Истиная история джаза в России еще не написана !

06-02-2000

Sergey Belichenko

Пионеры Джаза (начало 60-х) в своей массе имели начальное музыкальное образование (школа, в лучшем случае училище) или были самоучками, при другом техно-гуманитарном образовании (примеры Гольштейн, Гаранян). И наоборот люди, которые шли в классику (консерватории) полностью были неспособны играть джаз!

Чтобы заниматься джазом профессионально нужно по крайней мере три важных компонента: надо иметь талант и способность к джазовому музицированию и интонированию, во-вторых надо иметь лошадиное здоровье, и в-третьих надо быть более или менее состоятельным или хотя бы обеспеченным человеком. Потому, что в обществе ждать помощи в освоении, обучении и поддержке занятия джазом не стоит и надо рассчитывать только на себя и старшее поколение джазменов, которые будут выступать в роли учителей и наставников. Более того общественный признание джазового музыканта очень невелико, а финансовое благополучие и возможность материального обеспечения - зыбки и туманны. Прокормить себя джазом тяжело и на Западе, а в России и, тем более, вне ее столичных городов - это практически невозможно. Только единицы московских и питерских музыкантов умудряются это делать и то в основном когда ангажемент есть на Западе. Это, а не остальные причины, двигало многими, кто покинул нашу страну, хотя джазовыми звездами они там не стали. Просто жить стали увереннее и спокойнее, потому что работа для ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАНТА всегда есть! Классика, камерное, джазовое искусство (кроме популярных жанров) всегда пользуется поддержкой государства или меценатов, так как оно НЕ ДОЛЖНО КОРМИТЬ СЕБЯ, создавая сериальные попсовые поделки. ОНО ИСКУССТВО ТВОРЦА!

Нельзя идеализировать джазовых музыкантов. Очень многие из тех, кто занимается джазом люди достаточно ограниченные, а то и просто невежды. Если талант позволяет музыканту достичь признания, то это его настолько удовлетворяет, что о дальнейшем развитии забывается. Отсюда иногда пугающее бескультурье и малограмотность, в его мировоззренческом понимании. Более того, замечу, что чем выше музыкант на пьедестале общественного и профессионального признания - тем он более разносторонен, более высоко культурен и более человечен. Чем выше талант - тем люди проще в обращении. И наоборот, чем менее талантлив музыкант и ограничен, тем более он амбициозен, болезненно самолюбив и неприятен в быту. Хотя именно коммуникативность, дипломатия и умение ладить с людьми являются одной из основ свободного вращения и музицирования в мире джазовых артистов.

Обучение джазу! Можно ли научиться джазу! В плане ремесленном, - да. Что и повально наблюдается на Западе: конвейер штампованных музыкантов, обладающих профессиональной техникой, обладающих обширным набором стандартных фраз и рисунков, изучивших и скопировавших стандартные импровизации отцов джаза. Но далеко не все обладающие эмоциональностью и вдохновением. И далеко единичные, способные на развитие собственных концепций. Сейчас на западе сотни Брэйкеров и Дэвисов, но мало личностей! Методика Толкачева? Настоящих музыкантов рождается мало, и так и должно быть.

В СССР ситуация с развитием и проникновением джаза стала возможной только благодаря записям. Ведь до 1970 года вообще никаких учебников (кроме Мехиган) не было, не было своей педагогической базы, так как отечественные музыканты еще были сами далеки от совершенства и много не знали. До сих пор поражает дремучее невежество отечественных исполнителей, часто замыкающихся на одном двум музыканте, и не принимающее ничего другого, что выходит за рамки их поджанра и стилистической направленности. ОСНОВНЫМ УЧЕБНИКОМ БЫЛ МАГНИТОФОН. Короче если бы не было грамзаписи, звук улетел бы в небеса и на этом тот пласт музыки, который создали негры остался бы в их среде, как скажем этническая музыка. Первые граммофонные пластинки были предложены Беллиндэром (США) на цинке. Первый фонограф в конце Х!Х, К началу ХХ века в мире уже существовало около 4000 наименований записи. Основная масса была речевой, вокалисты (архив Карузо).

И хотя у нас в России нет Эллингтона или Роллинса, но уровень отечественных музыкантов уже достиг мирового уровня, и есть люди, которые даже классический джаз сыграют не хуже американцев. Часто таких эпигонов ругают, обвиняя за то, что они вторичны. Но существование вторичных музыкантов необходимо. Ибо ч
то будет если каждый будет нести в себе эксперимент или новую школу. Ведь играют же сотни тысяч музыкантов музыку, которая была написана за 200-400 лет до них. Почему бы не существовать музыкантам, которые поддерживают общие структуры джаза, от диксиленда до нео- или постмодернизма?

