Независимый бостонский альманах

«СЕРЕДНЯКИ»

01-01-1999

Fatekh Vergasov

1

      Для ясности, скажу сразу – подавляющее количество здоровых людей в любом обществе – «середняки». Раньше их любили называть «народные массы». Что казалось удобным и броским, а также как бы ненароком отражало отношение к такому народу.

За словами «народ», «народные массы», «середняк» у меня стоят вполне конкретные люди. Сколько бы я их не знал, в моем сознании они никогда не сливаются в «массу».

Те, кто причисляет себя к элите, часто чванливо считают, что «середняк» – это низкий сорт человеческого материала. Чванство ненавижу. Категории типа «сорт» к людям применять не хочется. Не по-людски это как то.

Но если все же дифференцировать людей с целью только научного анализа, то сходу можно отметить, что все люди разные. По многим своим качественным и количественным характеристикам. Многие основывавшись на этом в своих рассуждениях идут дальше. И напрасно!

Зная это, я все же не взял бы на себя смелость, основываясь на таком замечании, делать заключение о «ценности» того или иного человека. Что-то меня всю жизнь останавливает. Любой человек ценен и неповторим, неповторим и этим ценен.

Говорят, что Всевышний создал Человека по своему образу и подобию. Другими словами все люди подобны Богу. А значит по закону тождества, и друг другу. А то, чем различаются люди на этой стадии рассмотрения попроси – несущественно.

Полный дебил от гения отличается, говорят, всего двумя миллиграммами йода в щитовидной железе. А так они - вполне изоморфны. Такое малое отличие, а какое разнообразие персонажей и сюжетов!

Чем характеризуется «середняк» вообще? Главная его особенность – «нравственная инвалидность» на фоне обыкновенности ординарности заурядности, которые часто прикрыты бойкостью и напористотью. Известно, что пустое ведро гремит громче полного. О таких еще говорят: способен на все.

Вот читаю сообщение: Юрий Шутов, депутат думы Санкт-Петербурга, помощник вице-спикера Госдумы Сергея Бабурина, бывший советник экс-мэра Собчака и автор скандальной книги «Собчачье сердце», арестован по обвинению в организации и управлении бандой, на счету которой, как утверждает прокуратура, большое количество громких убийств последнего времени. Банда ликвидирована в результате специальной операции. Кроме Шутова, пока арестованы 11 человек. Банда была обезврежена в момент приготовления к убийству депутата Госдумы от ЛДПР Вячеслава Шевченко. Изъято огромное количество всякого оружия и взрывателей. Шутову инкриминируются убийства Дмитрия Филиппова (председатель Совета директоров отделения «Менатепа» в Петербурге, председатель Совета директоров Тобольского нефтехимического комбината и финансовой группы «РосКО»), Игоря Дубровика (заведующий юридической консультацией №30 Петербурга), Николая Болотовского (председатель Совета директоров НИАИ «Источник»), а также вышеотмеченное намерение отправить на тот свет депутата Шевченко.

Сразу почему-то вспомнился доктор Гебельс. Тоже ведь был доктор, как Бабурин. Но Бабурин еще и юридических наук. Вдумайтесь! В бесправной стране, в полудикой, почти колониальной Сибири, и юридических наук! А может его «подчиненные подвели»?

2

      В прошлом же, в общинах и других относительно небольших «сообществах» людей, такая «ивалидность» легко определялась старейшинами. За это старейшин и чтили. Своими «приговорами» они определяли как бы дальнейшую судьбу и лицо своего сообщества. Но к такой миссии эти старики должны были себя подготовить по специальной программе, которая, в частности, предусматривала отрешение от мирских забот и дел.

Современные старики норовят такие решения оставить за собой, а вот отрешаться от мирского не спешат. Толкают, молодых на нехорошее, понимаешь?

Правильно подготовленные к такой своей миссии старики запросто определяли человеческую сущность молодого индивидуя. То был выбор, казалось бы, эстетический, а на самом деле, глубоко нравственный.

И без утомительного и утомляющего анкетирования. Человек – не компъютер, он мыслит эвристически, озарениями. И решения у него получаются как бы на уровне здравого смысла, но на 96-98 процентов оптимальными. В этом чудо человеческого способа мышления. Ошибки случались. А где без ошибок обходятся?

Потом понадобятся специальные методики, годы упорной изнурительной работы. Для того только, чтобы поднять эффективность таких эвристических решений еще лишь на доли процентов. Доли процентов в современном мире стоят огромных денег. Такова цена оптимизаций. Такова цена решений высшего управленческого персонала.

