НЕЧЕГО ЖАЛЕТЬ О ДЕКОРАЦИЯХ

01-01-1999

Россия все время ностальгирует. Не успеет какое-нибудь совершенно невыносимое прошлое пройти, как тут же выясняется, что именно это время и было нашим звездным часом. Только кризис 17 августа ударил по так называемому среднему классу - и отечественная пресса, в особенности молодежная, наполнилась сетованиями: уничтожено будущее России!

Но понимаете ли, какая вещь - мне совершенно не жалко такого будущего. Я даже думаю, что если наш XXI век и впрямь имел бы такой вид, то низкий поклон правительству, потому что вследствие его деятельности Россия избежала едва ли не самой серьезной опасности в своей истории.

Я человек не злорадный и на чужую удачу не завистливый. Но когда журналисты из лопнувших светских, стильных и иных глянцевых изданий не могут найти себе работу, сострадания я тоже не испытываю. Ведь попытка отправить их даже в самую ближнюю командировку разбивается о полное их неумение собрать материал или взять интервью. А ведь эти люди всерьез полагали, что задают интеллектуальную моду! И забивали журнальные полосы, где были прежде статьи о какой-никакой, но реальности, своими светскими хрониками и отчетами о показах мод.

Полагаю, что если "новые журналисты" были таковы и диапазон их умений ограничивался ресторанной критикой да полуграмотным пересказом очередных остроумных словечек какого-нибудь Сандро Котофеевского, то и "новые экономисты", все эти банковские мальчики и менеджеры по маркетингу, девятнадцатилетние владельцы рекламных агентств, были ничуть не лучше.

На протяжении последних пяти лет Россия старательно делала вид, что жила. Она имитировала вхождение в цивилизованное сообщество.

Как же! Все новые фильмы смотрим, долларами расплачиваемся, квартиры у нас не дешевле, чем в Нью-Йорке. Трагедия в том, что, во-первых, по этому поверхностно усвоенному стандарту жила десятая часть населения огромной и несчастной страны - и притом "верхние" десятки тысяч человек не испытывали ни малейшего чувства вины перед остальными миллионами. А во-вторых, страна, которая ничего не производит, но с бешеной силой развивает рекламный, ресторанный, клубный и т.д. бизнес, не может не ощущать себя гигантской декорацией.

Но вот могла. Не ощущала. Однако клубный, или виртуальный, период нашей истории подошел к концу.

Имитаторов жизни я за это время насмотрелся выше крыши. Сладкие мальчики и стильные девочки с готовым набором суждений, с приблизительными знаниями о том, как вести себя с рекламодателем, как разговаривать с аудиторией FM-студии и как одеться, идя на представление к боссу. Банковские служащие, которых в одной Москве стало вчетверо больше, чем в любой европейской стране.

Менеджеры турфирм, любящие порассуждать на досуге, чем отличаются устрицы в Гонконге от устриц в Фамагусте.

Печально, что этот стандарт они успели привить многим, в особенности тем, кому сегодня по пятнадцать. Я преподаю в школе, и мне отчетливо видно, до чего у нынешнего старшеклассника голова замусорена названиями групп, фильмов и фирм, которые пропагандировала так называемая глянцевая журналистика - от "Ома" до "29".

Теперь, когда большая часть этих изданий полопалась, большая часть менеджеров по маркетингу уволилась, большинство рекламных агентств позакрывалось за ненадобностью, а на бирже труда востребованы шоферы, плотники, учителя, врачи и химики-технологи, я замечаю еще одну черту этого некогда победоносного поколения. А именно - полная неспособность постоять за себя, тотальная расслабленность, сопряженная с отсутствием интереса ко всему, что не касается их лично. Это стало очевидно, еще когда судили Витухновскую: уж вот, казалось бы, отличный был случай продемонстрировать солидарность если не на основе убеждений (они у Витухновской экстремальные и малосимпатичные), то по крайней мере на базе возраста! И тем не менее вытаскивали ее из заключения сто раз оплеванные шестидесятники да Новодворская, а друзья-товарищи моментально забыли о ее существовании. А "Птюч" послал открытку в тюрьму, что-то поздравительное. Это уж верх стильности, полное презрение к жизни - но добро бы к своей!

Что же делает теперь вся эта слабая, вялая, блеклая прослойка?

Кто-то паразитирует на родителях- кто-то вспомнил прежние специальности- кто-то пытается на руинах заново построить империю видимостей и кажимостей (во все издания, во все фирмы с
тучатся толпы пиарщиков, умоляя: пустите нас, мы сделаем вам хоть рекламную кампанию, хоть имидж!). Но ни сколь-нибудь заметной политической силы, ни протеста, ни настоящего искусства из этого великого краха не проистекло. Разве только посетовали отдельные модные журналисты и журналисточки, что вот опять придется отдыхать в Крыму и завтракать докторской колбасой. А что девять десятых населения этой страны вообще не знает, чем завтра детей кормить, - это вам как? Что половину жителей окраин согнали с мест, что тысячи ваших сверстников не пойми за что сгорели в танках или были расстреляны в плену - это нормально? Стильно? Что оставшиеся в живых и в относительной целости ваши соотечественники обязаны вкалывать на пяти работах, чтобы хоть на одной раз в месяц что-то заплатили, - это тоже вписывается в вашу концепцию мироздания? И на фоне всего этого вы смеете говорить, что ВАС обманули? ВАС, которые только и делали в последние пять лет, что подспудно ожидали, пока вымрет вся породившая вас и презираемая вами страна?

------------------------------------------------------------------------

 

Комментарии

Добавить изображение