По следам любопытных публикаций

01-01-1999

Kondakov
Каждый месяц приносит из России все больше нехороших новостей, граничащих с политическим авантюризмом.

"Это не пройдет!" - , сказал Ельцин журналистам по поводу американского вмешательства в проблему Косово. Не отстает и Юрий Маслюков, давший понять иностранцам, что с нами лучше разойтись по-хорошему "Изолированная, затравленная, загнанная в угол такая большая страна, как Россия, - это не лучшая перспектива"
16-я страница "Литературки" как всегда великолепна в своем сарказме -"Не суйте нос в наши дела, а суйте инвестиции"
Мой закадычный московский приятель в недавнем телефонном разговоре (Сан-Франциско - Москва) иронично подметил связь между национализмом и инфантильными сексуальными комплексами. Идея Родины-матери глубоко пролезла в российское подсознание. Родина - мать, стало быть мои соотечественники - мои братья (сестры) . Поэтому все, кто выглядят как не как члены мои семьи, подсознательно ассоциируются с притязаниями на "мать", ревностно оберегаемую от чужих рук.

Ксенофобия благополучно трансформируется в расизм - одному африканцу, окончившему с отличием один из столичных вузов, прямо в лицо рассмеялись в отделе кадров- "Нет, мы таких как ты не берем". Не баркашовцы и "скинхеды", а такой вот среднестатистический кадровик, который каждое утро едет на работу в метро.

Виной всему фрейдистская подоплека националистических комплексов, основанных на обыкновенной импотенции, невротической закомплексованности и неспособности получать полноценную сексуальную радость. А в корне ненависти к благополучному и сытому миру Запада лежит обыкновенная, плохо скрываемая черная зависть. Америка мешает как сорокинскому Сергею Николаевичу ("Тридцатая любовь Марины"), так и Даниле - герою фильма "Брат", так и Владимиру Жириновскому - персонажу вполне реальному. Это, так сказать, с одной стороны.

А вот что происходит с другого края.

Прожившие по несколько месяцев на Западе (особенно в Америке) наши соотечественники изумляются ограниченному кругозору, малой эрудиции и патологической неспособности к логическому мышлению жителей этих стран. "Они не знают, кто такой Адриано Челентано!", "У нас в России каждый алкоголик знает Пушкина и Льва Толстого, а у вас кто такой Марк Твен никто не знает", "Они теорему Пифагора в девятом классе на квадратиках пытаются в течение месяца доказать!"
Рождается опасная иллюзия российской исключительности, сверхталантливости, избранности - благодатная почва для национализма. В чем же тут дело?

Ну, во-первых, что касается школ, то российское схоластическое образование хорошо тому, кто способен найти достойное применение полученным знаниям и логическому мышлению. А как быть забулдыге, который с грехом пополам окончил восемь классов, и кого напичкали теоремами Пифагора, тремя законами Ньютона и химическими катализаторами-ингибиторами? Будет ли он считать себя полноценной ячейкой общества, трудясь на мусоросборнике? Этой проблеме посвящена замечательная статья в №43 "КомпьюТерры" за прошлый год - "Диалог через океан", (www.computerra.ru/1998/43/10.html). Приведу лишь короткую цитату оттуда -

"Советская школа исходила из того, что выпускник будет заниматься интересной творческой работой - не столько ради денег, сколько ради гармонического развития собственной личности. Американская школа исходит из того, что он будет делать что-то очень скучное - ну, скажем, чистить сортиры - и его надо научить рабочей гордости: мой сортир самый чистый в округе"