Частенько выбраковывали особо прытких со следующими «диагнозами» – обучению не подлежит (это о дураках, олухах и недотепах) или учить категорически нельзя, т.к. это приведет только к совершенствованию по-существу злого и подлого отродия.

Диагнозы стариков были ценны главным образом тем, что «диагносты» жили в этой же среде, знали не только молодую поросль, но и их отцов, и дедов, породу, с позволения сказать, знали. Знали их всех в деле, когда надо преодолевать трудности, а не только в мирное время. Подготовленные к этому старики иллюзиями себя не тешат.

С разрушением «общин», с началом современной миграции населения, значение «диагнозов» стариков сошло на нет. Многое просто забылось. Теперь такие диагнозы пытаются ставить методами анкетирования, беглых опросов, собеседованиями. Все эти методы страдают отсуствием «историзма» и пропусками знаний о конкретном человеке.

Сегодня на роль «стариков» пытаются приладить так называемый «средний класс». Для этого вроде есть основания: такие капиталисты тоже живут в самой гуще дела, которым заправляют, живут как бы на виду, с народом.

Подмечено, что когда народ видит как капиталист «пашет», социальное напряжение в этом коллективе не только не растет, но и падает. И наоборот. За примерами ходить далеко не надо. Это работает, например, и в командных видах спорта, и небольших научных коллективах.

Но среднему классу предстоит еще только сформироваться и осознать свою роль в отборе кадров для того или иного обучения, в профориентации.

3

      Если понимать «образование» как придание формы, как огранку, то надо все же сначала определить, какой «материал» будем «образовывать». Булыжник, если ему даже бриллиантовую огранку дать, останется булыжником. Правда ограненным. Не правда ли?

Много лишних надежд связывалось с образованием. Считалось, что «образовать» можно каждого. Оказалось – далеко не каждого. Физкультурой посильно заниматься почти каждому. А вот спортом нет. Только специально отобранные люди могут это делать.

Одно время и в кино было (и сейчас еще есть) некое поветрие. Взять из толпы заурядного человека и режисерской работой сделать «звезду». Вот и выделываются друг перед другом режисеры, демонстрируя нам, по-сути, возможности манипуляций сознанием.

Этим соцреалистам хреновым Человек глубоко безразличен. Это у них просто семейная традиция такая и искусство выживать вместе с режимом. Все равно с каким. лишь бы правящий был. О чем это я? Не отвлекаться!

Когда среди пригодных к обучению отобраны достойные обучения, следует проверить, а не нарушена сама последовательность обучения и его сроки.

Все люди развиваются все же как бы по индивидуальному графику, который может не совпадать с господствующей «системой обучения». Это первая проблема.

Надо по возможности стремиться к индивидуализированному обучению, привязанному к результатам тестов на готовность ученика к обучению.

Вторая проблема - пропуски (лакуны) в «технологии образования». В результате мы наблюдаем людей с высшим образованием, но как бы без начального. Без основ. Это не восполнимо в принципе. Поясню немного подробнее.

Это часто бывает с молодыми людьми, которые приходят с войн, например. Или из тюрем, или лагерей, или из армии и т.п. Или ученика «упустили» на каком-то этапе обучения. Например, после окончания начального образования.

Каждая ступень образования должна дать вполне определенный результат, который лишь формально описывается оценками успеваемости. Каждому определенному знанию и навыку человека должно учить в строго определенном возрасте.

При всей важности социального фактора не следует забывать все же о том, что каждый возраст характеризуется и биологическими особенностями, которые с возрастом меняются, что и делает ситуацию с лакунами в обучении неисправимой, в принципе.

Третья проблема создается, когда имется разрыв между обучением и воспитанием необходимых моральных и волевых качеств. В результате может получиться высокообразованная, но бездуховная, аморальная личность. Это тоже не протезируется.

Четвертая проблема – обучение сформировавшейся личности, как бы переучивание. Это как лечение алкоголиков. Без осознанного желания самого ученика мало что получится.

Но и при наличии такого желания результаты почти всегда карикатурные и убогие. Утратив свою индивидуальность, эти ученики так и не обретают новой. Время для обучения ушло безвозвратно. Это пусть жесткая, но правда. Хотя живой человек с любыми приговорами никогда не соглашается. Перевоспитавшиеся алкоголики грустно шутят: раньше мы, мол, страдали от того, что мы алкоголики, а теперь, после того как с нами поработали психологи, мы гордимся, что мы алкоголики.

