КРИЗИСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ нового человеческого капитала

01-01-1999

Dmitriy Petrov      Обществу все более верится в то, что в России есть премьер министр.

А также в то, что в России есть правительство.

Записные эксперты все более интенсивно раскладывают политические пасьянсы.

Долго ли сохранят свои портфели нынешние их обладатели? Кто стоит за спиной тех, кому на этот раз оказалась вверена судьба страны?

Это, без сомнения, очень важный вопрос. Но есть и другие - не менее актуальные. И первый среди них: чем на самом деле занимается министерство Примакова? Бесплодным перетаскиванием с места на место тяжелой исторической ноши? Доведением до конца далеко идущего плана радикальных перемен, который так и не успел реализовать кабинет Кириенко? Исполнением миссии любого антикризисного кабинета - максимально результативным использованием тех новых возможностей, которые возникли в ходе кризиса?

Ситуация в общих чертах известная и уже пережеванная и домохозяйками, и телекомментаторами описывается так: финансисты-олигархи никуда не исчезли, но отстроенная ими тотально суперспекулятивная система, пала. Импорт подорван. Но хлеб еще есть, и рама, было исчезнувшая, вновь появилась. И рубли почти есть. И слова о приоритетности поддержки и развития реального сектора экономики тоже сказаны. Но нет гарантии, что все это, как всегда - вдруг, снова не кончится.

Такова реальность, с которой предстоит иметь дело новому правительству.

Но не только ему.

Кстати, наш кризис показал помимо всего прочего, что российский "новый класс" профессионалов частного сектора состоит не из слабонервных.

Припомните, как после знаменитого краха нью-йоркской биржи вчера преуспевающие дельцы дождем сыпались из окон небоскребов, а высокооплачиваемые, уравновешенные банковские клерки бросались под поезда метро, как леминги в океан.

А у нас уже (а точнее - еще) работу потеряло более 300 000 квалифицированных наемных работников спекулятивного сектора и обслуживающих его структур. Это - население города Пскова. Число разоряющихся владельцев средних компаний не известно. Но снижение импорта из одной только Германии приведет к тому, что работы лишатся еще более 50 000 человек. Удар кризиса по "новому классу" куда более жесток, чем даже по бюджетникам. Люди, изведавшие что такое благополучие сравнимое с западным в одночасье потеряли и продолжают терять средства к существованию.

Но - никакого отчаяния. Никакой истерики. Конечно, в отличие от американских коллег, для которых крах стал сокрушительной неожиданностью, наш новый класс был к нему заблаговременно подготовлен. И прессой, и постоянным имением в виду простого и всегда актуального правила российской жизни: "Делаешь дело, движешся вперед, но не знаешь - где взорвется". Поэтому когда бабахнуло - большого испуга отмечено не было. И потому - акты суицида, связанные с кризисом - заметьте - вещь редчайшая. Но их как деликатесные блюда смакуют СМИ. Как и акты протеста. Любопытная закономерность: чем кризис глубже, тем многие издания бессильнее, беспредельнее, желтее...

Господа журналисты, обратите внимание: вчерашние преуспевающие сотрудники крупных банков и удачливые работники мультимаркетиноговых торговых корпораций тоже читают газеты. Но сегодня о том, как СМИ освещают кризис с презрением говорят не только они, но и те, кто уже давно держит удар - провинциальные бюджетники.

Пафос бумажной и электронной прессы исчерпывается легко, как запустевшая палата ума. Сперва по телеэкранам марширует нацистская хроника тридцатых годов -штурмовики. И - комментарий: вот он кем становится, разъяренный потерей работы и благополучия и потребительских ожиданий квалифицированный обыватель - ударным резервом авторитаризма. Дайте только срок - скоро, скоро уже явится из-за угла Государственной Думы мурло фашистского мещанина и пропишет окружающим железную ижицу.

Потом по газетам шелестит: "Не надо нервничать. С нами еще не то бывало, но как-то привыкали, приноравливались. ...Ели картошку с капустой, круглый год ходили в одних ботинках и продавали обручальные кольца... Поговорите с бабушками, они расскажут, как это бывает. А потом все как-то проходило, налаживалось. И этот кризис пройдет..."
Этот бредовый абзац взят в кавычки, потому что это - скомпилированная цитата из нескольких весьма читаемых
газет.

Таков выбор, даденный обществу СМИ: либо социальная истерика, марши, погромы и диктатура, либо кислая капуста, заложенные кольца, хорошее настроение и ожидание момента, когда начальники поставленные над сирыми и убогими сделают всем хорошо.

Господа, вы в порядке? Это что ли, по вашему мнению, модели поведения граждан, которые помогут (кому? - конечно, начальникам!) преодолеть кризис? Это что ли все, на что способен наш "новый класс" с крепкими нервами, отличной ясной головой, хорошим послужным списком, опытом управления людьми и двужильного труда в обстановке жесткого стресса?

Полноте, коллеги, где вы сирых-то видите?