Кстати. Не следует идеализировать музыкантов джаза, особенно в нашем шалаше. Многие из них люди довольно ущербные или малограмотные и даже в области своего искусства люди весьма ограниченного мировоззрения. Многие из них проработал активную часть жизни в кабаках, что и наложило отпечаток на собственную бытовую культуру. Пьянство, косноязычность, ущербность, зависть - все человеческие пороки увы распространены и в этой среде. А среди провинциального корпуса доминирует обида, ибо каждый считает себя непризнанным гением, и допускает что живи он в центральных городах, слава его достигла бы уровня Паркера.

ДЖАЗОВЫЙ МУЗЫКАНТ, ставивший приматом собственную импровизацию, неповторимый и индивидуальный акт творчества, представляющий собственное видение мира посредством языка своего инструмента должен тем не менее иметь собственного потребителя своего искусства.

Российское же, особенно послевоенное поколение джазовых музыкантов, "пьяное поколение" у которого любовь к джазу была настолько велика (глоток истинной свободы в рабском сообществе!),что эмоции преобладали над рассудком и знаниями - это, рождало, искренние, но к сожалению, убогие экзерсисы, так как познания основ предмета отсутствовали. Сейчас ситуация кардинально изменилась... С другой стороны наличие таких заштампованных музыкантов тоже необходимо. Это добротные ремесленники (ремесленник не значит плохо) джаза являются носителями и миссионерами этого искусства. Именно им дано не только донести до масс, но и заразить их чарами джаза. Это хорошие профессиональные музыканты, но не мастера! Пример: Майлс Дэвис в плане владения инструментом во многом проигрывал другим виртуозным трубачом, но именно он стал мастером, так как интеллектуальное насыщение его музыки было намного глубже головокружительных пассажей его коллег!

ДОЛЛАР - САМЫЙ АКТИВНЫЙ ИМПУЛЬС, РАЗВИВАЮЩИЙ ДЖАЗ! Чтобы заработать больше денег, я должен ЛУЧШЕ РИСОВАТЬ, ИГРАТЬ, ПЕТЬ и т.д. Меня должны больше покупать. Потребность общества рождала эту музыку. В России потребность в джазе МИНИМАЛЬНАЯ, отсюда вечное, продолжающееся до сего времени, полуподпольное существование этого искусства, не популярного, не известного, и даже презираемого частью населения! ГЕНИЙ - ТАЛАНТ и ДИКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ! Причем в СССР и России музыкант поставлен в совершенно другие условия, с полным отсутствием серьезной конкуренции, малым количеством музыкантов, занимающихся джазом и ФАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЕ ДЖАЗОМ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЭТО В КАКОЙ-ТО МЕРЕ было Б А Р С Т В О М!

Все же занятие джазом в России - хобби. Я не могу себе представить, чтобы кто-то полностью был им занят, так как это не оплачивается в полной мере, чтобы обеспечить жизнь. Даже известные музыканты имеют приработок (и часто с львиной частью дохода) вне джазовой сферы. Это реалии России, ибо при всех лозунгах о значимости джаза в обществе на самом деле это удел нескольких процентов населения (слушатели!) и трех-четырех десятков музыкантов.

Эмиграция российского джаза. Массовое явление, в результате которого люди стали жить по иному, более зажиточно и спокойно, но звездами не стал никто. Более того, многим пришлось полностью с джазом расстаться, из-за полной неконкурентоспособности, отсутствия элементарных навыков и джазового мировоззрения. Многие преподают и или играют некую другую музыку, или вообще занимаются немузыкальной деятельностью. СССР потеряло около 60 процентов своего персонального состава джаза. Хотя они там полностью неизвестны.

Большой минус СОВЕТСКИХ джазовых музыкантов еще заключался в том, что они не могли иметь регулярной практики джаза, и занимались им от случая к случаю. По надобности подготовки к фестивалям, записям, концертам. Постоянной ДЖАЗОВОЙ работы не было. И отсутствие наряду с нормальным джазовым рабочим днем, возможности играть с различными музыкантами слабее или сильнее себя создавали некий вакуум, и не способствовали практическому багажу, опыту, джазовой мудрости.

