Чубайс назвал гениальным свое решение о моменте отставки Ельцина.

09-01-2000

«В эпоху войн, в эпоху кризисов, 

Когда действительность сложна…»
Из студенческой песни.

 

Igor Oleynik

31 декабря в России, возможно, скоро будет объявлено всенародным праздником Политических Технологий и Безальтернативной Демократии. В последний день 1999 года Ельцин озвучил решение об уходе с поста Президента. Решение, к которому его вынудил Анатолий Чубайс (среди аргументов – высокий риск предстоящей в 2000 году операции повторного шунтирования в случае продолжения эмоциональных перегрузок на высшем государственном посту).

Ошеломленные двойным праздником избиратели не сразу обнаружили, что результат их волеизъявления на ускоренных президентских выборах уже предопределен. Власть в России останется в руках части «семьи», и нам всем предстоит прожить еще несколько лет в эпоху ельцинизма без Ельцина.

Разумеется, демократические формальности будут соблюдены. Путин не останется без положенного по «штатному расписанию выборов» спарринг-партнера от КПРФ (заранее поздравляем Геннадия Андреевича с очередным занятием «почетного второго места»), а еще с десяток политических клоунов составят им фон для имитации трудностей на пути к победе «кукловода всея Руси» Анатолия Чубайса и его кремлевского воплощения в лице Владимира Путина.

Возможно, даже разорятся на проведение второго тура. Но результат уже простроен на предыдущих этапах выведением различными методами из конфигурации президентских выборов былых «электоральных тяжеловесов» – Примакова, Лужкова, Лебедя. Голосование 26 марта станет эстрадно-политическим шоу в жанре бескомпромиссной «нанайской борьбы».

В доминирующе высокой популярности Владимира Владимировича накануне выборов нового Президента России не было бы ничего страшного (в конце концов, нужно же народу на кого-нибудь уповать в трудные времена), если бы не одно обстоятельство. Велика вероятность того, что уже к июню, т.е. к моменту конституционных сроков президентских выборов уровень электоральной поддержки Путина могут упасть существенно ниже популярности Зюганова. Потому что успехов в экономике не будет – федеральный бюджет будет урезаться усилением международной изоляцией России, финансово-торговыми санкциями Запада, крайне настороженно относящегося к Путину, а также прогнозируемым на 2000 год падением мировых цен на нефть.

Кстати, вряд ли стоит рассчитывать на какие-то эпохальные научно-практические результаты срочно созданного по предложению скандально известного политтехнолога Глеба Павловского пропутинского Центра по разработке стратегического плана развития России на базе некоммерческой организации «Центр стратегических разработок». Там собраны до боли знакомые лица из числа тех, которых читатели газеты «Завтра» называют ельциноидами. К тому же до сих пор не решен вопрос об источнике и объеме финансирования, так что трудовой энтузиазм наиболее выдающихся представителей научно-придворных кругов уже начал заметно убавляться.

Формула устойчивой популярности политических лидеров известна еще с времен Древнего Рима: «Хлеба и зрелищ». Поскольку «хлеба» у российских избирателей не прибавится, то скорее всего слегка обновившая свой фасад федеральная власть будет отвлекать своих подданных от тяжелых дум «зрелищами» борьбы с внешними и внутренними врагами простого народа. Позитивный (в контексте госдумовской избирательной кампании) имидж чеченской войны уже начинает себя исчерпывать.

Кстати, вряд ли кто может отрицать тот «медицинский факт», что стремительная раскрутка Путина и «Единства» к концу 1999 года была бы невозможна без августовского вторжения ваххабитских боевиков в Дагестан и взрывов жилых домов в Москве. Чрезвычайно высокая степень простроенности избирательных комбинаций Кремля оставляет весьма мало места случайностям. Как-то после предновогоднего заявления Ельцина все меньше верится в совершенно случайное, но крайне своевременное возникновение таких факторов, которые являются технологически абсолютно необходимыми для победы ставленников Кремля. Ключ к ответу на многие загадки – это классический вопрос: «Кому выгодно?» Последние события в российской политической жизни значительно усиливают подозрения, что вторжение в Дагестан и взрывы жилых домов были заказаны кем-то из сцена
ристов госдумовских и президентских выборов.

Но трагедия чеченской войны – это уже отработанный на сегодняшний день политтехнологами материал. С большой вероятностью следует ожидать изменения вида «зрелищ». Если в феврале-марте у команды Чубайса возникнут какие-то затруднения с обеспечением электоральной поддержки Путина, то еще до выборов может последовать популистская атака Владимира Владимировича на Березовского и Абрамовича. Ряд российских олигархов уже сейчас чувствует возрастание опасности со стороны Кремля – они слишком хорошо знают, что Чубайс не слишком расположен делиться плодами общей победы. Сейчас они лишний раз убедились в этом на примере дележа грядущих экономических результатов политической победы «Единства» на госдумовских выборах.

Назначенцы Березовского, являющегося крестным отцом «Единства», вытесняются чубайсовской командой как из Центра стратегических разработок (в рамках которого сейчас формируется будущее правительство), так и с реально значимых, а не церемониальных должностей в Президентской администрации. Увольнение Владимира Макарова, курировавшего кадровую политику федеральных структур, предвещает большие потрясения и перестановки в чиновничьем мире в пользу сослуживцев Путина по ФСБ и питерскому правительству.

В общем, в ближайшие месяцы соперничество Чубайса и Березовского особенно скучать российским телезрителям. Жить станет хуже, жить станет веселее...

Комментарии

Добавить изображение