Почему Кремль не играет против коммунистов на выборах?

19-12-1999

Igor Oleynik

Особенностью нынешних выборов является отсутствие игры Кремля на уменьшение представительства КПРФ в Государственной думе. Все предыдущие избирательные кампании партии власти были построены на противостоянии коммунистам, а сейчас президентская администрация сосредоточила все ресурсы на снижении рейтинга Лужкова и Примакова, оставив в покое Зюганова. Какая стратегия может стоять за таким поведением?

Конечно, можно предположить, что вообще никакой вразумительной долгосрочной игры у окружения Ельцина нет. Дескать, идет агония режима и Кремль уже дальше собственного носа ничего не видит. И все же ожесточенное сопротивление блоку «Отечество-Вся Россия» говорит о том, что какая-то рациональная логика в странном на первый взгляд бездействии президентской стороны в отношении коммунистов должна быть.

Все становится на свои места, если предположить, что результаты предстоящих выборов в Государственную думу не имеют для Кремля самостоятельного политического значения. Такое возможно, если по планам президентского окружения будущей Госдуме уготовлена короткая и бестолковая судьба по одному из двух сценариев (или их комбинации).

Первый сценарий связан с ускоренным формированием нового российско-белорусского государства и соответственно выборов в новый парламент по новой нарезке избирательных округов. Кстати, объединенная партия власти наверняка при этом не упустит случай увеличить число народных избранников для окончательного превращения парламента в депутатский базар (в духе Съезда народных депутатов СССР).

Второй возможный и весьма вероятный сценарий – игра на создание трудностей с получением кворума полномочных депутатов в избираемой 19 декабря Думе. Для этого нужно зафиксировать «многочисленные нарушения избирательного закона, которые могут стать существенными для влияния на результаты выборов» в максимальном числе избирательных округов. Если этого удастся добиться в одной трети округов (точнее, в 75 округах), то Государственная дума станет неправомочна принимать решения. Но достаточно и 20-30 скандалов с оспариванием результатов выборов по округам, чтобы поставить на Думу клеймо сомнительной легитимности.

Наконец Кремль имеет все возможности перевести стрелки на Центризбирком и сделать арбитром многомесячных споров судебные инстанции (модель, отработанная во время выборов главы Карачаево-Черкессии). Свалив при этом вину за противоречивость принятых законов на депутатов нынешней Госдумы. Такой вот круговорот абсурда.

На всем этом запланированном дурдоме исполнительная власть может выиграть полгода. Как раз до срока президентских выборов. В полном соответствии с предложением Жириновского, в очередной раз озвучивавшего идеи, в которых заинтересована президентская администрация. Симптоматично, что о своей готовности опротестовать результаты предстоящих парламентских выборов в связи с грубыми нарушениями избирательного законодательства уже заявили такие контролируемые Кремлем избирательные объединения как Союз правых сил и Либерально-демократическая партия России.

Что же касается бескомпромиссной информационной войны с Лужковым и Примаковым, то она вполне объяснима стремлением использовать госдумовскую кампанию для снижения рейтинга этих наиболее опасных конкурентов назначенца Семьи на выборах Президента России (или главы Российско-Белорусской Федерации).

В отношении московского мэра госдумовская кампании себя уже окупила. Цель достигнута – Юрий Михайлович потерял шансы стать Президентом как напрямую, так и через вице-президентство. Трудно предположить, что претендент, имеющий реальные шансы занять высший государственный пост (в т.ч. и Примаков) возьмет себе увязшего в многочисленных скандалах Лужкова сейчас в напарники по имиджу.

Комментарии

Добавить изображение