Независимый бостонский альманах

Чеченский профилакторий

23-01-2000

Место истории и социологии очень часто занимает красивая эмоция. Часто это эмоция, стоящая за прекрасным словом - свобода. И за словом "любовь", например. Это слова, окутанные дымкой и с неприязнью относящиеся к любому определению. Особенно - свобода. Это есть, по Гегелю-Энгельсу, осознанная необходимость. За свободу отдавали жизни, а за осознанную необходимость?!

Chechna

Свободу Чечне! Что бы это могло значить? Свободу любили пираты и свободно грабили купеческие шхуны. Не против свободы, а за были и эсэсовские охранники в лагерях, когда столь же свободно в виде развлечения стреляли по заключенным. Одухотворенное слово "Свобода" не позволяет применить к нему анализ. Оно от этого умирает. И мы этим заниматься не будем. А будем - историей, социологией и анализом всего этого.

Недавно мне попалась в "Российской газете" от 13 января этого года статья Леонарда И. Браева "Как нам обустроить Чечню". Статья большая, и ее главная мысль - архаизм горских племен и невозможность установления там никакого другого цивилизованного закона, кроме закона обычая.

А обычай этот - тот, который регулирует родоплеменные отношения.

Приведу оттуда одну важную цитату:

      "Родовые пережитки порождают характерное кумовство. И сегодня каждый чеченский руководитель окружает себя родней из своего тейпа и не доверяет другим: как "партократ" Д. Завгаев, так и "революционер" Д. Дудаев. Конечно, ныне образуется и иной менталитет, особенно среди более развитых городских и равнинных (терских) чеченцев. Но даже бывший комсомольский секретарь Московского университета, обрусевший и обретший некоторый европейский лоск Р.И. Хасбулатов, став председателем Верховного Совета, окружил себя охраной из своей чеченской родни, а нынешний председатель Счетной палаты Х. Кармаков заселил ее своими родственниками.

Вот эти-то родовые отношения и подавляют государственные. Род и государство взаимоисключительны. Это понятно. Что может сделать с нарушителем закона чеченский милиционер (полицейский), прокурор или судья, если ему за наказание своего родственника, даже в десятом колене, положено отречение от него всей родни, а за наказание чужого расплата грозит не только ему, но и всем его родственникам - кровная месть?

Тем более - что, при угрозе кровной мести, мог Масхадов сделать с местными предводителями, вроде Радуева, с его тысячами боевиков? Возможны ли в такой родоразделенной среде полицейские, прокуроры, судьи, ревизоры и т.д., не формальные, а действительные, озабоченные охраной общества в целом? Ответ очевиден...

В ауле не могут не слышать вопли истязаемых заложников, не видеть, кто из соседей держит захваченных рабов, используемых на стройках, уходе за скотом и других работах, не замечать, кто угоняет скот и автомобили из Ставрополья- но даже если допустить, что окружающие таких осуждают, они, хотя все вооружены, терпят рядом с собой злодеев, ничего против них не предпринимают, потому что эти соседи - родня, своя или чужая".

В этой статье проскочила одна важная мысль, которую автор пробрасывает мимоходом: "Род и государство взаимоисключительны. Это понятно".

Насколько понятно - не совсем ясно. Мне кажется, в этом суть проблемы. И стоит об этом сказать более обстоятельно.

Когда говорят о необходимости предоставить Чеченскому государству суверенитет с тем, чтобы оно далее могло бы влиться в семью ООНовских народов, то говорят, не понимая сути устройства Чечни.

Мне не раз приходилось писать об особенностях этого реликта, который (я имею ввиду не людей, а социальную организацию) выглядит примерно так же, как кистеперая рыба целакант среди сметливых приматов.