Я вспоминаю как все 80-у годы мы обменивались инф

ормацией и слушали западный европейский авангард, преклоняясь перед ними и возвышая их на пьедесталы. Теперь я вспоминаю, тех прохиндеев не только от джаза, а от музыки вообще, которые какими-то загадочными путями (часто просто как туристы, потому что ни одно западное арт-агенство с ними дел не имело) проникали на советские джазовые фестивали. Ганс Кумф, Грег Гудман, Джон Фишер, и етс. в оценки времени были просто клоунадой. Надо сказать, что и тогда трезвые умы упрекали Барбана (ныне живет в Англии и пишет не на темы джаза в МН) и Со. в том, что они абсолютно незаслуженно раздавали авансы молодым авангардистам, многие из которых рядом со словом джаз ставить было нельзя.

Спустя 20 лет я вижу наших авангардистов как сообщество жуликов, как натуральных арапов от джазов, так и истинно заблуждающихся. Фестиваль в Цюрихе первый поставил все на свое место. Оказалось что советский джазовый авангардный король голый. И это было закономерно, и этого нельзя было избежать. Потому что находясь в изоляции, советский джазовый потребитель и музыкант совершенно естественно воспринимал "новшества" наших "новаторов" как нечто из ряда вон выходящее. Никто не прислушивался к мнению опытных музыкантов, совершенно четко понимавших что без академической или назовем ее классической базы джаза, все попытки сделать открытия вопреки или антиджазово обречены на провал. Поэтому то и часто просто бездарные индивидуумы дурили публику, хотя многие из них продолжали верить что они творцы новой волны. Многое для этого сделали и критики, организаторы и просто левые люди при джазе, не имевшие практики, знаний и опыта, домотканные философы, которые и создавали по образному выражению А.Б. пьедестал почета нашим пионерам.

Я знал много неплохих музыкантов, с консерваторским образованием, которые правильно, грамотно и чисто были способны играть джаз, и даже зарабатывать им на хлеб - то есть профессионально. Но истинными ДЖАЗМЕНАМИ называют совершенно иных.

В конце 90-х практически весь советский авангард можно было уже отнести к сформировавшемуся союзу музыкантов играющих гротескную. прикладную, театрализованную музыку (Чекасин, Молокоедов, Трио О). То есть мы смело можем назвать их достойными приемниками ТЕА-джазов 30-40-х годов, МОДЕРН-МЕЙНСТРИМ

Первыми советскими музыкантами, принявшими основы импровизационного (истинного!) джаза стали отнюдь не профессиональные специалисты, а студенческая молодежь, Многие пионеры советского джаза (Гаранян, Козлов и ...) учились отнюдь не в музыкальных вузах. Это были будущие инженеры, ученые, врачи - творческая научно-техническая интеллигенция. Кстати, ни это ли доказательство того, что джаз - искусство утонченное и достаточно интеллектуальное. Оно возникло в СССР в среде весьма образованной и культурной!

Личность советского джазового музыканта ни в кино, ни в театре, ни в литературе никем не описана. Возможно, она мало кого интересует, так как в быту джазмен приравниваем к т.н. лабухам, с их психологией, культурой, скандальными выходками и пристрастием к вредным привычкам. Хотя, на деле в наши дни - таковых нет. Новое поколение джазовой музыки культурно, образовано, и не подвержено страстям старших коллег, которые джаз ковали. Потому что условия другие. Редкие фильмы, где джазисты фигурируют вызывают жалость и недоумение. А на самом то деле. Он выражает себя через инструмент. И его игра зависит и от профессиональной подготовки, и от психосоматического статуса в момент исполнения, от качества партнеров, от аудитории, где он играет, которая на него влияет в достаточной степени. Соединение воедино функции композитора и исполнителя, причем в синхронном измерении, вызывает необыкновенный эмоциональный накал. Отсюда и разница в визуальном поведении артиста джаза на сцене, скажем, в отличие от академического музыканта, у которого перед глазами ноты и дирижер. Посмотрите на лицо джазового артиста, на нем вы видите все радости и муки творчества, собственную реакцию на свою игру и игру коллег, и реакцию зала.

В быту (я говорю о России) это нормальные люди, слега обиженные той судьбой, которую они выбрали, и не хотят менять, и черствым отношением общественности, которая их, естественно, не понимает. Иногда они сложны в общении. Чем выше музыкант - тем он проще и коммуникативен. Чем ниже уровень таланта и культуры - тем больше амбиций.

