Состоится ли когда-нибудь бросок Александра Лебедя изКрасноярска в Кремль?

27-08-2000

 

Igor Oleynik

Отказ Александра Лебедя от участия в думских и президентских выборах ("не вижу смысла участвовать в тараканьих бегах") многие восприняли как признание своей бесперспективности на федеральной политической арене.

Насколько справедлива эта точка зрения – судить об этом лучше, глядя не из Москвы, а из Красноярска. Впрочем, красноярская информация о поступках губернатора Лебедя весьма разнородна и позволяет обосновать как вывод о скорой политической кончине генерала, так и вывод о сохранении им серьезных перспектив.

Это не удивительно, поскольку ситуация, в которой оказался Лебедь после победы на губернаторских выборах не только лихо закручена, но и беспрецедентна – в новейшей истории российских регионов ничего сколько-нибудь похожего нет. Похоже, что в этом спектакле занавес еще не опущен и публика еще вполне может удивиться неожиданным поворотам сюжета.

Поскольку Александр Иванович выступает в Красноярске сразу в нескольких качествах, то не стоит мешать всю информацию о нем в одну кучу:

***

Прежде всего, Лебедь стремится быть максимально независимой от инвесторов и оппонентов фигурой, ведущей собственную стратегическую игру по своим правилам. В полной мере это, разумеется, не удается ни одному политику - однако не исключено, что красноярский губернатор в этой номинации имеет высокий рейтинг среди лидеров донорских регионов. Во всяком случае, за последние два года ему явно удалось за счет новых альянсов повысить уровень своей самостоятельности в отношениях со ведущими спонсорами своей губернаторской кампании.

Речь идет прежде всего о небезызвестном Анатолие Быкове, чья спортивно-предпринимательская группировка обладала весной 1998 года гораздо большей экономической (а через Законодательное собрание края – и политической) властью, чем губернатор Валерий Зубов. Вложивший огромные деньги в улучшение своей весьма спорной репутации бывший сельский учитель физкультуры явно рассчитывал с помощью Лебедя оттеснить своего основного местного конкурента, чтобы затем после предполагаемой вскоре победы генерала на президентских выборах – самому сесть в губернаторское кресло.

Кремлевские перспективы Александра Ивановича ввели в заблуждение не одного красноярского олигарха. С учетом состояния здоровья и уровня популярности Ельцина никто из лидеров кланов местной элиты тогда не ожидал, что Лебедь полезет разбираться с экономической ситуацией в регионе. Однако уже через месяц после инаугурации стало ясно, что экс-Секретарь Совета безопасности не намерен удовлетвориться ролью "свадебного генерал-губернатора" при хозяина края - Быкове. А в начале октября 1998 года в ближайшем окружении губернатора было объявлено, что предвыборные экономические обязательства перед алюминиевым бароном выполнены и можно переходить в контрнаступление.

Внешне оно выглядело как борьба против ухода Краза от налогов, в т.ч. через толлинговые схемы. "Внутренняя" же схема контрнаступления во многом определялась тем, что губернатор заставил уйти в отставку ряд высокопоставленных офицеров красноярских правоохранительных органов, выполнявших роль "государственной крыши" спортивно-предпринимательской группировки – и ее легендарная в крае неуязвимость тут же начала давать сбои. Двухлетнее "бодание" Анатолия Петровича с Александром Ивановичем закончилось для Быкова потерей блокирующего пакета акций Красноярского алюминиевого завода и необратимой утратой перспектив занятия на губернаторских выборах места выше третьего.

* * *

Главная функция любого губернатора – это функция регионального администратора. У красноярцев была возможность, выражаясь словами телерекламы, "почувствовать разницу" между профессором Валерием Зубовым, управлявшим краем примерно в том же стиле, в каком Гавриил Попов руководил Москвой в период своего недолгого мэрства, и генералом-десантником, привыкшим ломать управленческую ситуацию "через коленку".

Переход из одной крайности в другую был довольно резкий и впечатляющий.

По сути Лебедь даже не искал какого-то компромисса с кланами местной элиты, а упрямо диктовал свою волю по вопросам полномасштабной выплаты налогов крупным бизнесом и во многих случаях добивался своего. Во всяком
случае, в 1999 году доходы бюджета возросли в 1,85 раз (причем доходы по налогу на прибыль возросли на 325,7% а поступления от акцизов – на 297%). Доля неденежных расчетов с бюджетом сократилась с 60% в 1998 году до 27% в 1999 году. Тенденция, однако

При этом генерала не слишком заботили благожелательные отношения с красноярскими олигархами – отчасти потому, что больше 50% доходов краевого бюджета сейчас формируется за счет налоговых отчислений "Норильского никеля". Так что выстраивание хороших отношений с Норильском объективно оказалось для губернатора более приоритетной задачей, чем отлаживание контактов с Красноярском. К понятной обиде жителей краевого центра - для относительно благополучного Красноярска Александр Иванович остался пришлым чужаком.

Насколько неудобный всем Лебедь является эффективным с государственной точки губернатором – это предмет весьма эмоциональных споров в крае.