Да, тейповая структура Чечни есть вариант родоплеменных отношений, а они в принципе несовместимы с идеей государства. Государство, даже самое древнее, представляющее классический тип восточной деспотии, и то ставило во главу угла закон. Закон - это было правило, некий регулятор человеческих отношений, обязательный для всех. Кроме, разумеется, фараона, шаха, эмира, царя. Да и то имелась тенденция, по которой и сам правитель начинал подчиняться закону. В результате эта тенденция привела к так называемой просвещенной монархии. Более того, были законы, которым подчинялся да

же самый необузданный фараон-самодур или царь-самодержец.

В России, например, правило престолонаследия по волеизъявлению царя постепенно перешло в закон о наследовании трона старшим сыном (и далее по нисходящей) августейшей особы. Да и до писаного закона все равно власть переходила, как правило, к сыну, а если уж его не было, то к дочери или другому близкому родственнику. Даже в Риме, для того, чтобы провозгласить следующего принцепса, действующий император должен был усыновить своего избранника.Chechna

В племени тоже имеются свои регулятивы. Но они - негосударственного типа. Внутри племени тоже есть свой ранжир и свои правила. Положено в доме привечать гостя, даже из другого племени, даже врага. Зато за порогом дома ему вполне спокойно перерезали горло.

Понятие "кражи", то есть тайного хищения чужого имущества, грабежа (явное похищение чужого имущества), разбоя - то же самое, но уже с использованием насилия к бывшему владельцу, неприменимо к племени. Вернее, применимо только внутри племени, но не снаружи. Когда на корабль Лаперуза на островах Санта Круз забирались папуасы, они спокойно шарили по карманам офицеров и вообще брали, что видят, потому что простодушно и чистосердечно полагали, будто собирают на берегу ракушки. В Чечне же нечто худшее делают вовсе не простодушно. Нормы племенной структуры горцев совершенно не распространяются на чужих. Все, что может быть осуждено среди своих - от тихой кражи до громкого убийства - является доблестью и геройством применительно к чужим.

Коснусь еще раз коротко горской структуры.

Чечня уже довольно давно (и сейчас) делится на 9 племен - "тукхумов", отсюда 9 звезд на флаге Ичкерии. Эти племена состоят примерно из 170 тейпов. Тейп - это довольно большая группа людей, имеющая своего признанного руководителя и возглавляется советом старейшин. Сам тейп имеет сложную социальную конструкцию. Он состоит из родов (гаров), то есть - из ряда больших патриархальных семей, восходящих к общему предку, объединенных не только общностью крови, но и общностью территории. А сама такая патриархальная семья (она называется у чеченцев некъий) объединяется вокруг старейшины, который либо еще жив, либо лишь недавно умер, так что его образ и его поступки сохраняются не только как легенда, но присутствуют в сознании членов семьи во всей полноте.

В свое время, 160 с лишним лет назад, имам Шамиль объединил разношерстную ораву тейпов (враждующих между собой) только на теократической основе, но и сама эта основа была создана общей войной против "неверных". Само собой, Шамиль применял для укрепления единства весьма суровые наказания (обычно - жестокие казни). И при всем при этом, удалось сохранять это единство только короткое время.

Если бы не пленение Шамиля генералом Барятинским в ауле Гуниб, то сам принцип такого теократического объединения при отсутствии внешнего врага-неверного (это очень важный момент - враг чужой веры, тогда можно было объявить газават) очень быстро бы вступил в конфликт с межтейповой враждой. Но Шамиль, получив разрешение жить в Калуге со всеми своими 4 женами, был поражен величием Петербурга (Барятинский ему много чего показывал) и преимуществами, так сказать, нормального государства. Он призвал своих преемников прекратить сопротивление и добровольно принять цивилизацию России (не отказываясь от своей веры, чего Россия никогда и не требовала).

Все недавние и нынешние вожаки чеченской стаи волков принадлежат к каким-нибудь тейпам. И их внутренняя вражда - это трансляция старинной вражды их тейпов, а не какие-то там политические различия.