Если рассматривать джаз, как одну из сфер приложения основных жизненных сил, то в условиях, подобных российским, эффективность этой сферы крайне низка. Что рассматривать под эффективностью сферы жизненных сил? Прежде всего, это значит, что человек, занявшийся джазом, не имеет прямого, адекватного уровня вознаграждения. это касается и материальной и духовной стороны. Материальная неадекватность не нуждается в объяснении, духовная заключается в следующем. Если собственное духовное удовлетворение своим творчеством состоит из СОБСТВЕННОГО удовольствия от СВОЕЙ игры и удовольствия общества этой игрой, то первое есть у всех, второе - или проблематично или отсутствует вообще.

Уровень музыкальной подготовки первых советских джазменов был так низок (за исключением В.Пономарева), что пустившись в эмиграцию, они оказались лицом к лицу с такой мощной профессиональной джазовой силой, что стало ясно, что делать здесь нечего. Посмотрите судьбу первых ринувшихся завоевывать джазовые рынки Европы и США. И только последнее поколение музыкантов чувствуют себя там как рыбы в воде. Сказался опыт и прогресс российских джазменов.

Кто оценит труд безызвестных менеджеров, продюсеров, пропагандистов, лекторов, коллекционеров и просто энтузиастов, которые и создавали нежную и слабую отечественную джазовую паутину?

Джаз в России (по крайней мере в последнее время) в СМИ олицетворяют несколько имен в Москве. Все события, для непосвященных, крутятся только там. Географические границы джаза в стране не определены. Процесс, похоже, крутится вокруг имен, а не музыки, и она пропадает. А что с творческим джазом все покончено? Если бы записать всех артистов и издать, послушать и оценить. Но, кто это сделает?

То есть должна возникнуть обратная связь. Если аудитории не будет, то и развитие джаза приостановиться, удовлетворившись собственным упоением. И более того, именно аудитория, особенно при публичных выступлениях в огромной роли способствует полноте реализации таланта исполнителя. Это как в любви. Если Вас любят, то вы становитесь чище. А джаз в огромной мере ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОЕ и со слушателем надо считаться. Есть масса музыкантов, которые наиболее гениальны на публике. И есть противоположные - которые работают в студии и них не всегда склеиваются концертные программы. В первом случае - основная масса- это музыканты/импровизаторы, во втором - композиторы, аранжировщики и исполнители подготовленной или даже нотированной музыки. На музыканта влияет огромное количество факторов: собственное настроение и благополучие, физическое и духовное, место и плотность аудитории, ее знакомство с музыкой, погода, климат, время года и суток, етс. Есть джаз на КОНЦЕРТЕ, есть в СТУДИИ, есть на ФЕСТИВАЛЕ, есть на записи и есть на закрытых встречах своего круга! В каждой ситуации любой музыкант будет играть по разному. С точки зрения математика - это невероятная мозаичность, среди которой могут выпадать и шедевры! Активность аудитории заставляет выжимать из себя всё!


МОЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - МУЗЫКАНТ!

      Не жалеешь ли ты, что родился в Новосибирске?

- Всегда кажется хорошо там, где нас - нет. Провокационный вопрос. Это совершенно бессмысленная дискуссия, потому что мы не знаем, кем бы там родились, как были бы воспитаны, каким приоритетам следовали бы. Более того, это всегда было трагедией для многих эмигрировавших джазовых музыкантов. Звездами джаза там не стал никто, более того лишь единицы его играют, а другим пришлось в корне менять профессии. Да, они лучше питаются, спокойнее живут, но в творческом отношении поразить страны, которые их приняли - не смогли.

Для меня творчество - важнее. Новосибирск - достаточно развитый в художественной культуре город. Заслуги город в этом нет, по крайней мере отцов города. Культуру делают единицы, а народ ее поглощает. Сложная музыка сложно проглатывается, поэтому во всем мире поп-музыкальная культура доминирует совершенно естественно. Все что делали лидеры музыкальной культуры города
- лежало на голом энтузиазме и творческом порыве.
- Что же для тебя было важным?
- Потребность играть, и показать людям, как это мы умеем.

Можно играть и для себя, но это абсолютный тупик. Есть противоположная сторона искусства - потребитель его. Если писатель, художник, ваятель могут работать "в стол", будущее возможно его оценит. Для нас же живой и прижизненный контакт необходим. Кроме этого, если джаз не записан на носителях, он уже никогда не сможет быть ТАК ИСПОЛНЕНИ, ДАЖЕ САМИМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ! Есть города инертные к джазу абсолютно. Я пробовал бросать джаз, из этого ничего не вышло. Это мое! Пионеры отечественного импровизационного джаза в своем большинстве были не профессиональными музыкантами. При таком малом количестве исполнителей - аудитория велика!