Эти перевоспитавшиеся «новобранцы» становятся такими, какими люди вообще не бывают. Это пародия на живых людей. Какие-то люди-маски, резонеры. Говорящие головы. Такими карикатурными ходульными были песонажи советских разведчиков в фильмах провинциальных киностудий.

Столичные киношники пошли, как им казалось, дальше. Они стали показывать как бы «интеллектуальную борьбу», основанную на предполагаемой тупости противника. Плохо соображая того, что это за доблесть такая - победить тупого?

Действительно, вертухаев разных мастей и калибров такие персонажи всегда удовлетворяют. Именно такими исполнительными и послушными им видятся идеальные подчиненные. На такой слабинке вертухаев и строится нехитрая игра.

Тут есть еще одна тонкость. Вертухаи тоже ведь борются за собственное место под солнцем, поэтому-то они с готовностью и неким перехлестом даже подают обществу «общественную опасность» таких персонажей, своих поднадзорных и подопечных.

В действительности они знают их действительную ценность. Взаимовыгодная игра. Участников игры роднит склонность к силовым методам управления, желание манипулировать личностью. Ну, да бог с ними.

Помните у Высоцкого? «Епифан казался жадным, хитрым, умным, плотоядным, меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел». А как в жизни? А в жизни никаких таких «интеллектуальных противоборств» не бывает. Работает система, которая надежно нейтрализует и самих «разведчиков», и недостатки собственных вертухаев. И методы система выбирает самые надежные.

Названными вопросами, конечно, не исчерпывается весь круг этой проблематики. Здесь просто названы самые яркие и лежащие на поверхности что ли. Этим характерен «середняк».

Главная его движущая сила – «красные глаза», как говорят китайцы. По русски это просто – черная всепоглощающая зависть, ненависть, злость и болезненная жажда мести. Черная зависть всегда направлена на форму, а не на содержание.

Поясню. Эти не завидуют наличию интелекта, образованности, начитанности. Эти завидуют научным званиям, наградам, квартирам, дачам, женам, любовницам и т.п. Жалоб на недостаток или полное отсуствие ума ни от кого не поступает, говорят психологи.

Опасность «середняка» в том, что он по своему умен, рассуждает о событиях и трактует их внешне правильно и вроде бы безукоризненно. Демагогия этим и опасна.

Особенно опасно неожиданное «раскрепощение середняка». Я читал где-то, что глупый раб на свободе становинся умным преступником.

Тонкость здесь в том, что факты и их трактовки, в принципе, имеют право на жизнь. Но они невероятны. Чтобы это понять вполне достаточно простого здравого смысла.

Главный их метод – аппеляция к животному в человеке, не к разуму, а к эмоциям: насаждение паранойи, страха, подозрительности, поиск и обоснование всяких заговоров. А также аппеляция к животным инстинктам.

Главная склонность – сектанство и культ собственной самобытности как особой ценности. Среда обитания – массовое сознание. Толпа их стихия. Они сильны и опасны своей способностью извратить демократические институты в пользу охлократии. Они опасны обманчивой очевидностью и простотой своих аргументов, демагогией.

Некоторые приходят в эти ряды мракобесов не просто из личной вредности или желания покрасоваться «необычными взглядами», а потому, что в рядах «хороших людей» уже все занято. Или потому, что старшие по собственной глупости и недалекости их в эти ряды не пустили вовремя.

Они опоздали. Они всегда опаздывают. Партии мракобесов – своеобразное пристанище для неудачников, которые так и не сумели принять реальную жизнь и приспособится к ней. Эти всегда «против» и никогда «за».

Вот и мстят жизни. Так дети «наказывают» ножку стола, когда неосторожно и больно о нее ударяются.

А по существу они певцы рабского и враги любой свободы, даже собственной. Они просто не знают, что с ней делать с этой свободой. Они так и не поняли главного в обыкновенной жизни. Вот слова из песни Макаревича «За тех, кто в море»:

Напрасно нас бурей пугали
Вам скажет любой моряк
Что бури бояться вам стоит едва ли
В сущности, буря - пустяк
В буре лишь крепче руки
И парус поможет идти
ГОРАЗДО ТРУДНЕЙ НЕ СВИХНУТЬСЯ ОТ СКУКИ
И ВЫДЕРЖАТЬ ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ.

     Испытания Застоем многие и не выдержали и свихнулись. И сейчас от примаковского «застоя» у многих крыша едет. Управление фактором времени, темпом жизни помогает обнаруживать интереснейшие эффекты.