Во-вторых, на мой взгляд, западное общество более разнородно, чем российское. Приведу пример. Как-то собравшись на годовщине институтского выпуска, мы "докризисный средний класс" обнаружили, что несмотря на поразительные разницы в зарплатах , наш образ жизни и ее качество, в общем-то, практически одинаков. И тот, кто получал $1500 долларов в месяц, и тот кто получал $900, и обладатель зарплаты в $650 жили в московских спальных районах, добирались до своей "беловоротничковой" работе на метро (раз в неделю - на машине) , покупали "пиратские" диски в Митино. Конечно, наручные часы и стереосистемы отличались - но это так, мелочи. На Западе обладатель дохода в $80.000 в год заметно отличается от того, кто получает $40.000 и того, кто получает $250.000. Общество предоставляет намного больше возможностей,
так что разница видна невооруженным глазом. Так что в сытых Штатах тоже есть и знатоки итальянского кино, и математические школы для вундеркиндов, и тонкие ценители русской литературы. Может их не так много, как у нас, в России - но в таких делах, все-таки качество важней количества. Тем более, что всемирная известность Силиконовой Долины и Лос-Аламоса говорят всему миру, что еще не у всех американцев от жира заплыли мозги.

Бахыт Кинжеев, "агент" МВФ очень точно , на мой взгляд, обозначил проблему :

" Наши люди, выросшие за занавесом, развращенные легендой о духовности, исключительности и вращении всего мира вокруг нас, -- совершенно не умеют (в громадном статистическом большинстве) быть нормальными гражданами мира. Банальными, нормальными космополитами. Хемингуэй был не просто американским писателем, а почти что символом нации. Но сколько лет он прожил в Париже и на Кубе? И что, он не был американцем?! У нас практически нет людей с вот такой внутренней свободой. Жуткое число монреальских русских, сидящих на пособии и при этом работающих черт-те кем «под столом» -- то есть нелегально, чтоб не стряхнули с пособия, -- сидя в уличных кафе, готовы часами говорить о том, что докторская колбаса в России была из мяса, а здесь из нитратов.
Что иммигранты сгубят континент (а сами-то кто?). Часто так же рассуждают и те, что сидят не на пособии, а на вполне приличной зарплате программиста. Они сменили цвет и количество бумажек в своем кошельке, но они не впустили в себя ни капли единения с тем миром, который вовне России." ( "ОГОНЕК" №10. 1999 - в он-лайне - http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/199910/10-18-21.html)

Количество газетных публикаций, предрекающих скорую кончину Америки, в последнее время если не утроилось, так уж удвоилось точно. Футуристические прогнозы, выдержанные в условиях, максимально приближенных к реальности, прочно обосновались в центральной прессе. . Например, обзор Екатерины Карсановой и Дмитрия Эпштейна - "Америка : год последний". (МН №4. 1999)

"В двадцать первом веке некогда великая сверхдержава распадется на отдельные фрагменты и, как Атлантида, опустится в пучину Хаоса, гражданской войны и экономической депрессии."


Не отстает и "Огонек". Посудите сами. Вот февральский выпуск (№7. 1999) - статья "ГУДБАЙ, AMERICA". Избранные места оттуда:
" Нужно было прожить жизнь, пережить все возможные обольщения и разочарования, эпоху Горби, чтобы наконец понять -- Америка не умеет любить. В принципе. Она упивается своим величием. И единственное, что было ей нужно, -- это победить нас в затянувшейся на четыре десятка лет необъявленной войне. Те, кто понял это раньше других, -- безболезненно для себя иммигрировали. Они не хотели больше мечтать, и за свою решимость покинуть темную, бедную и угрюмую, как солдатка, родину требовали вполне конкретных вещей -- удобств, набитых супермаркетов, дешевых автомобилей, сносного климата.

В общем, они получили свое, многие работают по специальности, и у их детей есть все шансы вписаться в американское общество и выплатить кредиты за купленные родителями в рассрочку панельно-щитовые дома. Тем, кто уехал позже, достались в удел бензоколонки и мастерские".(конец цитаты)

Вы что-нибудь поняли? Кто работает на бензоколонке? Кто купил в рассрочку панельно-щитовые дома?