РОССИЙСКОЕ ТАИНСТВО ДЖАЗА

      Трагедия джаза в СССР заключалась в том, что понятие о джазе в обществе было минимализированным, и искаженным. Люди, обладающие даром слушать и наслаждаться музыкой были лишены информации о лучших образцах джаза в мире, и прежде всего в США. Закрытость государства, и политическая и военная конфронтация как ни на каком искусстве отразилась на судьбах российского и советского джаза. Даже не все музыканты знали истинную картину, и лубочное эпигонство родило тот суррогат, который в 30-40 и даже 50-е годы именовали "джазом". Исключение, безусловно составляли такие фигуры, как Колбасьев, Цфасман, Варламов... Эта ситуация, правда, в меньшей степени продолжает оставаться и сейчас. Разумеется, что желающий приобщиться к джазу имеет все возможности для этого. Были бы желание и энергия, любознательность и потребность в знаниях: любые альбомы, книги, видео - и концерты. Но динамический стереотип российской и советской лени, когда потребляется то, что подносится на тарелочке - привело к тому, что до сих пор основная масса населения НЕ ЗНАЕТ и НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ о том, какое чудо - эта музыка. На многих концертах (по крайней мере в моем городе) люди после подходят и говорят - "Мы даже не представляли, что джаз может быть таким!". Естественно, потому что эта музыка у старшего поколения ассоциировала с советскими эстрадными оркестрами, Армстронгом, Эллингтоном, Фитцджеральд, Луи Примой и в, лучшем случае, - с Брубеком. Маллиганом, Паркером и Диззи. Более молодые отравленные поп-культурой все же имеют понятия о Хэнкоке, Кориа, МакЛафлине, Понти и Джордже Дюке. Все остальное, что было до и после в туманной дали... Здесь уместно вспомнить, что в советское время все каналы СМИ были забиты классической и академической музыкой. У большевиков хватило ума сохранить музыкальное наследие веков и не почивать население народно-патриотическими творениями или "Валенками".

Другой разговор насколько этот народ эту музыку воспринимал? Но факт остается фактом, и это дало блестящие результаты. Мы не отстали от мировой музыкальной культуры (Как Корея, Албания или Заир), сохранили традиции русской школы, дали своих мастеров, композиторов, исполнителей и гениев. Да, возможно, в какой-то мере это было навязано, но общество от этого только выиграло! Может быть и с джазом надо быть понастойчивее. Я не боюсь этого слова - вести миссионерскую, культурно-просветительскую деятельность. И прежде всего ЖИВУЮ КОНЦЕРТНУЮ ЖИЗНЬ, ибо только на концертах человек наиболее ясно представляет себе это искусство и начинает им увлекаться! Многие Великие Джаза, при всей своей славе, в среде поклонников, жили предельно скромно, и даже порой бедно. У них не было студий, особняков, яхт, поместий, замков и Роллс-Ройсов, как у поп-монстров и даже академических гигантов и всемирно известных оперных певцов. Вы скажете по Сеньке и шапка! Правильно, степень популярности и потребляемости джаза несоизмеримо мала с другими видами искусства, но не это определяет положение Золушки Джаза, а то, что для практически многих музыкантов - сам акт творения импровизации был выше всего, а на мелочи материального достатка обращалось мало. Так, принадлежность к Истинному Тайному Ордену Джаза у музыканта можно определить по тому, сколько он слушает в день музыки, сколько играет, часто беззаветно и бесплатно, сколько говорит и думает о ней. Джаз и сопутствующий ему стиль жизни занимает самое главное место, и в принципе такие люди часто в глазах обывателя чудны и блаженны.

Рождению джаза предшествовало слияние двух культур! Негритянской и европейской. Джаз в большей степени музыка БЕЛАЯ! Был бы джаз в России, если бы скажем Петр 1 ввозил негров к нам? Вряд ли, ибо в России была монокультура, а в США во время рабства музыкальная культура представляла собой славный коктейль европейской музыки, но не турецкой или китайской! ДЖАЗ не может развиваться отдельно в стране, без музыкальных контактов в других странах.

Джаз наднационален, надрелигиозен и надсоциален! Надрассов!? ДЖАЗ музыка МУЖЧИН! Кроме джазового вокала, где доминируют женщины. В ДЖАЗЕ очень мало (по сравнению с рок-) сексуальных меньшинств. Джаз не знает гомосексуалистов! Джаз создавался, организовывался и пропагандировался мужчинами, хотя он очень женственен, так как чувства там чаще преобладают. Особенно это слышно в ранних формах джаза... Белая певица никогда не сможет петь так, как негритянка!