Бывший председатель Временного совета Чечни Умар Автурханов (много раз объявлявший из Москвы в 1994 году об отстранении Дудаева) - из тейпа Нижалой. Бывший первый секретарь республиканского Чечено-Ингушского ЦК компартии, затем председатель Чечено-Ингушского Верховного совета Доку Завгаев - выходец из крупного тейпа Гендергной. Бывший заместитель главы правительства (главой был сам Дудаев) Яраги Мамодаев и бывший мэр Грозного Беслан Гантамиров - из тейпа Чонхой. Потом все они стали врагами Дудаева. А теперь - Масхадова (сам он из тейпа Алирой).

Тейпы Алирой (откуда Масхадов) и Эгхашбатой еще председатель КГБ СССР Крючков называл "оплотами сепаратизма". Алирой - один из самых знатных тейпов Чечни, ведущий свою историю от мифических ичкерийских тейпов племени нохчмакхой, спустившегося в незапамятные времена с гор и основавших Чечню. Происхождение заметно облегчило Масхадову восхождение по традиционной для чеченцев карьерной лестнице, но столкнуло его с окружавшими Дудаева тейпами племени мялхи, получившими титул знатных за особую воинственность в период Кавказской войны прошлого века.

На тейповую структуру еще накладывались религиозные различия. Ислам стал укореняться в Чечне только с конца XVШ - начала XIX веков. Ислам этот суфийского толка и имеет в Чечне две противоборствующих разновидности (вирды) или два пути (тариката) - вирд или тарикат Накшбайдийа и вирд Кадирийа. К первому относились тейп Шамиля и все так называемые равнинные тейпы (живущих на равнине).

Тейпы вирда Накшбайдийа выделили из своей среды что-то вроде военно-феодальной знати, принявшей вслед за Шамилем подчинение России. Зато второй вирд сформировался как оппозиция «капитулянству» Шамиля. Он отличался агрессивной боевитостью, Сейчас именно к этому вирду принадлежит большинство горских тейпов, которые поддерживают Масхадова-Басаева (а ранее - Дудаева), в то время как равнинные тейпы вирда Накшбайдийа представляют оппозиционные силы и склонны поддержать Москву.

Какое может быть государство, если оно состоит из смертельно враждующих между собой тейпов? Сейчас Грозный брали и чеченцы (так называемое "чеченское ополчение") - оно сплошь состояло из враждебных боевикам тейпов. Да и как не стать врагами, когда начались разборки по переделу не просто власти, но колоссальных сумм денег от продажи нефти и прочего.

Вот сейчас стало известно, что Шамиль Басаев был ранен тремя пулями в живот в перестрелке с "министром обороны" Чечни Магомедом Ямбиевым (Ямбиевым обвинил Басаева во всех нынешних бедах, а тот в ответ выстрелил в "министра обороны", министр стал обороняться и сразил Басаева). Натурально, и бывший премьер Басаев, и самообороняющийся министр принадлежат к враждующим тейпам. Равно, как Басаев и Радуев, который теперь в своем письме российскому руководству обещает за миллион долларов уничтожить или выдать русским "преступника Басаева".

Давайте кратко перечислим, как и чем промышляют (считая это совершенно естественным) люди тейпов, эти вольные волки диких гор.

Угон скота и полон чужаков для получения выкупа, а до получения использование заложников в качестве рабов - это очень старая племенная традиция, восходящая к раннему средневековью. Имеет самое широкое распространение и является чуть ли не основой "присваивающего типа хозяйства" по-чеченски. В позднее советское и постсоветское время хищения (это с нашей, но с чеченской точки зрения не хищения, а законная добыча на охоте) скота дополнились грабежом пассажирских и товарных составов. На товарняк выходили всем аулом, всей ордой, как троглодиты на мамонта. Никакая охрана поездов не помогала. В сентябре 1994 года пришлось полностью остановить движение поездов на Дагестан. Автомобильный транзит был парализован еще раньше. Скажите, может ли существовать государство без транспорта?