Сразу скажу, что никаких реальных фактов не приводится - достаточно сложно разобраться, где заканчивается авторский вымысел и область мифов, а где начинается статья на злобу дня. Подобно рекламе "МММ", подобные статьи не сопровождаются никакими сопроводительными комментариями, и читателю, таким образом, приходится уповать только на свое знание экономических реалий и здравый смысл. Выводы вообще выдержаны в лучших традициях хармсовского стеба : - цитата из "МН" - " Не надо завидовать тем, у кого есть доллары, - скоро они превратятся в ничем не обеспеченные бумажки. Все будет хорошо. Потерпите граждане"
Исходя из такой логики, все же лучше числиться в каком-нибудь НИИ на 50 долларов в месяц, которые обещают заплатить с прошлого мая. То, что презрительно называется "панельно-щитовым" домом - видимо на самом деле является двухэтажным уютным особнячком - 4-5 комнат, пара ванных, камин, гараж. В Калифорнии частные дома не имеют двойных стекол и не построены из железобетона, потому что температура редко опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В подмосковном Переделкино и в Южном Бутово то
лько начинают осваивать массовое строительство полностью функциональных индивидуальных жилых домов. Знаменитые "шесть соток" все же кажутся мне несколько примитивнее американских семейных домиков. Но это дело вкуса.

Вернемся к мазохистскому самообличению огоньковской статьи:

"Ты победила, Америка. Поражение наше было полным. Очереди в «Макдоналдс», представлявшийся образцом заграничного шика, -- воистину унизительны.

И вот тут, в момент величайшего своего триумфа, ты стала вдруг не нужна."

Что, что? Не ослышались ли мы? Что значит не нужна? А как же доллары и вся инфраструктура, созданная вокруг них? А как же финансовые вливания, официально закрепленные в бюджетах? А куда девать порождение Америки - персональные компьютеры со всем прикладным программным обеспечением? А очередь за визами у здания на Новинском бульваре?

И тут наконец-то я наткнулся на самое главное в статье:

"Конечно, что такое настоящая Америка, мы, оставшиеся на родине, никогда не знали и не узнаем. Что такое наука Америки, библиотеки Америки, фермеры Америки, национальные парки Америки. Возможно, когда-нибудь мы сквозь отвалы американского мусора доберемся и до этого -- и это будет самое важное."

Если меня спросить, что я узнал про Америку за время своей работы и учебы, то пожалуй, можно обойтись одной фразой.

Вне зависимости от того, откуда ты приехал и кем работаешь - в Америке всегда можно ПЛАНИРОВАТЬ, РЕАЛИЗОВЫВАТЬ запланированное и ПОЛЬЗОВАТЬСЯ тем, что заработал.

По-английски это звучит совсем лаконично:

Plan something , build it and keep it.

Рискну предположить, что это относится к самым разным вещам. Можно планировать свои финансы или отправку люстры из Италии. Можно реализовывать полученные знания по MBA или по системам баз данных. Без блата, липового диплома и протекционизма - ты стоишь ровно столько, сколько ты реально стоишь.

Можно знать с очень высокой долей уверенности, что сверхурочные деньги будут заплачены цент-в-цент, поведение налоговых служб предсказуемо, доллар не упадет в курсе на 300%, а бывший уголовник никогда не сможет занять государственный пост.

В общем-то это все свод банальностей, но все же правители посткоммунистической России не смогли привести к одному знаменателю мораль общества и рыночные отношения. Очевиднейшие вещи, как взаимозависимость субъектов рынка, доверие, закон, уважение оказались подавленными бульдозером государственного регулирования. Так что шум, наделанный развернутой статьей Петра Авена "Экономика Торга" в "Коммерсанте-DAILY", был по делу.

Не могу удержаться, чтобы не прокомментировать еще одну цитату из прощального письма США:

"Прощай, Америка. Лишь мы, твои заклятые враги, любили тебя до самозабвения. Теперь весь мир будет ждать твоего падения, Америка, -- ведь все твои должники. И «Азиатские тигры», которых ты выкормила, и объединенная Европа, которой надоел твой диктат и которая спокойненько уже использует твоих солдат как своих жандармов где-нибудь в бывшей Югославии."

Итак, весь мир ждет падения Америки. Каково, а? А куда смотрят в Вашингтоне и на Уолл-Стрит? Мы, конечно, в глобальную политику лезть не будем - уж как-нибудь без нас "падение" приостановят, но Европейский вопрос можно попытаться проанализировать.