Джаз в Африке абсолютно не воспринимается, так как он ей чужд, - особенно его мелодически-аккордовое наполнение, Африка стерильна к джазу. Негритянское население США отнюдь не тождественно населению родины их предков, Африки, и джаз слушает мало. Значительно меньше, чем белое население США, и тем более Европы.

ЛЮДИ ДЖАЗА! Негры глубоко убеждены, что они сделали джаз, и до сих пор сохраняется их предубеждение и некоторое предвзятое чувство превосходство (над белыми!), что они джаз играют лучше. Насколько это правильно? Первые негритянские музыканты, и потом последующие поколения конечно по части эмоциональности, чувствительности, синкопообразованию и ритмического баланса превосходили белых. Но в техническом смысле разницы сейчас - нет! Скорость, беглость, виртуозность, профессиональное владение инструментами... Некоторые нюансы джазового исполнительства, которые невозможно отобразить на нотах и даже объяснить, и которые свойственны Черному Человеку безусловно может отличить ухо специалиста. Особенно, когда речь идет о ритме, свинге, фразе и персональных интонациях. Практически каждый музыкант обладает персональными обертонами, зафиксированными подсознательно оборотами и интервальным построением мелодии, что его можно отличить вслепую. Мастерство приходит с годами и возраст успеха!

Некоторая избирательность и джазовое таинство привели к тому, что истинно отображающих процесс творчества джазового музыканта и его мир, сознание и мироощущения - в мировой литературе и кинематографе - нет до сих пор. Мемуары самих музыкантов (часто крайне ограниченных интеллектуально и косноязычных) понятны подчас только в своей среде, самими музыкантами. Россия страна бедная и была всегда таковой, просто это скрывалось... Африка, Китай и страны Юго-Восточной Азии для джаза не по зубам. Азия Центральная и Эмираты - то же. Япония и Австралия составляют приятное исключение. Чем выше духовный потенциал и чем богаче страна тем она благоприятнее для занятия джазом, прошу только не заподозрить меня в презрении к странам, где джаз не привился. Не привился, и бог с ним! Люди от этого не умирают! Потом сопротивление фундамента собственных музыкальных культур...

Почему-то из всех оркестров -- самым известным стал Гленн Миллер, хотя музыка его истинно джазовой не была. Все писалось на нотах, и более того, из его оркестра не вышел в будущем ни один знаменитый солист джаза, в отличии от других составов. Оркестр ВВС, и стал таким известным, хотя сравнивать его с работами Дюка и пр. просто - нельзя. Он много сделал для развития мелодической линии в джазе, а известный фильм с участием оркестра стал хитом планетарного масштаба, и через него многие люди на Земле познакомились с джазом. В России наверное поголовно все любители. Отсутствие специальной литературы о джазе делает любое выступление (особенно в провинции) джазменов или околоджазовых людей событием, на фоне полной безграмотности тамошних репортеров. Книги "Рассказы о джазе" и "Пташка" - прошли под шорох ресниц музыкального мира России, и даже не все джазоманы знали об этом.

В СССР джаз начал распространяться со столичных городов, за исключением Дальнего Востока и Сибири. Раньше говорили, что джаз - это музыка негров, но это неверно, так как эта музыка афроамериканских негров. Белые сразу же сообразили, что такое новое искусство можно использовать как средство скромного бизнеса. ДЖАЗ БОЛЕЕ БЕЛАЯ МУЗЫКА! Если бы негры не попали в США, то джаза - не было, так как они попали бы в страну с ЕДИНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ, а не международным сплавом, где доминировала все же уже сформированная богатейшая музыка Европы. Трагедия африканского народа стала, как это крамольно ни звучит, пусковым моментом для рождения ДЖАЗА. И истинный джаз, особенно его реформаторский авангард, который был и будет всегда, большинством людей не воспринимается. Эта музыка сложна, а сейчас все больше и больше людей удовлетворяется примитивным резко синкопированным ритмом и простой, мелодией, Кому нужны коллизии в гармонии. Но это пройдет, и истинная музыка останется. Время очень хороший фактор! И люди не окончательные дураки...

