево-Черкессии свободной экономической зоны по образцу той, которая действовала в Ингушетии в 1994-1998 годах и нанесла немалый ущерб федеральному бюджету. Березовский заявил своим будущим избирателям, что он собирается жить и работать непосредственно в Карачаево-Черкессии. Уточним, работать над системой беспошлинной торговли энергоносителями и оффшорной зоной, находящейся вне контроля международных финансовых организаций.

То, что Путин в личной беседе с олигархом не поддержал его блестящую идею о создании в России очередного оффшора, стало причиной резкого охлаждения контролируемых Березовским телекомментаторов к премьеру. Доренко стал петь хвалу Ельцину как герою стамбульского саммита, а субботний призыв Невзорова (лучшего друга всех чукотских избирателей Абрамовича) к Путину «проявить властолюбие и взять Россию в постель еще до свадьбы» прозвучал явной попыткой столкнуть Владимира Владимировича с Борисом Николаевичем.

Настойчивые попытки Березовского сделать так, чтобы все сколько-нибудь перспективные политики были ему чем-то обязаны, продиктованы исключительной серьезностью угроз будущему олигарха. Ряд экспертов прогнозирует примерно на середину 2000 года бюджетный кризис, который вернет в повестку дня вопрос о федеральном и московском дефолтах - мы же живем в стране, в которой только внешний долг в десять раз превосходит годовой бюджет. Первый послевыборный год будет очень трудным. Значит, следующий Президент будет вынужден периодически предлагать населению вместо хлеба зрелища. А самые эффективные для снятия агрессивности обнищавшего народа «зрелища» – это война и судебное преследование наиболее одиозных в народном мнении персонажей из числа «жирных котов» (в этой номинации Борис Абрамович лидирует
с большим отрывом).

Ненужность Березовского Путину связана с двумя фундаментальными причинами.

Во-первых, Владимиру Владимировичу сейчас нет никакого смысла вписываться в «изоляционистскую модель 1996 года» (консолидация элиты вокруг непопулярного лидера, обязанного своим избранием прежде всего олигархам), когда у него есть возможность играть в «интегрирующую модель 1991 года» (популярный политик, не слишком нуждающийся в помощи олигархов для получения широкой поддержки избирателей). А Борис Абрамович навязывает именно «модель 1996 года», лишающую премьера пространства для политического маневра (наибольшим успехом в этом направлении стало заявление Путина о своей поддержке «Единства»).

Во-вторых, олигархический патронаж Владимиру Владимировичу уже много лет обеспечен со стороны главного соперника Березовского по влиянию на Дьяченко. И Анатолию Борисовичу нет никакого резона «пускать чужого козла в свой огород».

Кстати, за акцией по блокированию импичмента Президенту, а также назначениями и отставками премьеров последнего года чувствуется скорее рубленный стиль Чубайса, чем витиеватый стиль Березовского. Это стиль, в котором в 1996 году была решена проблема поднятия рейтинга Ельцина с 3-4% в январе до 54% в июле. Тогда была реализована сложная комбинация, ключевыми точками которой были:

дозированная и подконтрольная олигархам раскрутка КПРФ в средствах массовой информации с пиком популярности Зюганова в апреле, с тем, чтобы пик мобилизации некоммунистического электората пришелся на момент выборов-

выдвижение больного Президента единственным кандидатом от партии власти с выстраиванием перед избирателями жесткой дилеммы: «Либо Зюганов, либо Ельцин»-

раскрутка Лебедя в последние две недели перед первым туром для перехвата части голосов у Зюганова.

Чубайсовский стиль виден в организации организации провала парламентского импичмента Ельцину. Именно после встречи с главным приватизатором Президент начал игру на слом сценария Лужкова-Зюганова и к полной неожиданности депутатов заменил на премьерском посту Примакова его имиджевым двойником из питерской команды Чубайса.

По-видимому, Анатолию Борисовичу известна одна любопытная психологическая закономерность. Каждый раз по ходу встречи, личного контакта кто-то из собеседников становится ведущим в отношениях на ближайшее время, а кто-то - ведомым. Так вот, ведущим становится не тот, кто умнее и достойнее, а тот, кто быстрее соображает, как себя позиционировать в отношении собеседника. Он первым занимает психологически доминирующую позицию, с которой собеседник «тугодум» вынужден считаться уже как с данностью. На этом эффекте, между прочим, основана крайняя затруднительность оппонирования Жириновскому в публичных дебатах (Владимир Вольфович меняет свою позицию психологического доминирования в несколько раз быстрее, чем спорящие с ним).

Комбинации Чубайса по стремительной смене премьеров приводят в растерянность и дезорганизацию ряды многочисленных, но «тугодумных» противников Семьи. Только они приспособились к по-примаковски размытому стилю политического поведения Степашина, как произошла смена питерского караула. Очевидно, что именно Путин является главным оружием Чубайса в закулисной борьбе за доминирование в российской политике после ухода Ельцина. Но из этого вовсе не следует, что Путин обязательно просидит в премьерском кресле до президентских выборов. В первой половине января возможен очередной ход Чубайса в стиле управляемого хаоса – Путин может быть отправлен в отставку, чтобы дистанционировать его в глазах избирателей от Семьи и увести от ответственности за те серьезные экономические и политические проблемы, которые предстоят России весной.

Если первый тур выборов будет все-таки в июне, то для Путина окажется весьма затруднительным удерживать свой сверхвысокий рейтинг в течение еще шести месяцев. Ведь это рейтинг упований, а за пиком несостоятельных ожиданий обязательно следует пик разочарований. Задача Чубайса состоит в том, чтобы разогреть ожидания избирателей в отношении Путина именно к моменту голосования. А почва для разочарования в течение непрерывного до самих выборов нахождения Владимира Владимировича в должности премьера вполне может быть удобрена и экономическими, и вн

ешнеполитическими провалами периода правления Путина.

В качестве одного из таких скрытых пока провалов российской политики является получение Клинтоном на стамбульском саммите согласия Болгарии на размещение военных баз НАТО. Если до президентских выборов Россия еще устроит для внутриполитического пользования несоразмерную демонстрацию военной силы Западу, то военные базы НАТО вполне могут начать стремительно продвинуться на восток – в Молдавию, Прибалтику, Украину. На фоне резко ужесточающихся экономических требований западных кредиторов к России.

Стоит также отметить, что в период правления Путина в России усилилась тенденция не только к мобилизационной экономике, но и к игнорированию прав иностранных инвесторов. Трудно отделаться от ощущения, что несостоятельная в управленческом отношении часть российского эстеблишмента начала срочно строить «железный занавес», чтобы отгородиться им от своих кредиторов, требующих банкротства «кидал». Это все напоминает поиски укрытия страусом путем засовывания головы в песок. Очевидно, что пинок под зад российским «страусам», разыгрывающим ура-патриотическую карту, последует со стороны Запада весьма скоро.

В этом прогнозируемом пока немногими контексте предвыборной кампании для Чубайса может оказаться более надежным не прямое пересаживание Путина из премьерского кресла в президентское, а удержание его популярности через «явно несправедливую» в глазах избирателей отставку накануне активной фазы выборов.

E-mail: institut_strateg@mail.ru

Комментарии

Добавить изображение