Каждый смотрит то телевидение,которого заслуживает

01-01-1999

До чего ж порой обидно,
Что хозяина не видно.
Вверх и в темноту уходит нить...
Группа «Машина времени»

sergey korostelev      В разных изданиях встречаются публикации, познакомившись с которыми, никак не возьмешь в толк, - А что же автор хотел сказать? Я такие публикации называю «бланками» (blank в дословном переводе - пустое место). Напротив, толковая и умная статья - это всегда праздник, хочется говорить, и говорить с автором. Вот в Лебеде-102 мне приглянулась статья Сергея Кара-Мурзы «Пещерные люди ХХ века», про телевидение в России.

Начну разговор с того, что нынешние властей предержащие практически полностью унаследовали принципы, заложенные Великим Октябрем, и, даю сто против одного, Владимир Ильич сегодня бы сказал: «Из всех искусств, для нас важнейшим является телевидение!» Как, в свое время, кино использовалось для поддержания у людей иллюзии строительства коммунизма, так и сегодня телевидение служит той же цели, но это уже иллюзия демократических реформ во благо народа. На самом деле, телевидение обслуживает власть и помогает ей удержаться у руля. Сменится власть кардинально, значит, изменится и телевидение. Власть, вообще говоря, это возможность распоряжаться ресурсами -финансовыми, материальными, людскими etc, в нашем случае - информационными.

Масс-медиа во все времена являлись инструментом управления пассивной толпой, и лишь чисто внешне может показаться, что состояние телевидения определяется гримасами рыночных отношений. Управление толпой для телевидения является основной и главной задачей, все остальное несущественно, второстепенно и является приложением (или побочным эффектом) к главной задаче. Вопрос состоит в том, какие цели преследует тот, кто управляет. Сегодня явно видно - это цель подчинения и подавления воли телезрителя. Лично мне бы хотелось, чтобы целью было - развитие творческих способностей и активности граждан, повышение их правосознания. Вот этот путь имеет перспективу! Как говорил, если не ошибаюсь, Черчилль: «Политик думает только о будущих выборах, а государственный человек - о будущем поколении». Русское же телевидение ориентировано максимум на 2000 год.

Проблемы нам не понять, если рассматривать только среднестатистического телезрителя. Основную их массу составляет толпа, ее еще грубо называют «быдло», но мне больше нравится старорусское слово «чернь». Отличить очень просто - эта категория зрителей требует только «хлеба и зрелищ с клубничкой». Ничего более она и знать не хочет, потому что все остальное выходит за пределы понимания. Поскольку это самая многочисленная категория, русское телевидение и ориентировано именно на нее. Какая чернь, такое и телевидение. Хочу обратить внимание на мои слова «и знать не хочет», именно поэтому любая попытка вытащить зрителя из платоновой пещеры (см. статью «Пещерные люди ХХ века») заранее обречена на неудачу. И прежде чем пытаться вытаскивать, надо вспомнить слова Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили». «Открыть глаза» человеку несложно, но что он потом будет делать, и как будет жить с этой правдой?

Следующую категорию зрителей я бы назвал «средним классом», не имея в виду материальное его положение. Предвидя вопрос читателей, отвечаю - к этой категории я отношу и себя. Делаю это хотя бы потому, что мне не все равно, ЧТО мне показывают. Вспоминается история, рассказанная писателем Владимиром Солоухиным в одном из своих сборников. Приехал он как-то летом, еще в брежние времена, в деревню и поселился у знакомой старушки. Входит в дом и видит стоящий в красном углу телевизор. - О-о, говорит, да у Вас даже есть телевизор, окно в мир, так сказать. А старушка ему и отвечает: - Окно-то окно, да видно не то, что видно, а то, что покажут...

Согласитесь, читатель, к черни эту старушку отнести никак невозможно, несмотря на то, что всю жизнь она проработала дояркой в колхозе, смотрит телевизор, будучи на заслуженном отдыхе, и дальше райцентра нигде не бывала. Но, что замечательно, фальшь природным чутьем чует!

Так вот, у среднего класса (в нашем понимании этого слова) русское телевидение вызывает тошнотворный рефлекс. Это главный отличительный признак этой категории зрителей, по аналогии с медициной: отсутствие рвотного рефлекса - первый признак алкоголизма.

Но получать информацию откуда-то надо, потребность души, так сказат
ь, поэтому мы и приспособились «читать между строк». Лет пять тому назад , чтобы составить хотя бы примерно правдивую картину новостей дня, приходилось смотреть новости на 1 канале, на втором и на НТВ, и только после этого, собрав все воедино и отбросив словесную шелуху, делать выводы. К сожалению, времена меняются в худшую сторону, сегодня и такой прием уже не помогает. Но, уверяю вас, думающий человек всегда найдет способ узнать правду!

О последней категории телезрителей, назовем ее элитой, ничего сказать не смогу, встречаться не довелось. Полагаю, она настолько малочисленна, что ее интересы телевидение даже не учитывает.

Приведенное мною здесь деление зрителей на категории весьма условно, на самом деле все гораздо сложнее, и это тема отдельного исследования. Мне было важно показать лишь неоднородность состава.

А теперь давайте представим на минуту, что положение дел в стране не изменилось, а телевидение стало вещать «правду, только правду и ничего, кроме правды». Не хочу рисовать мрачных картин, пусть читатель сам вообразит в меру своего понимания, но, полагаю, «бессмысленного и беспощадного» бунта в этом случае не избежать. Число попыток суицида среди населения так же возрастет, вне всякого сомнения, а «толстокожие» политики при этом не пострадают.

Тема для отдельного разговора - наши дети. «Мир управляется из детской», поэтому родителям следует настойчиво оберегать детей от телевидения, как они оберегают их от скверной уличной кампании, от табака, алкоголя и наркотиков, это беды одного порядка. Принципиальное отличие ребенка от взрослого человека состоит в том, что ребенок не умеет правильно прогнозировать последствия своих поступков, за него это обязаны делать родители. Как они это сделают, убеждением, поркой или иными аргументами, зависит от их педагогических способностей, но не делать этого вовсе - означает погубить детские души. Моя семилетняя дочь как-то сказала: «Странные эти взрослые, сначала ждут-не дождутся, когда мы начнем ходить и говорить, а потом радуются, что мы целыми днями сидим у телевизора и молчим». Только вот где я это уже слышал?

Современное русское телевидение приводится в движение твердой, властной и решительной рукой, в нужном этой руке направлении. Немного о целях этой руки было сказано выше. Никаких иллюзий о том, что нынешнее состояние телевидения - это ошибки или издержки, несовершенной пока еще, демократии, нам питать не следует. Перед нами сильный и грозный противник (морали в политике нет, считал В.Ульянов). Противник этот не остановится ни перед чем, если кто-то попытается проникнуть на его «кухню», потому что потеря власти над информацией - это начало потери власти вообще. Какой же силой и волей должен обладать национальный лидер, сам выросший в недрах Системы, который будет способен изменить существующий порядок! Я такого не вижу, а вы?

Комментарии

Добавить изображение