К нему можно предъявить множество претензий по вопиющему уровню профессионализма части аппарата губернатора и, так сказать, по "процессу управления". Судить, однако, лучше по результатам в сопоставлении с концом периода правления Валерия Зубова.

Понятно, что экономического чуда в крае за два последних года не произошло, Но и утверждения о том, что уровень кризисности в региональной экономике при новой власти повысился, не подтверждаются бюджетной статистикой. В общем-то все познается в сравнении – много ли в России найдется регионов, в которых на начало августа 2000 года задолжность по зарплате учителей составляет всего 10% месячного фонда оплаты труда. А ведь еще два года назад край изматывали забастовки учителей и врачей.

Кстати, сам Красноярск за два с лишним года, прошедших с губернаторских выборов, удивительно похорошел и даже приобрел некоторый "европейский" лоск. Мэр Петр Пимашков получал у горожан доброжелательную кличку "Петр Фонтаныч", потому что на главных улицах построены десятки лаконичных по стилю и очень симпатичных фонтанов. Если дело так пойдет дальше, то скоро звание "российской столицы фонтанов" перейдет от Санкт-Петербурга к Красноярску. Впрочем, весьма многие красноярцы искренне считают, что город развивается не благодаря деятельности губернатора, а вопреки ей, – но это уже дело личного вкуса и недостаточного знания бюджетных отношений края с городом.

* * *

Губернатору полагается еще быть региональным публичным политиком. Вот с этим у известного своей афористичностью Александра Ивановича - как это ни странно – сейчас совсем туго. Если предвыборная кампания была им выиграна прежде всего за счет интенсивного общения с избирателями при противодействии большинства краевых СМИ, то после своей победы Лебедь "заперся в охраняемом кабинете" и крайне ограничил круг своего общения. По сути он доступен всего для нескольких доверенных лиц – даже некоторые формально высокопоставленные чиновники краевой администрации общаются со своим губернатором далеко не каждую неделю. О непосредственном общении на улицах со своими избирателями не слышно уже почти со времени выборов. На недавнем праздновании Дня десантника губернатор появился в генеральском кителе и с пафосом произнес фразу: "Десантника учат самому жестокому виду боя – бою в полном окружении!"

Иностранным журналистам гораздо легче получить интервью у Лебедя, чем сотрудникам красноярских СМИ. В краевой администрации введен жесткий запрет на дачу интервью без санкции нового вице-губернатора по связям с общественностью Людмилы Селивановой.

Чувствуется, что роль публичного политика (как регионального, так и федерального) Александра Ивановича сейчас тяготит. Он стал гораздо более закрытой в информационном плане фигурой.

Политическая география Красноярского края со времени губернаторских выборов существенно не изменилась. Отношение к Лебедю более благожелательно (или если угодно, менее неблагожелательно) в Норильске и сельских районах, чем в краевом центре, оставшимся "избирательной вотчиной" Валерия Зубова. Правда, значительно выросло число красноярцев, симпатизирующих находящемуся в заключении Анатолию Быкову, таких сейчас едва не столько же, сколь два-три года назад боявшихся Быкова как негласного хозяина города.

Похоже, что в Сибири самые надежный способ поднять свой политический рейтинг – это пострадать от традиционно нелюбимой власти

Несмотря на существование оп

позиционной Лебедю и весьма шумной коалиции местных политиков, серьезных признаков угрозы импичмента губернатору не видно. Предстоящие в декабре местные выборы вряд ли могут поколебать положение губернатора. Петр Пимашков в качестве красноярского мэра вполне устраивает и краевую администрацию, и большинство лидеров местной элиты. А политические симпатии глав дотационных сельских районов в крае имеют гораздо меньшее значение, чем их лояльность в отношении губернатора, плотно контролирующего финансовые потоки. Похоже, что до следующих выборов губернатора в 2003 году Лебедь вполне может доработать без больших внутрикраевых эксцессов. Особенно, если грамотно закончит начавшуюся в последнее время замену москвичей на красноярцев среди своих вице-губернаторов.

* * *

Как федеральный политик, Александр Иванович ведет себя на публичном уровне последний год непривычно тихо. Его федеральные планы и стратегия их выполнения – это тайна за семью печатями даже для близкого окружения. Не исключено, что "президентских" планов уже и нет. Партия Лебедя, более известная как общественное движение "Честь и Родина", находится в ступоре – поскольку сам Александр Иванович не может "безнаказанно" разрываться между функциями губернатора и федерального политика, а других сколько-нибудь известных фигур в партии нет и они вряд ли возникнут. Впрочем, сейчас все без исключения партии в России переживают кризис жанра.

Сам Лебедь всячески подчеркивает на публике, что он прежде всего губернатор и несет ответственность прежде всего перед своими красноярскими избирателями. Однако маскировка истинного уровня своей готовности к прыжку в каком-то неожиданном для большинства зрителей направлении – в традиционной манере генерала. Как никак, по гороскопу он – Тигр…

 

Интерактивный проект "БУДУЩЕЕ РОССИИ"

Комментарии

Добавить изображение