Как только власть Москвы ослабла, и из Чечни стали уезжать русские нефтяники-специалисты и охрана, особенно после вывода русских войск в мае 1992 года, нефтяная труба, проходящая через Чечню, превратилась в дойную корову. Ее сверлили в сотнях мест, вворачивали вентиль и отсасывали столько, сколько хотели и могли. Вентили были последним оплотом государства и цивилизации в области трубы. Еще чуть позже умами веселых абреков овладела мысль, вернее, она просто вернулась из своего исторического далека: зачем что-то там сверлить да вворачивать, да и где брать эти вентили (они как раз кончились), если и труба чужая, и нефть - не своя? Пока ее не возьмешь. Взял - своя. Потому просто подъезжали на джипах, давали очередь по трубе из автомата и подставляли свои необозримые корыта. Потом уезжали - и пусть течет жидкость неверных гяуров, как кровь зарезанного врага. Нефть можно в местных самогонах перегнать в низкооктановый бензин и продать тем же гяурам.

Но у них, у этих чужих, можно совсем просто сразу взять деньги. Более 30 тысяч русских жителей Грозного и других городов были убиты и ограблены за эти годы, о чем, само собой, экающий, мекающий и блеющий принципиальный "правозащитник" Сергей Ковалев никогда ничего не говорил. Равно как и весь Европейский союз с его ПАСЕ под руководством лорда Рассела-Джонстона. Потому как что с них взять, дети гор, мол, дикий народ. А вы-то, русские, - цивилизованные и не должны стрелять в естественные создания природы, в этих симпатичных чернобородых бестий. Только потом, 17-18 января этого года, когда лорд посетил Дагестан, то вдруг оказался пораженным зверствами симпатичных чернобородцев в селе Ботлих. Но все еще полагает, что отношение российских войск к ним "не оправдано". И по возвращении в Европу вновь призвал российские власти к прекращению огня в Чечне и к началу переговоров.

А вот Беслан Гантамиров, который хотя бы год сидения в Матросской Тишине "читал труды по философии, Коран и книги по конституционному устройству самых разных стран" (Из интервью "Московским новостям" от 09.11.1999 ) и приобщился к цивилизации, думает иначе:

- Что Вы сделаете с бандитами и главарями? - спросила Ирина Зайцева на программе НТВ "Герой дня без галстука" (от 13.11.1999).

Ныне просвещенный философией Гантамиров отвечает:

- Я считаю, что эти люди подлежат уничтожению и даже не имеют права быть взятыми в плен. Без всякого сожаления, и, может быть, это вызовет осуждение.

И чтобы закончить с откровениями Гантамирова, еще одна его цитата из интервью газете "Новые Известия" от 17 января этого года:

"Я не знал и не знаю никакого Госсовета Чечни, ни в старой, советской, ни в масхадовской Конституции республики нет такого органа".

И далее стал рассказывать, что Госсовет (который возглавляет назначенный Москвой Малик Сайдуллаев из другого, чем он, тейпа) - вообще никчемная структура, что туда войдут предводители разных тейпов и начнут грызться, а если одного тейпа, так еще хуже, так как тогда станут притеснять всех остальных. Зато сам Малик объяснил приезд 19 января в Москву 4 чеченских полевых командиров на переговоры (из враждебных нынешним боевикам тейпов) так: "В окружении чеченского президента Аслана Масхадова достаточно людей, которые заинтересованы покончить с бандитами и террористами". (АПН)

Но вернемся к промыслам детей гор. Открытием их наиболее умных представителей были фальшивые авизо, которые так и назвали в прессе начала 90-х годов - чеченские авизо. Авизо - это бухгалтерский документ, телеграфное уведомление о переводе денег с одного счета на другой. Этих уведомлений нарисовали огромное количество и, пользуясь тем, что существующие тогда филиалы ЦКБ, так называемые "кассово - расчетные центры", кроме конторских счетов и железного "Феликса", не имели ничего и не могли проверить, а существует ли та фирма, которая прислала заверенное почтой авизо, перечисляли из активов ЦБ огромные миллионы в руки ловких проходимцев (они, надо сказать, делились с операторами КРЦ, дабы те и проверять не хотели). За несколько лет бюджет был выпотрошен на миллиарды.