Итак, что такое Новая Европа для Америки?

На самом деле, то же , что и раньше. Меня в прошлом году просто покорил Париж своей романтикой, хотя на обратном пути поймал себя на мысли, что туда все же лучше приезжать отдыхать туристом и любоваться на шедевры Лувра, чем работать - особенно в качестве иностранного работника. Европейское общество более удобно и комфортно, чем американское. Но социальные льготы не возникают на пустом месте. Социализм, глубоко проникший в европейские страны, тормозит экономику и вызывает массовое неудовольствие у наиболее талантливых и предприимчивых.

Поэтому американские работники в Европе - это исключение, а европейцы, занятые на рынке США по рабочим визам и "грин-картам" - норма. Меньше налогов, динамичнее бизнес, и как следствие - более высокие доходы. Особенно это заметно в области предпринимательства и в среде эмигрантов. Где он немецкий Билл Гейтс? ("Miсrosoft") Где французский Стив Джобс? ("Аpple") Где
швейцарский Марк Андрессен?("Netscape") Китайские работяги-эмигранты умудряются покупать по несколько домов в дорогих районах Сан-Франциско, а успех наших соотечественников (от Сикорского до "ПараГрафа") в Новом Свете общеизвестен.

Финансовые эксперты США довольно сдержанно относятся к буму, поднятому вокруг "евро" - это всего лишь финансовый инструмент - и не торопятся агитировать вкладывать деньги в Европейское сообщество только из-за "евро". Более того, большинство аналитиков полагает, что в ближайшие 5-10 лет прибыль на рынке европейских акций не будет превышать 10-15%. Что примерно равно доходу на американском рынке. Так что напускная бравада по поводу "вот мы сейчас с Объединенной Европой как соберемся и дадим янки под хвост" - представляется очередной потугой выдать желаемое за действительное. На самом деле, Европа старается не вмешиваться в глобальные распри - большинство стран никак не отреагировали на американскую браваду в Ираке. Как говорится, себе дороже.

Но вернемся к нашим баранам. Точнее, к огоньковским публикациям.

В этом же номере (№7. 1999) с "антиамериканской статьей" мирно соседствует вот такой пассаж из очерка Александра Экштейна "Я - русский фашист".

"Уже было темно, когда я спустился на станцию метро «Комсомольская».

-- Ваши документы? -- ко мне подошли трое патрульных.

-- Пожалуйста, -- протянул я паспорт.

-- Из Ростовской области? Фамилия интересная, ты из этих?

-- Нет, из тех.

-- Умничаешь? Почему без регистрации в Москве?! У нас таких и без тебя хватает.

-- Каких таких? Вы что, не видите регистрационный вкладыш?

-- А вот таких, с такими фамилиями. Нет у тебя вкладыша, -- постовой демонстративно отцепил прикрепленный скрепками вкладыш и положил его в карман. -- Расстегни куртку, что там под ней, оружие?"

Шмон и "предъявите ваш аусвайс" никому не нравятся. Но воинствующий антизападнизм, пренебрежение самыми элементарнейшими демократическими нормами непременно приведет к тотальному шмону. Ангажированные журналисты любят повторять - зато у нас есть свобода выезда за границу, зато есть семь сортов сыра в гастрономе, упорно не замечая расплодившихся охранно-бандитских структур и всеобщей коррупции. А, все-таки, это вещи разных порядков. Как-нибудь обойдусь двумя сортами колбасы - но предпочту обходиться без понятия "крыша"
Рядовой милиционер, который недолюбливает торговцев "кавказской национальности", живет в одном дворе с баркашовцем, который хочет выселить "всех этих чурок". В этой же компании и оставшийся без работы клерк инофирмы, которая в спешном порядке эвакуировалась после 17 августа, и журналист , которому тоже опротивела "вся эта Америка".

Что же получается? Дружба против врагов славян или, как уже писалось в "Лебеде" - "затем воссоединение на сильных националистических идеях. Русский талибан." Короче, враг не пройдет!

А оно ему надо?

Комментарии

Добавить изображение