4

     На гражданке массово это началось после войны. Кадровая армия стала быстро освобождаться от уцелевших «добровольцев» и мобилизованных. Они бросились заканчивать прерванное войной образование.

Народ этот по большинству был уже партейный, заслуженный, а значит – проверенный. Власти такое их стремление стимулировали всякими поблажками и льготами при поступлении на учебу.

Но тут оказалось, что они, как правило, не способны восстановить свои довоенные знания по точным наукам, а пригодны только к гуманитарным дисциплинам, да и то к не очень популярным в то время филологии, истории и философии.

Пригодны лишь потому, что эти дисциплины требуют умения слушать и слушаться. Что для бывших военных людей обычно и привычно.

Это потом только станет ясно, что прерывать образование вообще нельзя, а особенно в возрасте 17-20 лет. Такой перерыв не восстанавливается никогда.

Пришедшие с войны молодые папаши столкнулись и с необычной для себя проблемой. Их не по возрасту повзрослевшие сыновья не хотели уступать своего лидерства в семье.

За маму шла настоящая и ожесточенная, хоть часто плохо осознаваемая всеми ее участниками, война. Вспомним, что театр этих «военных действий» представлял из себя комнатку в несколько квадратных метров.

Отцы, конечно, быстро установили свой порядок. Силой. Порядок победителей. Победа оказалась пирровой. Сыновьям не по возрасту и не по силам оказалось быть по-взрослому побежденными. Произошел психологический надлом.

Объезжать лошадей нужно строго вовремя, а не когда заблагорассудится. Таким рано искалеченным детям предстояло стать бунтарями и диссидентами. Недоласканные дети! Искалеченные души!

Помните, как в советском кинематографе прокатилась волна фильмов о молодых хулиганах и бунтарях, которые в конце концов оказывались и не такими уж плохими ребятами. То была запоздалая попытка не потерять отвергнутое когда-то молодое поколение. Тщетная попытка. Не склеивается. Время ушло.

В жизни почти никогда не склеивается. Поэтому жить надо ответственно. Жизнь нельзя прожить «начерно», а потом переписать «набело».

С другой стороны, что это за жизнь без ошибок? Дурак не тот, кто не делает ошибок. А тот, кто не делает из них правильных выводов и не извлекает из них уроков.

Еще до окончания войны в верхах не на шутку забеспокоились. За годы войны миллионы молодых людей не просто научились убивать себе подобных и творить самосуд.

Многие научились и привыкли самостоятельно принимать решения по обстановке и без оглядки на начальство.

Они перешли границу империи и смогли увидеть, как на самом деле живут там. Такой народ без надзора оставлять было опасно.

А тут еще начиналась эра холодной войны. Задачи идеологической работы становились самыми актуальными и потому главными.

И партии остро понадобились «свои» проверенные и дисциплинированные люди именно здесь. Так спрос встретился c предложением.

5

     «И принял он смерть от коня своего» – писал Пушкин. Современные Пушкину «ученые» поняли поэта только буквально и всем растолковывали про этого коня, как коня.

И на иллюстрациях натурально изображали бедное животное, коня. И голову этого коня, и змею. Но так ли прост был Пушкин?

По очень старым русским повериям Конь - это жизнь. Такое поверие, кстати, вполне укладывается в современные экологические представления об экосистеме, о пищевых цепочках, о круговороте веществ в живой и неживой природе. Приметлив русский народ!

И тогда получается еще один, немного другой смысл: помер ты, как жил. И сценарий смерти твоей есть результат твоей жизни. Это очень перекликается с народным: собаке собачья смерть.

Народ давно отметил наличие связи между тем, как ты прожил жизнь, и тем, как ты ее закончишь. Попробуйте вспомнить все слова и выражения, которые синонимичны понятию смерть. Уже само их количество и многообразие говорит о многом.

Заметьте, не судьба твоя такая роковая, а сам ты! себя к такой! собственной смерти привел. И смерть твоя будет именно такая, мучительная и ужасная, от змеи. Это не естественная смерть, а казнь! Страх-то какой!

Попы внушали, что только естественная смерть угодна богу. И санкционировали казни и жертвоприношения людей. А вот самоубийства осуждали. Как хозяин за здорово живешь одобрит потерю собственной рабочей скотины?

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Но легкая! смерть всегда понималась как награда. Мастерство всевозможных «резников» как раз в том и состоит, чтобы умертвить животное, не причиняя тому боли и мучений. Красота корриды состоит в том же. Смерть может быть красивой не только у героев.

О легкой смерти себе люди молят и сейчас. Просят спасительного яда. Но современные инквизиторы неумолимы – получи, что заслужил. Не дают облегчить предсмертных страданий. А у умирающего не только страх страданий.