В СССР джаз всегда вступал в конфликт с властью, вплоть до компаний борьбы за его искоренение, так как он рассматривался (и по сути дела правильно) как элемент западной культуры. Не буржуазной разумеется, но то что западной - это факт от которого никуда не денешься. За джаз многие наши музыканты поплатились жизнью, карьерой, искалеченными судьбами. Но джаз - действительно это ИНОкультура для России. Но мы все же не такое закрытое общество, как скажем Албания или Корея (где понятие о джазе вообще не существует), и со временем, не без титанических усилий наших музыкантов и подвижников джаза, не без ответной реакции определенной части народа - эта музыка зародилась, выдержала различные деформации и откровенную дискредитацию, выжила, родила своих мастеров и создала некую советский джазовый ареал и аудиторию. В рамках тех особенностей, которые сопровождали пути развития джаза во всех цивилизованных странах вне Америки.

В кино, театрах на постановках, при музыкальном приложении к Западу обязательно звучал джаз! Джаз НИКОГДА НЕ БЫЛ, даже у себя на родине, ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ! Лишь два периода в истории джаза можно связать с всеобщей его популярностью: 30-е годы, в эпоху больших оркестров в США и Европе, и даже в СССР, и в период с 1956- 1962, когда цементные фундаменты большевизма дали трещину и джаз открыто звучал для всей планеты. Для нашего поколения это был безусловно не только глоток свободы, но когда эта музыка впервые выпорхнула среди однообразной массы закультивируемой и отцензурованной музыки, звучавшей в течении десятка лет, - это одно позволило ей восприниматься как новинка! На фоне крайне обедненной информации о джазе, правда о нем, которая слышна в самих его звуков уже не нуждалась ни в какой-то дополнительной компании по популяризации. Отсутствие официальной пропаганды, и отсутствие полноты аудитории из этого - хотя по своей сути и музыкальной подготовленности советских людей, принятие популярных форм и поджанров джаза могло бы иметь большее распространение.

Сегодня даже в США джаз слушает около 4 процентов населения, интересующегося музыкой. По мировым рейтингам, где поп- и рок-музыка занимают ведущие позиции, джаз занимает седьмое-восьмое места, в бывшем СССР - восьмое, намного опередив классическую музыку! Я не говорю об этом с радостью. Это не очень хороший показатель, но это совершенно нормальное явление когда в определенные временные отрезки эти сложные музыкальные жанры просто не могут быть популярными.

Трудно себе представить даже в обозримом будущем, что наступит время, когда под каждым деревом будут играть на арфах Брамса или слушать Майлса Дэвиса.

Часто джаз называют ЭЛИТАРНОЙ МУЗЫКОЙ. Я категорически против этого термина. Да, джаз потребляют избранно, но это не значит, что человек, который искренне влюблен в джаз должен быть чем то из ряда вон выходящим. Это может быть персона отнюдь не имеющая консерваторского или музыкального образования (в среде которых чаще встретишь людей полностью и огульно джаз отвергающих). Это может быть рабочий, крестьянин, воин, ученый, депутат или даже ворюга, хотя безусловно в среде любителей джаза доля интеллектуалов очень велика. Кто не страдал - тот джаз никогда не поймет! Момент зарождения любви к джазу может возникнуть у различных людей в самый различные возрастные сроки.

Явно замеченная тенденция, что не только музыканты-авангардисты, но и коллекционеры и фэны фри-джаза, по прошествии времени приходят к пониманию ценностей классического и основного течения джаза.

Интересно, может ли ценитель и знаток академической музыки отличать по звуку инструмента, кто из личностей-исполнителей играет на нем. То есть ли разница между Хейфицем и Ойстрахом, Плетневым и Рихтером? Если нет, то ценность джаза вдвойне повышается, так как персональные (фенотипические) тонкости каждой музыкальной натуры, явно слышны и различимы в джазе, даже при неглубоком знании исполнительства. Манера игры на рояле, удар барабанщика, обертоны контрабаса и особенно специфическое звучание духовых. И особенно саксофонистов!

Интересная особенность. Разница в восприятии джаза в аудио- и видео- (я уже не говорю о живом сценическом джазе) существует. Я ловил себя на том, что прослушивая запись того или иного концерта имел совершенно иную оценку, нежели спустя пару недель видел этот же концерт на видеоматериале. И еще к этому же. Один и тот же концерт может в разное время оказать на Вас совершенно разновеликое впечатление.