Далее. Изымание денег, перечисленных в Грозненский банк для оплаты бюджетников. Аналогичное изымание пенсионных денег. Не получали не только выжившие русские - не получали и чеченские пенсионеры. Это делалось и того проще: кассирами были члены одного тейпа, они и забирали присланные из Москвы деньги.

Торговля похищенным или добровольно переданным (поначалу еще) оружием. Только за приказ от мая 1992 года за подписью Грачева с визой Ельцина "согласен", по которому Дудаеву оставлялась ровно половина всего тяжелого вооружения - вторую половину чеченцы забрали сами (включая сотни танков и бронетранспортеров, десятки самолетов и вертолетов, не говоря уж об артиллерии) бывшего лучшего министра обороны стоило бы расстрелять перед строем. О Ельцине не говорим: у него указ о защите и неприкосновенности.

Когда-нибудь обязательно откроется - за какое долевое участие от продажи добровольно оставленного русского оружия абрекам служили российские генералы и чиновники министерства обороны. Кого-то из них, может быть, помилуют, учитывая трудное положение многодетной семьи.

Изготовление и сбыт наркотиков. А также их переправка из наркотической страны Афганистана на просторы родины чудесной. Это столь огромная и криминальная тема, что я не рискую здесь к ней приступать. И группа помилованных пограничников, таможенников и прочей братии из-за преклонного возраста (раньше, знаете ли, не успеют) здесь будет много больше, чем в МО.

Изготовление и сбыт фальшивых долларов. Это уже целое налаженное полиграфическое производство. Как бы своя местная валюта, ибо наемникам платят ею же. Особенно рады зарплате сребролюбивые активисты, идейные борцы с москалями из украинского УНО-УНСО.

И множество других мелких приспособлений к цивилизации простодушного и не ведающего чего творит лучезарного горского племени.

Теперь вообразим себе, что Грозный вдруг решил действительно создать государство. Выбрали президента. Он назначает премьер-министра согласно "деловым и профессиональным качествам". Если тот будет из другого тейпа (враждебного), то умудренные старейшины своего тейпа скажут ему: "Ай, не хорошо! Заветы предков срамишь, да? Хочешь стать изгоем, врагом своего рода? Цу стеган тайпа а, тукхам а дац" ("у этого человека нет ни тейпа (рода), ни племени" - самое страшное оскорбление у чеченцев). Допустим, он будет упорствовать. Право, не знаю уж, чем это для него кончится. Если же он пойдет навстречу народным традициям, то точно так же должен пойти и премьер. И его министры. И их замы. И далее - везде. Такое правительство не примут другие, изначально враждебные "правительственному роду" тейпы. И произойдет то, что имело место в Руанде и окрестных "государствах". Когда "правительство" состояло из хуту, то они резали тутси (те же в ответ резали хуту), но если власть менялась, то все происходило наоборот. В результате всего за один год (1994) нарезали около миллиона, что при высокой африканской температуре привело к ужасному смраду.

Потому в Чечне никогда не было государства - и не будет в обозримом времени. Так как государство есть необходимый атрибут цивилизации, то и вывод напрашивается: Чечня не сможет войти в современную цивилизацию до тех пор, пока там будут царить родовые связи и отношения. А будет она именно гнездом волков-охотников за гяурами. Причем всякие там газаваты не более, чем сравнительно свежее (из 18 века) прикрытие очень древних воззрений на чужого, как на законную добычу. Те чеченцы, которые в силу личной судьбы ослабили свои тейповые узы, сами жить в Чечне (горной) не могут. Да им и не дадут. Таким образом, те, кто там остается - это результат своего рода естественного отбора по выделению особого рода людей по своей психологии, очень близкой к людям каменного века. И мы имеем как бы несовместимость социальной ткани, что должно всенепременно закончится отторжением.