Тут и забота о собственной душе. Кому нужна исковерканная и изуродованная предсмертной мукой душа? Попы утверждают – Богу. Раз так. Зачем заботиться о душе?

Раз Бог дарует легкую смерть, значит Богу угодно и получить как раз душу не в худшем состоянии, чем она была в момент ее выдачи. Зачем портить имущество?

Раз судьба, рок, то и жить-то хорошо вроде и не к чему. Не поможет. А если поверить Пушкину, то есть Надежда! Может попробовать жить не по-скотски?

«Ученые» попы за хорошее поведение обещают рай, но после! смерти. А люди боятся смерти как последнего жизненного события с болью и мучениями. Людям о смерти надо рассказывать как только они психологически созрели для этого.

Люди боятся смерти как длительной и болезненной процедуры. Люди понимают, что смерть есть последнее событие в жизни, именно в жизни, а не после нее. Это последнее, что им дано пережить и перестрадать.

Пушкин за достойную жизнь дает Надежду на легкую смерть и надежду на бережное сохранение собственной души умирающего. Это вполне по силам, очень достойно и совсем не унизительно. Это намного лучший стимул для того, чтобы жить достойно. Правильный нравственный выбор может быть хорошо оплачен.

О душе многие народы напридумывали всего и очень много. Но всегда душа и ее дальнейшая судьбы были в чьих угодно руках, но не в воле конкретного человека. Бог вдохнул душу (дал ее тебе как бы напрокат). А потом ты «отдал Богу душу» – аренда закончилась.

И это о Человеке, которому присуща (имманентна) свобода с самого его рождения! Попам нужен Раб и его душа, рабская. Слегка только прикрывают они свои устремления. Говорят – раб Божий, а подразумевают – мой, поповский. Иди и батрачь на меня.

Пушкин же утверждает, что душа принадлежит самому человеку, у которого всегда есть шанс самому сделать правильный нравственный выбор. Такой вот атеизм.

Такие «арендные» отношения были вполне уместными при небольшой продолжительности жизни людей. Сейчас, когда люди живут значительно дольше, повсеместно приняты Гражданские кодексы, которые утверждают, что если ты открыто владел чем-то более 25 лет и никто твое владение не оспаривал, оно, это владение – твое. Ты собственник. Это как бы шутка. А в каждой шутке лишь доля шутки, остальное правда.

У русских есть, правда, активное понятие «вложить душу». Но это скорее метафора, хотя и интересная. А тут Пушкин предлагает вполне активную, но не позицию, не отношение, а возможность долговременными усилиями в правильном направлении (разве не подвиг?) сохранить собственную душу. Так может поступать только хозяин.

Далее, только хозяин может ее сохраненную, порциями, состоящими из самого лучшего, «вложить» не в какие-то там абстрактные закрома, а в воспитание личности полюбившегося ему человека. Не обязательно родственника. По своему эстетическому выбору. Как вариант, такое исключать не хочется.

Правда, много естественнее «вложить душу» по нравственному выбору в близкого родственника. Возлюби ближнего своего. Возлюби, т.е. сознательными волевыми усилиями преодолей себя (выполни долг), преодолей свой эстетический выбор.

Выбери не то, что нравится, а то, что надо. Так проблема «любовь и долг» должна решается в пользу долга. Так диктует тысячелетний опыт выживания и продолжения рода человеческого. Так и просится сказать: Аминь!

Вложить сознательно, по своей воле. Своеобразное осуществление своего собственного завещания. И контроль за правильным и скрупулезным осуществлением собственной воли. Зачем же поручать кому-то выполнять твою волю после свой смерти?

По-существу Пушкин, за правильный и угодный людям нравственный выбор предложил каждому человеку вполне понятный, гуманистический по сути и приемлемый выбор – быть Человеком или не быть им.

Чтобы понять это человеку вполне достаточно простого здравого смысла, для этого не нужна поповская «ученость».

Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Как же должны были ненавидеть его попы! На основы посягнул, на святое! На их церковное имущество, рабов божьих.

Возьмите во внимание, что Пушкин потомок эфиопского, по другим данным камерунского, князя. Между прочим, там издавна проживали сефарды, субэтническая группа евреев, пользующаяся языком ладино (сефардским), близким к испанскому (справка из Большого энциклопедического словаря).

Обличьем? Как бы это сказать по правилам современной политкорректности? Африканский русский? И Вы поймете как же глубоко попы его ненавидят до сих пор.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?