Кто задумывался над тем, почему сотни мальчишек и девчонок хотят петь и играть как Элла, Сэчмо, Дэвис, Кориа или Трэйн? Что движет этим желанием? Когда услышанная порой ОДНА ПЬЕСА способна затронуть и возбудить какие-то неведомые мозговые и чувственные (эмоциональные) центрв, которые вкупе с талантом, музыкальными памятью и слухом - и дальнейшая судьба предрешена. Причем часто это не носит генетический или национальный и расовый характер. Почему множество белых дам копирует Эллу в каждом поколении отчетливо осознавая, что так как пела она они уже спеть не смогут. Ан нет, всё же пробуют, и часто это становится смыслом жизни. Я не думаю, что этим движет какой-то материальный фактор. Я не знаю на своем веку (за исключением пары отъявленных эпигонов и карьеристов) которые вступали бы на тропу джаза с материальной мотивацией. Интересно, а как в США?

Принятие любого иностранца, как существо значительно более важного, чем отечественный музыкант является следствием одной из неприятных российских национальных черт - благоговения перед иноземцами, в основе которого может быть лежит и уважение к ним. И часто негр, который играет хуже трубача из Саратова толпой воспринимается с большим ликованием, чем отечественные самородки.

Центр и провинция в джазе, и их отношения регулируются точно такими же законами, как и в других жанрах. Особенно это касается науки и практически всего искусства, кино, театра, музыки. И пусть Вы будете хоть семи пядей во лбу, если Вы хотите добиться большего признания, при условии, что Вы этого объективно заслуживаете - то Ваше место в центральных и столичных городах. И эта ситуация известна всему миру, во всех странах, и во все времена! Поэтому поучиться за границей, пообщаться с музыкантами, повариться в этом котле - всегда только на пользу!

Патриотизм и беззаветное служение Музе Свинга молодых джазовых исполнителей, в условиях современной безысходности культуры в России, - поражает!

Эпоха пьяного джаза, особенно в СССР, была связана очевидно с тем, что джазовые музыканты всегда немного были в обиде на общество, которое, по их разумению, не очень любило и понимало это искусство. Они были людьми чувственными и импульсивными, и часто подспорьем в существовании в этом мире им служили допинги.

Джаз в Европе наиболее популярен, так как европейцы более древний народ, склонный к философии, сочинению и имеющий генетически богатую музыкальную культуру и культуру СЛУШАТЕЛЯ, ПОТРЕБИТЕЛЯ и, простите, КАЙФОМАНА от музыке. Тюрки, арабы, китайцы и азиаты этого лишены, но это нисколько не умаляет их человеческие достоинства и они довольны своей культурой, так Бог с ними! Джаз всё же действительно КОСМОПОЛИТИЧЕН!

В России с джазом - нормально, и это лишний раз доказывает ее большой интеллектуальный потенциал. Если каждый музыкант будет развивать свое новое направление ( особенно идущее в разрез с основным течением джаза), то джаз быстро иссякнет и станет абсолютно неинтересным никому, кроме самих творцов. Поэтому люди, которые играют джаз ВТОРИЧНО, подражая Паркеру, Трэйну, Маллигану, Кэлли или Хоккинсу - необходимы и Слава Богу!, Что они есть, иначе кто бы постоянно вкачивал бы свежую кровь в дистрофически обезызвствленные вены джазового старика! Джазу есть место в будущем, и он будет развиваться, пока у людей есть мозги - место джазу в Пантеоне Славы обеспечено! Бетховена все ли любят?.. ДЖАЗ В СТРАНЕ - ЗАСЛУГА ТОЛЬКО ЛИЧНОГО ПОДВИГА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ ИНДИВИДУУМОВ!

Пьедестал джазового музыканта не очень велик. А общежитейском понимании это совершенно ненормальный человек, склонный к странностям, играющий непонятную музыку, много о ней говорящий и восхваляющий ее, склонный к порокам, очень своеобразный в общении, чувственный - корче ЧУЖАК! Конечно, джаз музыка сложная. И когда человек сталкивается с предметом ему непонятным, он воспринимает его или агрессивно или равнодушно, и это музыканты джаза прекрасно понимают. Ответная реакция. Клан джаза! Более того, они рождают легенду об особой расе джазменов, чье искусство привилегия избранных, и не доступна простому народу. Свое неприятие обществом они огораживают джаз сами, и часто именно в этом на джазменах лежит вина за эту самоизоляцию. И в том что джаз непопулярен часто виноваты САМИ МУЗЫКАНТЫ. Снобизм или чрезмерное увлечение экспериментами, невозможность порой популярно объяснить искусство приводит к избитой схеме: "Ага, ты ничего не понимаешь в джазе, значит ничего не поймешь!

Комментарии

Добавить изображение