Настало сакраментальное, исконно русское: что делать? Отпустить Чечню и пусть живет, как знает? Так ведь она знает. Уже не раз рассматривали, что тогда будет. Будет то же, что последние три года - гнездо абреков с их кунаками. Захваты скота, техники и заложников-рабов. Укрывательство преступников. Подкупы должностных лиц в Москве и других местах для провоза контрабанды и самопального бензина. Поставка киллеров для заказных убийств. Наводнение окрестностей наркотой и фальшивыми долларами.

И при всяком ослаблении центральной власти - захваты сел и городов на окрестных территориях с тенденцией набегов все дальше и дальше - хоть до самой Москвы.

Плохой выход. Никакой.

Еще одно , ставшее давно стандартным, предложение. Его высказал (уж какой раз) 20 января на посвященном чеченской проблеме семинаре в центре Карнеги бывший советник президента Ельцина, директор Центра этностратегических исследований Эмиль Паин. Вот его слова:

"Создать вокруг Чечни санитарный кордон; признать, что система, разработанная в мире для борьбы с террористами, годится и в России, и начать ее применять. То есть объявить террористов в бессрочный розыск, использовать для их уничтожения специальные группы и параллельно приступить к формированию цивилизованной элиты Чечни, в процессе чего Россия может содействовать развитию тех чеченских сил, в которых она заинтересована".Chechna

Этот вариант я уже рассматривал: ничего не выйдет. Не выйдет потому, что оставшаяся Чечня будет все время как черная дыра отсасывать из окрестных пространств добро, выбрасывая наружу зло. Зло в нашем цивилизационном смысле, а не в их допотопном. По их понятиям они, наоборот, забирают свое по праву и выбрасывают , согласно адату-шариату, карающее добро.

Прежде чем вызвать гнев по поводу своего предложения, приведу еще, чего бы хотел автор статьи, которую я цитировал в самом начале (Леонард Браев, судя по фамилии - чеченец):

     "Решение мне видится посредине - полувыход Чечни из России, полусохранение в ней. Во внутренних делах - полная независимость и самоуправление, со своими старейшинами, выборными старостами, если угодно, "мэрами" и "президентами", парламентом, своими муллами, имамами, муфтиями или кого захотят и полностью самостоятельной жизнью.

Но Россия в состоянии и вынуждена сделать для Чечни три вещи, которые, надеюсь, после пережитого безвластия будут приветствовать и сами чеченцы.

1. Дать внешнюю защиту Чечне от проникновения в нее международного терроризма, криминала и корыстной антироссийской агрессии, для чего разместить на ее территории военные гарнизоны и организовать охрану границ. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от чьих-либо желаний, потому что, защищая Чечню, Россия защищает себя.

2. Защита в Чечне внутреннего правопорядка через российские командируемые и назначаемые правоохранительные органы - прокуратуру и милицию, а для остановки разворовывания налогов, трансфертов и другого казнокрадства - назначение также казначейства, ревизоров и т.д., в определенной мере привлекая в эти органы и местных жителей. Но чтобы предотвратить в них возврат кумовства, коррупции и криминализации, их будет необходимо постоянно и строго проверять делом и контролировать извне.

3. Россия может помочь в организации в Чечне просвещения - школ, университета, подготовки специалистов, а для желающих - возможность учиться также и в России.

Надеюсь, эти меры постепенно приведут к установлению в Чечне спокойствия и безопасности..."

 

Что ж, вполне благостно и радостно. Единственно, что омрачает: "эти меры постепенно приведут..." А надо - быстро. Теперь три (особо сакральное для русских число) пункта о том, что делать, другого автора, подписавшего свою объемную статью словом "Пионер" (см. его статью ниже):

Chechna     1. Отделить чеченцев и ингушей, делом доказавших лояльность России, — эти люди должны получить все права граждан России.

2. Уничтожить всех тех, кто вел войну против России, - принимал участие в боевых действиях или соучаствовал в насилии против нечеченского населения.

3. Для остальных должны быть под жестким полицейским контролем созданы резервации (лагеря) с перспективой их высылки за пределы России.