Перед вами сильные, цепкие, умелые, мобильные. Не готовые ни пугаться, ни сдаваться, уверенные в себе и намеренные прорваться и подняться во что бы то ни стало. Сегодня многие из них продают машины - они еще не отвыкли ходить пешком - но они ждут: кто и когда укажет им подходящий маршрут.

Во время памятных прений в Думе - в последние допремьерские минуты Евгения Примакова - депутаты несколько раз приводили ему в пример американского президента Франклина Рузвельта, который, как принято считать, вывел Соединенные Штаты из великой депрессии тридцатых годов, и выражали надежду на то, что Евгений Максимович сможет стать нашим, своим российским Рузвельтом. Что ж, все кризисы похожи, ходя бы уже одним тем, что они - кризисы, и гражданам, вдруг обнаружившим себя сбившимися с верной тропы, свойственно звать проводника, так что нет ничего удивительного в том, что законодатели выбрали для сравнения именну эту историческую фигуру.

Допустим, сходство есть и премьер должен и способен действовать как Рузвельт. Что означает - предложить стране, как это сделал когда-то американский президент свой - Новый курс. Действительно - новый. Но тогда и граждане должны не сидеть поджавши хвост в хорошем настроении и ожидании, что само рассосется, а браться за новое большое дело, как это сделало большинство американцев, выбравших не полет на асфальт Уолл Стрита, и не пьяную смерть под забором, а новый успех.

Было такое выражение "нью-форчун" - так говорили об удачных производственных бизнесах, обустроенных еще недавно дотла разоренными финансистами и менеджерами, и выгнанными на улицу инженерами и рабочими тысяч закрывшихся промышленных предприятий. Это было в США больше полувека назад.

Сегодня в России рынок квалифицированного труда быстро заполняется качественными специалистами, выбирающимися из под финансового обвала. К ним присоединяется инженерно-технический персонал простаивающих индустриальных гигантов, переходящий из латентного в настолько реально-безработное состояние, что уже и на профсоюзные митинги не ходит. Вот он - резерв квалифицированных кадров, способных резко поднять уровень и качество среднего и малого бизнеса, на долю которого сегодня пока приходится 10-11 % российского внутреннего валового продукта.

И что же в действительности произойдет, если этот резерв будет актуализирован и брошен в дело? Не что иное, как перевложение человеческого капитала, весьма выгодное для страны. Точнее - образование нового человеческого капитала - в зоне реального сектора. При этом важным позитивным фактором будет заметная экономия времени его накопления.

При этом уменьшение доли импорта на товарных рынках дает основание надеяться на рост прямых инвестиций в российскую производственную сферу. А это значит, что конкурентоспособность товаров отечественного производства может вырасти. Что в свою очередь создаст куда более широкие возможности для роста реального сектора, одновременно с развитием наступления средних и малых банков переживших финансовое цунами.

Очевидно, что без "нью-форчун" в Америке не состоялся бы "нью-дил" - знаменитый "Новый курс" президента Рузвельта. Понимание этого простого факта, плюс ясное видение стратегии развития страны и готовность оказать любую возможную помощь всем тем, кто готов был работать в новом производственном секторе, во многом обеспечили место в истории не только Рузвельту, но и тем, кто указал новые перспективы простым американцам и президентской администрации .

Не останавливаясь подробно на большой информационной (а, быть может, ее уместней назвать "образовательной", "просветительской") кампании, сопутствовавшей осуществлению "Нового
курса", вторично зададимся вопросом: Что будут делать - президент, правительство, дума, губернаторы и далее? Что они могут сделать? Какие новые возможности открытые, как это ни парадоксально, самим кризисом, они могут использовать для его скорейшего преодоления?

Да те же (уже описанные выше), что и активные представители "нового класса", готовые завоевать свой новый успех. Но только не тратя остатки сил на состязания по тяжелой политической атлетике - нынче этот вид спорта не популярен, а используя и до сих пор огромные возможности, имеющиеся в распоряжении высших государственных чиновников и высших государственных институтов.

А именно: всемерно стимулируя прямые инвестиции в производство. Облегчая налоговое бремя для малых и средних производителей. Причем - не избранных, а всех.

Реорганизуя государственную кредитную политику: например - делая муниципальную власть посредником в распределении льготных государственных кредитов, но при этом и ответственным гарантом их возвращения.

Создавая регулируемую и управляемую систему перераспределения квалифицированных кадров. Организуя систему переквалификации. И главное - открывая тысячам людей глаза на возможность добиться удач, быть может, больших, чем в недавнем прошлом. Заново образовывая "новый класс" в его новой роли и качестве - производителя, путем осуществления образовательного проекта национального уровня и масштаба. Это правильно. Это реально. Это справедливо. Вопрос в том, кто будет координатором и исполнителем такого рода программы.

И возможно - и дай то Бог - вскоре, комментируя поступки и планы нового главы правительства и его кабинета, и вовсе перестанут вспоминать Рузвельта, а будут просто говорить - наш премьер Примаков...

Комментарии

Добавить изображение