Неплохо было бы как можно больше чеченцев и ингушей сбыть их «мусульманским братьям», а также, воспользовавшись пропагандисткой заинтересованностью Запада судьбой «несчастных чеченских беженцев», попытаться отправить их в гости в гнездо правозащитников – тысячи чеченцев под Берлином, Лондоном и Парижем быстро излечат местную публику от всякой чеченофилии.

     И заканчивает оптимистично:

"Мечтается, что добрейшего Сергейадамыча (и не только его) за все его благодеяния все-таки по приговору Русского трибунала обязательно повесят на площади русского города Грозный. Да не только. Еще - «демократов», «реформаторов», правозащитников, интеллигентов и прочую сволочь".

 

Теперь, разрешите, скажу я.

Итак, как можно было бы быстро умиротворить и излечить Чечню?

Пионер несколько погорячился с первым пунктом, равно как и с обширным контингентом повешенных.

Его первый пункт стоит резко смягчить: следует отделять не всех чеченцев, "делом доказавших лояльность России" - это предполагает, очевидно, участие в боях на стороне русских войск ("делом доказавших"), а тех, кто вообще не предпринимал никаких "дел" - ни за, ни против. Можно вообще ограничиться чисто географическим критерием - чеченцы, которые проживали на равнинной части (особенно в крупных селах и городах) Чечни, могут продолжать жить там и далее, никак не меняя своего привычного уклада.

Тейпы же наиболее архаичной горной Чечни нужно малыми группами расселить по большим пространствам и городам России. Не помещать в лагеря, нет, а именно расселять по селам и городам.

Горные тейпы нужно расформировать, как расформировывается деморализованная и потерявшая боеспособность воинская часть. Она вливается в здоровые воинские коллективы. И точно так же будет оздоровлено зашоренное, доисторическое тейповое сознание бывших горных чеченцев. Оно очистится в той же степени, в какой очищено оно у чеченской диаспоры Москвы. После чего равнинные чеченцы сами захотят вернуться к местам своего старого проживания. А потом - и дети посланных на оздоровление.

Сознание, его устойчивые стереотипы - вещь тяжелая. Представьте, что вам нужно преобразовать бордель в женский монастырь. Не выйдет так просто. И даже сложно. Ибо в оба эти заведения дамы определяются по такой глубинной склонности, что не могут этого понять сами. И думают (особенно жрицы любви), что это судьба-индейка и злодейка туда их затолкала. Но, в принципе, можно. Психологическими сеансами, гипнозом, медициной, секс-антабусом каким-нибудь. А с течением времени и сама дозреет. Так что дело и здесь в сроках.

Предлагаемая отправка на излечение далеко не то же самое, что сталинская депортация, которая не делала различия между горными и равнинными тейпами. И главная ошибка гения всех времен такова: та депортация проводилась компактными группами, чеченцы селились в казахских местах привычными для них семьями из одного тейпа. Происходило социальное заражение подрастающего поколения, которое с молоком матери впитывало закон диких гор, хотя дело и происходило в степи. Нынешняя мягкая депортация горных тейпов не должна повторить ошибок 1944 года, а должна быть исключительно диффузной. То есть несколько (не более десятка) семей - в одно небольшое место типа села, несколько сотен - в районные города. Может быть, тысячи - в большие города.

Крики будут большие. Уж там и геноцид вспомнят. Как раз потому, что забыли, что он означает. Да, будут крики: насилие, империализм, переходящий в шовинизм. Ах, фи, фу, мы не приемлем насилия.

Как быть с проблемой насильственного расселения... Да вот так и быть. А как насильственно людей помещают в карантин, если обнаружена холера или чума? А как насильственно проверяют багаж и пассажира лично в аэропорту? А как насильственно везут в морг (разве кто-то хочет добровольно?). А ведь не в морг. А для выздоровления. В профилакторий. К приобщению к цивилизации, к благотворному изменению сознания. К принятию государства как способа организации многих-разных.

Все-таки ХХI век наступил. Или вот-вот наступит.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?